Как показал последний опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения, всего 17 % россиян не поддерживают запрет на использование смартфонов и других гаджетов во время школьных занятий. Подавляющее большинство респондентов ВЦИОМ считают, что смартфоны мешают детям учиться. The Village узнал у специалистов по детской психологии и учителей, на чем основаны эти убеждения и как правильно выстроить взаимодействие ребенка с современными гаджетами.

Текст

Ольга Проскурнина

«Польза от смартфонов есть»


Мария Баулина

нейропсихолог, доцент кафедры клинической психологии Московского института психоанализа

Сейчас происходит демонизация смартфонов, как когда-то было с телевизорами, а потом и компьютерами. У этого явления причина в первую очередь психологическая: родители чувствуют, что не могут контролировать ребенка в этой области. Одно дело, когда он смотрит мультики в их присутствии, и совсем другое — когда уходит со смартфоном в школу на полдня или уезжает к бабушке в деревню на все лето. Когда ребенок находится вне зоны родительского контроля, тревожность взрослых повышается. Проще ограничить, чем обучить поведению в мессенджерах.

С нейропсихологической точки зрения у использования смартфонов есть как плюсы, так и минусы. О вреде для ребенка можно говорить, как правило, применительно к истощаемости психических процессов и пресыщаемости. Дети, особенно в младшем школьном возрасте, не могут контролировать эти процессы. Играя в какую-то игру на смартфоне, ребенок может уже истощиться (устать), но пресыщаемость еще не наступила — и мозг работает на износ.

Как сегодня можно всерьез говорить про 15-минутный сеанс работы на планшете или смартфоне?

Отсюда вытекают рекомендации врачей о том, что детям нельзя пользоваться смартфонами больше 15, 20 или 30 минут. Хотя объективных научных данных об оптимальном временном отрезке нет и в принципе, наверное, быть не может — у всех индивидуальный порог истощаемости. Мы же требуем, чтобы ребенок высидел 45 минут на уроке в школе? Наверное, от этого и надо танцевать: 30–45 минут, чтобы и не истощился, и получил удовольствие. Как сегодня можно всерьез говорить про 15-минутный сеанс работы на планшете или смартфоне?

Известно, что у миллениалов благодаря привычке к потреблению контента на смартфонах, планшетах и тому подобном выше скорость зрительно-моторной координации, чем у их родителей. Следовательно, основные параметры процесса внимания — распределение, переключение, объем и устойчивость — возможно тренировать в играх. В небольших дозах для детей с гиперактивностью и дефицитом внимания — очень полезно. То же относится и к играм на тренировку памяти.


«Мы не сможем уберечь детей от всего»

Ирина Мороз

детский психолог, системный семейный психотерапевт

В нынешних телефонах много плюсов: например, они помогают детям привить самостоятельность — ребенок может сам перемещаться по городу и сообщать родителям, где он находится. А смартфон всегда показывает геопозицию ребенка для большего спокойствия. Также школьник может переписываться с одноклассниками и друзьями, использовать будильник, переводчик и электронный дневник, получать информацию для учебы в удобном виде. Все это дает свободу для обучения тайм-менеджменту и возможности брать на себя больше ответственности за расписание и режим дня. Это же снижает напряжение в детско-родительских отношениях: «Это не я тебе по сто раз напоминаю, это таймер — нейтральная сторона».

Важно, чтобы у ребенка были способы снижения стресса, иначе появляется риск дистанцирования и ухода от проблем в виртуальный мир.

Важно четко установить правила работы с телефоном: например, выключать звук на уроках и класть в рюкзак. Мне нравится система естественных последствий: если правила нарушены, ребенок не готов получать расширенные права на смартфон, поэтому на время он их лишится. Потом можно сделать новый заход.

Стоит обратить внимание и на то, что смартфон может стать поводом для конфликтов между сверстниками: его модель, стоимость и функциональность. Но дело не в телефоне, а во взаимодействии детей. По сути, дразнить или хвастаться можно чем угодно: одеждой, рюкзаками, видом отдыха или должностью родителей. Как в любом деле, здесь важен баланс. Любой перекос плох: стремиться закрыть глаза на прогресс и запретить или позволить пользоваться бесконтрольно. Желаю родителям найти подходящую для них золотую середину.


«Через смартфоны в школе можно делать проекты и тестирования»

Кирилл загустин

преподаватель истории, ведущий телеграм-канала «Здравствуйте, Кирилл Александрович»

У нас в школе вопрос о запрете смартфонов на уроках не поднимался: все понимают, что это личные вещи учеников, и забирать их никто не имеет права. В редких случаях, когда речь идет о нарушениях дисциплины на уроке, могут попросить сдать телефон добровольно — положить на учительский стол. И ученики, и родители такую ситуацию, как правило, встречают с пониманием.

Польза от смартфонов на уроке может быть — при условии, что урок будет построен вокруг этого. Сейчас учителя действуют по проверенной схеме: их мини-лекции плюс самостоятельная работа с учебными материалами в основном в печатном виде. И все вопросы строятся по той информации, которую можно извлечь из учебника. Можно было бы организовать на уроке проектную деятельность, чтобы дети самостоятельно нашли материал, поработали в командах и что-то подготовили на его основе — помимо того, что есть в учебнике. Так можно было бы использовать доступ к интернету через смартфон в учебных целях.

Еще один вариант, если забежать в будущее, — организовать схему тестирования через сайт или приложение, чтобы дети могли проходить тесты прямо на уроках через свои смартфоны или планшеты. Конечно, отдельный вопрос — как контролировать использование интернета на уроках. Но если задаться желанием, можно найти применение смартфонам в школе. Пока же они выглядят помехой, с точки зрения учителей, потому что дети могут загуглить ответ на любой вопрос, который предполагается искать в учебнике.


татьяна Ермилова

ответственная за воспитательную работу школы № 2065

Смартфоны у нас на уроках не используются. Я категорически против применения телефонов во время учебного процесса: это расслабляет детей и лишает их возможности думать самим. Также звонки могут отвлекать от урока, поэтому мы просим учеников отключать телефоны. Но с полным отказом от смартфонов я не согласна. Это же проводник между ребенком и родителем, который должен быть в курсе того, как его ребенок добрался до школы и где он находится после уроков. Провести целый день без телефона кажется мне небезопасной затеей: в современном мире нельзя оставаться без связи.