«Боль и слава»

Dolor y gloria

Режиссер

Педро Альмодовар

В ролях

Антонио Бандерас, Пенелопа Крус, Леонардо Сбаралья

Итоговый и пронзительный фильм Педро Альмодовара, частично автобиографичный

Известный на весь мир режиссер авторского кино Сальвадор (Антонио Бандерас) сидит под водой в бассейне с прооперированным позвоночником. Когда-то он так хорошо пел в школьном хоре, что его освободили от других занятий — так он вырос невеждой и интуитом. Мир он узнал через боль и славу. Боль, потому что все его тело после 30 лет отказывает частями по очереди — от мигреней и депрессии до воспалений в пояснице и панических атак. Славу, потому что мировая известность открыла ему дорогу к исключительным людям и свободе жить любимым делом.

Чтобы представить ретроспективный показ своего артхаусного хита «Вкус», режиссер встречает исполнителя главной роли Альберто, с которым не говорил три десятилетия. Тот сидит на героине, приучает к нему Сальвадора — и героин помогает Сальве облегчить боль и многолетние воспоминания. В дреме Сальвадор постоянно возвращается к своему детству с матерью (Пенелопа Крус) в деревенской землянке, воспоминаниям о первом желании и отношениям, когда-то давно разбившим ему сердце. Все творчество автобиографично, и Сальвадор достает из памяти самые уязвимые, сложные и неоднозначные воспоминания, продлевая себе жизнь и борясь с еще одной болью и еще одним диагнозом. Смерть переминается у порога.

Новый фильм Педро Альмодовара, скорее всего, разобьет вам сердце, как мало что способно разбить. Такая же сила была у «Возвращения» и «Все о моей матери»: «Боль и славу» ждал теплый прием в Каннах, великолепная критика и зрительский успех — Альмодовар балансирует между мелодрамой и исповедью, трагедией и комедией без самолюбования, бережно обращаясь с темой неминуемой смерти и утраты. Антонио Бандерас играет лучшую роль за десятилетия, воплощая старение и сожаление, скорбь, с которой каждый приходит к своим итогам, замирая от случившегося хорошего и жалея о плохом.

Здесь много сходств с великими фильмами о соединении режиссерских мечт с воспоминаниями и фантазиями — «8 1/2» или «Воспоминаниями о звездной пыли», «Разомкнутыми объятиями» и «Джульеттой» позднего Альмодовара и всеми самыми сильными фильмами об обуревающей ностальгии, без которой мы не были бы нами. Волшебное, исключительное кино, которое проживается, а не смотрится.


Смотреть? Да

«Люди в черном: Интернэшнл»

Men in Black International

Режиссер

Ф. Гэри Грей

В ролях

Крис Хемсворт, Тесса Томпсон

Очень милое и остроумное продолжение «Людей в черном»

В детстве милая крошка и будущий агент М (великолепная Тесса Томпсон) увидела, как люди в черном стирают память ее родителям, когда к ней в спальню закрался инопланетный гость. У ребенка, который засыпает с книгой Стивена Хокинга на животе, не могло быть другой мечты, кроме как постичь тайны Вселенной. Став взрослой, М приходит добровольцем на службу в «ЛВЧ» — как мы знаем, практически «Корпорацию монстров», где агенты борются с неприятными захватчиками Земли при помощи ультрагаджетов и менее человечных помощников.

Агент О (Эмма Томпсон в маленькой, но очень удачной роли) одевает М в черное и отправляет с миссией в Лондон, где творятся очень странные дела. «У меня нет личной жизни, и я ничего не боюсь потерять», — признается агент М и встает в пару с местной звездой, агентом Эйч (Крис Хемсворт, молоточек Тора ему в какой-то момент достанется) — самоуверенным и обаятельным нахалом. Как в любом шпионском фильме, довольно быстро выяснится, что в «ЛВЧ» появился крот, а то и не один — и ловить его будут в Лондоне, Париже, Марракеше и даже Сахаре. Как мы узнаем из фильма, «ЛВЧ» — организация с многолетней историей — и даже инженер Эйфель был когда-то ее членом.

Единственное, что требуется от продолжения забавного фильма о борьбе с инопланетянами, — легкость, знание канонов, хорошие шутки и умение иронизировать над собой. В этом плане «Интернэшнл» — это бинго. Крис Хемсворт и Тесса Томпсон, на экранной химии которых играл «Тор: Рагнарек», — идеальный дуэт в канонах бадди-муви, где один подхватывает и продолжает шутки другого непринужденно и играючи.

Режиссер классного «Форсажа 8» (да, фильмы с такими цифрами бывают удачными) прекрасно разобрался в мире людей в черном. Здесь есть не только шустрые машины и новые удивительные гаджеты, но и удивительный мир странных существ — бешеная четырехрукая бывшая, сбежавшая борода-инопланетянин, любитель кислотных танцев в форме ждуна, ботинки с зубами, горе-девушка с прилипчивыми щупальцами. А еще шутки про уместность розовых брюк и язвительные комментарии в духе «тонкая черта проходит между клубным стилем и мужской безвкусицей».

Если глупости вроде «Валериана и города тысячи планет» не вызывают у вас зевоты, а мохнатые телохранители не кажутся инфантильными, «ЛВЧ» — та легкая радость, на которую стоит выбраться в кино, чтобы вспомнить детство в компании Уилла Смита и Томми Ли Джонса.


Смотреть? Да

«Величайший кутюрье»

Celebration

Режиссер

Оливье Мейру

В ролях (документальный)

Ив Сен-Лоран

Интимный документальный байопик о последних годах жизни Ива Сен-Лорана — а на самом деле о всем ХХ веке

Ив Сен-Лоран делает последнюю коллекцию в своей жизни в модном доме, который сам же и основал. Вокруг него трудятся швеи, модели приходят на примерки, Летиция Каста игриво присаживается на колени, партнер и управляющий модного дома Пьер Берже кричит на журналистов, рассуждает о египетских пирамидах и хочет, чтобы Сен-Лоран ушел как бог. Модельер давно болен, слабеет на наших глазах и подводит итоги своей работы в последнем показе, на который брошены силы нескольких сотен людей.

Документальное кино о моде — не тот жанр, который рекомендован всем, если это не что-то выдающееся: как, например, фильм «Сентябрьский выпуск» или «Реальная цена моды». Но фильм Оливье Мейру — случай исключительный. Это кино не о моде и даже не об Иве Сен-Лоране, а обо всем ХХ веке и индустрии, которая всегда вращается вокруг гения, но должна работать по рыночным правилам.

Фильм заказал Мейру вышеупомянутый Пьер Берже — человек исключительного предпринимательского чутья и несносного характера, который годами дирижирует модным домом, чтобы кутюрье оставался в игре. Когда-то Пьер и Ив были влюблены друг в друга, теперь главное детище их союза — модный дом, чью ежедневность в течение трех лет, не задавая вопросов, снимал Мейру. Фильм был отложен на полку и только недавно выпущен: Берже был в гневе, что ему не дают повлиять на окончательный монтаж, и только незадолго до смерти дал режиссеру добро на выпуск.

«Величайший кутюрье» получился глубоким и сдержанным фильмом о многих вещах сразу. О невозможности показать творческий процесс, но захватывающую суету вокруг него тысяч людей. Об угасании и подведении итогов. О профессиональной поддержке и любви, которая дает силы, когда они почти кончаются. И о смерти, с которой рано или поздно столкнутся все — и великие, и обычные.

Документальное кино о моде, отрицающее гламур, воплощает идею Ива Сен-Лорана об «элегантности сердца», необходимую для большого стиля.


Смотреть? Да


Обложка: Sony Pictures