«Человек-паук: Вдали от дома»

Spider-Man: Far from Home

Режиссер

Джон Уоттс

В ролях

Том Холланд, Сэмюэл Л. Джексон, Джейк Джилленхол

Милый экшен о приключениях американского подростка-супергероя в Европе

Питер Паркер (Том Холланд) поехал на летние каникулы в Европу: в Венеции он хочет купить Эм Джей (Зендайя с милой ухмылкой) кулон из редкого стекла, в Париже — признаться ей в любви на Эйфелевой башне. Его друг-гик Нед (очаровательный Джейкоб Баталон) тоже не сидит на месте: он убежден, что американские парни ужасно нравятся европейкам, а евротрип — лучшее время, чтобы в этом убедиться. Правда, уже в самолете он влюбляется в отличницу Бетти (Ангури Райс) и не отходит от нее ни на шаг. Тетя Мэй (Мариса Томей) предусмотрительно кладет в чемодан Спайдермена его супергеройский костюм, хотя никаких подвигов Питер не планировал.

Уже в Венеции около моста Риалто класс подростков настигнет водный монстр, которого укротит супергерой из параллельной вселенной Мистерио (Джейк Джилленхол). После смерти Тони Старка Земля нуждается в новой настоящей легенде — и тинейджер с паучьей суперсилой, кажется, не очень годится на эту роль. Впереди Паркера и его друзей ждут Прага, Лондон и Берлин (Парижа не будет), а также спасение всего мира в компании Ника Фьюри и его невозмутимой помощницы (Сэмюэл Л. Джексон и Коби Смолдерс).

Еще один «Человек-паук» — по-подростковому легкий и непритязательный, с десятком необязательных, но милых персонажей от Джона Фавро (бывший охранник Железного, да-да, человека в новом амплуа) до одноклассника-переростка — тот самый летний фильм, от которого не хочется ждать многого, но и заскучать не получится. Дело не только в видимом труде тысячи человек, снимавших кино в десятке локаций (а потом дорисовавших их в постпродакшене), в щите Спайдермена из вывески «Тауэрский мост» и пирамиде иллюзий, по которым будут гоняться друг за другом Человек-паук и Мистерио.

Новая часть «Паука» лучше многих предшественников передает драйв полета и то глупое удовольствие, которое ты получаешь от покорения новых пространств — от вокзала Гранд-Централ до Карлова моста, где кураж, объятия классной девушки, шутки толстого приятеля и тетушкина забота складываются в одну незабываемую неделю полудетских увлекательных приключений. В «Пауке» живо сделан экшен, но еще не забыт каждый по-своему странный второстепенный герой: в экранную любовь вчерашних детей хочется поверить, нелепые воспитатели ходят странной парочкой, а для Джилленхола хочется отдельного фильма. Джейк — не самый частый гость высокобюджетных фильмов — пока не испорчен фабричной сборкой.

Между полетами дронов и европейскими битвами очень мало речей о спасении человечества и пафоса Большого Кино, от которого многих корежило на последних «Мстителях» — «Человек-паук» все еще история о взрослении: страшноватом, но увлекательном. Все, кто дождется титров, — перетерпите пять минут с перечислением всех участников команды, чтобы увидеть две финальные сцены: отличные тизеры для скорого продолжения.


Смотреть? Возможно

«Паразиты»

Gisaengchung

Режиссер

Пон Джун-хо

В ролях

Сон Кан-хо, Ли Сон-гюн, Чо Ё-джон

Черная корейская комедия о семье захватчиков, с кровью и убийствами. Победитель последних Канн

Отец, мать, сын и дочка живут в нищем квартале в тесной квартире, которую и квартирой-то не назовешь. Под окнами орут и испражняются пьянчуги из занюханных баров, вайфай нужно ловить под потолком в туалете, основной вид заработка — сборка коробок для дешевой пиццы. Все меняется, когда друг старшего сына уезжает на стажировку и отправляет приятеля попреподавать английский язык симпатичной девочке-подростку из богатой семьи, на которую он давно положил глаз и за которой просит присмотреть до своего возвращения.

С поддельным дипломом и рекомендациями сын приходит на собеседование. В богатом доме (его построил выдающийся корейский архитектор) живут бизнесмен, господин Пак, его слишком чувствительная и доверчивая жена, дочка и избалованный младший сын, который больше всего любит рисовать и «косплеит Баскию». На семью работают авторитарная и хитрая экономка и молчаливый водитель. Пробираясь в дом, сын сперва рекомендует преподавательницей по рисованию свою сестру, потом замещает экономку и водителя папой и мамой. Семья, да, паразитов, захватывает богатый дом хитростью и живучестью, как тараканы в это же время занимают их нищий дом.

Социальная пародийная драма Пона Джун-хо (режиссера таких же сатирических антиутопий «Сквозь снег» и «Окча») — место встречи трех важных фильмов последнего времени: прошлогодних японских «Магазинных воришек», свежего американского «Мы» Джордана Пила и звягинцевской «Елены» — о том, как научившиеся выживать поползут вверх при первой же возможности, замещая обмякших, расслабленных и богатых, которые могут позволить себе быть добрыми. При этом «Паразиты» — сатира про праведный гнев бедных: убивают здесь шампурами с морепродуктами, персиковой пылью и «психотерапевтическим тортом».

«Деньги все разгладят, деньги как утюг» — Пон Джун-хо снимает о социальной несправедливости, возведенной в систему. Богатые на голубом глазу говорят про бедных: «У всех, кто ездит в метро, одинаковый запах». Бедные комментируют расслабленный пикник богачей: «Все такие красивые — собирались на бегу, а все равно как на картинке». Сократить дистанцию можно только через кровавое побоище совершенно в корейском духе: здесь не едят человеческую плоть, но душат, бьют, режут всем, что попадается под руку, спеша, как в «Голодных играх».

Можно долго спорить о том, заслуживают ли «Паразиты» золота в Каннах, но фильм с довольной ухмылкой мастерски докручивает противоречивую капиталистическую реальность. Когда большинству выпускников престижных вузов не суждено найти работу, семьям в дорогих особняках придется подвинуться. Тот, кто был никем, необязательно станет всем, но кровь ждать точно не станет.


Смотреть? Да

«Двойная жизнь»

Doubles vies

Режиссер

Оливье Ассайас

В ролях

Гийом Кане, Жюльет Бинош, Венсан Макен, Криста Тере

Разговорная драма об адюльтерах, сделанная лучшими силами французского кино

Все очень запутано. Известная французская актриса Селена, работающая в телевизоре «специалистом по кризисным ситуациям» (Жюльет Бинош), давно устала заниматься одним и тем же и ищет утешения в романе с не самым успешным писателем Леонаром (Венсан Макен). Париж — город тесный, и Леонар давно пытается продать следующую книгу кому-то из издателей, в том числе мужу Селены Алену (Гийом Кане), влиятельному человеку, который еще и издает книги Леонара годами. Сам Ален находится в затяжном профессиональном кризисе из-за убыточности книжного бизнеса: электронные книги и пиратские скачивания ставят дело его жизни под удар, а войти в XXI век у него не очень получается. Ален нанимает молодую специалистку, которая поможет перестроить ему бизнес. У Леонара есть жена Валери (Нора Хамзави), то ли не замечающая его измен, то ли привыкшая закрывать на них глаза, а еще дурное свойство — все пережитое без особой редакции публиковать в книгах, вызывая раздражение у тех, кто неосторожно ему доверился.

Институт семьи в кризисе — и романтический многоугольник людей среднего возраста, придуманный Оливье Ассайасом, это только подтверждает. Передать тонкость и обаяние «Двойной жизни» невозможно ни в одном тексте — это надо видеть и слышать. А еще надо любить французского классика Эрика Ромера, ценить раннего Вуди Аллена, любить французские романы XIX века и улавливать оттенки «Персонального покупателя» и «Зильс-Мария».

Этот фильм, состоящий из будто бы пустой болтовни — о паутине вранья и неудовлетворенности, из которых вытекают измены, и красивых манерах, которыми прикрывают некрасивые поступки. С одной стороны, ничего нового, с другой — когда это портило кино про чувства и чувствительность? А еще это драма про инерцию отношений, решительный шаг, на который хватает или не хватает сил, и то, как одному человеку трудно или невозможно покрыть все романтические и эмоциональные потребности другого. И фильм о человеческом желании оставить след — если не в вечности, то хотя бы в чьем-то сердце.


Смотреть? Да


Обложка: «ПРОвзгляд»