Осенью 2009 года в петербургском «Стереобаре» — пространстве на Гороховой улице, просуществовавшем три года и закрывшемся в 2011-м — прошла первая вечеринка Roots United: единомышленники из разных тусовок, объединив усилия, привезли музыканта из Детройта Рика Уэйда. С этого момента пошел отсчет истории формации, специализирующейся на умной электронной (и не только) музыке.

Спустя десять лет Roots United — это фестиваль Present Perfect с, пожалуй, едва ли не лучшим петербургским лайн-апом лета-2019, серия OFF и более 80 вечеринок, собственный виниловый лейбл и, наконец, просто большое комьюнити. Мы встретились с сооснователями Дмитрием Агалаковым и Артемом Крючковым, а также с техническим директором Артемом Зотиковым в их офисе в пространстве «Севкабель Порт», чтобы поговорить о том, как сегодня устроена формация.

Фотографии

Виктор Юльев

Не рейв и не техно

Тот, детройтский привоз во многом определил идеологию Roots United: американский город-призрак, некогда бывший флагманом автомобильной индустрии, а во второй половине 1980-х породивший техно, до сих пор вдохновляет участников формации. «Понятно, что вкус меняется и развивается, но детройтская сцена — основа формирования наших музыкальных вкусов», — рассказывает Дмитрий Агалаков.

Впрочем, от терминов «техно» и «рейв» создатели Roots United сознательно уходят: «Рейв — это заброшенный ангар на окраине Лондона или Манчестера в 1992 году, о котором не знает полиция, огромная саундсистема, стробоскоп и тысячи людей в полном отрыве. Сегодня таких событий, наверное, уже и нет».

Вместо «техно» и «рейва» участники формации оперируют более широким понятием «современное искусство», отмечая, что «в него в том числе входит электронная музыка». 

Артем Крючков, Артем Зотиков, Дмитрий Агалаков

Roots United

«Сегодня Roots United — это люди, которые ходят к нам на события, артисты, профессиональное сообщество, которое задействовано в проектах, волонтеры, художники и все, кто ищет эскейп из обыденного мира — это наша другая реальность», — перечисляет Артем Крючков. По словам Агалакова, по сути, формация — зонтичное понятие для множества направлений: «Есть несколько подразделений. Например, офис — люди, которые ежедневно занимаются текущими рабочими процессами. Есть наши артисты и резиденты — это музыканты, которые формируют звучание Roots United в рамках рекорд-лейбла и на наших вечеринках. Есть техническая и арт-команда — специалисты, которые занимаются разработкой технических и художественных концепций событий. Есть ребята, которые работают удаленно и помогают в других процессах. Все они вместе и по отдельности и есть Roots United. Плюс существуют саббренды: например, фестиваль Present Perfect — совместное детище Roots United и 2A Production, как и серия OFF (по словам технического директора Артема Зотикова, 2А — „самостоятельная единица, которая выступает организационным партнером в рамках всех крупных событий RU“. — Прим. ред.). Еще есть маленькие вечеринки Low Cost и так далее».

Артем Крючков

Представление о том, будто мы тут целыми днями слушаем музыку, классно тусуемся и балдеем, — миф

В бэк-офис — физически он находится в пространстве «Севкабель Порт» — ежедневно ходят семь-восемь человек. «В офисе мы занимаемся всевозможными разработками в области идеологии и креатива, выбором артистов, подготовкой мероприятий, созданием технических концепций, отработкой инфоповодов, общением с партнерами, финансовым планированием и прочими вещами, — говорит Артем Крючков. — Представление о том, будто мы тут целыми днями слушаем музыку, классно тусуемся и балдеем, — миф. Мы впахиваем — как и все те, кто болеет за результаты своей работы».

В том же «Севкабель Порту» находится звукозаписывающая студия: сейчас она на стадии оформления, а в будущем ее откроют «для всех близких по духу, музыкантов». Как говорит Крючков, в ней «во главе угла осознанно стоит дух DIY»: «Нам важно создать небольшой уголок для тех, кто генерирует музыкальные идеи, и дать возможность для совместного творчества». 

Работа Roots United становится максимально интенсивной по мере приближения к событию: например, за 20 дней до Present Perfect такое интервью, как сегодня, — двухчасовое, расслабленное — было бы просто невозможно, говорит технический директор Артем Зотиков. В целом трудовой процесс занимает 11 месяцев в году. 

Индустрия

За те 10 лет, что работают Roots United, индустрия электронной музыки сильно изменилась. Главное — она перестала быть андеграундом: теперь это крупные гонорары и большие мероприятия, рассказывают идеологи формации. «Масс-маркетом сложно назвать, но это уже точно не клуб „Тоннель“ образца 1993 года, — считает Артем Крючков. — Культура прошла путь от маргинального статуса до больших площадок, суперклубов и фестивалей, в которых задействованы серьезные инвестиции».

На танцполе за это время сменилось три поколения. Сейчас, говорит Артем, интересующейся молодежи стало больше, чем в 2009-м: он объясняет это демографической ямой 1990-х, из которой стране удалось выйти в стабильные 2000-е. По его мнению, сегодняшняя молодежь «более информированная, более open-minded». «Современное поколение молодых людей очень классное: они много путешествуют, много всего видели и в целом являются, пожалуй, самым подкованным поколением», — перечисляет идеолог Roots United (сам он 1988 года рождения).


За последние 10 лет произошел большой технологический скачок, и, как следствие, культура стала более доступной

Дмитрий Агалаков

Сказалось и мощное развитие интернета, в том числе соцсетей. «За последние 10 лет произошел большой технологический скачок, и, как следствие, культура стала более доступной. К примеру, когда мы начинали, получать актуальную информацию о музыкальной индустрии в разных точках мира было гораздо сложнее», — говорит Дмитрий Агалаков.

Внутри индустрии, считает Крючков, нет конкуренции: «Это большое профессиональное комьюнити, и единственный вариант его гармоничного существования — дружить. У нас могут быть разные стратегии развития, свой выбор на тему общения или не общения с журналистами и так далее. Но внутри комьюнити, если вдруг случается беда, мы все друг друга поддерживаем».

Представители Roots United неизменно говорят в интервью, что их главные конкуренты — футбол по телевизору и условные сериалы Netflix. «В сегменте современного искусства нет конкуренции, — Артем возвращается к рассуждениям о совриске. — Современное искусство — это все, что заставляет человека выйти из дома: будь то лекции, выставки, вечеринки или общественные пространства».

Букинг

Петербургские события, которые организуют Roots United, бывают нескольких видов. Один из них — вечеринки в небольших клубах: например, в Stackenschneider на 200 человек. «Мы вместе обсуждаем и привозим музыкантов, которых сами хотим послушать на компактной площадке», — рассказывает Дмитрий Агалаков.

Второй заметный формат — серия вечеринок OFF, которую запустили в 2016 году: «Когда ты организуешь мероприятие на две тысячи человек, то понимаешь, какой из артистов больше соберет, кого надо ставить на главную сцену в прайм-тайм, а кто просто более эстетичен. Классно, когда можно привезти суперинтересного музыканта из Японии, заплатив бешеные деньги за его билеты. Пускай он не очень известный, но люди придут и откроют рот от того, как это круто».

Roots United любят сотрудничать с разными дружественными институциями — такими, как голландские фестиваль Dekmantel и радиостанция Intergalactic FM. «Это большой пласт в истории развития голландского звучания, — рассказывает Дмитрий о радиостанции. — Мы показали их как комплексное культурное явление: вместе с нашими художниками оформили танцпол по их параметрам, привезли резидентов».

Самый большой и известный проект формации — фестиваль Present Perfect, который с самого начала не был сугубо электронным — это скорее городское событие с хорошей музыкой разных стилей. В этом году в программе будет около 50 артистических слотов на пяти сценах — от «первых строчек» до локальных музыкантов. «Будет много инструментальной музыки, лайв-бэндов и неординарных артистов. Из уже анонсированных приедет Awesome Tapes From Africa — главный архивариус африканской сцены, он будет играть с кассет. Итальянцы Ninos du Brasil выступят с барабанным перформансом. Из Голландии приедет психоделик-рок-бэнд Dollkraut, из Великобритании — Andrew Weatherall, хаус-диджей с большим панковским прошлым. При этом мы стараемся избегать очень крупных имен с афиш других фестивалей. Например, есть известный музыкант KiNK, но у нас он выступит с сайд-проектом Kirilik — это придаст большей эстетики его приезду. В то же время крупные хэдлайнеры нужны любому фестивалю: таким образом, в этом году у нас заявлены Modeselektor с новым альбомом и новым шоу».

Как говорит Агалаков, одна из задач фестиваля — «постараться отойти от устоявшихся шаблонов и стандартных ходов»: «Хочется, чтобы в шесть утра не везде играл условный техно или хаус. Так, например, в прошлом году на закрытии сцены Yard выступала пост-рок команда SRKP. В этом году хотим поставить на утро шугейз-группу из Петербурга Pinkshinyultrablast, которую пытались заполучить последние года три».

Еще один трудный привоз на Present Perfect — музыкант Gesloten Cirkel (тоже выходец из России — предположительно, как и Pinkshinyultrablast, из Петербурга). Ранее он категорически отказывался ехать на родину:  «Его лет восемь хотели привезти в Россию все, кто занимаются прогрессивной электронной музыкой. В нашем случае этот привоз — результат предыдущих действий: поскольку Gesloten Cirkel имеет отношение к Intergalactic FM, а мы в прошлом году устроили им идеальный шоу-кейс в Петербурге, нас порекомендовали все кто надо — в итоге артист готов дебютировать».

Present Perfect

Как и у Roots United, у Present Perfect — главного детища формации — в этом году юбилей: в пространстве «Севкабель Порт» пройдет пятый фестиваль. В 2015 году летнее событие стартовало в Музее стрит-арта — на тот момент малознакомой даже искушенным горожанам бывшей индустриальной площадке на отшибе города, где нет станций метро. Два года все было отлично, а на третьем Present Perfect случился 12-часовой ливень. Главная сцена под открытым небом, в обрамлении фактурных работ уличных художников (муляжи Зимнего дворца и статуи Ленина), оказалась незаполненной — а сцены поменьше, особенно Boiler Room, были, наоборот, переполнены. «Мы поняли, что, делая фестиваль в Петербурге, не можем позволить себе такую большую открытую территорию и такую маленькую — закрытую», — говорит Артем Крючков, который является генеральным продюсером Present Perfect.

В прошлом году PPF переехал на новую площадку — «Севкабель Порт» (на исторической территории еще одного завода). На тот момент здесь не было обустроенной набережной с видом на Большую Неву и ЗСД — территория выглядела запустело. Спустя год в это трудно поверить. «Мы все время охотимся за первобытными территориями, — продолжает сооснователь Roots United, — где еще не навели лоск. Чем больше деталей — где-то краска облупилась, где-то грузоподъемный кран остался — тем фактурнее площадка. Нас трудно представить в бывшем торговом центре — там нет души, время его не потрепало. Мы всегда пытаемся найти характер в площадке: забрать в том виде, когда она уже безопасна, но еще не переделана под проект, который хотят получить инвесторы». 

Артем Зотиков

На ближайшем Present Perfect мы перейдем к новым площадям «Севкабеля»

«На ближайшем Present Perfect мы перейдем к новым площадям Севкабеля. Мы планируем сместить фестиваль с уже обжитых общедоступных территорий в сторону новых подготавливаемых площадей на набережной и парковке, по-новому используем пространства основного цеха», — говорит Артем Зотиков.

В прошлом году в пиковое время площадка достигла полной загрузки, и ради комфорта посетителей вход на несколько часов приостановили (но потом вновь открыли). На фестиваль пришло около 15 тысяч человек. По статистике, треть гостей — не из Петербурга. «Present Perfect  развивается как туристический бренд, — говорит Агалаков. — Но мы не хотим, чтобы он превратился в бездушный фестиваль с дорогими артистами. Наша задача — сохранить свою уникальную домашнюю атмосферу. Когда люди с утра сидят на набережной и смотрят на воду и есть чувство гармонии и единения».

Впрочем, организаторы готовы к тому, что в какой-то момент фестивалю придется уйти и из пространства «Севкабель Порт»: «Фестиваль — это кочующая история, потому что ресурсы площадок заканчиваются. В этом году мы здесь. Посмотрим, как все будет развиваться».

Что дальше

Ближайшие планы — Night’N’Day, «двухтактная вечеринка» от Roots United и относительно нового клуба Blank. Первого мая, в 23:00 в пространстве на Арсенальной набережной стартует девятичасовое ночное мероприятие, а спустя восемь часов, 2 мая, там же — дневное. Среди участников — Ancient Methods, Phase Fatale, Bradley Zero, Nocow и другие.

Летом, помимо PPF, пройдет Day OFF. «Запустив его в 2018-м как тест, мы поняли, что дневные вечеринки — это отдельная, очень особенная эстетика, в которой мы хотим продолжать работать хотя бы раз в год. В прошлом году нашим организационным партнером стала голландская тусовка Dekmantel. В этом мы завершаем переговоры с другим европейским комьюнити, специализирующемся на дневных ивентах по всей Европе, но пока не будем раскрывать карты», — рассказывает  Агалаков.

На лейбле Roots United выйдет двойной релиз с петербургскими музыкантами, посвященный десятилетию формации: «В него попадут артисты, которые начинали примерно в одно время с нами. Часть из них больше ассоциируется с Roots United, часть — меньше. Это музыка из Петербурга в ее текущем виде».

Кроме того, формация планирует европейский тур на восемь-десять городов. «Что мне нравится: всегда была небольшая неуверенность — по крайней мере, у меня — по поводу того, что за рубежом нас, возможно, не знают. Так вот, оказывается, что, например, фестиваль Present Perfect знают даже в Южной Америке. А когда организовываешь тур, люди прекрасно понимают, с кем они имеют дело», — рассказывает Агалаков.

Значительную часть времени в этом году планируется уделить работе с комьюнити: «Каким бы большим ни был фестиваль и каким бы многослойным ни был бренд Roots United, важно помнить, кто был с тобой все это время, кто ходит на твои мероприятия. Близкий круг. Планов много, среди них — культурный обмен и сотрудничество с музыкальными активистами из разных стран; новые камерные события, не всегда ориентированные только на ночной формат; образовательные инициативы».

Основатели Roots United интригуют и обещают изменить свой вектор развития уже в следующем году: «Иначе происходит стагнация. Но это не будут какие-то драматические изменения, скорее переосмысление того, что мы делали последние 10 лет, и, как результат, появление новых путей».