Программа реновации поставила под угрозу сноса «Вернисаж в Измайлово». Проект планировки нового жилого квартала на Сиреневом бульваре, который вынесли на публичные слушания, подразумевает строительство дороги на месте ярмарки. Сильнее всего снос затронет «Новый Вернисаж», он же творческий квартал Vernissage, среди резидентов которого — Svalka, «Расфигачечная» и Workplace Fashion.

Слушания по проекту должны были пройти 30 апреля, однако обсуждение отложили, объяснив такое решение «широким интересом граждан» и необходимостью подготовить дополнительные материалы для общения с жителями. Тем временем петицию против сноса «Вернисажа» подписали уже около 15 тысяч человек.

The Village разобрался, зачем городу дорога на месте творческого кластера и есть ли шанс сохранить «Вернисаж».


Обновление: Из-за общественного резонанса власти передумали сносить Измайловский вернисаж. Проект реновации отправили на доработку. Как именно проведут дорогу, чтобы она не затрагивала территорию «Вернисажа», пока неизвестно.


Кто работает на «Вернисаже»

«Вернисаж» является частью Измайловского кремля, которым владеет семья предпринимателей — Марина Алексеева, Александр Ушаков и их дочь Мария Выборная. Последняя в июле 2017 года пригласила команду «Флакона» «освежить» часть комплекса. Flacon-X получил в управление часть у набережной, где раньше были склады Черкизовского рынка, создала творческий квартал Vernissage и заселила новыми арендаторами.

В числе резидентов квартала — «Свалка», «Расфигачечная», дом моды Workplace Fashion, тату-салон Disciplina, гончарная и стекольная мастерские, фуд-корт с корнерами Panama grill, NoName Cafe, вегетарианское кафе I-tal Corner и Okbuddha, бар Medvedи, кальянная «Кальянный кот» и кулинарная студия «Белый хлеб». Если строительство дороги утвердят окончательно, всем им придется искать новую площадку. Также под снос пойдут антикварный и блошиный рынки и аллея художников.

Зачем понадобилась новая дорога

The Village уже писал, что микрорайон на месте бывшего Черкизовского рынка отстроят практически с нуля: вместо 17,5 тысячи квадратных метров нежилых строений там возведут в 30 раз больше жилых — примерно 536 «квадратов». Для жителей квартала потребуется создать новые маршруты, с помощью которых можно будет добраться до ближайших станций метро.

Дорога у Измайловского кремля запланирована давно, говорит гендиректор Flacon-X Ян Ярмощук. Ее появление на месте Серебряно-Виноградного проезда вдоль одноименного пруда логично: это кратчайший путь от проектируемого района до станции «Партизанская». Однако в новом проекте дорога стала шире и теперь проходит по территории, где сейчас находятся здания «Вернисажа». Чтобы обогнуть площадку, строителям пришлось бы залезть в охранную зону парка «Измайлово», но особый статус территории не позволяет вносить изменения без разрешения.

«Проблема в том, что проектировщики — Москомархитектура и Институт Генплана — хотят как можно скорее принять проект. Они не могут тратить время на согласования с природным парком: проще снести здания, чем идти к федералам и согласовывать особые условия. „Вернисаж“ страдает, потому что власти торопятся построить дома», — подытожил гендиректор Flacon-X. Это не единственный пример спешки городских властей по программе реновации. The Village уже рассказывал, как Москва отказалась от проведения конкурса по кварталам реновации из-за необходимости закончить программу до 2032 года.

Что говорят резиденты

«Сейчас на площадке царит паника», — рассказывает Евгений Волк, которого в этом месяце назначили директором по развитию «Нового Вернисажа». По его словам, некоторые арендаторы решили не продлевать договор и съезжают. Новые резиденты боятся заезжать из-за слухов, что снос буквально завтра. При этом в управе Волку сказали, что если дорогу утвердят, то работы начнутся не ранее 2022 года.


Сорочинская Татьяна

директор магазина Svalka в «Новом Вернисаже»

Власти могут расширить уже имеющуюся дорогу, идущую по северной части Серебряно-Виноградного пруда, вместо того, чтобы сносить «Свалку» и остальные объекты «Нового Вернисажа». Для нас снос окажется критичным, потому что снова приведет к огромным расходам на поиск и аренду нового помещения: мы уже переезжали несколько раз. Вдобавок около 30 сотрудников магазина лишатся работы.


Кирилл Мельчаков

гендиректор Workplace Fashion, первый резидент «Нового Вернисажа»

Снести «Вернисаж» — значит лишить поддержки малое предпринимательство в России. Моему проекту шестой год, за это время в нем участвовали более 200 молодых дизайнеров, сейчас здесь работают 15 дизайнеров.

Люди, которые проектировали дорогу, живут прежним представлением, будто здесь до сих пор находится «Черкизон». Они не знают, что в «Вернисаже» происходит сейчас, тут новый творческий кластер.


Можно ли спасти «Вернисаж»?

Руководство «Вернисажа» пытается найти решение, которое устроило бы и жителей, и власти. «Сейчас отсутствует взаимодействие между ведомствами: одни проектируют, другие строят, третьи согласовывают», — говорит Ярмощук. Flacon-X намерен организовать обсуждение вместе с собственниками Измайловского кремля Мариной Алексеевой и ее дочерью Марией Выборной, главой Москомархитектуры Юлианой Княжевской и департаментом природопользования, который может согласовать работы в парке. Пригласить хотят также главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова и мэра Сергея Собянина, который 10 апреля встречался с представителями креативных кластеров и обещал им поддержку.

«Сохранить эту территорию для творческого кластера необходимо, потому что создавать все с нуля в другом месте будет очень сложно. Мы хотим показать городу, что нужно уметь договариваться и искать компромиссы. Дорога тут не в пустом поле, поэтому нужно более внимательно и осторожно подойти к ее проектированию», — добавил гендиректор Flacon-X.


ЕВГЕНИЙ ВОЛК

управляющий и директор по развитию проекта «Новый Вернисаж»

Я не верю, что городу выгоднее на месте «Свалки» и десятка молодых предпринимателей иметь автобусную остановку. На эту площадку у моей команды большие планы. Мы хотим за короткий срок создать главный инста-аттракцион Москвы с десятками декораций и инсталляций для любителей и профессиональных фотографов. Надеюсь, что на ближайших слушаниях дорогу отменят и все же обратят внимание на уже существующую по соседству.


The Village обратился за комментариями в «Москомархитектуру» и Институт Генплана, который разработал проект застройки, однако они не смогли оперативно ответить.


Фотографии: Анна Михеева