«Мысленный волк»

Режиссер

Валерия Гай Германика

В ролях

Юлия Высоцкая, Лиза Климова, Федор Лавров, Юрий Трубин

Молодая женщина (Лиза Климова) с ребенком за спиной приходит на сельскую техно-дискотеку забрать маму (Юлия Высоцкая) из объятий мутного типа. Обратно они идут через снежный ночной лес, спорят и препираются обо всем подряд: о порядках в Петербурге, ночных ужасах в лесу, мифическом смертоносном волке и личных отношениях.

Мама с накладными ресницами давно живет в небольшом домике, который упорно называет хутором, встречается с местным альфачом Мухартовым, считает себя художником и в большой город возвращаться не собирается. Дочь, которая по точному замечанию случайного встречного, выглядит не сильно младше матери, приехала по корыстному мотиву: ей в Петербурге нужны деньги, а «хутор» стоит целый миллион. Но расположен он в заколдованном месте под названием Небылое: здесь за завтраком смотрят в пустой телевизор без экрана, а в огромном лесу можно встретить гигантскую демоническую собаку, которая откусывает кому-то голову.

Умом «Мысленного волка» Германики не понять, да и снят он не для этого. Режиссер, пропавшая с радаров на несколько лет, теперь говорит в интервью преимущественно о Боге и раскрытии тайн мироздания. Сейчас она выкатила (другое слово подобрать трудно) неудобный и очень странный фильм, который сложно описать и еще сложнее поставить на полку к чему-то подобному. Но мы попробуем — как будто все странные музыкальные клипы 90-х нежно обнялись с фильмами Киры Муратовой и Сергея Лозницы и графикой рекламы йогурта.

Валерия Гай Германика: «Я живу в стране халтурщиков»

ЧИТАТЬ

Пока ученики Бондарчука снимают хиты проката, а Андрей Звягинцев завоевывает фестивальные награды, Германика шляется по русскому полю экспериментов и охотится за хтонью, наблюдать которую в России любят и умеют: от Мамлеева и Пелевина до Сорокина и Пепперштейна. «Мысленный волк» — фильм в корне литературный, уникально написанный и игнорирующий все правила сценарного мастерства, да и фильмом одной Германики его называть несправедливо. Сценарии Юрия Арабова в российском кино — это всегда что-то некопируемое и переводу на иностранные языки не поддающееся.

Соавтор Сокурова, обожающий Гоголя и сюрреалистов, дает героиням нарочитые реплики, где сленг из телика смешивается с текстом «Интернационала», Салтыкова-Щедрина и Островского — и могила, священник с кадилом и пошлейший волк довершают дело. Именно текст делает «Мысленного волка» фильмом невообразимым: мы знаем, что такой может быть современная русская литература, но так почти никогда не умеет новое российское кино.

Германика понимает это, и ей хватило духу сделать что-то совершенно из ряда вон выходящее.


Смотреть? Возможно


Обложка: «Русский репортаж»