«Аквамен»

Режиссер: Джеймс Ван

В ролях: Джейсон Момоа, Николь Кидман, Эмбер Хёрд

Guilty pleasure года: милый и несерьезный супергеройский эпик про русала

Артур, или Аквамен (Джейсон Момоа, еще один человек-скала) — плод любви коренного американца и царицы Атлантиды Атланны (Николь Кидман в ослепляющем комбинезоне). Во время экскурсии в океанариум семилетний Артур выяснил, что может управлять рыбами. С тех пор он помогает наводить порядок на берегу, спасает тонущих во время бедствий, а в свободное время тянет с папой пивко в баре. Параллельно под водой начинается революция: подводные короли устали от самонадеянности и невнимания людей к Мировому океану. Они решают истребить человечество ураганами. На земную поверхность выплывает оппозиционно настроенная к подводному истеблишменту царская дочь Мера (Эмбер Хёрд). Она хочет уговорить Артура спасти людей и возглавить силы подводного мира — как наследник Атлантиды, он имеет право занять морской престол.

Голубой, лазурный и индиго, гигантские медузы и скоростные подводные корабли, битва крабов с подводными тварями, похожими на Чужих, — «Аквамен» не притворяется ничем, кроме вечеринки в бассейне на пару часов с коктейлями Blue Curacao. За год в кино выходит две дюжины высокобюджетных фильмов, создатели которых забыли о главном предназначении масштабных битв и простых как пять копеек сюжетов — радовать и давать уникальные впечатления.

«Аквамену» удается окунуть нас в самобытный, классно придуманный и уникальный мир, где постоянно происходит какая-то чепуха, но от этого глаз не отвести. Плюс Джейсон Момоа — обезоруживающе смешной, местами серьезный как гиппопотам, а местами стебущийся над собой и своим экранным образом — громадина и идеальный супергерой для времен, когда никто ничему не удивляется. Пятерка Джеймсу Вану, на наших глазах становящимся большим мастером несерьезного массового кино.


Смотреть? Да

«Бамблби»

Режиссер: Трэвис Найт

В ролях: Хейли Стайнфелд, Джон Сина

Спин-офф с человеческим сердцем про самого веселого трансформера

Потерявшая отца 18-летняя Чарли (Хейли Стайнфелд, которую особо не было видно с драмеди «Почти семнадцать») проводит все свободное время в автомастерской и домашнем гараже. На дворе середина 80-х, она слушает Motörhead и The Smiths, жарит хот-доги на палочке и мечтает переехать в колледж. Дома — мама (известная по «Луи» и «Все к лучшему» Памела Адлон), ее новый муж и немного ублюдочный младший брат, странно похожий на Тимоти Шаламе в детстве. На свалке Чарли находит старенького «Жука», не догадываясь, что под него замаскировался Бамблби. Оптимус Прайм отправил его на Землю на стражу человечества, но за Бамблби начали охотиться и военные, и вражеские трансформеры. Во время одного из столкновений у него отняли голос — и теперь Бамблби общается с миром исключительно словами и песнями из пойманных радиостанций.

«Трансформеры» начинались c джинсовых шортиков Меган Фокс и глуповатой ухмылки Шайи ЛаБафа, чинившего Бамблби, и были классным зрелищным фильмом, пока не разрослись до многолетней утомительной франшизы с провальным финалом. «Бамблби» — возвращение к подростковым корням, где пустяковые шутки главнее битв, плейлист главной героини интереснее погонь, а атмосфера детского приключения доминирует над простейшей историей приобретения и расставания с новым близким другом, которого никто не понимает.

Бамблби здесь — скорее Валли, чем Трансформер: в него вложили столько любви и фантазии, что не влюбиться в эту желтую груду железа невозможно. Придумал и оживил, казалось бы, безнадежную затею Трэвис Найт — имя, которое нужно было запомнить еще после его режиссерского дебюта «Кубо: Легенды о самурае» и мультфильма «Коралайн», где он был главным по анимации.


Смотреть? Да

«Человек-паук: Через вселенные»

Режиссеры: Питер Рэмзи, Боб Персичетти, Родни Ротман

В ролях: Шамеик Мур, Джейк Джонсон, Хейли Стайнфелд, Махершала Али

Увлекательный мультфильм во вселенной Человека-паука: тинейджер из Бруклина становится частью большой истории

Укушенный пауком Майлс Моралес — ученик хорошей школы. Родители, папа-коп и мама-медсестра, возлагают на сына большие надежды. Сам Майлс больше всего озабочен вопросами пубертата, читает роман «Большие надежды» и даже не мечтает о спасении человечества. Но встреча с Питером Паркером — в Нью-Йорке и тем более в Бруклине, кажется, каждый его фанат — меняет интересы Майлса, который до поры до времени больше всего увлекается граффити. Теперь его задача — спасти Вселенную от уничтожения злодеем Кингпином, для этой миссии в его мир пребывают неожиданные помощники. Главное же преображение ожидает Питера Паркера (без дальнейших спойлеров) — очень смешно повзрослевшего супергероя, чья жизнь только в новостях казалась сказкой.

Анимация по мотивам «Человека-паука» — очень неожиданный, классно нарисованный и до предела честный и остроумный фильм о трудностях взросления. Цветистый, динамичный и сказочно разнообразный — экшен-сцены и сюжетные повороты работают здесь исключительно на самостоятельную историю, перекликающуюся с основными мотивами Marvel, но не слепо подражающую ей. «Через вселенные» больше всего подойдет слово оммаж — в нем слишком много визуальных и сценарных находок, живого сленга и фантастически воссозданного Нью-Йорка, сравнивать мультфильм с привычными марвеловскими драками на фоне зеленых экранов бессмысленно. Больше всего это похоже на сериал «Отрыв» и мультфильм «Пробуждение жизни», чем на то, что продается каждый месяц как часть «кинематографической вселенной». Отличный пример для других режиссеров, как придумывать новое во вселенной, про которую уже слишком многое известно.


Смотреть? Да

«Хрусталь»

Режиссер: Дарья Жук

В ролях: Алина Насибуллина

Инди на русском языке: девушка подрастает в Минске 90-х, но мечтает об Америке

Веля (Алина Насибуллина) по-настоящему мечтает только об одном — сбежать из ненавистного Минска и оказаться в Чикаго, на родине хауса. В столице провинциальной советской республики время застыло: на дворе, кажется, даже не 90-е, а какие-нибудь 80-е, работы особенно нет, на улицах торгуют старьем. На собеседовании в американское посольство Велю (по образованию юрист, а по призванию клаббер) разворачивают за справкой на работу. Девушка придумывает легенду о том, что руководит заводом по производству хрусталя. Справка в посольство становится мечтой, пока скованное одной цепью окружение — семья, соседи, друзья, сограждане — живут в закольцованной реальности, из которой нет выхода.

Фильм учившейся в Америке уроженки Белоруссии Дарьи Жук выдвинули на «Оскар» — и это отличные новости для всех, кто следит за успехами русскоязычного кино. «Хрусталь» — ожидаемое высказывание о том, как жить в месте, где время остановилось, парафраз песни Монеточки про 90-е и ностальгия по милым мальчикам и девочкам, плясавшим под электронику в полупустых танцзалах. Здесь не так много духа рейва, зато любовно воссоздается та советская действительность, которую еще можно увидеть в большинстве дешевых съемных квартир в спальных районах — как будто бы никаких девяностых и не было.

Немного инопланетная Веля в краю начальных школ, свадеб и дембелей — скорее героиня Торы Берч в «Мире призраков», плутающая по городу Зеро. Местами ощущается влияние «Черной розы — эмблемы печали...», иногда включается наивный «Облако-рай», а порой «Курьер» — «мы хотим понять, в чьи руки попадет воздвигнутое нами здание». Но в «Хрустале» не находится почти ничего незаимствованного из других, куда более тонких и неоднозначных, фильмов. При всем обаянии актрисы о приключениях ее малосимпатичной героини со слишком сложным лицом не хочется знать ничего.

Задний план населен людьми-анекдотами, как будто бы обозначающими бедность минской жизни: с аккордеонами, военной формой, коврами на стенах, оливье в хрустальной салатнице. Но если последние 20 лет вы провели с документальной фотографией и кино, то знаете, что ракурсы и натуру можно было найти куда харизматичнее. «Хрусталь» может удивить оскаровский комитет (большинство американцев вообще уверены, что Минск — это Россия), но, скорее всего, вызовет раздражение у каждого, кто по праву рождения все знает про лаковые стенки, бабушек в цветастых халатах и обои с золотом. В местном кино 2018 года хочется найти что-то большее, чем рефлексию о творческой душе посреди застоя и безвкусицы. «Хрусталь» концептуально и визуально застревает в самом общем месте из всех возможных гораздо сильнее, чем Веля, — в родном Минске.


Смотреть? Возможно

«Счастливый Лазарь»

Режиссер: Аличе Рорвахер

В ролях: Адриано Тардиоло, Агнесса Грациани, Лука Чиковани

Один из самых красивых и глубоких фильмов года — итальянская притча про утерянный рай

В спрятанной от людских глаз пасторальной Италии есть табачная ферма, застрявшая в прошлом лет на 50. Эксплуататорша, маркиза де Луна, оградила своих земледельцев и держит их в черном теле и крепостном праве: они работают в долг, неграмотны и живут ручным трудом. В этой общине обитает молчаливый Лазарь — блаженный, безотказный, добрый и покорный: на нетронутой земле под названием Инвиоланта натуральное хозяйство и неторопливость — главные константы местного уклада. От скуки и пресыщенности из семьи маркизы сбегает наследник Танкреди. Убежав в белые горы, он пишет маме письмо о своем похищении и требует выкуп, правда, пару дней спустя пропадает по-настоящему. Вызванная по его следам полиция обнаруживает заповедный уголок, где остановилось время, а слуги не умеют читать и пользуются одной лампочкой на всех. В Инвиоланту приходят перемены, а Лазарь исчезает из родных мест и попадает в бесприютную Италию много лет спустя — со снегом, беженцами, плохой поп-музыкой и маргиналами, готовящими быстрорастворимую лапшу.

Сценарная награда в Каннах и один из главных европейских фильмов года, «Лазарь» не похож ни на что из того, что идет сейчас в прокате. При всей сказочности это не легкий фильм для семейного просмотра, от которого станет лучше на душе. И не типичное «фестивальное кино не для всех», которым пугают зрителей. От цветов «Лазаря» захватывает дыхание, ритм напоминает итальянскую «новую волну», актеры второго плана — моделей Ренессанса, а главный герой — юношей Караваджо и Пазолини. В «Лазаре» достаточно белых пятен и католических аллегорий, чтобы он не смотрелся как линейная притча об утраченном Эдеме. И еще больше режиссерской нежности к уходящей натуре — Атлантиде европейской культуры, затонувшей где-то в Средиземном море и оставившей всех нас в полном замешательстве.


Смотреть? Да

«Почему мы креативны?»

Режиссер: Герман Фаске

В ролях: Стивен Хокинг, Дэвид Боуи и другие

Классный док с великими говорящими головами о творчестве, силе идеи и поиске вдохновения

Потенциальный хит, пытающийся охватить необъятное и резонирующий с личным опытом каждого. Выдающиеся люди — знаменитости первого ряда и куда менее известные, но толковые мастера своего дела — объясняют на камеру, как выбрали собственный путь в своем деле, бизнесе и творчестве.

Плюс фильма, который автор так или иначе делал 30 лет (всю свою карьеру он изучал появление и распространение идей), в том, что креативность не подается здесь редкой чертой исключительных людей. Спикеры — от Марины Абрамович и Дэвида Боуи до участника «Монти Пайтон» и Нади Толоконниковой — говорят на камеру о конформизме, ограничениях, ответственности и пребывании в потоке. Все эти понятия касаются творчества, но целиком не описывают его. Креативность — суперпопулярное, но ускользающее понятие — выглядит в доке как совокупность самых разных интенций и внутренних качеств, что-то неизмеримое и захватывающее. Безусловный плюс фильма — заряд, с которым после титров хочется бросить все и заняться чем-то по-настоящему интересным. Минус — если вы устали от говорящих голов в документалках, других приемов тут попросту нет.


Смотреть? Да


Обложка: «Маурис Филм»