В начале марта на телеканале HBO вышел «Покидая Неверленд» — четырехчасовой документальный фильм, в котором Уэйд Робсон и Джеймс Сейфчак рассказывают о том, как Майкл Джексон занимался с ними сексом, когда они оба были детьми. По рассказам героев, поп-певец приглашал семилетних мальчиков на ранчо, знаменитый Неверленд, где играл с ними в разные игры, кормил конфетами, а также смотрел порнофильмы и занимался сексом — в джакузи, в бассейне и даже в игрушечном индейском вигваме. 

После показа фильма радиостанции начали исключать песни Джексона из эфира, Дрейк отказался исполнять песню «Don’t Matter to Me», в которой были семплы из песни Джексона, а создатели «Симпсонов» убрали эпизод, в котором участвовал певец. При этом, конечно же, многие обвиняют создателей фильма в том, что в нем показана лишь одна точка зрения на проблему и что рассказов Робсона и Сейфчака недостаточно для того, чтобы с твердой уверенностью обвинять Майкла Джексона в растлении малолетних. 

Как же в такой ситуации поступать тем, кто связан с музыкой Джексона профессионально — диджеям? Композиции певца в эфире российских радиостанций, скорее всего, звучать не перестанут — за прошедшую неделю песни Джексона ставили 170 раз (для сравнения, песни Мадонны и Queen прозвучали по 180 раз). Однако как поведут себя диджеи на вечеринках? Перестанут ли они ставить неизменные палочки-выручалочки — песни вроде «Thriller» и «Billie Jean»? Вслед за коллегами The Village попросил московских диджеев рассказать о том, изменилось ли их отношение к Джексону после выхода фильма, собираются ли они и дальше ставить его музыку и что делать в ситуациях, когда выясняется, что твой кумир оказался педофилом.


Милослав Чемоданов

создатель вечеринок Cherti Party, бывший редактор «Кинопоиска», бывший главный редактор The Village

Посмотрев «Покидая Неверленд», я два дня ловил себя на мысли, что напеваю под нос «You Are Not Alone». Это было не самое приятное открытие, но ничего поделать с собой я не мог. Уж таков был талант Майкла Джексона — его песни впечатываются в мозг так, что не сотрешь. А потом я начал замечать, что, когда мне шафл на айфоне выдавал песню Майкла, я автоматически стал переключать на следующий трек. Без лишних размышлений, клик — и все. Ни одну из его песен мне просто больше не хотелось слушать. В ближайшее время он не зазвучит у меня на вечеринках. Не в знак протеста, который вряд ли что-то изменит, а просто из-за какого-то неприятного внутреннего чувства. Как будто, когда раздается его голос, в помещении становится меньше воздуха.

При этом я искренне сочувствую барным диджеям, хлебом для которых были «Billie Jean» и «Black or White» — ну да ничего, вместо них можно поставить побольше Queen — те-то как раз на подъеме после выхода фильма «Богемская рапсодия», сказочного, как «Дисней» 50 лет назад.

Из-за того, что артист оказался частью грязной истории, ограничивать доступ к его музыке не нужно. Слушатель сам может сделать выбор. Если продюсерам какой-то радиостанции его музыка не режет слух и они уверены, что их аудитория не сменит волну при его песнях, я не буду их осуждать. Но и сам слушать не буду. Музыка Майкла Джексона на протяжении многих лет делала жизнь миллионов людей лучше. Если кому-то она помогает и сегодня — прекрасно. Она никого не заставит совершить насилие над ребенком.

Не знаю, как в будущем изменится мое отношение к творчеству Джексона. Проведу такую параллель: пару месяцев назад я крепко рассорился с сестрой, с которой прожил в одной комнате все детство. Она наговорила ужасных слов и не забрала их назад. Я заблокировал ее в соцсетях и мессенджерах (мы живем в разных городах, это наш способ держать контакт). «С меня хватит», — так я решил для себя. Но сейчас мы понемногу начинаем снова общаться. Без большой теплоты, но все же. Мы по чуть-чуть пробуем разобраться друг в друге. Посмотрим, что из этого выйдет.


Влад Микеев

программный директор радиостанции «Серебряный дождь»

Майкла Джексона мы из эфира убирать не собираемся, потому что отделяем личность артиста от его творчества. Я очень люблю ранние фильмы Романа Поланского, при этом всем известно, что он сделал (изнасиловал 13-летнюю модель Саманту Геймер. — Прим. ред.), — разве из-за этого его фильмы перестают быть гениальными? То же самое с творчеством Джексона — оно уже давно существует самостоятельно и не имеет отношения к истории с совращением детей. Я с середины 2000-х живу в полной уверенности, что Джексон виновен. Эта уверенность не мешает мне слушать The Jackson 5, и во время трека «I Wanna Be Where You Are» в моей голове всегда будут всплывать воспоминания о личных вещах, связанных с этой песней, а не о скандале с Джексоном.

В истории с Джексоном необходимо сделать акцент на том, чего в фильме нет, — огромной команде, которая покрывала происходивший в Неверленде ужас. Эти люди до сих пор живы, однако о них в документалке почти ничего не сказано, несмотря на то что ребята (Робсон и Сейфчак. — Прим. ред.) рассказывали о специальных кастингах. Если мы все не хотим повторения Неверленд-гейта, нужно найти и разобраться с теми, кто прикрывал Джексона на протяжении многих лет, а самого певца оставить в покое — тем более что на электрический стул его уже при всем желании не посадить.

Также не стоит забывать о том, в каком возрасте и как Майкл попал в шоу-бизнес, ведь именно с этого, по мнению многих, начались его отклонения. Я надеюсь, что в 2019 году существует специальный кодекс, защищающий права детей-артистов в индустрии. Если нет, то рано или поздно история повторится.


Карина Истомина

диджей

У меня в семье никогда не слушали Майкла Джексона, поэтому, к своему стыду, его музыку я досконально изучила только летом 2009 года, когда он умер. Вследствие этого у меня нет теплых семейных воспоминаний, связанных с поп-королем.

Я ребенок нулевых и росла на «Южном парке», где уже поднимали тему педофилии Джексона, поэтому меня никак не удивил «Покидая Неверленд». Кстати, лучше посмотрите документальный фильм Living with Michael, который вышел при жизни Джексона и очень хорошо показывает, что он был полным психом.

К вопросу о том, стоит ли и дальше слушать песни Майкла Джексона. Мой любимый режиссер — Вуди Аллен, чьи фильмы я знаю наизусть и часто пересматриваю, далеко не самый высокоморальный человек. Например, он женился на своей падчерице, а ведь это тоже довольно мерзкий поступок. Однако меня никак не трогает, и я продолжаю с удовольствием смотреть его работы.

Точно так же я слушаю покойного рэпера XXXTentacion, которого признали виновным в домашнем насилии над беременной девушкой. Психологически мне очень сложно отделять творчество артиста от него самого, но я все равно уверена, что творчество здесь не виновато, а виноват человек, и орать сейчас на каждом углу, что Майкл Джексон насиловал детей, просто посмотрев фильм на HBO, — это как минимум глупо. Я его ни в коем случае не защищаю, однако и правды настоящей я не знаю, поэтому останусь в нейтралитете.


Виталий Козак

регулярный диджей в баре Denis Simachev, автор вечеринок Love Boat

Я никогда не был фанатом Джексона, поэтому очень редко ставил его на вечеринках. Меня бесит, когда радиостанции и диджеи перестают играть композиции музыкантов в эфире после подобных скандалов, поэтому в этот момент я начал ставить Джексона — вопреки. Но потом я посмотрел фильм, и от него у меня, конечно, зашевелились волосы.

Однако, даже несмотря на это, я считаю нужным отделять личное от профессионального. Да, можно назвать Джексона злым гением, но его ни в коем случае нельзя низвергать как музыканта за то, что он был больным человеком. Людям свойственно то возвышать кого-то до небес, короновать и обожествлять, то вдруг полностью уничтожать. Конечно, Майкл Джексон совершил серьезное преступление. Но сейчас, когда человека уже давно нет, я думаю, не стоит его теребить в музыкальном смысле. Что же, нам теперь говорить перед каждой песней: «Сейчас вы услышите трек грешника-развратника»?

Если бы скандал случился, когда Джексон был жив, наверное, его предали бы забвению. Но сейчас он призрак и не может ответить, поэтому нет смысла сотрясать воздух и набрасываться на музыканта, лучше сделать акцент на том, что эта проблема очень давняя и во многих семьях ее до сих пор скрывают. Самое важное — это поднять проблему педофилии и сделать так, чтобы подобных случаев стало меньше. Благодаря тому, что эта трагедия связана с великим музыкантом, проблема стала достоянием всего общества. Теперь все имеют больше шансов ее предотвратить, а те, кто уже прошел через подобное, — пережить, проговорить и жить более счастливо.

Этот вопрос — очень скользкий и деликатный. Выясняется, что мы, будучи суперцивилизованными людьми, оказываемся не готовы к такой правде и поэтому не знаем, что этично и правильно. Однако, повторюсь, меня эта проблема касается в меньшей степени, так как я никогда не был большим фанатом Джексона — для меня не так важно, включать или не включать его песни в свой плейлист. Мне было бы намного сложнее не ставить Наташу Ветлицкую — «Посмотри в глаза», например. Вот это был бы серьезный вопрос!


Антон Андрианов

играет на свадьбах и корпоративах 

Сложно доказать, являлся ли на самом деле Майкл Джексон педофилом. Я лично считаю, что это стопроцентно недоказуемо — просто все хотят хайпануть, как сейчас принято говорить. Это очень и очень скользкая тема, и я сомневаюсь, что мы когда-либо узнаем полную правду.

Впрочем, даже если и появится стопроцентное подтверждение, то я бы скорее ставил его композиции на вечеринках, чем нет. Если дело касается личной жизни музыканта, то решение — включать или не включать его песни на вечеринке — будет основываться на моих личных пристрастиях.

Например, если исполнитель после совершенных им преступлений попадает в тюрьму, то его музыку я точно ставить не буду. Майкл Джексон уже умер и в тюрьму совершенно точно не попадет, поэтому все новости касательно его сексуальных связей с детьми я считаю исключительно спекулятивными.

Если же завтра выяснится, что, например, Филипп Киркоров изнасилует восьмилетнюю девочку, а Элджей кого-нибудь убьет, то их музыку я ставить, конечно, не буду. Но вообще все люди должны сами для себя решать, кого им слушать, а кого — нет.

Мое мнение таково, что если человек псих, больной, неадекват, убийца или насильник, то, скорее всего, он и ничего талантливого не напишет.



Обложка: HBO, Channel 4