«А ты уже видел „Игру престолов“?» Мы стоим в баре с приятелем, и после этой фразы у меня опускаются руки. Черт, я провел две недели в отпуске, практически не заходил в твиттер, теперь вернулся в Москву — и опять это. «Ты обязательно должен посмотреть!» Ага. А еще «Чернобыль» на том же HBO. И «Туку и Берти» (создателей «Коня БоДжека»), и что там еще вышло на Netflix. И новую «Уловку-22» с Клуни на Hulu.

Вдумайтесь: в одном только апреле Netflix выпустил 44 новых сериала и фильма собственного производства. То есть можно каждый день смотреть что-то новое, и еще останется. А чего еще ожидать от людей, которые утверждают, что на самом деле они конкурируют со сном (и побеждают)? В 2018 году на платформе вышло более 700 фильмов и шоу общей продолжительностью почти 1,5 тысячи часов. Чтобы посмотреть это все, нужно каждый из 365 дней без перерыва тратить на просмотр по четыре часа. И это мы не учитываем продукцию, которую выпускают топовые каналы вроде HBO или AMC, другие стриминговые платформы (Hulu и Amazon Prime, например; а скоро еще добавится Disney с Marvel и Apple со Спилбергом) и российские телеканалы.

А посмотреть все это нужно. Сейчас уже не времена «Клана Сопрано» или «Бригады», когда во время показов новых серий пустели улицы: популярность «Игры престолов» давайте объясним всеобщей зацикленностью на фэнтези и комиксах, но это явно последний сериал, который посмотрят все. Когда критики ежедневно пишут десятки статей (да, мы тоже) о том, что обязательно нужно посмотреть прямо сейчас, коллеги на работе или друзья говорят о новом сериале, который они недавно увидели, испытываешь вину за то, что что-то упустил. Ну да, то самое FOMO — fear of missing out — постоянная боязнь, что ты пропускаешь что-то очень интересное и важное, которая усугубляется ежесекундными обновлениями в социальных сетях. И что же с этим делать? The Village попросил российских критиков рассказать, как из десятков расхваленных сериалов выбрать лучший и нужно ли пытаться посмотреть их все (нет).

Текст

Катя Загвоздкина

На фотографии: Now Apocalypse

Способ первый

Смотреть только то, что хочется

(желательно сериалы покороче)

«Я в силу своей профессии смотрю абсолютно все, по пять-шесть эпизодов новых сериалов в неделю, но никогда не берусь за вторую серию, если понимаю, что мне не хочется, — рассказывает критик Егор Москвитин, пишущий для «Медузы» и Esquire. — Чтобы не потеряться, надо в какой-то момент взять и начать смотреть только то, что тебе действительно хочется. Если взять это за правило, то останется сериала два в месяц — вполне посильно. Кроме того, сезоны становятся короче — это общий тренд: сейчас у стандартного сериала восемь серий в сезоне, а раньше было по 12 и даже 24 эпизода».

Короткие сериалы — как раз показатель того, что мы живем в замечательную эпоху для зрителей и плохую для кинокритиков. Пытаясь охватить как можно большую аудиторию, платформы расширяют критерии того, какой продукт может претендовать на коммерческий успех, и инвестируют в авторские истории, которые в ином случае денег бы не получили. Благодаря этому появляются стопроцентно артхаусные проекты вроде сериала «ОА» или антологии «Любовь, смерть и роботы». На такие сериалы рекомендует обращать внимание режиссер и автор The Village Никита Лаврецкий.

Способ второй

Смотреть только авторские сериалы

«Я стараюсь не попадаться на маркетинговые приемы — „этот сериал смотрят все, и его нужно обязательно увидеть“ на меня не действует, — рассказывает Лаврецкий. — Меня прежде всего интересуют авторские сериалы — те, в которых большую часть серий написал один сценарист или снял один режиссер. Большинство шоу сейчас создают еще по старой модели, которая постепенно сходит на нет: есть один шоураннер и режиссеры и сценаристы по найму, которые работают над разными сериями — например, так снималась новая „Сабрина“. Для сравнения: в „Молодом Папе“ сценарий всех десяти серий написал Соррентино, он же все их снял — вот такие сериалы меня интересуют. При таком подходе сразу появляется фигура автора, ты можешь оценить, интересен тебе он (и его работа) или нет».

На фотографии: «ОА»

Способ третий

Довериться хайпу, но если сериал не понравился — бросать его

Автор «Кино-театр.ру» и The Digital Reporter Мария Токмашева, напротив, считает, что ориентироваться на сарафанное радио и отзывы друзей полезно. «Я подписана почти на все российские онлайн-кинотеатры, а также Netflix и YouTube Originals. Как правило, я открываю вкладку „Новое“ и смотрю, что там есть. При выборе ориентируюсь на описания сериалов, кто их снимал, на рецензии коллег, а также на то, слышала я что-то о сериале (не важно, кстати, хорошее или плохое) или нет. Обращаю внимание на жанры, которые предпочитаю как зритель (это в основном детективы и условные трагикомедии о жизни, например „Как я встретил вашу маму“)», — рассказала она. Токмашева, как и все остальные опрошенные The Village критики, добавила, что рекомендует не останавливаться на сериале, если он не заходит — даже если его обсуждают все на свете.

Способ четвертый

Использовать алгоритмы

Можно довериться алгоритму и смотреть все, что предлагает Netflix или другой сервис с системой подсказок. Огромное множество предлагаемых опций вызывает паралич воли — чем больше разнообразие, тем выше шанс ошибиться и выбрать средний сериал (что еще обиднее, чем откровенно провальный, потому что на него можно потратить много бесценного времени). «Как бы было замечательно не брать на себя ответственность за принятие решений!» — написал журналист The Fast Company и объявил эксперимент: вверить себя алгоритмам Netflix и две недели смотреть все шоу, которые ему выпадают в предложенных (спойлер: получилось ужасно).

На фотографии: «Happy!»

Способ пятый

Распределить время на просмотр сериалов, но помнить, что смотреть все невозможно, да и не нужно

«Я бы предложил подойти к просмотру по разумной системе, а не постоянно бросаться в запойный марафон, что может привести к сбою вашего организма и путанице в голове», — говорит редактор «Афиши Daily» Максим Сухагузов. Он предлагает разложить сериальный рацион по полочкам, как в японской системе хранения вещей Мари Кондо из того самого шоу на Netflix.

«Я знаю, что каждое утро и вечер у меня есть по полтора-два часа на просмотр, затем по пути в офис и обратно у меня есть по 20 минут для просмотра двух получасовых комедий или одной серии на 40 минут. Понятен лимит времени — дальше проще определить, сколько примерно сериалов можно уместить в эти часы. Сразу включается внутренний фильтр: смотреть только топчик плюс затянувшиеся хвосты и экспериментировать с новинками. Дальше установите себе приложение (их сейчас множество), напоминающее о выходе свежих серий, и старайтесь следовать ему».

Плюс все те же хиты из френдленты, шоу, о которых рассказывают в сериальных подкастах («они могут себе позволить обсуждать только самый сок»), страница с процентами свежести новых сериалов на Rotten Tomatoes. «По этой схеме я сейчас, например, смотрю „Игру престолов“, лучшую комедию года „Happy!“, чумовой сериал Грегга Араки Now Apocalypse, а также даю шанс странной британской семейной драме „МатьОтецСын“ и какой-то дикой немецкой истории про падение метеорита „8 дней“», — рассказывает Сухагузов

Но самое важное — понять, что смотреть все на свете совсем не обязательно. «Нужно свыкнуться с трезвой мыслью, что смотреть абсолютно все сериалы невозможно, да и не нужно, — говорит критик. — Сериалов уже сейчас больше, чем можно посмотреть за всю человеческую жизнь (а ведь еще есть старые, великие и не смотренные), и большинство из них вряд ли сделают ее лучше».


Фотографии: обложка — HBO, 1 — Starz, 2 — Netflix, 3 — Syfy Universal