Лето — сезон, когда музыкальные СМИ подводят итоги первой половины года. The Village попросил журналиста Кирилла Мажая изучить списки лучших записей и выбрать десяток альбомов, которые упоминаются в них чаще всего, а также вспомнить несколько отечественных релизов, которые успели наделать шуму за последние шесть месяцев.

Текст: Кирилл Мажай

Карди Би

Карди Би

«Invasion of Privacy»

Упоминается в списках: The Guardian, The Quietus, Rolling Stone, Stereogum, Vulture, Billboard и других

Спустя почти год после беспрецедентного успеха «Bodak Yellow», Карди Би выпустила свой дебютный альбом «Invasion of Privacy» — такой же беспрецедентный, сверхуспешный и хитовый. Запись успешно заткнула всех скептиков, считавших Карди однодневкой и выскочкой. «На „Invasion of Privacy“ рэперша находится в расцвете сил, с умом распоряжаясь своим статусом звезды, и, надеемся, протаптывает дорожку в мейнстрим для других женщин-эмси. Беззастенчиво сексуальная, колкая, остроумная и с флоу, от которого захватывает дух, Карди Би может гордиться тем, что она сейчас одна из лучших в трэпе», — писал о Карди Би сайт The Quietus. Все правда — такого яркого и безупречного дебюта в хип-хопе не было уже очень давно.


Кейси Масгрэйвс

«Golden Hour»

Упоминается в списках: Stereogum, Uproxx, Consequence of Sound, Entertainment Weekly, Exclaim! и других

Кейси Масгрэйвс за два с половиной альбома прошла путь от типичного кантри про реднековские дела до главной принцессы жанра с кучей фанатов, которые кантри презирают, но от Кейси без ума. Сама певица это тоже очень хорошо понимает. На «Golden Hour» Масгрэйвс целиком и полностью педалирует в сторону поп-музыки, оставляя от кантри разве что ковбоев в текстах и цветастые комбинезоны с широкими шляпами для концертов. Диско, регги, поп-рок, вокодер под банджо, закосы под Дэнжер Мауса — Масгрэйвс здесь вовсю разрушает жанровые границы, не забывая при этом про традиционные душещипательные баллады про маму, мужа и надежду на светлое будущее. Масгрэйвс уже давно стала любимицей западных критиков, которых хлебом не корми, но дай деконструировать на новый лад какие-то старые и скучные жанры, поэтому ничего удивительного, что «Golden Hour» с пеной у рта хвалит примерно каждое более-менее крупное музыкальное издание.


Кортни Барнетт

«Tell Me How You Really Feel»

Упоминается в списках: Rolling Stone, Vulture, Billboard, Uproxx, Paste, NME и других

«Кортни Барнетт все еще одна из самых умных рок-музыкантов прямо сейчас», — с таким заголовком на The FADER вышло интервью с этой австралийской исполнительницей перед выходом «Tell Me How You Really Feel». Барнетт за последние годы стала одним из самых признанных людей в инди-роке (ее предыдущий альбом даже получил номинацию на «Грэмми», что с подобными музыкантами случается нечасто). Поэтому не удивительно, что новая работа Барнетт получила максимальную огласку, особенно учитывая некоторые изменения по сравнению с ее дебютной записью.

Музыкально тут все осталось по-прежнему, а вот лирическая часть на «Tell Me How You Really Feel» заметно поменялась. Если раньше в своих песнях Барнетт рассказывала какие-то отвлеченные истории из собственной жизни и жизни друзей, то теперь переключилась на более серьезные темы вроде социальной несправедливости, мизогинии и насилия над женщинами. «Men are afraid that women will laugh at them / Women are afraid that men will kill them», цитирует Кортни писательницу Маргарет Этвуд на песне «Nameless, Faceless» с точно такой же манерой, с какой раньше она пела о кофейниках и огурцах из банки.

Pusha T

Arctic Monkeys

«Tranquility Base Hotel & Casino»

Упоминается в списках: The Guardian, Uproxx, Vulture, Billboard, Exclaim! и других

Казалось бы, новый альбом Arctic Monkeys сразу после выхода был принят достаточно прохладно как слушателями, так и критиками, но последние, видимо, позже одумались — «Tranquility Base Hotel & Casino» можно найти практически в каждом втором списке с лучшими альбомами за полгода. «Резкая смена курса от чванливого, сексуального инди-рока AM в сторону крунер-психоделии для коктейль-лаунджа. Здесь можно услышать отголоски Сержа Генсбура, Диона, Скотта Уокера и других, но также и максимально язвительные тексты, которые напоминают, что это все-таки Arctic Monkeys», — писала The Guardian. Кстати, вот такие странные и необычные релизы у больших и популярных коллективов — знак того, что распад не за горами, поэтому радуйтесь, пока есть возможность.


Жанель Моне

«Dirty Computer»

Упоминается в списках: Stereogum, Consequence of Sound, Vulture, Rolling Stone, The A.V. Club, Billboard, The Quietus и других

«Dirty Computer» — тот случай, когда альбом превозносят не из-за самих песен, а из-за контекста вокруг него. Жанель Моне — певица и актриса, поэтому, помимо сборника энергичных и оригинальных фанк/поп/рок/диско-песен, она также сняла кучу не менее ярких клипов и целый фильм, в каждом из которых активно говорила о флюидности женской сексуальности, эмоциональной независимости и борьбе с расизмом. «Это и альбом с душевными песнями о поиске беспечной жизни и позитивного вайба, а также короткий, умный сай-фай-фильм о тоталитарном государстве, которое всеми силами пытается превратить своих граждан в безмозглых роботов», — лучше всех описывает «Dirty Computer» сайт Vulture.


Pusha T

«Daytona»

Упоминается в списках: Stereogum, The Guardian, Rolling Stone, Vulture, The A.V. Club и других

В начале лета Канье Уэст поучаствовал в создании пяти коротких релизов под маркой G.O.O.D. Music, большинство из которых по разным причинам приняли довольно прохладно. Впрочем, это обошло стороной Pusha T — его «Daytona», будучи первым релизом из серии, также остается и самым критически успешным. Ничего удивительного: примитивистские биты Канье лучше всего ложатся под агрессивный и безудержный стиль Pusha T, длина в 20 минут идеально подходит под его зубодробительную подачу, а наркотическая тематика хоть и вызвала неоднозначную реакцию, но в целом не скатывается в абсолютную безвкусицу. «Король рэпа», «шедевр минимализма», «лучший рассказчик о наркотиках» — такие отзывы можно было услышать сразу после выхода. Учитывая практически полное отсутствие конкуренции на горизонте (другие альбомы Канье скорее всех смутили, а новая запись Дрейка «Skorpion» не понравилась, кажется, вообще никому), «Daytona» может остаться одним из лучших, если не лучшим рэп-альбомом и до конца года — этот титул Pusha T заслужил уже давно.

Кали Учис

Кали Учис

«Isolation»

Упоминается в списках: Rolling Stone, Stereogum, The Quietus, Vulture, Consequence of Sound и других

Кали Учис — практически Бриджит Бардо колумбийского происхождения, которую вы могли слышать на фитах у Tyler, The Creator или Дэниела Цезаря. В этом году у нее вышел сольный дебютный альбом — неожиданно безупречный поп-калейдоскоп, где каждая песня отличается от предыдущей. Ретро-поп как у Эми Уайнхаус? Есть. Реггетон на испанском? Получите. Песня с Дэймоном Албарном в духе Gorillaz и песня с Кевином Паркером в духе Tame Impala? Все на месте. Фанк с BadBadNotGood и Бутси Коллинзом? Тут как тут. Несмотря на мейджор-лейбл и дорогой продакшен, Кали все равно остается аутсайдером в поп-музыке, что делает ее идеальным кандидатом на звание нового фаворита музыкальных критиков. Наверное, в этом году не было другого альбома от малоизвестного исполнителя или исполнительницы, который бы так настойчиво хвалили все подряд.


Soccer Mommy

«Clean»

Упоминается в списках: Stereogum, Rolling Stone, Uproxx, Paste, Billboard и других

Последние пару лет в инди-роке появляется все больше женщин, которые начинают занимать лидирующие позиции в жанре, и этот тренд явно никуда не денется. В 2018-м свои альбомы выпустили Snail Mail, Люси Дакус, illuminati hotties, Кадья Бонет, та же Кортни Барнетт и многие другие молодые музыкантши. Но чаще всего в списках за полгода говорили о Софи Эллисон, она же Soccer Mommy. Это может показаться немного удивительным: если все вышеперечисленные исполнительницы пишут серьезную музыку на сложные темы, то Soccer Mommy записывает подростковые песни о повседневных вещах. Рефлексия, ревность, токсичные отношения, попытки быть классной — об этих и других похожих темах Эллисон поет под гитарные рифы прямиком из 90-х. В итоге получается такая Аврил Лавин пополам с группой Pavement — сочетание, от которого сердце екает и у 30-летних, и у 15-летних.


Beach House

«7»

Упоминается в списках: Stereogum, Uproxx, The A.V. Club, Consequence of Sound, Entertainment Weekly и других

Начиная с 2010 года и альбома «Teen Dream», практически каждый новый релиз дрим-поп-дуэта Beach House так или иначе оказывался в списках лучших альбомов за полгода или год. Поэтому нет ничего удивительного, что их последняя работа тоже принята очень тепло. С другой стороны, «7» — куда более рискованный проект, чем может показаться. Beach House здесь открылись к экспериментам, позвали продюсера Sonic Boom из Spacemen 3, начали заигрывать с психоделией и нетипичным построением песен — и в итоге записали странный, неуютный, но как всегда завораживающий альбом о том, что мир вокруг катится к чертям.

Кендрик Ламар

DJ Koze

«Knock Knock»

Упоминается в списках: Stereogum, Rolling Stone, Uproxx, Gorilla vs. Bear, Exclaim! и других

Крупные музыкальные медиа в последнее время все больше и больше начинают писать про хаус, техно и экспериментальную электронику (то есть жанры, где сейчас происходит чуть ли не все самое интересное), но фавориты у них остаются примерно те же, что и пять лет назад. Немецкий продюсер DJ Koze — один из главных таких фаворитов, который умеет делать аутентичное клубное техно для пуристов, но вполне спокойно сочиняет продвинутую поп-музыку с условной Рошин Мёрфи на фите. «Knock Knock» — вероятно, самая максималистская работа немца в карьере, которая заочно получила статус «танцевальный альбом года». Песня «Pick Up» явно будет играть в сетах каждого второго хаус и диско-диджея как минимум до конца лета.


«Black Panther: The Album»

Упоминается в списках: NME, Rolling Stone, Uproxx, Billboard и других

Саундтрек-альбомы редко бывают чем-то, кроме дополнительного маркетинга для фильма, и еще реже находят отклик у музыкальных критиков. «Black Panther: The Album» — исключение. Дело не только в Кендрике Ламаре, который курировал этот релиз и сам записал для него несколько треков, но и еще и в том, что это действительно первоклассный сборник: коллаборация лучших людей в современном хип-хопе. На фильм в этом случае вообще плевать: лучшие треки вроде «All The Stars», «King’s Dead» и «Pray For Me» давно стали полноценными хитами, зажив собственной жизнью, а таланту Кендрика явно позавидуют и диджей Халед, и Канье Уэст.


Kate NV

«для FOR»

Удивительный случай — про «для FOR» Кати Шилоносовой гораздо чаще писали в западных СМИ, чем в отечественных. Правда, объяснение тут простое. Сольник Kate NV вышел на электронном лейбле из Бруклина RVNG Intl., а в США сейчас потихоньку начинают любить все русское (речь про музыку, не про политику). Вот и про «ГОСТ Звук» на Pitchfork написали, Никита Забелин с Buttechno со страниц Resident Advisor не сходят, ну и про Шилоносову не забыли. Собственно, на «для FOR» Екатерина делает ритмичный и звонкий эмбиент, вдохновленный Москвой и похожий по звуку на японскую электронику в духе Хироси Ёсимуры и сольных работ участников Yellow Magic Orchestra — красивую музыку для долгих прогулок по летнему городу.

Арсений Креститель

Boulevard Depo

«RAPP2»

Один из самых видных российских рэперов, основатель коалиции YungRussia и тот парень, что «прикуривал огромный блант» вместе с Фараоном в «5 минут назад», Boulevard Depo этой весной выпустил сиквел к своему альбому с говорящим названием «RAPP». На фитах здесь — Summer of Haze, IC3PEAK, Big Baby Tape и другие хорошие люди, сами песни — все тот же расслабленный рэп с нетипичными битами, настроение — такое же укуренное, как и всегда. Учитывая не то чтобы сильно большую конкуренцию, «RAPP2» быстро стал одним из самых обсуждаемых и, наверное, самых прилипчивых русскоязычных рэп-релизов в этом году.


Арсений Креститель

«31»

Сайд-проект участников Sonic Death в начале года разразился альбомом «31», который лучше всего они смогли описать сами: «панки, которые записали поп-альбом». «31» Арсения Крестителя звучит как расхлябанный вариант джангл-попа, что-то среднее между группой Girls и, допустим, ростовским коллективом из начала 90-х «Элен», но и одновременно кажется такой очень тонкой шуткой надо всей российской инди-музыкой. «Почему „Креститель“? Потому что я первый музыкант, который заиграл инди-музыку на русском языке в этой стране. Я отец всей этой *** (ерунды)». Заявление смелое, но оспаривать его после этой записи не хочется.


Монеточка

«Раскраски для взрослых»

Уже давно не было русскоязычного альбома, который настойчиво обсуждали бы вообще все подряд. Это мог заметить любой, кто хоть раз этим летом заходил в интернет. Мнения о молодой сенсации диаметрально противоположные: от непринятия и жесточайшей критики до возведения в статус спасительницы русской музыки и самой лучшей певицы в России нового века. Непонятно, кто прав, а кто нет, но одно известно точно: Монеточка, несомненно, прошла гигантский путь от меметичной девочки с песнями про зиги до… меметичной поп-звезды с убийственными хуками и качественным продакшеном от Вити «БЦХ». А кто бы мог подумать.


Фотографии: обложка, 4 – Universal Studios Hollywood, 1 – Jorda Frantzis / Atlantic Records, 2 – Ari Marcopoulos / adidas Originals / KING PUSH’ EQT Grayscale, 3 – A Rinse / Virgin EMI Records / Universal Music, 5 – Виктор Юльев