В самоизоляции мы все стали шеф-поварами и фуд-экспериментаторами. Одни разводят дома чайный гриб и его производные, другие готовят по рецептам из инстаграма и блогов, третьи осваивают новые доставки. Так или иначе, все результаты попадают в инстаграм и другие соцсети — сейчас это единственный доступный нам всем способ общения. Мы расспросили фуд-фотографа и арт-директора Avocado Point Юлю Газову и фуд-стилиста и бренд-шефа Avocado Point Варю Бубнову о правилах съемки еды, чтобы ваши шедевры могла оценить не только мама.


СВЕТ

Практически любую задачу можно решить, используя только дневной свет. Картинка с ним получается естественной, цвета — натуральными. Это сейчас актуально в фуд-фотографии, так же как отсутствие фильтров и четкость изображения. Чем лучше свет, тем в итоге четче выходит фотография.

Если мы говорим о домашней съемке, то лучше оборудовать себе фотоместо у окна. Это может быть широкий подоконник. Если такого нет, можно нарастить его с помощью фанеры или просто передвинуть стол к окну.

Пара нюансов. Если на небе ни облачка, солнечный свет жжет напалмом, а вы снимаете на подоконнике, то все светлое будет с голубым отливом, тени глубокие и контрастные. Это неплохо, даже очень красиво и атмосферно. Но далеко не всегда нужен такой эффект. В этом случае можно воспользоваться рассеивателем света. Он, как понятно из названия, рассеивает прямые лучи: свет становится мягким, а тени и блики не такими контрастными. Рассеиватель может быть как из фотомагазина (от 400 рублей), так и сделанный своими очумелыми ручками из белой неплотной ткани и подручных средств. На ютьюбе куча роликов с подробными инструкциями. Есть вариант для ленивых — просто передвиньте вашу локацию чуть дальше от окна, чтобы прямые лучи не доставали. Также рассеиватель поможет избежать белесых бликов на жидких блюдах.

Второй момент. У нас один источник света — окно. Значит, со стороны окна будет светлее, а с другой стороны все те же тени. Тут на помощь придет отражатель. Устанавливаем его напротив источника света — окна, он отражает лучи на более темные участки — и вуаля — ваши тени уже не так глубоки, а свет равномерно распределяется по объекту. Небольшой отражатель стоит тоже от 400 рублей, но всегда есть домашний заменитель — обычная алюминиевая фольга (а точнее, ее блестящая сторона).

Если намотать ее на пластиковую разделочную доску, то у вас получится хендмейд-отражатель с ребром жесткости, который удобно будет фиксировать.


кОМПОЗИЦИя
И РАКУРСЫ

Перед тем как выстраивать композицию кадра, ответьте себе на вопрос, что конкретно вы хотите показать. Только свойства блюда? Целую историю? Всегда интереснее рассматривать фотографию, открывая для себя подробности. Так добавьте в вашу фотографию этих подробностей. Но важно быть логичным и последовательным. Не перестарайтесь и не добавляйте предметы, не относящиеся к происходящему в кадре. Это сбивает с толку и заставляет задуматься о том, что это все понарошку. Не нужно добавлять корабельный канат на фотографию с креветками — вы же не на судне. Как правильно рассказать историю? Ассоциативно! Подставка из необработанного дерева, пучок розмарина перевязан бечевкой, кастрюлька такая веселенькая — все эти нюансы заставляют нас думать про деревенский этюд.

Но лаконичные композиции никто не отменял. Они интригуют и не дают прямых наводок на происходящее, а еще тут огромный простор для творчества.

Еще один композиционный прием — расстановка акцентов. Например, блюдо само по себе не очень интересное и в кадре выглядит скучно, а фотографировать его надо. Вот у вас каша или ризотто, а может, паста. В общем, неприглядная густая масса. Поставив яркий акцент, вы поможете зрителю понять, что задумали показать. Также акценты можно расставить с помощью фокуса. Не стоит недооценивать и кадрирование. С помощью него из одного кадра можно сделать несколько более крупных планов. Такие крупные планы всегда выигрышно смотрятся. Накосячили с фоном и композицией? Кадрирование все исправит.


ФАКТУРА

Тут все просто. Мы идентифицируем качество еды по внешнему виду и запаху. Запах фотография пока не передает, а вот вид — вполне. Мы знаем, что вкусные овощи — свежие, что капучино должен быть с пенкой, а курица — с корочкой, сыр тянется, разрезанный манго сочится, а стейк внутри розовый.

Важно показать на фото все эти триггеры, вызывающие аппетит и ассоциирующиеся с продуктом. Для эффекта пущей свежести «с грядки» побрызгайте на овощи или зелень водой из пульверизатора. Вообще «смазать маслом» — прием универсальный, если вы снимаете с непривычки, например, одно блюдо два часа подряд, а оно уже к концу первого выглядит уставшим.


ЦВЕТ

Главная задача фуд-фотографии — вызвать желание съесть то, что на картинке. Цвет тут помогает достичь той самой пресловутой выразительности кадра, обращает или, наоборот, отвлекает внимание. Хорошо сочетаются между собой контрастные цвета (которые расположены друг напротив друга в цветовом круге). Здорово смотрятся монохромные композиции, состоящие из предметов разных оттенков одного цвета. Еще удачное сочетание — из соседствующих в цветовом круге цветов.

Беспроигрышный вариант — сочетание между собой цветов с одинаковой плотностью: яркого с ярким, светлого со светлым, темного с темным. Сочетаются и цвета одной температуры (холодные с холодными, теплые с теплыми). Белый, серый и черный — универсальные цвета. Они отлично сочетаются со всеми остальными, поэтому в ресторанах чаще всего белая посуда.

Конечно, у всех разные цветовые предпочтения. И снимать вы вольны в той палитре, которая нравится вам. Правда, считается, что синий и фиолетовый меньше всех вызывают аппетит, а вот желтые, оранжевые и красные оттенки, наоборот, считаются самыми аппетитными.

Залог хорошей фотографии, помимо уже перечисленного, — это насмотренность и опыт. Раньше я тратила на съемку гораздо больше времени, ища тот самый ракурс, чтобы показать то, что задумала. Иногда достаточно было поменять тарелку или заменить цвет фона — и композиция складывалась. Просто начните — и не заметите, как втянетесь.


Фуд-стилизация

Для того чтобы еда получилась аппетитной и яркой, нужно правильно подбирать посуду. Например, если это блюдо приглушенных коричневых тонов, лучше брать яркую посуду. Гречка с грибами будет красиво смотреться в ярко-синей тарелке или сочно-зеленой.

Посуда не должна много на себя брать, но в то же время она, как аксессуар, должна дополнять. Даже если вы хотите показать именно тарелку, ее содержимое должно как минимум соответствовать стилю посудыНе стоит воспринимать это буквально. Не всегда азиатское блюдо нужно показывать в тарелке с иероглифами — можно расширить границы и воспользоваться чем-то лаконичным с завершенной формой. Или вспомнить о том, что в Азии вам могут подать блюдо в любой тарелке, лишь бы из нее было удобно и вкусно есть.

Где найти классную посуду и приборы? Поройтесь на антресолях. Иногда там можно найти прекрасные винтажные экземпляры, которые наши мамы хотели забыть или которые наши бабушки в свое время спрятали. Особый респект я выражаю магазину Familia, Fix Price, японским и корейским магазинчикам, местным посудным брендам Redneck Ware и Agami Ceramics, Falcon, а еще иногда бриллианты попадаются на иностранных барахолках.


ЧТО В ТАРЕЛКЕ

Важно не перегружать тарелку. Никаких лишних объектов, которые не связаны с идеей или с вашим блюдом, не входят в его состав или не подчеркивают задумку.

Пельменный пример. Если у вас в кадре пельмени, подумайте, с чем их едят. Мне на ум приходит сливочное масло, зелень и сметана. Как красиво обыграть этот скучный набор, чтобы зелень не перекрывала пельмени, а сметана и масло не выглядели скучным белым пятном? Вы можете дополнить их кусочком сливочного масла, заранее смешанным с мелко нарубленным укропом. Так у вас в кадре появится красивый зеленый кусочек масла, который станет логичным акцентом и будет прекрасно таять на дымящихся пельмешках. Или слегка украсьте их мелко нарубленной зеленью, а рядом поставьте креманку со сметаной, присыпанной толченым черным перцем или паприкой.

Никаких лишних ингредиентов. Лучше сделайте что-то интересное из уже существующих. Если у вас в кадре рагу из баранины с фенхелем и морковью, вы можете сделать красивую глазированную морковь. Если это капустные драники — сделайте их из красной капусты. Вкус не изменится, зато они приобретут шикарный глубокий фиолетовый цвет.


ПРИПРАВЫ

Хочу отдать дань приправам: они придают блюдам текстуру и фактуру. Но и их нужно использовать в тему блюда, то есть только если с ними блюдо на самом деле будет вкуснее или они входят в его состав. Не разбрасывайте приправы вокруг тарелки — возможно, вам покажется это красивым, но на самом деле довольно тривиально и немного странно, ведь в обычной жизни вы так не делаете. 


ФРУКТЫ, ОВОЩИ, ТРАВЫ И ЦВЕТЫ

Если это свежие продукты, то есть обязательное условие: они должны быть сочными, свежими и без бочков, а фотографии трав и цветов должны источать аромат. Чтобы зелень оставалась свежей на фотографии, о ней с самого начала нужно позаботиться — оберните ее мокрым бумажным или нетканым полотенцем и положите в холодильник. Если зелень слегка завяла, то полчаса в холодильнике в холодной воде ее реанимируют.

 

Фрукты и овощи лучше всего резать непосредственно в кадре (чтобы капельки сочного сока сочились). Не забывайте, что некоторые овощи и фрукты имеют свойство темнеть, здесь вам в помощь лимонный сок — сбрызните им продукты, переходящие на темную сторону. Вы, наверное, заметили, что некоторые ягоды имеют слегка мутное напыление. Малину, голубику и ежевику для фото лучше не мыть — они мгновенно теряют вид.

Если это приготовленные — прижаренные, припаренные, гриль, фри или тушеные — овощи, то они должны выглядеть так, будто вы только-только их приготовили.


ФОН И ПОВЕРХНОСТЬ

Никогда не используйте дико пестрый текстиль, он отвлекает от еды, а может даже помешать камере навести фокус. Не используйте ненужный старый текстиль, который часто выглядит не очень, а еще жатый цветной текстиль — в кадре он выглядит как половая тряпка.

Однотонные, не слишком фактурные ткани аппетитных цветов, салфетки, бумажные листы — да. Аппетитные цвета — красный, оранжевый, лососевый, желтый, бежевые тона, зеленый, синий (глубокий и светлый) и производные от них пастельные тона. Крафт нужно использовать только в тему, если это что-то запеченное, мясное или кантри-стайл.

Отлично подойдут листы цветного картона, красивые подставки, деревянный паттерн (если нет деревянной поверхности, ее могут заменить части оставшегося ламината, собранные на столе). Но не злоупотребляйте деревом, оно почти всегда вызывает деревенские ассоциации. Если у вас блюдо на сельскую тематику, то дерево его подчеркнет, если же что-то более сложное и модерновое — оно упадет на ваше блюдо и раздавит его всем своим весом.


ПОДАЧА

Здесь все зависит от того, какую идею несет съемка. Чтобы показать, как же вкусно, иногда можно отщипнуть (откусить, отрезать) кусочек, создав тем самым динамику в кадре. Старайтесь не допускать того, чтобы блюдо выглядело однородно, делайте акценты. Например, простой овощной салат можно сделать интереснее, если в него нарезать огурцы не привычными дольками или колечками, а наслайсить ножом для чистки овощей.

Если вы хотите придать простому блюду более шикарный смысл, попробуйте добавить в кадр сочетающийся с ним небанальный ингредиент. Например, простые блинчики можно превратить во французские крепы, положив рядом грушу «конференц» и сливочный сыр.

Если вы хотите, чтобы остывшее блюдо выглядело с пылу с жару, придайте ему типичные признаки свежести: блеск — смажьте растительным маслом (салфеткой или кисточкой); свежесть — слегка сбрызните прохладной водой из распылителя. Мясо выглядит сочнее, если его слегка смазать медом в месте надреза.

Не бойтесь небрежности. Это, кстати, называется дёрти-стайл. Например, под вашим запеченным блюдом остался прижаренный отпечаток сока — супер, это самое то для того, чтобы у всех потекли слюнки.

И последний важный совет. Прежде, чем делать фото блюда, обязательно попробуйте его на вкус. Важно, чтобы оно соответствовало вашим ожиданиям. И, конечно, выбрасывать продукты — не эко-френдли, ведь мы не только за красоту, но и за пользу!


Фотографии: Варя Бубнова / Юля Газова