Монорельс — давняя головная боль для московских властей. Да, он соединяет две ветки метро, проходит в живописном месте, но на его содержание уходит много денег, поезда часто ломаются, а горожане этот транспорт не ценят. В 2017 году монорельс перевели в экскурсионный режим — теперь поезда ходят раз в полчаса. Власти регулярно говорят о том, что о его дальнейшей судьбе вот-вот будет принято решение: обсуждается замена монорельса на трамвай или даже разборка всей линии. Последний вариант категорически не устраивает бюро Wowhaus — главных архитекторов собянинской Москвы, создателей Крымской набережной, парка Горького, «Стрелки», кинотеатра «Пионер», Красногвардейских прудов и других общественных пространств. «Какие появляются варианты после закрытия? Разобрать опоры или оставить их стоять, создавая благоприятную для маргинализации среду. Но разбирать инфраструктуру, которая была построена совсем недавно, у нас на глазах, кажется неразумным, а создавать необитаемые пространства внутри жилых районов — тем более», — говорит руководитель интернатуры бюро Ирина Головицкая. В рамках интернатуры же и был создан проект реконструкции монорельса, предусматривающий создание на путях и под ними целого спортивного парка: с висячими садами, вело- и беговыми дорожками, амфитеатром с видом на пруд и музеем транспорта в депо. От сравнений с нью-йоркским парком «Хай-Лайн» на железнодорожной эстакаде архитекторы открещиваются, но сходство, конечно, есть.

Это жест, а не предложение — ни с местными жителями, ни с властями проект не обсуждался. «Концепцию никто не заказывал, это было нашим высказыванием в ответ на перевод монорельса на экскурсионный режим и разговоры о его закрытии», — говорит Головицкая, но добавляет, что созданная в бюро концепция — «повод для диалога и дальнейшей работы». The Village публикует проект с комментариями авторов.

Путь начинается с оранжереи у Тимирязевской сельскохозяйственной академии: по замыслу авторов концепции, она может использоваться ее студентами и преподавателями. За ней предлагают установить спортивные площадки, интерактивные инсталляции и публичные оранжереи.

Дальше на эстакаду поднимается трамвайная линия, параллельно которой идут вело-, пешеходная и беговая дорожки. «Только в одной части эстакады монорельса остается движение общественного транспорта — трамвая. Трамвай в Москве образует две изолированные сети: основную и северо-западную. Вагоны между двумя сетями перевозят на автомобильных прицепах — это всегда неудобно. Мы консультировались с представителями ГУП „МосгортрансНИИпроект“ и использовали их предложение соединить две разрозненные сети трамвайных путей через эстакаду», — рассказала ведущий архитектор проекта Анастасия Измакова.

Затем эстакада выходит к саду и амфитеатру с видом на пруд, усадьбу Останкино, храму и открытому бассейну. После него — семейная зона с детскими площадками, кафе и зеленым тоннелем.

Тоннель ведет в зону с висячими садами и экспериментальной оранжереей. «Под эстакадой сейчас проходят трамвайные линии и железная дорога Ленинградского направления. Если эстакада станет пешеходной, это снимет проблему отсутствия пешеходной связи районов», — отмечает Измакова.

Бюро предлагает организовать в бывшем депо монорельса музей транспорта, у которого сейчас нет своего помещения. В музее можно выставить уже существующую коллекцию и составы монорельса.


Ирина Головицкая,

куратор проекта Анастасия Измакова, ведущий архитектор проекта

Мы сознательно избегаем разговоров про «Хай-Лайн». Наша концепция не была обусловлена референсами к знаменитым проектам, она логично вышла из исследования, которое мы проводили в рамках интернатуры: какое количество людей живет в непосредственной близости от монорельса, какова структура аудитории по возрасту, наличию детей, уровню достатка, какие институции находятся поблизости, насколько хорошо развиты на этой территории различные сервисы (спорт, питание, развлечения) и так далее. Поэтому на каждом участке маршрута концепция реагирует на потребности района, добавляет то, чего не хватает в конкретном месте: кафе, например, или детскую площадку.

В свое время бюро Wowhaus предлагали проект Бульварного кольца, предполагавший усиление связи между разорванными автомобильными дорогами бульварами. В Москве сейчас никак не используются пространства над железными дорогами, несмотря на то что пути железных дорог ведут к центру города и это очень дорогая земля, которую можно было бы использовать и даже получать от этого прибыль. В мире существует множество интересных вариантов такого использования: от автомобильных вылетных магистралей до парков над ними. Такие проекты были в Мельбурне, Барселоне, Тайване.

Мы не считали, сколько денег нужно потратить на реконструкцию по нашему проекту, это возможно сделать уже на следующих этапах. Мы высказались, это идеалистический вариант. Дальше можно думать: считать стоимость реализации всех предложений, реализовывать их частично или перерабатывать.



изображения: архитектурное бюро Wowhaus