Российская модель Саша Паника завела кибердвойника в Instagram и назвала ее своей сестрой Асей. Подписчиков у Аси пока немного (на момент написания материала — 828), зато уже есть большой договор с аdidas и френеми в лице еще одной виртуальной инстамодели Киры, которая сравнивает Асю с пластиковым манекеном и намекает на исключительно коммерческие цели ее создателей. Сейчас над двойником Саши Паники работает целая команда: сценарист, 3D-дизайнер, стилисты и фотографы. По просьбе The Village журналист Даниил Трабун поговорил с Сашей о хейтерах, диджитал-инфлюенсерах, аватаризации и рекламных проектах. 

Интервью: Даниил Трабун 

Как появилась Ася Страйк

Этим летом мы с моим молодым человеком много говорили о феномене инстаинфлюенсеров и куда это все движется. В Instagram особенно сильно ощущаешь, как личный аккаунт в какой-то момент начинает «аватаризироваться», а ты превращаешься в персонажа. Поэтому у многих инстаблогеров с большим количеством подписчиков есть отдельные, как бы неофициальные аккаунты для хроники «реальной жизни», к примеру у Марьяны Ро или у Лили Абрамовой. У меня такой тоже есть.

Аватаризация — это нормально. Инфлюенсер из человека превращается в отдельное медиа. В конце концов, уже не так важно, реальный это человек или нет: если он интересный персонаж с увлекательной жизнью, то за ним будут следить. Более того, необязательно скрывать, что инстаграм ведет персонаж. Несколько 3D-персонажей @lilmiquela и @shudu.gram, которые казались сиюминутным трендом, доказали, что важен интересный нарратив, красивые фотографии, а совсем не то, живой человек на снимке или рендер.

Так появилась история про Асю. Ася — моя сестра, она, как и я, родилась в селе Артем Новгородской области, училась в сельской школе, а потом я переехала в Санкт-Петербург. Так наши пути разошлись, и только сейчас мы снова начинаем налаживать отношения. Ася — цифровой близнец, и этим она отличается от других диджитал-инфлюенсеров. Ее бэкграунд глубоко связан с российской реальностью и моей личной жизнью. Можно сказать, что моя диджитал-сестра — это медиа и веб-сериал одновременно, хотя прежде всего это просто интересные изображения.

Виртуальные инфлюенсеры часто просто показывают себя в разных интерьерах и нарядах. Ася планирует рассказывать о том, что ее волнует. По сути, это медиа про новый образ женщины, и контент-план Аси немногим отличается от повестки refinery29, broadly или wonderzine.

Веб-сериал — это, конечно, ее отношения со мной и новыми знакомыми в Москве, ну и флешбэки. К примеру, в Питере она работала в интернет-кафе, опыт был не из приятных.

Ася развивается, меняются ее изображения. То, что зацепило нас в Lil Miquela (цифровая инстамодель из Лос-Анджелеса. — Прим. ред.), это то, как за год она превратилась из простых рендеров в полноценную анимированную поп-звезду — это просто красота.

Люди до сих пор обращаются в директе не к Асе, а к ее создателям. Ася, если что, обижается. Но если отвлечься от того, что она — 3D-персонаж, то все, что выше, подойдет любому живому инфлюенсеру, который хочет развиваться на какой-нибудь платформе. Это еще одно подтверждение того, что плоть и кровь в интернете уже не так важны.

Создание Аси

Создать диджитал-инфлюенсера непросто. Над Асей трудится несколько человек: специалист по 3D-моделированию, ретушер, сценарист и, конечно, фотографы.

Я думала, за месяц получится сделать 3D-модель с прической и эмоциями. Но нет, мы провозились все лето. Сначала нужно было сделать мэпинг тела. Ася — моя сестра, поэтому мэпинг был снят с меня в программе Regard3D. Потом в программе для моделинга ZBrush тело натянули на скелет для того, чтобы Ася естественно двигалась. Потом волосы — их нужно рисовать в программе Houdini, на первых снимках у Аси брутальный ежик. Настроили эмоции, долго возились с зубами и ртом.

По характеру Ася закрытая и бывает агрессивной, это должно было отразиться на ее внешнем виде. Мы разговаривали со знакомыми стилистами и фотографами, обсуждали все — от прически до стиля одежды, в итоге выбрали российский стритвир и спортивные марки. Надо было сделать так, чтобы на наших общих фотографиях и видео в будущем мы с ней отличались, но не радикально. Прическа — это по сути логотип, signature, Асю можно легко распознать по силуэту и цвету волос. Это важно в мире, где attention span (продолжительность концентрации внимания. — Прим. ред.) очень маленький и любой снимок быстро проскролливается дальше.

Параллельно мы придумывали историю. Когда ты ведешь свой инстаграм, то не думаешь про tone of voice — он просто такой, какой есть. У персонажа должна быть собственная индивидуальность. Мы перепробовали нескольких копирайтеров, в конце концов начали писать сценарий сами. Это непохоже на киносценарий, скорее на брендбук, в котором сейчас около 50 пунктов. Вот некоторые из них: «Конфликты», «Карта перемещений», «Отношения с сестрой», «Уровень образования».

Карта перемещений — это самые посещаемые места в Питере и Москве. Ася только что переехала в Москву, поэтому знает она пока немного. Ее карта расширяется постепенно от Китай-города, где она живет. Конфликты и неприятные темы — это то, чего она не приемлет, против чего выступает, что может заставить ее писать манифест или возмущенные стори. К примеру, Ася училась в простой школе и жила в селе, поэтому у нее было немало историй, когда до нее домогались парни. В любой истории, связанной с насилием над женщиной, она выступает за женщин и делает это достаточно агрессивно.

У Аси уже появилась френеми — @kira.faux, которая родилась тоже этим летом. Кира — такая типичная столичная девушка с купленными подписчиками, и в этом смысле она идеально в Асин нарратив вписалась. Нужен же кто-то злой в Москве, кто будет тебя гнобить на старте. Кира, к примеру, распускает слухи, что Ася — проект adidas. Это не так. Ну а пять минут назад Асю прокомментировала еще одна российская диджитал-модель @dina.gartman. Может быть, с ней Ася подружится.

Кто такие диджитал-инфлюенсеры

Таких виртуальных инфлюенсеров в Instagram уже десятки, и у многих есть любопытная история. Про Lil Miquela вы, скорее всего, знаете, но у нее есть по крайней мере два виртуальных друга: на мой вкус глуповатый, но веселый @blawko22, который звонит по фейстайму рэперам и ведет стримы, и республиканка @bermudaisbae, они с @blawko22 даже короткое время встречались. Есть @ozzydigital — это дизайнер, который постепенно себя диджитализировал и в конце концов стал 3D-персонажем.

@thediigitals и @irmazmodels — это модельные агентства в мире диджитал-инфлюенсинга. Первых, кстати, недавно нанял вместе с агентством по созданию виртуальной одежды @itsclo3d дом Balmain. Киберблогеры с российскими корнями тоже постепенно начинают появляться. Ася пока стесняется, но, скорее всего, в какой-то момент начнет знакомиться со всеми этими ребятами.

Это далеко не полный список «новой волны» инфлюенсеров. Но круче всех, конечно, пока Lil Miquela, у нее даже клип есть.

Первая кампания и планы на год

Создавая Асю, я начала лучше узнавать себя, даже ощущаю терапевтический эффект от того, что создаю персонажа. Ноябрь и декабрь для нас с Асей пилотные: мы выходим на конвейерное создание фотографий, настраиваем контентную сетку, смотрим, что интересует аудиторию, а что нет. Первые месяцы очень сложные в плане продакшена. К примеру, только на следующей неделе у Аси расширится количество возможных эмоций: пока, как и многие молодые модели, она умеет делать только отстраненное равнодушное выражение лица. Но мы уже научили ее подмигивать, даже на видео.

Adidas стал первым глобальным брендом в России, который не испугался и взял виртуальную инфлюенсерку в промокампанию своей флагманской модели кроссовок Falcon. Несмотря на то что это сложное сообщение, органически Ася зашла очень неплохо, на уровне селебрити, которых знает вся Россия. Ее фотографии пересылают друг другу в директе, и это показатель заинтересованности. Круто, что после такого кейса, притом успешного, и другие бренды смогут отважиться поработать с аватарами.

Даже учитывая, что у нас пока не самые огромные охваты, к нам уже пришло два бренда одежды и одна технологическая компания. Интерес понятен: с Асей можно придумать что угодно, даже в космос отправить. В черновиках у нее есть такая подпись: «Ходить по магазинам диджитал-инфлюенсеру проще, чем обычному: все размеры подходят, не нужны примерочные, легко телепортируешься из одного места в другое».

Следующий наш шаг — добавить больше бэкграунда, обсуждений, цитат и живых людей. На Новый год Ася уже купила платье на домашнем аукционе «Надевать одежду».


Фотографии: Asya Strike