Кажется, совсем недавно сервисы, где можно заказать дизайн-проект и ремонт под ключ, открывались в геометрической прогрессии. Люди хотели получить красивый интерьер быстро и с минимальным присутствием на объекте и верили, что уберизация типового ремонта сделает их счастливыми. Этого не произошло. В апреле мы писали о проблемах, с которыми столкнулась Мария Польникова, клиент компании «Точка дизайна». Позже в срыве сроков и невыплате долгов обвинили сервис «Квадрим». Вместе с дизайнерами Анной и Михаилом Кошелевыми попробовали разобраться, что пошло не так.

Анна и Михаил Кошелевы

дизайнеры, основатели студии и магазина декора Happystation.ru


Когда в 2014 году мы впервые услышали о появлении сервиса «Сделано», то подумали: «О, круто!» Идея ремонтов с типовыми решениями была буквально на поверхности. Белые стены, серая плитка, одинаковые квартиры и одинаковые задачи в них — идеальная почва для типовых услуг, а рынок строителей и спустя пять лет настолько дикий, что переплатить за предсказуемый результат разумнее, чем играть в тотализатор: бригада выходной себе устроила или на родину уехала.

Первые типовые ремонты были кривоваты и недодуманы, там были применены модные, но запрещенные для использования в жилых помещениях материалы. Но время шло, «Сделано» догнал нас по количеству проектов, и было понятно, что к следующему году легко уйдет в отрыв. С одной стороны, конечно, честолюбие бунтовало: давайте и мы выделим пару бригад и оседлаем волну на рынке. С другой — мы не хотели делать типовые ремонты, потому что на самом деле людям нужны не они, а предсказуемость результата. Этой пресловутой предсказуемости сервисам как раз и не хватило. Точнее, результат оказался предсказуемым, но легче клиентам от этого не стало.

Сразу оговоримся: наш рассказ — обо всех сервисах типового ремонта, не о каком-то конкретном. И, на наш взгляд, они все в большей или меньшей степени столкнулись с одними и теми же проблемами. Разберем их подробнее.

 Завышенные сметы

Идея типового ремонта влечет за собой применение одинаковых материалов и одинаковых технологий. Это значит, что сервисы закупают больше материалов по меньшей цене и могут перейти на механизированные стяжки и штукатурки. Рабочие заняты на месяцы вперед и тоже могут не бояться, что останутся без работы. Казалось бы, кругом экономия, но нет: сервисы раздувают сметы и несколько раз пересматривают их уже в процессе. К тому же все работают по предоплате — значит, вернуть деньги за некачественную или несдержанную работу практически невозможно.

Людям нужны не типовые ремонты, а предсказуемость результата. Как раз ее сервисам и не хватило

Пару лет назад к нам пришли клиенты, которые почти подписали договор со такой компанией, но все-таки решили почитать отзывы о компании. Они наткнулись на нашу первую статью о типовом ремонте и решили повременить. У ребят была 29-метровая однушка, и сервис обещал все сделать за 1,45 миллиона. На руках было 2 миллиона, и на мебель с техникой хватало едва-едва, пришлось даже отказаться от кондиционера. Мы взялись за этот проект из интереса. Та техника с той мебелью, что мы поставили в итоге, обошлись в 1,1 миллиона рублей, на 900 тысяч мы сделали ремонт — со встроенными шкафами, встроенными душевыми смесителями с линейным трапом, деревянными, а не картонными дверями. Нам совсем не стыдно за результат.

 Срыв сроков

Клиент не сильно избалован качественным сервисом, и если он понимает, что переплачивает, при этом получая очень среднее и в дизайне, и в материалах, и в качестве решение, — сервисы должны как за Сталинград держаться за сроки и смету. Или хотя бы делать вид, что для них это приоритет, и отговаривать клиента от любых изменений. Чтобы в конце ремонта он мог сказать: «Да, не Заха Хадид, но я в самом начале знал дату переезда и цену». И это бы совершенно точно привело и к новым клиентам, и к масштабируемости.

 Претензии к качеству работ

Опять же, сервисы в один голос позиционируют себя как избавление от головной боли с ремонтом. Но даже в сотой квартире будут косяки — ремонт делают не роботы. Если почитать претензии клиентов именно к качеству работ, они до смешного просты и устраняются максимум за неделю. Заказчики не знают про нормы допусков на штукатурку, и немногие догадаются приложить прави́ло к стене, чтобы проверить, ровная она или нет. Мысли клиента, опять же, можно предсказать: «Я переплатил, я согласился на простые решения — значит, все должно быть аккуратно, а тут и сроки уползли, и бюджет вырос — я обманут».

Поразило отсутствие нормальных инструментов у рабочих. Нет молотка — забиваем гвозди пассатижами, нет плиткореза — режем болгаркой

 Дешевые отделочные материалы

Одного нашего знакомого, толкового специалиста и достаточно популярного в строительных кругах блогера, пригласили возглавить инженерный отдел в одном из сервисов типового ремонта. Как он потом рассказывал, настолько спорного качества отделочных материалов он в своей практике не встречал. Например, есть шахтинская плитка (теперь уже ставшая нарицательной) — белые квадраты размером десять на десять. Ее, по словам представителей фабрики, можно брать в цеха или на склады. Когда нужно отделать большие площади, вы в первую очередь смотрите на ценник, а не на то, как сходятся стыки у плитки. А в маленькой квартире каждый шовчик будет на виду. При этом редкий строитель усядется сортировать плитку по размеру, чтобы аккуратно выложить хотя бы самые видные участки.

 Отсутствие нормальных инструментов у бригад

Что еще его поразило — отсутствие нормальных инструментов у рабочих. Нет молотка — забиваем гвозди пассатижами, нет плиткореза — режем болгаркой. Это сплошь и рядом встречается у вольных бригад, но в компании, которая объявляет себя профессионалом в сфере типового ремонта, это не только не комильфо, но и на результат прилично влияет. В общем, наш знакомый поработал там пару месяцев и сбежал.

Вместо выводов

Типовые ремонты не нужны самим сервисам, где собрались творческие люди, которые не любят делать одно и то же изо дня в день. Вместо того чтобы обрасти хорошими подрядчиками и поставщиками, они занялись масштабированием. Приятнее же сказать «мы в год делаем 50, 100, 150 объектов» вместо «у нас стены ровные». Хотя фраза «у нас отсутствуют рекламации», на наш взгляд, — лучший афродизиак для нового клиента.

На самом деле происходящее — нормальный ход вещей. Как в компании приходили и уходили случайные люди, так и сами компании могут оказаться случайными. Останутся те, которые любят свое дело, делают выводы из своих ошибок и становятся лучше. Ремонты никуда не денутся; люди, умеющие и не умеющие их делать, тоже всегда будут. Важно не строить воздушных замков, а думать наперед: если ты чувствуешь себя уникальным, то, может, тебе нужен нетиповой ремонт.


обложка: Ga_Na