Будущая ветка Московских центральных диаметров (МЦД-2) пройдет через Курский вокзал и станцию Каланчевская — именно здесь власти планируют в два раза расширить уже существующую железную дорогу в узком овраге через два тихих района. Новые рельсы станут еще ближе к жилым домам и архитектурным памятникам, а поезда будут ходить каждые три минуты.

Строительные работы уже начались, хотя с местными публично проект никто не согласовал, а экспертизу он не прошел. Как следствие — жители собрали уже два стихийных митинга на 300 человек, а из квартир знаменитого дома Обрабстроя вывесили красные полотна. Всего стройка затронет 4 тысячи человек. Активисты боятся, что по зданиям из-за вибраций пойдут трещины, а из-за шума поездов на первых этажах станет невозможно жить. The Village нашел настоящую презентацию проекта и разобрался в деталях.

Что говорят местные?

5 июня депутат Красносельского района Илья Яшин рассказал о проблемной стройке в своем видеоблоге. Ссылаясь на оценку неких экспертов, он заявил, что поезда скоро будут ходить в восьми метрах от дома № 9 на Старой Басманной улице (советская девятиэтажка), в десяти метрах — от местного лицея, а до памятника архитектуры, дома конца XVIII века (Новая Басманная, 9), и вовсе останется всего пять метров.

Жители конструктивистского дома Обрабстроя, в свою очередь, опасаются, что во время среза грунта здание может просто обрушиться (17 метров до новых рельсов, по предположениям активистов). Зеленый овраг нынешней железной дороги потеряет свой исторический вид и перспективу. По плану поезда МЦД будут ходить по четырем путям каждые три минуты, что сделает Басманный район гораздо более шумным.

Координатор «Архнадзора» Андрей Новичков указывает, что для подобного расширения необходимо заключение департамента культурного наследия города Москвы с оценкой влияния на памятники архитектуры.

Первый протестный сход местных жителей у Хомутовского тупика в начале июня

Что говорят проектировщики?

Да, по правилам железную дорогу действительно нельзя размещать к жилым домам ближе чем на 50 метров. При этом 16 зданий между площадью трех вокзалов и «Курской» уже и так стоят внутри этой санитарно-защитной зоны — они были построены до того, как нормативы вообще появились. Опрошенные The Village эксперты говорят, что в крайнем случае проектировщики могут воспользоваться специальным нормативом «СП 225.1326000.2014», по которому в «трудных условиях» железную дорогу можно реконструировать даже в 2,5 метра от существующих сооружений.

The Village публикует несколько снимков страниц из официальной презентации проекта.

Факты из презентации:

— От дома Обрабстроя до самих путей останется 22 метра; до девятиэтажек (Новая Басманная, 9, корпуса 1 и 2) — 18 и 22 метра. Это дальше, чем заявляют активисты, но все равно очень близко.

— Грузовые поезда по этой ветке больше ходить не будут.

— Рельсы будут бесстыковые.

— Вдоль путей, близко к домам установят несколько шумозащитных барьеров высотой три метра (в том числе напротив дома Обрабстроя, лицея № 1581 и на пересечении с Новой Басманной улицей).

— Проектировщики заявляют, что шума в итоге станет даже меньше, чем сейчас.

— Жителям 22 домов (ближайших к путям) заменят окна на стеклопакеты с шумоподавлением.

— Пешеходный мост в Хомутовском тупике снесут и построят новый, сдвинув на пять-семь метров.

— По данным источников The Village, снесут также флигели XIX века усадьбы Куракиных (Новая Басманная, 8), французскую кофейню (Новая Басманная, 7) и здание в промзоне (улица Казакова, 7, строение 2).

На самом деле власти обсуждают проект с жителями уже больше месяца — просто в полузакрытом режиме. Собеседник The Village из числа местных рассказал, что на согласительные встречи зовут по одному человеку от дома: 23 мая была встреча в Москомархитектуре, затем 6 июня — в префектуре, последняя, 13 июня, снова в Москомархитектуре. Сейчас проектировщики ждут заключения госэкспертизы. Следующая встреча запланирована на 7 июля.

Все схемы будущей стройки перешли к Московским центральным диаметрам от замороженного проекта ВСМ — скоростной магистрали Москва — Казань, под которую этот же участок путей собирались точно так же расширять. Как рассказывает собеседник The Village, «идеологом расширения» участка от «Курской» до Каланчевской на обсуждениях выступает Михаил Приезжев — главный инженер проектов в «Мосгипротрансе». Эта компания проектировала здесь ВСМ, а теперь занимается МЦД — на всех схемах из брендбука стоит ее логотип.

Сейчас на склонах вдоль путей спиливают деревья и размечают грунт: строители отвечают местным, что это «просто выемка коммуникаций», а не будущая стройка, но на самом деле так выглядит подготовка любой стройплощадки: кабели всегда поднимают заранее.

Некоторые жители предлагают свои варианты реконструкции — например, накрыть пути сверху эстакадой, таким образом спрятав их в тоннель. Они беспокоятся, что шумозащитные панели будут непрозрачными, и тогда вид из окон первого этажа будет утыкаться в монолитную стену. Кроме того, панели защитят от шума лишь жителей первых двух этажей.

Что известно про эти диаметры?
Кто заработает на проекте?

Московские центральные диаметры — это новые сквозные маршруты пригородных электричек, или «наземного метро», которые решено пустить прямо через центр. Для этого город достроит связи между теми вокзалами и ж/д направлениями, которые сейчас вообще не пересекаются. А по тем маршрутам, которые уже существуют, пустят десятки новых поездов.

Проект с самого начала был тесно связан с интересами и выгодой компании «Трансмашхолдинг» (ТМХ) — именно ее поезда «Иволга» сейчас массово закупают на эти маршруты, хотя конкурсы проводила компания ЦППК, незадолго до этого купленная самими владельцами «Трансмашхолдинга». Эта же ЦППК будет зарабатывать на билетах — она эксклюзивный перевозчик на центральных диаметрах. Сама же стройка ведется на территории РЖД: общие затраты для всего проекта в госкомпании оценивают в 155 миллиардов рублей.

Читать расследованиe The Village

Спасибо Асе Саргсян за помощь в подготовке материала.


Фотографии: обложка, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 — Кирилл Руков, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 — источник The Village