В июле в Екатеринбурге пройдет первый фестиваль партизанского искусства «Карт-бланш» — уличные художники со всей России и несколько зарубежных райтеров нелегально разрисуют город, создавая арт-объекты в неожиданных местах. В событии примут участие более 30 художников и команд, многие из них хотят сделать больше одной работы, поэтому можно рассчитывать примерно на 50 новых арт-объектов в уральской столице. Среди участников как известные горожанам Слава ПТРК, Илья Мозги и Никита Номерз, так и художники, которые посетят Екатеринбург впервые: Адно, Дема, Ваня Найнти, Лисица, Трулов и Ласточка, Kislow, Миша Маркер и Иван Серый.

Организаторы не сообщают дату проведения, чтобы не привлекать внимания полиции. The Village Екатеринбург публикует монолог создателей «Карт-бланша»: зачем они все это затеяли, как долго останутся работы и почему первый фестиваль партизанского искусства проходит именно в Екатеринбурге.

В манифесте мы писали, что основная задача фестиваля — вернуть уличное искусство на улицы, вытащить его из галерей, хотя бы ненадолго разъединить художников и кураторов, обнулить отношения между художниками и улицами. К тому же, мы хотим снова наполнить Екатеринбург большим количеством качественных по содержанию и исполнению работ, разбудить в жителях новый виток интереса к стрит-арту, показать, что он по-прежнему может быть доступен на улицах, а не только в галереях и в рамках коммерческих мероприятий.

Стрит-арт сегодня превратился в какой-то придаток для мероприятий. Не знаешь, чем наполнить ивент — сделай там площадку с граффити-баттлом. Нужен инфоповод — сделай какой-нибудь арт-объект и поставь посреди площадки. Уличное искусство стало частью масс-маркета, при этом серьезно потеряв смысловую нагрузку.

Плюс партизанского подхода заключается в том, что мы не советуемся с людьми вне фестиваля и не спрашиваем мнения муниципальных властей, которые заинтересованы только в красивой картинке, а не в смысле работы, ее содержании. Можно сказать, что партизанский подход позволяет нам делать только то, что хочется.


Уличное искусство стало частью масс-маркета, при этом серьезно потеряв смысловую нагрузку


Мы не считаем фестивали уличного искусства злом, просто они эволюционировали, изменились, и превратились в самостоятельный формат, который привлекает большую аудиторию, в том числе и бизнес. Это не плохо, просто немного не про то, про что было в самом начале. Фестивали стали нацеливаться на более широкую аудиторию, во многом такой подход диктуется коммерческими партнерами, и, соответственно, работы теряют свою идейность.

Идея «Карт-бланша» была в том, чтобы позвать крутых ребят и просто повеселиться, не оглядываясь на чье-либо мнение или опыт работы в галерее. В манифесте мы призываем художников выйти за рамки стилей и техник, попытаться найти новые формы выражения мыслей. В какой-то степени, мы воспринимаем «Карт-бланш» как большой коллаборативный проект, в рамках которого художники могут вообще не привязываться ни к чему, фактически начать с нуля.

Так как мы — про отсутствие рамок и ограничений, то с самого начала решили не задавать ребятам какую-либо тему. Каждый участник волен нарисовать все, что хочет. Мы хотели бы сказать, что будет несколько резонансных работ, но так как это интервью выйдет, скорее всего, до начала фестиваля, скажем, что все будет очень прилично.


Мы выбрали Екатеринбург в качестве площадки потому, что здесь, пожалуй, люди лучше всего в России относятся к уличному искусству


Мы выбрали Екатеринбург в качестве площадки потому, что здесь, пожалуй, люди лучше всего в России относятся к уличному искусству, любят его, способны быстро понять суть работы и ее влияние на пространство. Все участники фестиваля имеют опыт общения с местными жителями и полицией, способны понятно и доходчиво объяснить суть работы и ее влияние. У нас есть несколько вариантов решения форс-мажорных ситуаций, но, по понятным причинам, мы не можем о них говорить прямо сейчас.

Илья Мозги

Неизвестно, сколько проживут работы, созданные на фестивале. Например, анонсирующая фестиваль надпись Ильи Мозги простояла не больше недели, а бафф (перекрытие уличных рисунков краской — прим.ред.), который появился поверх нее, тут же затегали, но теги перекрывать не стали. По нашим прогнозам, 30 % объектов могут быть закрашены в первый месяц, поэтому предстоит в том числе серьезная работа по документации сделанного.

На моменте подготовки мы продумывали несколько дополнительных активностей: аукцион товаров, вечеринку, вплоть до однодневного полноценного мероприятия с баром, играми и прочими ништяками. Но на это не хватило времени и рук. Какая-то вечеринка обязательно будет, но скорее будет носить стихийный характер. Мы анонсируем ее в группе.

читайте ТАМ, ГДЕ УДОБНО:


Фотографии: Карт-бланш