В пятницу, 17 января, на стриминге Apple TV+ вышла финальная серия первого сезона хоррора «Дом с прислугой», написанного британским теледраматургом Тони Басгэллопом и спродюсированного М. Найтом Шьямаланом. Рассказываем, чем примечателен этот сериал и почему он имеет все шансы стать культовым к моменту выхода второго сезона.

Текст

Никита Лаврецкий

«Дом с прислугой»

Servant


Создатели

М. Найт Шьямалан

Год

2019–2020

Серии

10 по 30 минут

Смотреть
Apple TV

Главный спойлер «Дома с прислугой» состоит в том, что проспойлерить его пока что сложно. Сценарист Басгэллоп и продюсер Шьямалан провели сезон, загадывая зрителям все новые загадки и предлагая все более безумные варианты ответа на вопрос, что вообще здесь происходит, а с большими разоблачениями пока что совсем не спешили. Впрочем, сериал шокирует уже одной своей завязкой.

В семействе Тернеров произошла большая трагедия — умер младенец. Не в силах принять трагедию, мать Дороти Тернер переживает психический эпизод, после которого уходит в полное отрицание произошедшего. Муж Шон ей подыгрывает и делает вид, что реалистичная кукольная реплика их покойного сына — это и есть живой ребенок. Для полноты иллюзии они нанимают молодую няню, но та с порога ведет себя странно — слишком глубоко вживается в свою роль. Через некоторое время Шон обнаруживает в кроватке абсолютно живого младенца, после чего вынужден продолжать повседневную жизнь, параллельно отчаянно пытаясь найти рациональное объяснение произошедшему.

В интервью Шьямалан заявил, что сюжет «Дома с прислугой» рассчитан на шесть сезонов по десять серий. Для хоррора это звучит как смертельный приговор — ни один мастер не смог бы держать напряжение так долго. Хорошая новость в том, что «Дом с прислугой» — это не хоррор в современном понимании, а скорее классический готический хоррор, в котором нутряной ужас уступает место детективной интриге, а удовольствие зрителю чаще приносят не шокирующие образы, а общая атмосферность и тонкое чувство юмора создателей. (Как и в случае с Альфредом Хичкоком в свое время, комедийная составляющая проектов Шьямалана остается преступно недооцененной.)

В своей ретромании продюсер и постановщик трех ключевых серий сезона Шьямалан идеально сошелся вкусами с британским сценаристом Тони Басгэллопом: если Шьямалан — это наследник Хичкока, то Басгэллоп — это его идеальная Дафна дю Морье. Для Басгэллопа «Дом с прислугой» стал первым самостоятельным проектом в жанре, но он с пугающей уверенностью манипулирует знакомыми тропами и зрительскими ожиданиями. Вероятно, сказывается просто большой профессиональный опыт (Басгэллоп работает телевизионным сценаристом еще с 90-х, а на премию BAFTA был впервые номинирован в 2006 году) и уважение ко всем классическим жанрам (предыдущие его работы на канале BBC включают в себя герметичный детектив «Что останется после тебя?» и триллер об ограблении банка «Грабители»).

«Дом с прислугой» не столько поражает воображение полетом фантазии, сколько подкупает вкусом создателей и их вниманием к деталям. Зрителя призваны завораживать все более изощренные и странные блюда (от мороженого с лобстером до пригодившейся в финале замороженной плаценты — не будем спойлерить рецепт), которые шеф-экспериментатор Шон Тернер готовит для гостей, и точно выверенный интерьер красивого филадельфийского дома (характерный дом — это ключевой элемент всех уважающих себя готических хорроров), в котором происходит практически все действие сериала. Чудесным образом визуальные находки Шьямалана, его вычурную работу с камерой и выверенный до каждой склейки монтаж вполне успешно воспроизводят и менее опытные кинематографисты, нанятые для постановки серединных серий, изображающих нарастающий ужас и абсурд повседневной жизни семейства Тернеров.

В отличие от наспех скроенной на злобу дня драмы «Утреннее шоу» и невпечатляющей подделки под большой голливудский блокбастер «Видеть», самый тихий из сериалов Apple TV+ «Дом с прислугой» эффективнее всего воплощает в жизнь этос компании Стива Джобса. Это минималистичное произведение, выполненное с определенным чувством шика и предлагающее не больше и не меньше, чем обещает его жанр. В рецензии на «Утреннее шоу» я писал, что прием, когда одна из последних серий сезона переносит действие в прошлое, уже порядком поднадоел, но даже его Шьямалану удается воплотить в жизнь с невиданным изяществом и сделать самым душераздирающим моментом сезона — благодаря эллиптичному, ассоциативному монтажу, драматически смешивающему временные линии.

В итоге «Дом с прислугой» имеет прекрасный задел на второй сезон не только благодаря эффективной работе с жанром, но и весьма трогательной человеческой истории по центру. Лично поставив кульминационный флешбэк, Шьямалан показал, что абсолютно реальна только сама травма, а уже ее последствия лежат где-то в области мистики, выбраться из которой совсем не просто. Благодаря прекрасным артистам (в главных ролях заняты американка Лорен Эмброуз, англичане Тоби Кеббелл и Руперт Гринт и главное открытие сериала — пронзающая взглядом и наводящая трепет Нелл Тайгер Фри в роли окутанной мистикой няни) за этим долгим и полным неразрешимых загадок путем будет интересно следить и дальше.


Фотографии: Apple TV