Эта весна в Петербурге оказалась удивительно богатой на театральные события. В их числе — и неожиданная экспериментальная программа к столетию БДТ, и остросоциальный спектакль о пытках художницы Катрин Ненашевой, и громкий театральный китч, и перформанс-вечеринка.

The Village рассказывает, как с толком провести последний мартовский уикенд и на какие постановки стоит обратить внимание в ближайшие месяцы.

На фотографии: SOS (The Song of Songs)

Ближайшие события

SOS (The Song of Songs)

Сценическую кантату художницы и режиссера Веры Мартынов и композитора Алексея Сысоева впервые показали в рамках фестиваля NET в декабре 2017-го в московском Театре Наций, позднее — в новой версии — в Атриуме музея современного искусства «Гараж», а теперь она станет ключевым проектом мастерской «Вторая сцена», организованной к столетию БДТ. В основе постановки лежат «Песнь песней Соломона», письма Плиния Младшего, телефонные заметки самой Веры Мартынов (личные дневниковые записи, обрывки цитат, подхваченные на улице фразы), а также мелодичный музыкальный материал (вокал, перкуссия и телеграфный ключ). Одни критики пишут, что главное здесь — сакральное высказывание о любви, другие видят в спектакле формальное воплощение новой музыки и театра.


Когда

28–30 марта

Где

вторая сцена БДТ, Каменноостровский театр

Стоимость

500–700 рублей

«НОЧ’ перформанса»

Резиденты студии «Сдвиг» продолжают эксперимент по приобщению зрителей к искусству перформанса альтернативными методами. «НОЧ’ перформанса» — мероприятие, совмещающее вполне классическую вечеринку с DJ-сетами и показы актуальных танцевальных перформансов. Программу организаторы пока держат в секрете, но известно, что в рамках мероприятия пройдут как сольные выступления петербургских и московских танцовщиков (среди них — Аня Кравченко, Лена Тихонова, Настя Ребкало и Костя Челкаев), так и коллективные танцевальные перформансы.


Когда

30 марта

Где

студия перформативных искусств «Сдвиг»

Стоимость

600–800 рублей

«Груз 300»

Спектакль по мотивам одноименной выставки художницы Катрин Ненашевой о насилии и пытках со стороны правоохранительных органов, основанный на истории бывшего заключенного Руслана Сулейманова. Экспериментальная постановка состоит из трех частей: документальной, игровой и психотерапевтической — в последней участникам и зрителям предстоит поделиться друг с другом своими впечатлениями от увиденного. «Сегодня я каталась у мужчины на спине, потом он носил меня на руках, потом на плечах — и пел при этом. И не потому, что хотел этого, а потому что я приказала», — так, например, описывает вторую часть спектакля критик Ильмира Болотян. Радикальность проекта (помимо остросоциальной и болезненной темы), очевидно, заключается еще и в том, что режиссер дает зрителю небывалую по меркам современного российского театра власть над действом.


Когда

31 марта

Где

площадка будет объявлена дополнительно

Стоимость

500 рублей

«Россия, вперед!»

Петербургская премьера абсурдистской пьесы молодого драматурга Валерия Печейкина, препарирующей и высмеивающей патриотическое ретроманство нарочито грубым, но умным языком. Режиссер Виктория Нарахса с коллективом «ТехноТеатра» называют свой проект «техно-оперой», не рекомендуют его посещение людям с неустойчивой психикой, а по окончании спектакля обещают устроить вечеринку до шести утра.


Когда

30 марта

Где

площадка «Скороход»

Стоимость

600 рублей

На фотографии: Dance Open

Фестивали

Dance Open

По большей части фестиваль Dance Open из года в год сохраняет приверженность традиционной балетной романтике: в этот раз, например, в афише числятся «Зимний путь» Кристиана Шпука, «Щелкунчик» Алексея Мирошниченко, «Алиса» Мауро Бигонцетти и «Коппелия» Пьера Лакотта. Как и все последние годы, на фестиваль приезжают нидерландские труппы, а на Dance Open — 2019 это лучшая часть программы: вечер одноактных балетов Masters компании Introdans представит работы Ханса ван Манена, Нильса Кристе и испанского балетмейстера Каэтано Сото.


Когда

17–29 апреля

Где

Александринский театр

Стоимость

от 4 000 рублей

«Так себе драма»

Первый фестиваль андеграундной драмы «Так себе» прошел в январе этого года. Тогда пьесы шести драматургов были представлены режиссерами в баре, секонд-хенде и прачечной. Вторая волна фестиваля мобилизует современных петербургских драматургов: Анна Агапова, Евгений Ионов, Глеб Колондо, Мечта Метафизика, Ксения Савельева и Элина Петрова будут читать собственные тексты, а также проведут серию лекций и мастер-классов. Где именно все это будет происходить, пока не известно, список локаций организаторы обещают объявить в ближайшее время.


Когда

12–14 апреля

Где

площадки будут объявлены дополнительно

Стоимость

бесплатно, по регистрации

«По.В.С.Танцы XX»

Для современного российского танцтеатра Александра Конникова и Альберт Альберт — важные культурные герои и первопроходцы. В этом году основанной ими компании «По.В.С.Танцы» исполняется 20 лет. К юбилею на площадке студии «Сдвиг» пройдет выставка, на которой будут представлены архивные видеозаписи, артефакты и реконструкции отдельных перформансов компании, пройдет серия дискуссий и круглых столов, а еще — петербургская премьера перформанса «Секта». Пока у проекта нет финансовой поддержки, поэтому организаторы объявили мини-краудфандинг: чтобы поддержать, можно заранее купить билеты на выставку или приобрести памятные сувениры.


Когда

3–5 мая

Где

студия перформативных искусств «Сдвиг»

Стоимость

700 рублей

To Stage Per Forma

Экспериментальную программу To Stage Per Forma, которую художница Вера Мартынов с командой кураторов делают к столетию БДТ, правильнее назвать квази-фестивалем. Задача состоит не в том, чтобы привезти готовые работы в Петербург, а в том, чтобы спровоцировать на новые постановки местных авторов. Четыре месяца в рамках специальных арт-мастерских молодые художники будут работать в группах с кураторами, каждый из которых отвечает за свое направление: хореография (Татьяна Гордеева), саунд-дизайн (Дмитрий Шубин), медиаискусство (Наталья Федорова), паблик-арт (Лиза Савина) и так далее. Взглянуть на результаты раз в месяц можно будет в Каменноостровском театре.


Когда

март-июнь

Где

вторая сцена БДТ, Каменноостровский театр

Стоимость

уточняется

На фотографии: «Посох, палка и палач»

Премьерные постановки

«Преступление и наказание»

Некоторое время назад режиссер Константин Богомолов говорил, что больше не видит возможности ставить спектакли по Достоевскому в России, но вот на этой неделе в «Приюте комедианта» прошли премьерные показы его «Преступления и наказания». Новая постановка — не первое обращение Богомолова и его постоянного соавтора художницы Ларисы Ломакиной к этому роману Достоевского: два года назад они ставили его в итальянской Модене, действие тогда разворачивалось под распятым на кресте манекеном. Петербургская версия спектакля особенно интересна, если учесть, что сейчас театральный язык Богомолова (довольно грубый и жесткий, например, в «Карамазовых» МХТ им. Чехова) переживает свой тихий и в чем-то лиричный период.


Когда

1, 15 и 30 апреля; 4 мая

Где

театр «Приют комедианта»

Стоимость

2000–5000 рублей

Открытие кабаре «Нога бомжа»

В лучших традициях российского андеграунда из анонса мероприятия понять почти ничего невозможно. Кроме разве что того, что анфан терибль петербургской театральной сцены — создатели театра «Организмы» Саша Бянкин и Вова Антипов  по крайней мере на какое-то время обретают постоянную площадку на территории «Этюд-театра» на Большой Конюшенной. Эстетические ориентиры дуэта прежние: слияние «русского кабака и европейского перформанса», разрушительно хаотичного и эстетически выхолощенного.


Когда

31 марта; 7 апреля

Где

«Этюд-театр»/«Площадка 51»

Стоимость

бесплатно, по регистрации

«Посох, палка и палач»

В прошлом сезоне режиссер Илья Мощицкий получил премию «Прорыв» за свой экспрессивный спектакль «Суд над Джоном Демьянюком. Холокост-кабаре». На этот раз, обращаясь к пьесе австрийской писательницы, нобелевской лауреатки Эльфриды Елинек «Посох, палка и палач»  остросоциальной драме, повествующей о мнимой человечности в мире фейсбука и микромедиа, Мощицкий снова использует в работе приемы кабаре и бурлеска. Причем, кажется, не столько ради пущей выразительности, сколько для того, чтобы дать зрителям передышку в потоке стремительных и многослойных речей героев Елинек.


Когда

6 апреля; 25, 29 мая

Где

Театр имени Ленсовета

Стоимость

от 600 рублей


Фотографии: обложка, 2 – Dance Open, 1 – BDT.SPB, 3 – Ю. Смелкина / LENSOV-THEATRE