Текст: Алиса Таёжная

«Космическая Одиссея 2001»

Прекрасная причина посмотреть главный фильм о космосе на большом экране

Режиссер: Стэнли Кубрик

В ролях: Кир Дуллеа, Гэри Локвуд, Уильям Сильвестр

В 1968-м, когда гонка вооружений между США и СССР была главной повесткой настоящего и будущего, Стэнли Кубрик снимает «Космическую Одиссею» — эпос об одиночестве человека в мире механизмов и бесконечности, где ответы на главные вопросы мироздания все еще необходимо искать самостоятельно. Космический корабль отправляется к Юпитеру, когда на Земле обнаруживается прямоугольная черная глыба, парящая в воздухе. Много столетий прежде именно появление такого же монолита запустило эволюцию, когда прямоходящие обезьяны сделали неожиданный скачок в развитии и научились применять во благо простые предметы вокруг себя. В начале ХХI века монолит обнаружен снова и создает шум от соприкосновения с солнечным светом. Проводники зрителя в межгалактическом путешествии — трое исследователей на корабле в компании сверхразумного компьютера HAL 9000, по степени развития превосходящего большинство человеческих современников.

Старый фильм чаще всего лучше новых двух, в случае же Кубрика — и десятков. Зрители в России не имели возможности погружения в «Космическую Одиссею» с большого экрана, а сеансы Кубрика — это именно погружение, требующее и правильного кинозала, и аккуратного изображения. Понятно, что о фильме, которому исполнилось 50 лет, было сказано и написано больше, чем Кубрик когда-либо загадывал. Понятно, что «Одиссее» не нужны примерно ничьи рекомендации: зачем смотреть ее, что читать вокруг более или менее очевидно. Если Кубрик — пока закрытая книга, то это идеальная точка входа. Если вы горячо любите или, наоборот, не помните этот фильм, давно хотели разобраться, о чем весь ажиотаж, или не дай бог смотрели «Космическую Одиссею» только с монитора компьютера, — не обкрадывайте себя и идите на киносеанс. Посмотрите на мир 2001-го, о котором фантазировали в конце 1960-х и предвосхитили наше настоящее время. Побудьте с героями, блуждающими в поисках зарождения человека в сферических кораблях и бесконечном звездном небе.


Смотреть? Да

«Нас не догонят»

Морализаторская драма о карточной игре со Стейси Мартин и звездой «Пророка» Одияра

Режиссер: Мари Монж

В ролях: Тахар Рахим, Стэйси Мартин, Брюно Волкович

Официантка Элла (Стейси Мартин) носится по парижскому кафе как угорелая и ничего не успевает — на ней половина столиков, кухня, бесконечные гости и неусыпный взгляд отца-хозяина. Вечером в кафе заходит кудрявый Абель (Тахар Рахим) и, слегка заигрывая, напрашивается на работу. Всего один день испытательного срока, на словах — много опыта на кухнях, в отелях и кафе и очень быстрая голова. Кажется, Абель действительно быстро считывает гостей, понимает, что нужно людям и хорошо запоминает заказы. Непривычно быстро доверившись постороннему, Элла проводит с ним одну рабочую смену, а в конце, зазевавшись и наливая обоим выпить, видит, как Абель убегает в темноту с выручкой за день. Элла не теряется и догоняет его — и Абель показывает ей, куда уходят деньги: на ночную игру в закрытых клубах, которые устроены опаснее, справедливее и немного хитрее, чем казино. Первый выигрыш становится роковой иглой: Абель присосался к Элле и не отпустит ее легко. Он давно знает, что азартен, ей предстоит это только открыть, но новая зависимость будет тянуть на дно теперь обоих — неслучайно в оригинале французская драма дебютантки называется «Игроки».

И одна из лучших находок Триера, и восхитительный актер Одияра должны были рано или поздно загореться в фильме, который все ждут. «Нас не догонят» таким фильмом, к сожалению, не стал: все вводные данные — от интриги на бумаге до актерской харизмы — работают в описании куда лучше, чем в воплощении. Не хочется во всем винить режиссера-дебютантку Мари Монж, но придется —потенциально сильная драма обернулась не очень внятной историей про созависимость и отчаянный бег на месте. Здесь потерянные люди с одинаковыми выражениями лиц мечутся среди игральных столов, правила игры объясняются пресным закадровым голосом, мотивации героев получается считать за пару секунд — интриги нет, глубины тоже. Вчера еще приличные вроде бы люди, сегодня — посетители ломбардов и алкоголики: драматургия фильма обидно разваливается на «до» и «после» с клишированными приметами депрессивной жизни. Не «Казино», не «Убийство китайского букмекера», не «Карты, деньги, два ствола», не недавний «Отыграйся» и точно не Дарденны — а что-то серо-бурое между. «Нас не догонит» не получается ни посоветовать, ни как следует обругать: объяснить игроманию, передать азарт, заразить адреналином выигрыша и отчаянием проигрыша у истории не получается. Можно снова зацепиться за Мартин и Рахима, как это, вероятно, сделала и режиссер, но, пребывая в кадре весь фильм, оба так и не смогли показать все, что по-настоящему умеют.


Смотреть? Возможно

«Как женить холостяка»

Мизантропичная недокомедия про мертвые души — Киану Ривз и Вайнона Райдер на постере

Режиссер: Виктор Левин

В ролях: Киану Ривз, Вайнона Райдер

В аэропорту по пути в захолустье Сан-Ибиспо Фрэнк и Линдси (Киану Ривз и Вайнона Райдер) сцепятся с первой минуты: за совсем коротким и невразумительным разговорчиком ради вежливости следуют пассивно-агрессивные выводы о привычках и манерах друг друга. Как выяснится, двое не просто едут на одно и то же неприятное событие — унылую закатную свадьбу по всем правилам скромной и обаятельной буржуазии. Их объединяет жених Кит: для него — сводный брат, для нее — бывший парень (расстались шесть лет назад), с которым все еще не сведены счеты. Сперва Фрэнк и Линдси едут вместе, потом их селят в смежный номер и сажают за отдельный столик на свадебной репетиции, а потом и церемонии. Безо всяких путей к отступлению, уставшие, запертые друг с другом, язвительные по любому поводу — от возраста до сексуальных предпочтений гостей, — двое обмениваются колкостями, ядовито флиртуют и наконец соглашаются на ни к чему не обязывающий секс посреди чистого поля. В таком мезальянсе есть одно хорошее свойство — друг перед другом обоим хотя бы не нужно скрывать нарциссизм, безответственность и феноменальную эгоцентричность.

Ромком про вынужденные отношения двух пренеприятнейших людей — обидно непопулярный жанр, в котором пробовать себя актерам и сценаристам должно быть веселее всего. Две легенды 90-х — волоокая брюнетка, символ молодежного нонконформизма, и тот самый серфер и Нео в одном лице — отрабатывают спектакль, где рысь в поле, виноградники и чужая свадьба — нарисованные пунктиром условности для двух слишком больших артистов и персонажей. И эта пара действительно работает: к месту и гипертрофированные кривляния Райдер, и неуклюжая беспристрастность Ривза. Вот только их препирательства и недомолвки утомляют уже через 20 минут: дело ли в дубляже (есть большое подозрение, что многие вещи невозможно переозвучить лучше, чем они были написаны в оригинале), в затянутых разговорах или в самом жанре «встреча мудаков», для которого необходимы большая изобретательность и еще большее человеколюбие. Стоит привыкнуть к нервирующей парочке, как в следующей сцене они дергаются как на шарнирах. Получится примериться к ритму — пятиминутная бомбардировка неуместными репликами опять собьет с толку. Шутки разной степени удачности толпятся в очереди и упаковывают Райдер и Ривза в куда более мелких типов, чем те, кого они способны сыграть, — напрасная трата талантов и жирная точка в юношеском идеализме, который они когда-то воплощали.


Смотреть? Нет


Обложка: «Каро-Премьер»