1 июля, пятница
Москва
Войти

«Дракула»: Неактуальное осовременивание классики от авторов «Шерлока» Не без удач, впрочем

«Дракула»: Неактуальное осовременивание классики от авторов «Шерлока»

В первых числах января на BBC и Netflix состоялся показ нового мини-сериала «Дракула» от создателей «Шерлока» Стивена Моффата и Марка Гэтисса. По просьбе The Village Никита Лаврецкий разобрался, в какие моменты эта интерпретация классики не уступает в остроумии хитовому предшественнику, а в чем безнадежно устарела.

Текст

Никита Лаврецкий

«Дракула»

Dracula


Создатели

Стивен Моффат и Марк Гэтисс

Год

2020

Серии

3 по 90 минут

Смотреть
Netflix

Звездные британские теледраматурги Моффат и Гэтисс больше никуда не спешат, а двигаются, как полагается живым классикам, чопорно и по проторенной дорожке. Десять лет назад «Шерлок» всего за три серии адаптировал к современности сразу несколько классических историй Конана Дойля, в то время как в двух из трех полуторачасовых эпизодов «Дракулы» пространно пересказываются не самые динамичные части — фактически лишь завязка — оригинального романа: английский юрист Джонатан Харкер проводит несколько недель в замке Дракулы, пытаясь разгадать тайну графа и его владений. Оцените интригу серии по главному ее спойлеру: Дракула — вампир.

Моффат и Гэтисс относятся к поколению шоураннеров, которым не знакомо телевидение, где главные — не сценаристы, а режиссеры, и потому освободившееся за счет растянутого повествования пространство заполняют не клаустрофобным хоррором, а острословными диалогами (серия построена на допросе Харкера в монастыре с вопросами среди прочего о гей-сексе; заканчивается все словесным противостоянием местной версии Ван Хельсинга с Дракулой) и надоедливыми детективными загадками (перевернутое послание на оконном стекле, спрятанная архитектором замка секретная карта). Телевизионный постановщик Джонни Кэмпбелл, работавший над отдельными сериями «Доктора Кто» и «Мира Дикого Запада» пытается выжать что-то похожее на хоррор из, в общем-то, неплохого грима и кровавых практических эффектов, но дуэт шоураннеров не оставляет ему шанса привнести в сериал атмосферность.

Особенно устаревшей в «Дракуле» выглядит заставка: смесь из копии интро «Настоящего детектива», анатомических образов из титров старого фильма про «Халка» и первого шрифта по запросу «готика», которым выписывается имя исполнителя заглавной роли Класа Банга. Банг, известный по главной роли в каннском призере «Квадрате», — открытие сериала, и в другое время эта роль сделала бы его большой звездой, но его манерный вампир-социопат, острый на язык циник — это определенно герой с приветом из нулевых. Вспомнить можно тех же докторов — от Кокса до Хауса. Вторая серия, переносящая действие на плывущий в Англию корабль и выполненная в жанре герметичного детектива, — настоящий актерский бенефис Банга, но и это зрелище откровенно вгоняет в сон: ни о какой детективной интриге снова говорить не приходится.

Моффат и Гэтисс не то чтобы плошают как сценаристы, а скорее, слишком много повторяются и занудничают. С одной стороны, Стивен Моффат использует все свои заезженные сценарные финты: от разговоров персонажей внутри собственного воображения — те самые «чертоги разума» из «Шерлока» — до перекрученных временных линий. Играться с временными парадоксами Моффат начал еще до «Доктора Кто» — в своих классических ситкомах «Любовь на шестерых» и Joking Apart, просто там в ход шел не «Тардис», а отложенные записи автоответчика и видеокамеры; как именно он нарушает ход времени в «Дракуле», заранее можно и не раскрывать.

С другой стороны, Марк Гэтисс здесь отвечает за взаимоотношения адаптации с каноническим первоисточником, и все откровенно пародийные, абсурдные моменты ему удаются прекрасно: в равной степени забавными оказываются и попытки Дракулы адаптироваться к непривычной ему современной жизни, и, например, гротескный персонаж-адвокат, сыгранный самим Гэтиссом — опытным комиком. А вот стремление переписать или дословно процитировать классику оборачивается занудством. Гэтисс еще в 2010 году участвовал в документальной серии «История хоррора с Марком Гэтиссом» — в данном случае это скорее плохой знак, чем наоборот: когда Моффат работал в одиночку над современной версией «Джекилла», то оставил от сюжета немногим больше половины названия.

Новый «Дракула» не лишен удачных находок, но даже если бы он был свежей деконструкцией классики, то все равно оставался бы этой самой жанровой деконструкцией. А они непонятно, кому еще нужны в 2020 году: по-всякому интерпретировать историю Дракулы успели уже все кому не лень — от сюрреалиста Гая Мэддина до инфантила Адама Сэндлера. Неудивительно, что лучшие моменты мини-сериала приходятся не на остроты, а на серьезные попытки сделать хоррор и готическую драму — эффектнее всего в этом смысле выглядят последние минуты финала.

Еще перспективнее, кажется, было бы исследовать интимный, эмоциональный мир героев, а не сводить их лишь к жанровым архетипам. Но это уже совсем другая история, рассказывать которую будут совершенно другие авторы, например, такие, как японский кинопоэт Сюндзи Иваи со своей крайне недооцененной сандэнсовской картиной под обманчиво простым названием «Вампир».


Фотографии: Netflix

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

21 сериал зимы
21 сериал зимы «Ведьмак», «Удивительная миссис Мейзел», «Новый Папа» и другие
21 сериал зимы

21 сериал зимы
«Ведьмак», «Удивительная миссис Мейзел», «Новый Папа» и другие

Новая классика: Лучшие (авторские) сериалы 2010-х
Новая классика: Лучшие (авторские) сериалы 2010-х «Твин Пикс», «Злые парни», «Проще простого» и еще куча отличных сериалов
Новая классика: Лучшие (авторские) сериалы 2010-х

Новая классика: Лучшие (авторские) сериалы 2010-х
«Твин Пикс», «Злые парни», «Проще простого» и еще куча отличных сериалов

«Утреннее шоу»: Дженнифер Энистон и Риз Уизерспун в корпоративной драме, осмысляющей движение #MeToo
«Утреннее шоу»: Дженнифер Энистон и Риз Уизерспун в корпоративной драме, осмысляющей движение #MeToo Флагманский проект сервиса Apple TV+
«Утреннее шоу»: Дженнифер Энистон и Риз Уизерспун в корпоративной драме, осмысляющей движение #MeToo

«Утреннее шоу»: Дженнифер Энистон и Риз Уизерспун в корпоративной драме, осмысляющей движение #MeToo
Флагманский проект сервиса Apple TV+

«Ведьмак»: «Игра престолов» от Netflix с Суперменом в главной роли
«Ведьмак»: «Игра престолов» от Netflix с Суперменом в главной роли Весь сезон вышел на Netflix 20 декабря
«Ведьмак»: «Игра престолов» от Netflix с Суперменом в главной роли

«Ведьмак»: «Игра престолов» от Netflix с Суперменом в главной роли
Весь сезон вышел на Netflix 20 декабря

Тэги

Сюжет

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»

«Идея была моя, но сделал это не я»

Первая полоса

За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды
За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды Мы с ними поговорили
За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды

За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды
Мы с ними поговорили

The Village становится платным
The Village становится платным Как продолжить читать нас
The Village становится платным

The Village становится платным
Как продолжить читать нас

«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию
«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию
«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию

«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

«С точки зрения искусства это убийство»
«С точки зрения искусства это убийство» Реакция режиссеров, актеров и критиков на закрытие «Гоголь-центра»
«С точки зрения искусства это убийство»

«С точки зрения искусства это убийство»
Реакция режиссеров, актеров и критиков на закрытие «Гоголь-центра»

«Идея была моя, но сделал это не я»
«Идея была моя, но сделал это не я» Как интернет реагирует на комиков, пошутивших про изнасилование
«Идея была моя, но сделал это не я»

«Идея была моя, но сделал это не я»
Как интернет реагирует на комиков, пошутивших про изнасилование

Слово редакции
Слово редакции Ридерки и ридеры проекта — об идее опен-колла, выборе текстов и роли литературы в мире, где идет *****
Слово редакции

Слово редакции
Ридерки и ридеры проекта — об идее опен-колла, выборе текстов и роли литературы в мире, где идет *****

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»
«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове» Михаил Бородин — о фильме «Продукты 24» и рабстве в России
«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»
Михаил Бородин — о фильме «Продукты 24» и рабстве в России

Мошенники рассылают письма от имени The Village
Мошенники рассылают письма от имени The Village Рассказываем, что об этом известно
Мошенники рассылают письма от имени The Village

Мошенники рассылают письма от имени The Village
Рассказываем, что об этом известно

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды
«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды За моду взялись «настоящие патриоты»
«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды
За моду взялись «настоящие патриоты»

Десять лет колонии за пять предложений в соцсети
Десять лет колонии за пять предложений в соцсети Как на адвоката Дмитрия Талантова завели уголовку за дискредитацию российской армии
Десять лет колонии за пять предложений в соцсети

Десять лет колонии за пять предложений в соцсети
Как на адвоката Дмитрия Талантова завели уголовку за дискредитацию российской армии

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»
«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности» Реакция твиттера на праздник, который ввел Путин
«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»
Реакция твиттера на праздник, который ввел Путин

Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России
Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России Леонид Стерник — о том, какое вино мы будем пить теперь и стоит ли делать запасы
Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России

Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России
Леонид Стерник — о том, какое вино мы будем пить теперь и стоит ли делать запасы

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость» Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?
ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?
ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?

ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?

Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****
Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время ***** Исследование социологини Кати Дегтяревой
Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****

Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****
Исследование социологини Кати Дегтяревой

«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»
«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут» Юрист Арсений Левинсон — об альтернативной службе
«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»

«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»
Юрист Арсений Левинсон — об альтернативной службе

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»
«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум» И готовы ли платить дальше
«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»
И готовы ли платить дальше

Подпишитесь на рассылку