26 февраля на Netflix состоялась премьера сериала «Мне это не нравится», основанного на комиксе Чарльза Форсмана и поставленного режиссером предыдущей экранизации Форсмана «Конец ***го мира» Джонатаном Энтвистлом. Разбираемся, насколько удачным оказался результат данной коллаборации на этот раз.

Текст

Никита Лаврецкий

«Мне это не нравится»

I Am Not Okay With This


Год

2020

Создатель

Джонатан Энтвистл и Кристи Холл

Серии

7 по 19–28 минут

Смотреть

wikipedia

17-летняя школьница по имени Сид (София Лиллис из «Оно»), живущая где-то в американском пригороде, про себя грубо возмущается по поводу всего своего непримечательного окружения (теми же словами, что и герои «Конца ***го мира») и вообще чувствует себя по жизни в чужой тарелке. В ряд из неразделенной любви, незаживающей раны от семейной трагедии и противных школьных подколок в какой-то момент добавляются неконтролируемые телекинетические способности (что-то похожее было в другом нетфликсовском сериале про школьников «Очень странные дела»), после чего и без того непонятная подростковая жизнь превращается в сущий ночной кошмар. Единственная отдушина — дружба с лучшей подругой Диной и соседом Стэнли (Уайатт Олефф, тоже из фильма «Оно»).

Жанр подростковой драмы переживает бум — просто обратите внимание на три очевидных предшественника/вдохновителя сериала «Мне это не нравится», упомянутых в первом абзаце. При всем многообразии этого явления удивительно осознавать, насколько редко сериалы на тему взросления изображают эмоциональную правду, объективную реальность школьных лет. Окунутая в блестки и неон «Эйфория» — это сильно приукрашенная версия событий, так же как и «13 причин почему» по сути мыльная опера. Более приземленное на первый взгляд «Половое воспитание» работает более-менее по принципам соцреализма (это в первую очередь история о том, как должно быть, а не о том, как есть на самом деле).

«Очень странные дела» и «Леденящие душу приключения Сабрины» — вообще жанровые произведения, изначально не ставящие своей целью достоверность. Другое дело — работы комиксиста Чарльза Форсмана, чей «Конец ***го мира» и его экранизация оказались настоящим глотком свежего воздуха благодаря сочетанию самоироничного взгляда нелицеприятных персонажей на самих себя, их глубокого внутреннего нигилизма и внешней эмоциональной беззащитности. Тем обиднее, что из еще более ранимой и апокалипсически настроенной работы Форсмана «Мне это не нравится» у кинематографистов вышла банальная и приукрашенная телеверсия.

«Конец ***го мира»: История взросления молодых нигилистов, покорившая Netflix
Читать

В обычных обстоятельствах аргумент «книга лучше» звучит неловко, ведь все понимают, что перенести в подробностях каждую страницу на экран физически невозможно, да и вообще кино работает по-другому. Случай с аргументом «комикс лучше» — несколько иной. Во-первых, разглядывание комикса «Мне это не нравится» занимает от силы 40 минут, и весь оставшийся хронометраж сценаристы сериала сочиняли на основе собственного понимания сюжета первоисточника. А во-вторых, комиксы — это, как и кинематограф, визуальный вид искусства, поэтому отличия в визуальной части можно констатировать вполне конкретно. Так вышло, что перечисление всех различий между комиксом и телеадаптацией «Мне это не нравится» — это и есть перечисление основных промахов сериала (независимо от опыта смотрящего).

Начнем с того, что в комиксе главной героине 15 лет, а не 17, и выглядит она как совершенно нескладная дылда с дурацкой прической (не в пример очаровательно неловкой Софии Лиллис из сериала). Ее подруга Дина — тоже не модельной внешности дебютантка София Брайант, а вполне себе курносая дурнушка с растрепанными волосами; лицо унылого соседа Стэнли, угощающего Сид травой, и вовсе из-под очков и носища не разобрать (щегол Стэнли из сериала, по правде говоря, слишком веселый и социализированный, чтобы тянуть на роль чудака-маргинала, с которым никто не хочет общаться).

Различия не ограничиваются только внешностью героев. Вышеупомянутая перемена возраста важна потому, что в комиксе Сид занимается сексом в том числе и со взрослой кассиршей из супермаркета, и, с учетом недостигнутого ею возраста согласия, это со всех сторон крайне неоднозначная ситуация — увы, всякой моральной неоднозначности продюсеры Netflix сознательно решили избегать. Комикс Форсмана в целом рисует гораздо более мрачную, брутально-реалистическую картину мира: у него место находится и нежелательной беременности, и эвтаназии; отношения Сид с братом, Сид с отцом и Дины с бойфрендом принимают на порядок более жестокий и травматичный оборот.

Наконец, самая необычная особенность комикса и сериала — супергеройская способность главной героини к телекинезу — в двух версиях истории играет практически противоположные роли. В сериале Сид испуганно разносит в щепки кусок леса и школьную библиотеку, а в конце использует свою силу во мщение, тем самым доказывая, что успешное покорение суперспособности — это метафора взросления подростка в нескладном теле (эта метафора — вообще расхожий штамп супергеройского жанра). В комиксе же Сид уничтожает телекинезом не шкафы, а судьбы близких людей, собственную семью и в конце концов собственное тело и жизнь. Этот телекинез символизирует уже не банальные тяготы взросления и преодоление неловкости, а ту экзистенциальную обреченность, которую в реальности чувствовал любой интеллигентный подросток.

Как и в случае с подростковыми сериалами-предшественниками, «Мне это не нравится» рассказывает историю о взрослении, поиске идентичности, примирении с собственным телом с вполне конкретными и легко считываемыми выводами о морали и устройстве социума. Да, такое повествование способно нести позитивный терапевтический эффект для зрителей всех возрастов. Но ведь иногда хочется увидеть не выдуманный позитивный урок, а констатацию реального мрака, хаоса и жестокости мира, которому, быть может, и вправду скоро придет конец. И принципиальный отказ авторов сериала пересказать такую историю в конечном итоге сильно разочаровывает.


Фотографии: Netflix