Добро пожаловать в 2019-й (или 2009-й?) — подкасты опять становятся модным медиумом. В начале февраля Spotify, один из самых популярных стриминговых сервисов в мире, объявил о том, что потратит более 500 миллионов долларов на покупку компании Gimlet Media, производящей Reply All и другие популярные шоу, и сервиса Anchor для ведущих подкастов.

В России в этой индустрии таких денег пока нет, что не мешает медиа («Медуза», «Полка», Arzamas, Sports.ru) и отдельным бывшим и действующим журналистам запускать подкасты о книгах, сексе, вине, технологиях, футболе, новой русской музыке, поп-культуре, криминале и многом другом. По просьбе The Village журналист и автор канала «Подкасты наступают» Виталий Волк поговорил с авторами популярных подкастов на русском языке о том, как они делают свои шоу, что могут посоветовать начинающим ведущим, монетизации и отношениях со слушателями.

Cappuccino & Catenaccio


Умный подкаст о мировом футболе


Ведущие — Игорь Порошин и Вадим Лукомский


Выходит с июля 2017 года (68 выпусков)


itunes.apple

Игорь Порошин


О том, как появился подкаст

Раньше я много говорил о футболе публично — в газетах и в интернете. Потом надолго перестал. А некоторое время назад обнаружил, что этой возможности публичного высказывания мне все-таки очень не хватает. К этому моменту я давно наблюдал за Вадимом Лукомским. Когда я читал первые заметки Вадима на Sports.ru, они меня ужасно раздражали, потому что это были просто комментарии к цифрам. Я же не понимал, зачем нужны комментарии, когда уже есть цифры. Но потом Вадим двинулся в сторону интересной интерпретации этих цифр и очень вырос на этом пути. Мне показалось: вот тот человек, с которым мне было бы интересно обсуждать футбол. Мы с ним представляем собой противоположности во всех смыслах: и в подходе к футболу, и в способе жить. Должен был получиться яркий разговор.

О цели

И для меня, и для Вадима подкаст не основное занятие, скорее, хобби (хотя то, что нас каждую неделю слушают несколько десятков тысяч человек, побуждает к регулярности). Изменить в мире мы ничего не хотим. Просто стараемся помогать людям, которых не удовлетворяют комментарии на «Матч ТВ» и в нишевых изданиях, лучше осмыслить то, что они видят во время матчей, и разглядеть за конкретными футбольными явлениями нечто большее.

О слушателях

У нас очень лояльная аудитория. Это связано с тем, что наш подкаст агрессивен к чужакам: и музыка, которую мы ставим (недавно, например, записывались под Штокхаузена), и темы, которые обсуждаем, должны дать любому человеку понять с первых минут, наш он или нет. Поэтому же мы нигде не рекламируемся.

О стиле

Мы готовимся, но не пишем заранее тексты. Я слышал, что в Америке диалоги часто полностью прописаны, но нас бы это увело совершенно не в ту сторону. Наш подкаст — подготовленная импровизация. Подкасты всегда выходят очень длинными: мне кажется, невыносимо длинными — больше полутора часов. Но пока никто не жаловался.

Вначале мы немного заостряли наши различия, возможно, несколько даже наигранно. Но мы с Вадимом правда очень разные люди, так что в этом не было неправды. Теперь, наверное, такого стало меньше.

У нас будут изменения. Начнут приходить гости — уже был один такой выпуск. Еще будем рассказывать больше вневременных историй — таких, как выпуск «Будущее футбола в 2029 году», который мы выложили 3 января. Отчасти из-за очень удачного похмельного времени, а отчасти, конечно, из-за содержания он у нас собрал рекордное количество прослушиваний, так что будем продолжать.

Советы начинающим ведущим

Важно понимать, что сконструировать подкаст в расчете на успех нельзя. Надеяться на быструю монетизацию тоже не стоит. Подкасты еще очень долго (а может быть, и всегда) будут сильно проигрывать ютьюбу, как радио всегда проигрывало телевизору. Так что у вас должна быть настоящая страсть, иначе быстро скиснете.

Blitz and Chips


Разговорный подкаст про музыку, фильмы, игры и жизнь


Ведущий — Гриша Пророков


Выходит с апреля 2015 года (178 выпусков)


vk

Гриша Пророков


О том, как появился подкаст

В 2015 году я работал на сайте Look At Me. Мы любили экспериментировать с форматами: пытались стримить в Twitch, в Periscope и вот решили попробовать подкастинг. Первое время делали все на коленке, просто созванивались в скайпе. Участвовали в подкасте сотрудники редакции и их друзья. Обсуждали новости технологий и культуры.

Потом, в конце 2015 года, LAM закрылся, но подкаст мне разрешили оставить. Я просто переименовал его в Blitz and Chips, оставив тот же самый фид, а ту часть, которая была записана еще в LAM, отделил в первый сезон. Постепенно мы перестали обсуждать новости, стали говорить на более абстрактные темы, а теперь уже просто про все подряд.

Еще у меня есть второй подкаст, он называется Beats and Chords. Мы делаем его вместе с моим другом Артемом Макарским. Это подкаст про русскую музыку — музыканты рассказывают историю написания своих песен. Обновляется он спорадически, и ведущих там вообще как бы нет в кадре, только монологи и аудиофрагменты.

О цели

Никогда ее не формулировал. Наверное, я просто очень устал от жестких рамок традиционных медиа: должен быть инфоповод, концепция, структура, куча мелких ограничений. Поэтому мне хотелось сделать максимально свободную штуку. Мы обсуждаем только то, что нам хочется обсудить. Мы не привязаны ко времени — можем говорить про какой-то сериал через несколько месяцев после того, как он вышел. Для многих людей все это звучит странно — они включают и не понимают, что перед ними, просто какая-то болтовня.

Я очень люблю подкаст сайта The Verge, там обсуждают новости технологий — это тема, которая меня, вообще говоря, почти не интересует. Но поскольку ведущие — симпатичные ребята и они классно говорят, тебе по большому счету наплевать на тему. Их просто приятно слушать. Мы сделали подкаст примерно с такой же мыслью: конечно, то, что мы обсуждаем, важно, но не настолько. Поэтому мой любимый эпизод Blitz and Chips — 33-й выпуск первого сезона, про фильм «Пробуждение силы». Он максимально абсурдный: мы записываемся поздно вечером в офисе Look At Me, один участник приходит по ходу записи, периодически на фоне звучит пылесос, который мешает нам разговаривать. По-моему, идеальный эпизод.

О том, сколько времени занимает работа над подкастом

На выпуск у меня уходит часов пять-шесть. Прикинуть план, провести минимальную подготовительную работу, что-то почитать по теме. Потом записать подкаст — это полтора часа. Потом я совсем немного редактирую: запикиваю мат, прослушиваю выпуск от начала до конца, чтобы убедиться, что нет совсем жесткого брака. На то, чтобы выложить и раскидать по соцсетям, тоже уходит время.

О слушателях

Я не люблю демографию — мне кажется, она очень обезличивает: «нас слушают молодые успешные профессионалы от 25 до 30, живущие в Москве». Наоборот, важно иметь живые отношения со слушателями. Интуитивно я представляю, что за люди нас слушают — хотя бы потому, что некоторые ходят на наши вечеринки, лайвы и так далее. Но не могу их загнать ни в какую категорию.

О любимых подкастах

Очень люблю подкаст Lore про всякие фольклорные штуки, но с привязкой к реальности. Еще все время рассказываю про подкаст A History of the World in 100 Objects, который BBC и Британский музей сделали еще в 2010 году, — увлекательные рассказы про мировую историю на примере 100 предметов из коллекции Британского музея.

По-русски почти не слушаю. Это не потому что русские подкасты плохие, просто я пока ничего для себя не нашел. Любой подкаст — это очень личная и индивидуальная вещь. Он может именно для вас сработать, а может и нет. Для себя я такого подкаста, который щелкнет, все еще жду.

«Шоу Кирилла Скобелева»


Редкий пример подкаста с полноценными интервью


Ведущий — Кирилл Скобелев


Выходит с июня 2016 года (36 выпусков)


kirillskobelev

Кирилл Скобелев


О том, как появился подкаст

О подкастах я узнал от папы, по его же рекомендации начал слушать «Брендятину» (радиопередача на «Маяке». — Прим. ред.). Позже наткнулся на «Берись и делай» Андрея Шаркова. Он для меня стал первым авторским подкастом, а не записью радиоэфира в интернете.

Потом, в 2015 году, я стал работать в компании «Островок», основателем которой является Серж Фаге (вы могли о нем узнать из недавних статей о биохакинге). Тогда он еще был CEO и проводил презентации на разные темы для своих сотрудников. На одной из таких презентаций он рассказал, что во время бега слушает подкасты, в том числе The Tim Ferriss Show. В нем люди из абсолютно разных областей рассказывают о каких-то невероятных и интересных вещах, например о добыче воды из астероидов (мне почему-то это запомнилось).

Тогда я впервые попробовал послушать подкасты на английском и даже удивился тому, что оказалось все понятно. Так я подсел — Тим Феррисс открыл для меня то, что я не слышал раньше на русском языке. Мне понравилось, что он сам все записывает и публикует, что интервью всегда в очень дружелюбной обстановке, длинные, с глубокими и необычными вопросами и темами. Через какое-то время мне пришла в голову мысль, что если никто подобного на русском не делает, то можно попробовать самому. Еще примерно через полгода появился мой подкаст.

Не скрываю многих заимствований: например, первый выпуск и у Ферриса, и у меня записан с друзьями. Первый выпуск у него — интервью с Кевином Роузом, его другом, стартап-инвестором. А я записал со Стасом Шмелевым — своим близким другом, актером. До сих пор рад тому, что первый подкаст вышел именно с другом, а не просто с каким-то человеком. Во-первых, об этом приятно вспоминать, во-вторых, выпуск оказался действительно интересным — он до сих пор остается самым длинным по времени и одним из самых прослушиваемых.

Чуть позже от Феррисса я взял свою рубрику Catch Up — у него это называется Random Show. Они раз в несколько месяцев собираются с тем же Кевином Роузом и просто обсуждают, что у них произошло за это время. Я же это делаю с моей подругой Дашей Центер.

О цели

Мой подкаст — беседы с интересными мне людьми. Я стараюсь не называть их интервью, так как это добавляет какой-то формальности. Я редко задаю какие-то неудобные вопросы или пытаюсь выбить секреты, всегда готов что-то вырезать, если гостю показался какой-то момент некомфортным. Опыт, мировоззрение, история человека — вот что ценно и что мне хочется узнать.

О монтаже и продвижении

Вначале я почти совсем не монтировал выпуски, потом стал монтировать существенно больше. Сейчас на выпуск может уходить до недели работы с перерывами. Для понимания объема работы — в одном выпуске бывает до тысячи и более разрезов. Иногда это меня самого пугает, но зато я доволен результатом — слушать интереснее.

Я рекламируюсь в основном через ютьюб-канал, без которого, наверное, про подкаст никто бы и не узнал. Многие мои гости — опять же персонажи из ютьюба, и за ними приходят их зрители. За последние два года я не вижу особенного роста, несмотря на общий оптимизм и хайп вокруг подкастов. Ютьюб-канал растет, а подкаст как будто уперся в некий потолок. Но я буду рад ошибиться.

О любимых подкастах

Сейчас я сам подкасты почти не слушаю. Из любимых — «Брендятина», «Берись и делай», The Tim Ferriss Show, The Kevin Rose Show, H3 Podcast, Chill, The Joe Rogan Experience. А так в основном аудиокниги.

Советы начинающим ведущим

Основной совет — я бы не рассчитывал на какую-то серьезную отдачу от подкаста. Вряд ли получится сделать из этого способ заработка. Фокусируйтесь в первую очередь на самом процессе создания подкастов — если вам действительно это нравится, то вы сможете делать это долго, а тогда это вполне может привести к каким-то результатам.

«Просто о вине»


Подкаст про вино и винную культуру


Ведущий — Александр Садиков


Выходит с февраля 2011 года (86 выпусков)


radio801

Александр Садиков


О том, как появился подкаст

Вначале у меня было интернет-радио, «Радио 801», мы его запустили еще в 2008 году. Там было много программ на самые разные темы, лайв-эфиры. Но постепенно мы отказались от всех остальных программ, оставили только «Просто о вине».

Она возникла так. У меня есть друг, винный журналист Дмитрий Ковалев, который в какой-то момент стал работать в журнале Simple Wine News, и тогда я ему говорю: «Давай записывать программу про вино». Мы стали вместе погружаться в эту тему. Но потом он уехал поднимать российское виноделие в Крым, и теперь все передачи веду я. Я же делаю всю техническую часть.

О цели

«Просто о вине» — не подкаст об алкоголе, не реклама, а некий ликбез, возможность открыть людям мир вина и рассказать, что это целая культура, а не просто «напился и забылся». На территории России винная культура сейчас не очень развита — сказалось советское время, когда у нас не было какого-то массового хорошего вина. А с горбачевской реформой, вырубкой виноградников и сухим законом производство вина и культура его потребления вообще упали почти до нуля. Но в последние 10–15 лет тема снова на подъеме, люди хотят понять, что такое вино, как его делают, как его пьют, как его выбирать. Именно на эти вопросы мы и пытаемся ответить.

Вначале, когда я сам почти ничего не знал о вине, темы были базовыми. Потом мы начали вместе с экспертами погружаться в более тонкие вопросы. А теперь подкасты выкладываются во «ВКонтакте», и нужно снова говорить базовые вещи, потому что, с одной стороны, люди там очень охотно слушают и задают вопросы, но с другой — степень их знаний гораздо меньше, чем у той узкопрофильной аудитории, которая была до того.

Еще, что поразительно, нас слушает довольно много людей, которые хотели бы заниматься вином профессионально. Нам рассказывала винная школа «Энотрия» и другие школы: к ним приходили люди, которые готовились к экзаменам по нашему подкасту.

О времени на подготовку подкаста

Время записи выпуска — плюс-минус час. (У нас нет хронометража: если разговор получается, то может быть 40 минут, а если нет, то бывает и 15. В этом смысле формат подкаста нам позволяет гибкость, которую не позволил бы регулярный радиоэфир.) Плюс монтаж. Плюс час-полтора на подготовку картинок и текста для соцсетей. В результате на один подкаст уходит один полный рабочий день — естественно, растянутый на несколько календарных дней.

О любимых подкастах

Сам я слушаю подкасты «Медузы» (особенно «Книжный базар»), программы «Эха Москвы» (особенно «Все так»). Бывает, еще лекции на Arzamas, передачи на «Радио 1» и научные подкасты Laba.Media. В какой-то момент очень зацепили Serial и In the Dark. Это, конечно, совсем другой уровень по качеству звука, да и по всему.

«Так вышло»


Подкаст об изменении этических норм на примере новостей


Ведущие — Екатерина Кронгауз и Андрей Бабицкий


Выходит с января 2019 года (7 выпусков)


itunes.apple

Екатерина Кронгауз


О том, как появился подкаст

Мы с Андреем Бабицким делали подкаст для «Медузы», который назывался «Дело случая». У него вышло два сезона. Потом я перестала работать в «Медузе», и мы продолжили делать подкаст сами, под другим названием.

О теме и миссии подкаста

Мы говорим обо всем, что находится на грани привычной для нас этики. Мы все выросли с некоторыми этическими установками, которые оказались неприменимы к большому количеству современных вызовов: к вопросу об избиении роботов, к вопросу об отце, который суррогатно рожает себе двух детей, как Криштиану Роналду…

Если проследить за последними громкими этическими обсуждениями («Дау», реклама Reebok), у людей возникает много вопросов. Нельзя просто сказать: «Мы против насилия», и все. Или «это искусство», и все. Самое интересное — то, что рождается в процессе разговора. Готовые ответы не очень интересны, интересно пытаться их найти, и для этого нужен не один ум, а несколько.

Наша цель всегда — в разговоре. Я бы хотела, чтобы люди научились разговаривать продуктивно, чтобы твоя мысль потом возвращалась к тебе в обогащенном виде, а не так, что ты что-то подумал, сказал, и все на этом.

О том, что можно было сделать иначе

Когда мы делали второй сезон «Дела случая», это оказалось чуть менее интересно нам самим, потому что мы обсуждали этику не в новостях, а в сериалах, книгах и кино. Идея была в том, что искусство первым показывает все неочевидные проблемы. Но оказалось, что проблема реального робота важнее и интереснее, чем проблема робота из «Мира Дикого Запада».

Еще вначале мы пытались искусственно занимать разные позиции, а сейчас, кажется, у нас все равно оказываются разные мнения, даже если мы думаем в одну сторону. И любое искусственное разделение, искусственная позиция не очень работает на слух.

Еще мы все время пытаемся поймать идеальный уровень проработанности сценария. Потому что если ты очень сильно проработал сценарий, то ты чувствуешь себя человеком, читающим вслух свою собственную роль. А если набросал план слишком поверхностно, то в процессе записи плывешь.

О слушателях

Наша аудитория — это думающие люди. Они могут быть с нами категорически не согласны в каких-то вопросах, но это люди, которые думают головой. Когда они что-то говорят, то аргументируют свою позицию. Любят факты и мысли, любят слушать, что им говорят в ответ.

О любимых подкастах

Я слушаю странный набор подкастов. Всегда пробую, если кто-то что-то советует. Кроме всяких Serial и S-Town, слушаю подкаст Mom and Dad Are Fighting — там матери и отцы спорят в эфире о своих детях. Очень любила подкаст, который называется Savage Lovecast: ведущий очень развязно дает людям любовные советы. Люблю Heavyweight. По-русски я слушала «Жизнь человека» (подкаст «Таких дел» про онколога, который лечил рак у себя). «Норм» — любопытный подкаст. У «Мела» вышел подкаст, я его тоже послушала несколько раз.

Совет начинающим подкастерам

Чтобы ваш подкаст был кому-нибудь нужен, его надо вести регулярно и долго. Регулярно — потому, что когда люди делают пробежку или в выходные едут на дачу, то у них появляется привычное слушание. И вам нужно дать им свой материал именно в тот момент, когда они готовы его послушать в привычном для себя режиме. А долго — потому, что это очень медленно раскачивающаяся область. Это не ютьюб — записал, и либо пан, либо пропал. Нет, подкаст ты должен делать бесконечно, чтобы тебя видели и видели. Аудитория никогда не будет гигантской, особенно у разговорных подкастов, но она будет расти. В общем, для быстрого успеха не подходит, а для медленного удовольствия очень даже.

Arzamas


Образовательные подкасты о гуманитарных науках


Ведущие — разные


Выходят с начала 2015 года


arzamas

Ирина Калитеевская, Ася Терехова


О том, как и когда появились подкасты Arzamas

Мы в Arzamas под подкастами подразумеваем две разные вещи. С одной стороны, это то, что уходит в фид обычных приложений для подкастов, — просто записи наших курсов, которые мы периодически выкладываем сразу помногу. Фид существует очень давно — с основания всего сайта Arzamas в 2015 году. С другой стороны, есть приложение «Радио Arzamas» — там есть те же лекции, но еще есть подкасты в другом значении: разговорные авторские радиопередачи. Они в основном платные, и их делает не приглашенный лектор, а редакция. За их контент тоже отвечает исключительно редакция. Приложение появилось в конце 2017 года, и тогда же появились первые такие подкасты. То есть платные подписчики получают за свои деньги две вещи: удобство в доступе к курсам и дополнительный, редакторский, менее структурированный контент, в том числе подкасты.

О цели

Миссия у подкастов такая же, как у всего сайта Arzamas: показать, что гуманитарные науки — это увлекательно и интересно. И, с другой стороны, научиться наиболее легким и эффективным способом про это рассказывать. В этом смысле аудио — очень важный канал. Если видео и тексты конкурируют, например, с сериалами, то аудио конкурирует с музыкой или с мыслями о себе — это совсем другая область, в которой, как нам кажется, сведения о гуманитарных науках очень конкурентоспособны.

У детского Arzamas, помимо этого, есть еще цель показать, что нет никакого детского языка, не нужно сюсюкать, говорить особым детским тоном и так далее. Например, поэтому у нас есть подкаст про сложную музыку — нам говорят: «Вы что, будете про Current 93 детям рассказывать?» Да, будем, потому что считаем, что дети заслуживают того же знания, что и взрослые.

У всех наших подкастов пока не очень много выпусков, потому что мы всегда очень долго работаем над любыми материалами. В каком-то смысле пока жертвуем регулярностью ради качества. Но для подкаста регулярность, конечно, очень важна, мы это понимаем и работаем над ней.

О любимых подкастах

Ася

Desert Island Discs — передача BBC Radio 4. Ведущий спрашивает известных гостей (музыкантов, актеров), какие шесть песен, одну книгу и один предмет они бы взяли с собой на необитаемый остров. На фоне этих шести треков идет очень хорошее глубинное интервью. Там были, например, Умберто Эко, Стивен Фрай, Дэвид Бирн и так далее.

99 % Invisible. Много американских детских передач, чтобы быть в курсе, хотя это почти всегда очень плохо — сюсюканье, вот это все.

Radio Ambulante для поддержания испанского.

Ира

Редко ищу что-то новое — все равно даже то, что я люблю, обновляется чаще, чем я успеваю послушать. По-русски — «Медуза», «Полка», «Так вышло». Про-английски — Reply All, Heavyweight, Israel Story, Serial, Radiolab.

Советы начинающим подкастерам

Сейчас на русском очень не хватает подкастов, в которых рассказываются истории, интересные кому-то, кроме трех друзей автора подкаста. Поэтому совет — больше думать в логике медиа, отвечать себе на вопросы: для кого подкаст, о чем он, какая рассказывается история, почему слушателю важно ее послушать и так далее.

«Норм»


Разговорный подкаст об изменениях в окружающем мире


Ведущие — Настя Курганская, Дарья Черкудинова


Выходит с октября 2017 года (15 выпусков)


itunes.apple

Настя Курганская, Дарья Черкудинова


О том, как появился подкаст

Подкаст начался с нашей дружбы. Года полтора назад мы сидели в «Жан-Жаке» на Никитском бульваре и обсуждали, что хотим что-то делать вместе, но не очень понятно что. Слово за слово — пришла идея подкаста. Мы обе немного устали от текстов, потому что уже давно работаем редакторами. И еще тогда как раз все обсуждали дело Харви Вайнштейна, и мы тоже много и интересно про это говорили. Подумали, почему бы не записать эти обсуждения и посмотреть, что получится.

После этого мы где-то полгода ничего не делали, придумывали название, сидели на табуретке и качали ногой. А потом вдруг собрались и записали первый выпуск на диктофон телефона и выложили его. Это было, как сейчас помню, в квартире у Даши, под аккомпанемент ее мяукающих котов. Благодаря тому, что у нас было какое-то количество друзей в соцсетях, кто-то сделал репост, и этот выпуск послушали 2 или 3 тысячи человек — хотя, если честно, по звуку он был совершенно ужасный, никому не рекомендую сейчас его слушать. Первое время мы продолжали записывать подкаст на диктофон для себя, просто как эксперимент.

Потом случился поворотный момент: через пять-шесть выпусков мы записали подкаст про одиночество, и это был первый подкаст, в который мы интегрировали истории других людей. Его же мы впервые записали со студийным звуком. Тогда нам стали писать уже не только друзья, и по фидбэку стало понятно, что мы делаем продукт, а не просто пишем в стол.

О цели

«Норм» — подкаст про перемены, про то, как меняются какие-то явления в 2018-м, 2019-м, 2022-м. А мы пытаемся это зафиксировать. Интересно брать актуальные для всех истории и рассматривать их под прицелом того, что с ними сейчас происходит, как они меняются.

Мы живем в интересное с этической точки зрения время: отношения людей, отношения мужчин и женщин трансформируются, они заново договариваются друг с другом о том, как им взаимодействовать. Какое-то время это еще будет продолжаться. Поэтому поговорить всегда будет о чем.

Был запрос от разных людей, чтобы мы отвечали на инфоповоды. Но мы просто редко выходим — довольно сложно говорить про сидение на лице, когда у тебя выпуск выйдет только через две недели. Это уже будет не так интересно. Скорее, наоборот, мы стараемся брать вневременные вопросы, по крайней мере, пока.

О слушателях

У подкастов не очень понятная статистика, так что мы даже специально провели вечеринку, чтобы понять, кто нас слушает. Но на вечеринке весь первый ряд оккупировали наши друзья, а дальше было ничего не видно, и было трудно войти — некоторые пришли, не нашли места и ушли.

Зато у нас очень живой фидбэк. В соцсетях к нам стали добавляться незнакомые люди и говорить: «Я тут послушал выпуск про психотерапию, и он мне так помог, спасибо, что вы это делаете». Тогда ты понимаешь, что, наверное, ты делаешь классную штуку. Это вдохновляет двигаться дальше.

О любимых подкастах

Даша

Я слушаю очень много американских подкастов, расследовательских. Мечтаю когда-нибудь что-то такое сделать по-русски, но это, конечно, надо сильно постараться. Русские подкасты слушаю по паре выпусков — так, попробовать, что новенькое вышло.

Настя

Я как раз люблю всякие подкасты про отношения, про людей, а расследовательские люблю меньше. Когда мы только начинали делать подкаст, я почти ничего не слушала, честно говоря. По ходу дела пришла какая-то наслушанность, стала следить за тем, что выходит у коллег. Люблю подкаст «Медуза в курсе»: мне очень нравится, как они берут одну тему и  глубоко ее анализируют. Был прекрасный выпуск про Советский Союз, когда они звонили за комментарием Шевчуку.

Еще из русского мне очень нравится подкаст Гриши Пророкова про музыку, Beats and Chords, это, наверное, тот формат, который мне самой хотелось бы делать. Он менее известный, чем Blitz and Chips, у него меньше подписчиков. Туда приходят не очень известные группы и рассказывают историю создания одного своего хита. Мне нравится, что там выпуски короткие, по 25 минут, ну и сама идея очень сильная. Хорошо, когда у подкаста есть идея.

Frontend Weekend


Подкаст про IT и программирование


Ведущий — Андрей Смирнов


Выходит с мая 2017 года (88 выпусков)


frontendweekend.m

Андрей Смирнов


О том, как появился подкаст

Мы с моим коллегой Артемом были руководителями группы фронтэнд-разработки в компании «Рамблер». В какой-то момент мы решили, что подкасты сейчас на подъеме, а их качество оставляет желать лучшего и мы можем сделать не хуже. Пошли и записали первый выпуск — нашли какие-то микрофоны, взяли еще одного коллегу, чтобы получилось двое ведущих, а он как бы гость. Пришли втроем в огромный актовый зал, там было ужасное эхо, мой соведущий Артем полтора часа крутился на стуле, и это до сих пор слышно. Мы это почти даже никак не смонтировали и просто выложили. Я дал послушать знакомым, внезапно это опубликовали в паре довольно популярных пабликов про разработку, люди послушали и сказали: «Неплохо, продолжайте». Ну мы и продолжили.

Изначально мы договорились, что точно запишем шесть выпусков и, если не зайдет, бросим, но, кажется, зашло. Первые два выпуски были просто разговорные, мы набрасывали темы и потом их обсуждали. Ко второму выпуску я понял, что на таком формате далеко не уедешь, нужно звать гостей и отталкиваться от них. Третий выпуск был уже чем-то вроде интервью, и так и пошло-поехало.

Спустя десяток выпусков мой соведущий уехал в Амстердам, и я продолжил записываться сам. Я понимал, что хочу это делать каждую неделю, но абсолютно не понимал и продолжаю не понимать, как его рекламировать и продвигать. Я решил, что меня спасет регулярность подкаста и то, что люди привыкнут к нему, а еще что гости будут его показывать в соцсетях своим знакомым и подкаст будет распространяться по сарафанному радио. Так и происходит.

О цели

Мы, как я часто повторяю в подкасте, «показываем человеческое лицо фронтэнда (и не только)». С обывательской точки зрения разработчики все одинаковы, и раньше я сам так думал. Но, внезапно оказавшись во фронтэнд-разработке, я понял, что люди туда попадают абсолютно разные и добиваются абсолютно разных высот, что у всех интересные карьерные пути. Возможно, потому, что порог вхождения не очень высок. Мне захотелось показать, что фронтэнд — это действительно разные и интересные люди.

Меня слушает много ребят из регионов, и для них это просто другой мир. Они слушают и думают: «Вот такие же ребята, как я, переехали из глубинки и добились огромных успехов». И это их мотивирует.

Сейчас, спустя 87 выпусков, я понимаю, что неудачно выбрал название, потому что слово «фронтэнд» отталкивает потенциальных слушателей. Хотелось бы сделать большой единый проект, объединяющий проекты, видео или аудио, на разные тематики, и в нем фронтэнд был бы только одной из рубрик.

О времени на подготовку подкаста

Минимум два часа я просматриваю информацию о госте — видеозаписи, другие подкасты с ним, если есть, хотя бы фоном по дороге куда-то. Подготовка к разговору с действительно интересными и сложными людьми занимала вплоть до пяти часов. Само интервью — в среднем полтора-два часа.

Монтирую я в трех разных программах, так как я не особо мастер в этом деле. В одной вырезаю тишину, во второй — неудачные места, эканье и так далее, это самое долгое. В третьей — вытягиваю звук и накладываю отбивки. На второй этап я трачу очень много времени, даже научился вырезать заикание. В общем, очень заморочился. В среднем на монтаж полуторачасового выпуска уходит где-то пять часов.

О слушателях

Думаю, что меня слушают много людей, которые стремятся попасть во фронтэнд-разработку. Они видят чужие истории успеха и понимают, что на самом деле все не так сложно, как кажется. Про технологии у меня не так много — в основном про людей, но я часто слышу от разработчиков, что они и хотят слушать именно про людей.

Советы начинающим подкастерам

Совет очень простой: мы выжили благодаря тому, что взяли и начали делать подкаст и продолжали его делать, несмотря ни на что. Очень важно не бросать на полпути, продолжать формировать аудиторию. Очень важна регулярность. Единственный раз, когда я пропустил неделю, — когда порвал связки на ноге и не мог дойти до офиса.


Фотографии: обложка — Анаит Оганян, 1, 5, 7 — Apple Inc, 2 — Blitz and Chips, 3 — Кирилл Скобелев, 4 — «Радио801», 6 — Arzamas, 8 — Frontend Weekend