Вы могли видеть эту фотографию с фестиваля «Боль» 2016 года: толпа, на сцене играет Padla Bear Outfit, в центре кадра — парень в инвалидной коляске, которого несут на руках к сцене. Фотография хорошо подчеркивала открытость фестиваля, но сейчас, смотря на нее, сложно не задуматься о том, что такое мы в принципе видим довольно редко. Много ли людей с инвалидностью можно увидеть на рейве? Или на концерте? Или на фестивале? Как правило, ни одного — исключения встречаются, но на то они и исключения, чтобы подтверждать правила.

Большинство концертных, клубных и фестивальных площадок в стране, по словам их владельцев, сложно и дорого адаптировать для людей с инвалидностью. В этом им могли бы помочь власти, но они, хоть и выделили на организацию доступной среды в России больше 40 миллиардов рублей, не учли, что люди с инвалидностью могут хотеть попасть не только к «приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности» (что это вообще значит?), но и в клубы или на фестивали.

В конце 90-х с аналогичной проблемой столкнулась британка Сюзанна Балл. С 1995 года в стране работал Закон о дискриминации инвалидов, обязывающий владельцев организаций и заведений адаптировать их для людей с инвалидностью. Частично он исполнялся — но не в музыкальной сфере: попасть в клуб или на фестиваль человеку с инвалидностью было все еще сложно. Выход нашелся, но не в критике организаторов, а в диалоге.

«Вместо того чтобы пытаться пристыдить эти организации, Сюзанна решила, что лучший способ изменить ситуацию — провести с ними открытые обсуждения, выяснить, в чем заключаются их проблемы и почему они не соблюдают новое законодательство», — рассказал The Village Гидеон Фельдман. Фельдман — программный директор благотворительного фонда Attitude is Everything, который в итоге возглавила Балл и который ставит своей целью сделать культурные и массовые мероприятия доступными для людей с инвалидностью.

27 сентября Фельдман выступит с лекцией «Музыка без преград» в образовательном центре музея «Гараж», на которой он расскажет о том, как организации удалось добиться того, что сейчас в Великобритании почти 200 площадок и фестивалей подходят для людей с инвалидностью. The Village совместно с редакцией «ИМИ.Журнала» подготовил материал о том, как сделать концерты инклюзивными и поговорил с Фельдманом о планах фонда, его истории и том, как сделать площадки инклюзивными без больших затрат.

Редактор: Лев Левченко

Интервью: Илья ЗининНикита Ровнов

Гидеон Фельдман

программный директор благотворительного фонда Attitude is Everything


— Какие идеи изначально стояли за этим проектом?

— Наша этическая позиция — быть другом музыкальной индустрии, который оказывает ей поддержку, привлекая внимание общества к ее проблемам и борясь с различными барьерами и ограничениями. Наша деятельность началась в мае 2000 года с одногодичной программы, финансированной Советом по делам искусств Англии, когда наш главный исполнительный директор Сюзанна Балл опубликовала свои статьи о значительных ограничениях в доступности музыкальных мероприятий, с которыми ей пришлось столкнуться.

Концертные площадки и фестивали в Великобритании не выполняли свои обязательства, установленные Законом о дискриминации инвалидов от 1995 года. Это быстро превратилось в длительный проект, который должен был помочь музыкальной индустрии обеспечить потребности людей с ограниченными возможностями.

— Каким было исходное положение дел в британской музыкальной индустрии, если говорить о вопросах доступности и инклюзивности?

— Люди хотели совершенствовать свои практические навыки, но им не хватало знаний и уверенности, чтобы воплотить эти начинания в жизнь. Многие тогда боялись ошибиться и не понимали, с чего начинать действовать. Нашим решением этой проблемы стал проект Charter of Best Practice — программа, с помощью которой можно было продумать все аспекты доступности на мероприятиях. В проекте работали более 195 концертных площадок и фестивалей — от Glastonbury и стадиона О2 Arena до небольших локальных площадок и фестивалей.

— Каковы главные препятствия и проблемы, с которыми Attitude is Everything сталкивался на протяжении почти 20 лет своей деятельности?

— Сегодня мы оказались в интересной ситуации. С одной стороны, сотни концертных площадок, фестивалей и компаний прилагают все усилия, чтобы сделать музыкальную индустрию как можно более доступной. Мы даже организовали специальную церемонию награждения Outstanding Attitude Awards для поощрения различных инициатив по поддержке индустрии. Свыше 40 компаний объединились вместе в рамках нашей коалиции Ticketing Without Barriers Coalition, чтобы добиться перемен в обеспечении доступности и инклюзивности на музыкальных мероприятиях. К тому же артисты и промоутеры по всей Великобритании сегодня используют наше руководство DIY Access Guide, и я считаю, что это замечательно.

Разработанный фондом гид DIY Access Guide — это брошюра о том, как без особых затрат сделать концерты и туры доступными для людей с инвалидностью. Вот небольшая выдержка из него:

10 вещей, которые вы можете сделать, организовывая концерт

1. БИЛЕТЫ

Предложите бесплатные билеты для сопровождающих.

2. ИНФОРМАЦИЯ О ДОСТУПНОСТИ

Заранее выложите в интернете четкую и ясную информацию о доступности.

3. ПРОСЬБЫ

Предложите людям связаться с вами, если у них есть особые потребности.

4. ЗРИТЕЛЬСКАЯ ПЛОЩАДКА

Позаботьтесь об отдельной площадке для сидящих зрителей с доступом для инвалидных колясок.

5. СТРОБОСКОПЫ

По возможности, отключите стробоскопы.

6. СУБТИТРЫ

Позаботьтесь о субтитрах, чтобы показывать их с помощью ноутбука и телевизора.

7. ТУАЛЕТ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННОЙ ПОДВИЖНОСТЬЮ

Если на площадке есть туалет для людей с ограниченной подвижностью, убедитесь, что он работает.

8. ТИХАЯ КОМНАТА

Если есть место, выделите «тихую комнату».

9. ВРАЖДЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Попросите сообщать о любой форме домогательств и агрессии.

10. БАР

Поговорите с представителями площадки, чтобы убедиться, что услуги бара будут доступны для людей, которые не могут дотянуться до высокой стойки.

С другой стороны, еще многое предстоит сделать. До сих пор существует еще много площадок и мероприятий, не отвечающих базовым требованиям в тех вопросах доступности, которые мы поднимаем на протяжении последних 20 лет. Главной проблемой здесь является нехватка информации о доступности в интернете для людей с ограниченными возможностями — это то, с чем мы работаем с помощью нашего руководства Access Starts Online.

Бронирование специальных билетов (таких, как билеты на сидячие места или билеты для сопровождающих) также является значительной областью индустрии, в которой еще предстоит проделать много работы. Наш отчет о состоянии доступности в индустрии за 2018 год пролил свет на многие проблемы, с которыми все еще сталкиваются наши клиенты.

— Говоря о проблемах, можно отметить факт, что обеспечение доступности и инклюзивности часто ограничено нехваткой средств. С чего можно начать деятельность по обеспечению доступности без больших денег?

— Одна из наших важнейших идей заключается в том, что доступность начинается онлайн! Потратьте час на создание информационной страницы в интернете и расскажите людям о том, чего они могут ожидать на вашем мероприятии. То, что путь к вашей концертной площадке проходит через лестничный пролет, не значит, что человек с ограниченными возможностями, который может самостоятельно ходить по лестнице, но, возможно, нуждается в кресле на самом концерте, не захочет его посетить.

Доступность во многом сводится к простым изменениям в политике площадок и творческому мышлению организаторов. Создайте зону просмотра возле сцены, поставьте несколько стульев, разрешите тем, кому необходимо прийти вместе с сопровождающим, получить для него бесплатный билет, подумайте о любых материальных барьерах, которые можно легко убрать, чтобы позволить людям попасть на территорию вашей площадки.

— Другой вопрос — это распространение информации о взаимодействии с людьми с особыми потребностям в концертной индустрии. Какие способы информирования общественности о вопросах доступности и инклюзивности являются наиболее продуктивными?

— Лучший способ повысить эту осведомленность — поделиться мнением любителей музыки с ограниченными возможностями. Люди с ограниченными возможностями отличаются друг от друга, и они являются главными экспертами, когда речь заходит о том, что им нужно. Создайте возможности для общения людей с представителями музыкальной индустрии, для обмена мнениями и придите к общему пониманию проблем и способов их устранения.

Сегодня многие любители музыки с ограниченными возможностями до сих пор могут оставаться невидимыми. В тот момент, когда индустрия обращается к людям с просьбой поделиться своим опытом, люди непременно воспользуются возможностью внести свой вклад в улучшение ситуации и заявить о себе.

— Attitude is Everything также специализируется на обеспечении доступности для самих артистов. Могли бы вы назвать основные проблемы, возникающие при работе с музыкантами, если среди них есть люди с ограниченными возможностями?

— Артисты с проблемами со слухом и другими ограничениями сталкиваются с целым рядом барьеров. Эти барьеры подразумевают невозможность физического доступа к сцене, столкновение с недоброжелательным отношением со стороны персонала, а также переживания о том, что разглашение потребностей может навредить отношениям с промоутером.

Недавно мы опубликовали статистический срез потребностей 96 артистов к доступности, который выявил, что половина из этих артистов столкнулась с препятствиями на репетициях, двум третям из них, кто дает концерты, приходится для этого жертвовать своим здоровьем или самочувствием, а 96 % из них считают, что индустрия может стать более инклюзивной для артистов с особыми потребностями, если они будут делиться своим опытом и напоминать о себе.

Лекция Гидеона Фельдмана является частью программы Года музыки Великобритании и России, которая проводится посольством Великобритании в Москве при поддержке Британского совета, организатор — Музей современного искусства «Гараж».


Фотографии: обложка – Боль, 1, 2 – Attitude is Everything