Несмотря на то что в ВОЗ всё же признали колбасу вредным продуктом наряду с табаком, многие не могут отказаться от любимого с детства бутерброда с толстым ломтём «докторской», а кто-то — и от сервелатной нарезки на праздничном столе. Салями, пастрами, ветчину, бекон и сосиски обвиняют часто и во многом, но The Village решил разобраться, действительно ли колбаса может провоцировать развитие такого заболевания, как рак.

   

Андрей Мосов

руководитель экспертного направления НП «Росконтроль»

Колбаса и прочие мясные изделия из переработанного мяса действительно признаны Международным агентством по исследованию рака (IARС) продуктами с доказанной канцерогенной активностью. Иными словами, потребление таких продуктов увеличивает риск возникновения рака, а именно — рака толстого кишечника. Это не значит, что потребление колбасы обязательно вызовет рак — тут уж как повезёт, но риск и в самом деле повышается.

Сказанное относится не только к колбасным изделиям, а к продуктам из переработанного мяса вообще. Как это работает: именно при тепловой обработке мяса, при нагреве аминокислот в присутствии углеводов образуются некоторые азотсодержащие вещества, являющиеся канцерогенами. Они образуются и образовывались в пище с тех пор, как наши предки придумали готовить мясо на костре. Так что любой связанный с этим риск существует уже многие тысячи лет. И чем выше нагрев, тем больше образовывается вредных веществ. Так что жареное мясо в этом отношении гораздо вреднее колбасы, которая подвергается тепловой обработке при относительно умеренных температурах.

Но колбаса содержит добавленные в качестве фиксатора окраски нитрит натрия или нитрит калия — они придают колбасе привычный нам розовый цвет, и они же помогают предотвратить развитие в колбасе смертельно опасных возбудителей ботулизма. Ясно, что без нитритов при производстве колбасы не обойтись, но важно понимать: попадая в кишечник человека, эти вещества могут превращаться там в канцерогенные нитрозамины. Однако в нитриты (и в дальнейшем в нитрозамины) могут превращаться и нитраты, которые содержатся в изобилии во многих овощах и разнообразной зелени (в том числе и в натуральных, выращенных с соблюдением всех требований органического производства). Поэтому придётся смириться, что какое-то количество нитрозаминов в кишечнике человека всегда образуется. И такой риск является для нас, если так можно сказать, естественным и неотъемлемым для существующего образа питания. Конечно, чрезмерное потребление колбасы этот риск увеличивает, поэтому при производстве детских колбасных изделий нитриты используют в гораздо меньшем количестве. 

К тому же копчёные колбасы могут содержать ещё одно вещество с доказанной канцерогенной активностью — бенз(а)пирен. Он образуется при термическом распаде древесины, используемой для копчения. По данным Союза потребителей «Росконтроль», большинство колбасных изделий сегодня не содержат бенз(а)пирена — то есть его содержание ниже порога обнаружения. И всё же колбаса и колбасные изделия вообще никак не вписываются (или вписываются с трудом) в рацион здорового питания. Если вы никак не можете без них обходиться, то нужно понимать, что риск развития онкологических заболеваний при употреблении этих продуктов действительно увеличивается. Правда, на фоне прочих рисков, связанных с загрязнением атмосферного воздуха, активным и пассивным курением, канцерогенами, мигрирующими в воздух из отделочных материалов в наших комнатах, риск этот не очень велик — с риском от колбасных изделий всё-таки можно жить.

   

Илья Фоминцев

врач-онколог

Действительно, потребление красного мяса, в том числе и в переработанном виде, повышает риск рака. На самом деле это давно известный факт, который почему-то поднялся на информационную волну после заявления ВОЗ. Но речь тут идёт не о раке вообще, а только о раке толстой и прямой кишки. К тому же за счёт рациона риск повышается не так радикально. Начнём с того, что это явно не самый главный фактор риска колоректального рака. Я перечислю те факторы, которые действительно могут определять вас в группу риска, и это не мясо. Первое и главное: наличие у вас двух и более родственников первого порядка (отец или мать, брат, сестра, сын, дочь), которые страдали колоректальным раком. Плюс раннее начало рака хотя бы у одного родственника первого порядка — при условии, что диагноз установлен в возрасте до 60 лет. Также к основным факторам относят наличие в анамнезе следующих заболеваний: неспецифический язвенный колит, болезнь Крона, полипы толстой или прямой кишки, наличие полипов толстой кишки у родственников первого порядка, раннее начало колоректального рака у родственников второго порядка (дедушка/бабушка, дядя/тётя) — в возрасте до 50 лет.

В целом наличие хотя бы одного из перечисленных выше пунктов говорит о том, что скрининг колоректального рака вам следует начать раньше, чем остальным людям, и немного другим методом. А всем остальным, потребляющим красное или не потребляющим его, в переработанном или непереработанном виде, скрининг колоректального рака проводить по другой схеме: в возрасте с 55 до 75 лет ежегодный анализ на скрытую кровь количественным иммунохимическим методом (iFOBT). При выявлении повышенной концентрации глобина — фиброколоноскопия. В этом марте наш фонд совместно с НИИ онкологии имени Н. Н. Петрова запускает систему, которая позволит каждому определить свою группу риска и получить взвешенные рекомендации по наблюдению. Пока можно пройти лишь предварительную регистрацию на сайте Nenaprasno.ru, тогда вы первыми узнаете о запуске системы.