В Москве впервые показали возможности беспилотной «Ласточки». На экспериментальном железнодорожном кольце в Щербинке поезд совершил тестовую поездку, во время которой самостоятельно остановился перед лежавшим на путях манекеном. Когда куклу убрали, «Ласточка» поехала дальше. The Village спросил у транспортного эксперта Павла Иванкина, зачем городу такой беспилотник, как он работает и когда сможет выйти на МЦК.

Павел Иванкин

председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта


Зачем нужны беспилотные электрички?

Беспилотный поезд никогда не даст сбой. Во-первых, он идет точно по расписанию. Во-вторых, останавливается точно в заданных местах, например у знака «Остановка первого вагона». В-третьих, всегда замечает препятствия. Горит желтый свет — беспилотник снижает скорость, красный — останавливается. Если не сработало что-то во внутренних системах (к примеру, двери закрылись плохо), он также автоматически останавливается либо довозит людей до ближайшей станции и подает сигнал в ремонтную службу.

Самое сложное в управлении поездом — человеческий фактор. Машинисту может стать плохо, он может что-то не рассмотреть или просто ошибиться, если устал. Беспилотные технологии подразумевают, что мы экономим на оплате труда, потому что машинист становится нам не нужен, и, самое главное, повышаем безопасность перевозок. Предполагается, что в беспилотной «Ласточке» совсем не будет машиниста, но кто будет находиться в поезде, кроме пассажиров (дополнительный проводник или сопровождающий), пока неизвестно — документы пока разрабатывают.

Как работает беспилотная «Ласточка»?

Поезд на МЦК — это адаптация некоторых европейских технологий с учетом российской действительности. В нем есть ультразвуковые датчики, которые определяют расстояние, скажем, до препятствий — помогают понять, свободен путь или нет. Также есть сенсорные датчики и системы внутренней диагностики, которые проверяют, закрыты ли все двери, как работает электрооборудование и кондиционеры. Кроме этого, состав оборудован системой кругового обзора. В чистом виде у такой «Ласточки» нет аналогов в России, хотя в стране и ведутся беспилотные разработки для грузовых и пассажирских электровозов.

Почему технологию сперва запустят на МЦК?

МЦК — идеальный полигон для тестирования, потому что это замкнутый круг. Электрички там ходят в одном направлении, плюс нет автомобильных переездов на одном уровне с путями — поезд не может столкнуться с машиной. Выпускать эту технологию на всех путях пригорода Москвы и Петербурга пока преждевременно — из-за вопросов безопасности. Люди довольно часто выбегают на рельсы, а на МЦК этого не происходит: кольцо находится в промышленной зоне и хорошо огорожено, туда просто сложно попасть. На МЦК можно наработать опыт, посмотреть, в чем система может ошибаться, а после этого принять решение о тиражировании. Тем более датчик может сработать, когда ничего не произошло, — это тоже важно отрабатывать.

Когда на МЦК ждать первых беспилотников?

Пока «Ласточку» только протестировали, показав ее возможности, но говорить о том, что сегодня беспилотник уже можно выставлять на МЦК, рано. Я думаю, мы сможем увидеть один-два поезда на путях в 2020 году.

Чтобы запустить поезд, нужно менять нормативные акты, так как они эксплуатируются по определенным правилам, которые сегодня вообще не предусматривают работу без машинистов. Чтобы внести этот пункт, нужно переработать много подзаконных актов — это займет время. Тем более к беспилотному поезду нужно подготовить всю инфраструктуру.


Обложка: Роман Вуколов/ТАСС