Наконец в России запустился крупнейший музыкальный сервис Spotify. Ждали его не меньше шести лет: в 2014 году компания зарегистрировала юридическое лицо ООО «Спотифай», но на наш рынок вышла только сейчас. За это время появились локальные сервисы со схожей концепцией — «Яндекс.Музыка» и Boom от «ВКонтакте», а послушать любимые треки теперь можно даже в «Одноклассниках».

В российских музыкальных сервисах уже отреагировали на появление конкурента — промо-акциями и усиленной рекламой. «ВКонтакте» присылает ее даже в личные сообщения. А если набрать Spotify в поисковике «Яндекса», одной из первых окажется рекламная ссылка на «Яндекс.Музыку». Мы узнали, чем собираются удерживать пользователей российские музыкальные сервисы, чтобы слушатели не перешли на Spotify.

Что делают наши сервисы

Пресс-служба «ВКонтакте»


В объединенной музыкальной экосистеме Mail.ru Group (VK, OK, BOOM) свыше 3,5 млн активных подписчиков. Сейчас у нас свыше сорока миллионов треков, и библиотека ежедневно пополняется. Главная особенность музыки «ВКонтакте» — социальность. Любимой песней легко можно поделиться с друзьями — в личных сообщениях, на стене, в комментариях, в общих беседах. У пользователя «ВКонтакте» множество точек соприкосновения с музыкой — в ленте, в сообществах, в рекомендациях, в постах. Музыкальные паблики превратились в лидеров мнений и выстроили сильные комьюнити разных жанров, собирают редкие треки, делятся новинками и подборками. «ВКонтакте» отличается и тем, что легко связывает музыканта с аудиторией благодаря все той же социальности и сообществам и страницам артистов — музыкант сразу получает реакцию на свой новый трек, поклонники могут поделиться впечатлениями с ними или с единомышленниками.

Уже шесть лет мы проводим масштабный VK Fest, на котором выступают музыканты, любимые пользователями «ВКонтакте». В этом году из-за пандемии фестиваль прошел в непривычном для нас формате — он шел онлайн и длился целых семь дней. Наша музыкальная редакция регулярно находит новинки и уникальные треки и создает плейлисты — это и тематические плейлисты для разных ситуаций, и редкие жанровые истории.

Система рекомендаций базируется на больших данных и умеет находить для пользователя песни и артистов, которые точно ему понравятся

Подписка на музыку позволяет слушать треки без рекламы сколько угодно в фоновом режиме, а также офлайн — с помощью приложения BOOM. Стоимость месячной подписки сейчас составляет 149 рублей. Студенческий тариф — 75 рублей. Пользователи VK смогут подключить трехмесячную подписку за 1 рубль. Для этого нужно оформить ее по ссылке. Предложение доступно для всех новых подписчиков музыкальной платформы «ВКонтакте».

Мы постоянно работаем над улучшением нашей музыкальной платформы — система рекомендаций базируется на больших данных, собранных за долгое время существования музыки «ВКонтакте», и умеет находить для пользователя песни и артистов, которые точно ему понравятся. Недавно мы обновили алгоритмы рекомендаций. В основе работы рекомендаций лежит целый ансамбль методов машинного обучения: коллаборативные модели для поиска песен, которые часто слушают вместе пользователи с похожими музыкальными предпочтениями, современные нейросетевые модели для поиска похожих именно по звучанию песен, модели для CTR Prediction (модели для прогноза эффективности и кликабельности — прим. ред) и механизмы разнообразия, которые позволяют выйти за рамки текущих предпочтений и найти для себя что-то новое. Также менее популярные авторы могут получать больше внимания в рекомендациях, их не заслоняют известные исполнители. Если вы впервые открываете музыку «ВКонтакте», то вам достаточно послушать несколько любимых песен и добавить их к себе в библиотеку. Уже на следующее перестроение рекомендаций эти сигналы будут учтены и вы получите персонализированные рекомендации.

Мы рады приветствовать Spotify в России. Конкуренция на рынке помогает компаниям развиваться.

Андрей Гевак

руководитель «Яндекс.Музыки»


Количество активных пользователей «Яндекс.Музыки» — 15 миллионов человек в месяц. В среднем пользователи сервиса проводят на нем в будни полтора часа. Драйвер роста сервиса — возможность подписки на «Яндекс.Плюс». Подписка на «Музыку» дает доступ сразу к нескольким сервисам «Яндекса» в рамках «Яндекс.Плюса». Это семь тысяч фильмов и сериалов в онлайн кинотеатре «КиноПоиск HD», скидки на поездки в «Драйве» и «Такси», а также на доставку на «Беру», участие в программе лояльности «Афиши» и дополнительное место на «Яндекс.Диске». «Яндекс.Музыкой» можно пользоваться в поисковом приложении «Яндекса», в «Яндекс.Станции», каршеринговых автомобилях «Драйва», в «Навигаторе» и автомобилях с бортовым компьютером «Яндекс.Авто».

Сегодня «Яндекс.Музыка» — это больше, чем музыка: миллионы подписчиков слушают подкасты, авторские истории, лекции и интервью. Мы будем развивать направление разговорного аудиоконтента, помогая нашим пользователям выбрать, что послушать: будь то лекция TED по пути в офис или новый трек Zivert. Сегодня мы также временно изменяем логотип: вместо ноты, которая олицетворяет музыку, на нем теперь изображен беспроводной наушник, объединяющий сразу все аудиоформаты. Это часть нашей кампании в поддержку подкастов.

Наиболее популярные темы подкастов — юмор, общество и культура, научпоп, образование, музыка, в числе самых популярных подкастов у слушателей по итогам июня: «Планетроника», «TED на русском языке», «Гармония и баланс», «Подкаст лайфхакера» и «Деньги пришли».

Мы временно изменяем логотип: вместо ноты, которая олицетворяет музыку, на нем теперь изображен беспроводной наушник, объединяющий сразу все аудиоформаты

«Яндекс.Музыка» также развивает линейку эксклюзивных подкастов. Самые популярные среди них — антропологическое исследование «Истории русского секса», рассказы о жизни с ментальными особенностями «Одно расстройство» и первый подкаст для детей «Зубочистки».

Подкасты начали осваивать также известные блогеры, наиболее популярные у слушателей «Музыки»: подкаст «10 глупых вопросов» ютуб-проекта «Жиза», подкаст «KuJi» Тимура Каргинова и Андрея Коняева, а также подкаст «Самые честные новости» Артемия Лебедева.

Владимир Кочетков

директор по продукту «Музыка» социальной сети «Одноклассники»


Сейчас в музыкальной базе «ОК» более 40 миллионов композиций. Пользователь может слушать рекомендуемую ему музыку, воспользоваться поиском по названию песни, имени исполнителя или альбому, найти сборники, созданные другими пользователями, или слушать треки, которые понравились друзьям. Понравившуюся композицию человек может добавить к себе в музыку или в специально созданный плейлист. Слушать музыку в «ОК» можно в десктопной и мобильной версиях, а также в приложениях на iOS и Android. Пользователи также могут слушать свою музыку из «ОК» офлайн через мобильное приложение BOOM.

Музыка в «ОК» объединяет людей с самыми разнообразными музыкальными предпочтениями и отражает музыкальные вкусы всей страны. Если говорить про жанровые предпочтения, особой популярностью пользуется современная русская и зарубежная поп-музыка, хип-хоп, рэп, r& b и рок. Внутри соцсети мы специально не вводим понятие самых популярных композиций, так как диапазон музыкальных вкусов действительно обширный. Для нас гораздо важнее найти тот самый трек, который человек захочет прослушать, вне зависимости от его общей популярности.

Любой пользователь может загрузить свою песню в «Одноклассники», мы помогаем в формировании страницы исполнителя, если есть такая потребность

В музыкальном сервисе «ОК» есть сборники, которые сформированы редакторами и пользователями, и среди них есть подборки определенного жанра. Также мы предлагаем жанровые рекомендации: пока они есть только в веб-версии в качестве эксперимента и доступны части пользователей. В этих разделах представлены персональные рекомендации в рамках тех жанров, которые чаще всего слушает каждый пользователь. Помимо этого, внутри соцсети алгоритм на базе нейросетей и технологий машинного обучения анализирует звучание треков, которые пользователь прослушал ранее, и рекомендует похожие композиции. А в разделе «Радио» система также автоматически подбирает подходящую музыку в зависимости от музыкальных предпочтений пользователя, по сути, это один большой плейлист в определенном жанре.

Любой пользователь может загрузить свою песню в «Одноклассники», при этом мы всегда помогаем в формировании страницы исполнителя, если есть такая потребность. Для продвижения музыки есть целый набор инструментов — от сообществ до сложных автоматических алгоритмов внутри соцсети, которые создают рассылки на слушателей конкретного исполнителя при релизе новой композиции.

Чем отвечает Spotify

Пресс-служба Spotify


Мы сосредоточены на музыке, в то время как остальные конкуренты развивают разные направления бизнеса. Spotify доступен на любой платформе и на большом количестве пользовательских устройств. Мы можем предложить очень точные рекомендации на базе музыкальных предпочтений пользователей. Spotify предлагает пользователям более 50 миллионов треков, лучшие персональные рекомендации новой музыки и 4 миллиарда плейлистов — как алгоритмических, так и созданных нашими редакторами по всему миру, артистами и нашими пользователями. Причем для России наша локальная команда подготовила более 100 плейлистов.

Мы видим, какие песни нравятся пользователям, какие треки они переключают, каких артистов они ищут

Spotify собирает до 5 миллиардов цифровых взаимодействий от пользователей каждый день. Мы видим, какие песни нравятся пользователям, какие треки они переключают, каких артистов они ищут, творчество каких исполнителей похоже, и поэтому мы можем предложить очень точные рекомендации на базе музыкальных предпочтений пользователей.

Наконец, мы предоставляем наш сервис не только для пользователей, но и для исполнителей. Мы рады представить в России Spotify for Artists — наш инструмент, с помощью которого исполнители могут получать аналитику по прослушиваниям в режиме реального времени. Также российские исполнители могут предложить свою музыку для включения в редакционные плейлисты от нашей глобальной команды.

Сколько это стоит

Boom + «ВКонтакте» и «Одноклассники». Сервисами можно пользоваться бесплатно, но не более 30 минут в день и с рекламой. Оформив подписку, за первые три месяца пользователь заплатит рубль, потом цена вырастет до 149 рублей в месяц.

«Яндекс.Музыка». Первые три месяца бесплатно, потом — 169 рублей в месяц

Spotify. Базовая подписка бесплатная, но есть ограничения: нельзя скачивать треки и слушать потом офлайн, сервис работает за границей всего 14 дней в месяц, есть реклама и нельзя слушать треки в любом порядке. Премиум-подписка первые три месяца бесплатна, далее нужно платить по 169 рублей в месяц за одного пользователя, 219 рублей за двоих и 269 рублей за семейную подписку (до шести аккаунтов).


обложка: Spotify