Треугольные наклейки «СысоевFM» можно встретить на дверях любого приличного московского ресторана — так себя рекламирует телеграм-канал (сейчас там 40 тысяч подписчиков). Ведет его маркетолог Александр Сысоев, который за последние пару лет стал едва ли не самой влиятельной фигурой российского гастрономического рынка. Сысоев организовал Российский Ресторанный Фестиваль, который сейчас проходит в 30 городах страны, запустил собственную ресторанную карту лояльности в Москве и официально открыл собственное агентство по продвижению контентных спецпроектов. The Village попросил Александра рассказать, как заработать на телеграм-канале и не поругаться со всеми.

Александр Сысоев

создатель СысоевFM, организатор Российского Ресторанного Фестиваля


Как я занимался продвижением без бюджета

Все началось с того, что я занимался маркетингом сети спортклубов World Class в Петербурге. Например, под нашей маркой в лучших питерских ресторанах появилось фитнес-меню, а мои друзья из московского офиса эту идею начали транслировать и в Москве. После был Names.ru (сейчас его купил Farfetch) два года, оттуда меня пригласили присоединиться к команде бутика Aizel, и я переехал в Москву. У меня получалось делать охватные акции без бюджета: от аренды за копейки витрин в помещениях под сдачу (мы делали из них подобие огромных уличных лайтбоксов под нашим брендом) до ambient design во всех успешных проектах города.

Через год я ушел в Rambler в «Афишу-Рестораны». Там мне было проще: я любитель поесть, многие шефы и рестораторы знали меня как постоянного гостя. «Афиша-Рестораны» — это в первую очередь сервис бронирования, но на момент моего входа в проект мало кто из обывателей мог правильно произнести название сервиса: его называли просто «Афиша». Три года назад через сервис проходило совсем небольшое количество бронирований в месяц, сейчас эти показатели выросли в 17–21 раз.

С нулевым бюджетом, но хорошими дружескими отношениями мы начали, во-первых, получать эксклюзивные новости, что позволило начать возрождать медиа; во-вторых, активно ставили наши планшеты в самые популярные рестораны, подробно объясняя гостям, что сервис бронирования — это удобно. Сейчас им пользуются так же просто, как сервисом такси.

Примерно месяц назад я ушел с должности директора по маркетингу, но остался в компании — теперь я буду заниматься масштабными спецпроектами вроде Российского ресторанного фестиваля.

Российский Ресторанный Фестиваль

Все мои проекты — это забава


Как продать больше 130 тысяч ужинов за две недели

Российский ресторанный фестиваль — это уже мой личный проект. В этом году он проходит в 30 городах России, в нем участвует более 500 ресторанов по всей стране. Его фишка в том, что в рамках фестиваля подают дегустационные сеты из нескольких блюд по фиксированной цене в 990 рублей.

Одной из стратегий сервиса «Афиша-Рестораны» было продвижение культуры еды вне дома. Мы расширяли аудиторию ресторанов — и фестиваль стал одним из рычагов. Как это работает? Например, есть ресторан Duo (ресторан Дмитрия Блинова в Петербурге — Прим. ред.) и есть «Кофе Хауз», но люди массово все равно идут во второй. Ты спрашиваешь: почему? Говорят: дешевле. Хотя это абсолютно неправда! Поэтому РРФ, где сет стоит 999 рублей, — это способ показать людям еду и цены в тех ресторанах, куда они боялись ходить.

На момент, когда я создавал фестиваль у меня был нулевой бюджет, а сейчас этот проект окупается, и это важно. Я покрываю расходы за счет партнерства, а рестораны оказываются в прибыли, потому что, во-первых, они получают очень много промо, во-вторых, к ним приходит много новых гостей. И самое главное, что гости потом возвращаются.

В этом году за время фестиваля мы продали 132 тысячи сетов, получили порядка 700 публикаций в СМИ и десятки тысяч — в соцсетях. Это такой большой, в хорошем смысле народный проект. Сейчас на базе РРФ будет еще два проекта: Night Edition, барный фестиваль с коктейльными сетами по фиксированной цене, и РРФ Black Edition, премиальный, на меньшее количество городов, с более высокой стоимостью сетов, но все равно дешевле, чем по основному меню.


Самые крутые инсайдеры — это риелторы


Как я нашел применение чужим

пресс-релизам

Все мои проекты — это забава. И наклейки «СысоевFM рекомендует» на дверях ресторанов, и телеграм-канал, и система лояльности. Даже Российский ресторанный фестиваль — это тоже был фан. Я вкладываюсь эмоционально в каждый из них, поэтому туда так или иначе приходят деньги.

Канал «СысоевFM» я создал одновременно с фестивалем. У меня не было никакого плана по созданию экосистемы. Мой канал не конкурирует с миллионной аудиторией сайта «Афиша-Рестораны», где пишут такие авторы, как Александр Ильин или Светлана Кесоян, где длинные умные тексты, обзоры. Я занимаюсь совершенно другим: на моем канале только короткие информативные тексты, которые я писал изначально для моих друзей — чтобы разом ответить на все их вопросы, что нового в городе и куда пойти поесть. Мне нравится писать о чем-то первым, но это опять же забава, что-то чисто мальчишеское. Точно могу сказать, что в этом смысле самые крутые инсайдеры — это риелторы, они всегда знают все раньше остальных.

Российский Ресторанный Фестиваль

О том, что мне не нравится, я просто не пишу.


Кто-то шутит, что я первым нашел применение пресс-релизам от ресторанных пиарщиков, но коммерческих постов на канале у меня суммарно не более 4 % от всего контента, и это годовые контракты с брендами. Если я понимаю, что предложение чисто коммерческое и ресторан на этом заработает, это не может быть бесплатно, хотя я в 95 % случаев отказываю. Если они придумают крутой инфоповод, то я с радостью напишу об этом сам.

Как сэкономить 300 тысяч и не нажить врагов

Многие рестораны приходят с желанием сделать какую-то совместную акцию, но, так как я вижу хорошую конверсию, это не может не быть коммерческим. Есть кейсы, когда ресторан за неделю получал прибыль по 200–300 тысяч только по акциям канала, когда гостю надо было показать пост и получить скидку. Кстати, многие очень стеснялись показывать сообщения официанту, поэтому я придумал карточку, которую можно добавить в Apple Wallet, — теперь показывать нужно ее, что многим гораздо комфортнее.

Я всегда стараюсь дружить с людьми и общаться, потому что все люди хотят коммуницировать, у всех есть свои потребности и задачи, а так как у меня большое количество знакомых, я могу помогать им, а они — мне.

Почему я пишу про одних, и не пишу про других? Есть контентная политика, очевидно, что я не буду писать про какой-нибудь ужин с венгерскими винами. Я не считаю ценным для себя прийти в ресторан Х, где некий шеф будет готовить блюда в сопровождении непонятного в хорошем смысле вина. Если ты фанат, то скорее всего ты уже в курсе, а для обывателя эта информация совершенно не нужна. Людям интересно узнавать, что открылось нового, где полностью обновилось меню и куда приезжает какой-то реально крутой шеф. А о том, что мне не нравится, я просто не пишу.

Со мной в команде работает несколько человек, в каждом городе у меня есть инсайдеры, которые сообщают мне, что нового происходит в городе. Большинство текстов пишу я сам, но заказываю много колонок про вещи, в которых ничего не понимаю. Все тексты, которые выходят в итоге под моим брендом, я вычитываю и редактирую, часто меняя обороты или сокращая все в пять–десять раз.


В России туризм может начаться только с weekend-travel


Как я занялся пиаром и спецпроектами

Все проекты имеют маркетинговую составляющую: даже наклейки «СысоевFM» я специально сделал треугольными — таких ни у кого не было и они выделяются. Я клею их на двери заведений и даю просто так тем местам, где мне правда нравится, где реально классно, вкусно — эти рестораны я могу посоветовать друзьям и знакомым. Один раз мне предлагали продать наклейку за 100 тысяч, конечно же, я не согласился.

Сейчас мне уже интереснее делать более масштабные проекты. Например, я поддерживаю 80-летие ВДНХ — у нас вышел большой гид о том, где есть в парке. С «Яндекс.Дзеном» мы запустили проект по девяти городам России: где есть, где пить, где ночевать. Чуть позднее он перерастет в полноценный гид на отдельной платформе. Также в этом году канал стал одним из инфопартнеров 872-летия Москвы: на всей полиграфии будет мой логотип, а мы совместно сделаем некий набор гидов для туристов в городе.

Александр Сысоев

Недавно я официально запустил агентство, которое занимается спецпроектами для брендов. В основном это банки, телекоммуникации и алкогольные компании. Мне вообще сейчас очень интересны контентные направления и программы лояльности — это моя новая забава.

Я плавно хочу уходить в туризм и в создание систем: рестораны не могут привлекать туристов в большом количестве. В России туризм может начаться только с weekend-travel, когда ты улетаешь в пятницу и возвращаешься в воскресенье. Но довольно сложно объяснить людям, зачем ехать на два дня в Екатеринбург или в Самару и что там делать.

Я думаю, к концу года на канале должно быть тысяч 70 подписчиков. Зачем мне это нужно? Потому что чем больше моя аудитория, тем проще мне продвигать свои личные проекты. А так — это всего лишь цифры, но, конечно, приятные.


Фотографии: обложка, 1, 2, 3 – Российский Ресторанный Фестиваль