Каждый месяц The Village рассказывает об альбомах, вышедших за последнее время. На этот раз — новые записи Енню Вал, Men I Trust, «Интуриста» и других.

Текст

Артем Макарский

Енню Вал — «The Practice of Love»

Норвежка Енню Вал так давно выступает за границей, что просит называть себя «Дженни» — в том числе этим проблемам лингвистической самоидентификации она посвятила свой дебютный роман Paradise Rot (да, она еще и пишет). На своем новом альбоме «The Practice of Love» ее занимают не менее важные вопросы. Есть ли Бог? Что есть любовь? Случайно ли наше появление в этом мире? Все это сопровождается даже не пением, а скорее мелодекламацией, переводящей тексты Вал в разряд современной поэзии — но трюк в том, что ее музыка может показаться скучной и серьезной лишь в пересказе.

Тексты, часть которых произносится так, будто это ASMR-видео, говорят со слушателем прямо, без метафор, без заумных вещей — так, что ими проникаешься. Музыка, в отличие от предыдущих ее альбомов, максимально ритмична — и в песнях (да, все-таки песнях) «Ashes to Ashes» и «Six Red Cannas» уводит свой откровенный разговор на дискотеку; получается блестяще. «The Practice of Love» — это тот случай, когда тебя зовут на театральную постановку друзей и ты готовишься к худшему, а в итоге и правда получаешь незабываемый опыт, переворачивающий твою жизнь с ног на голову.

СЛУШАТЬ В VK

Jpegmafia — «All My Heroes Are Cornballs»

Баррингтон Девон Хендрикс, он же Пегги, он же Jpegmafia — один из самых интересных рэперов настоящего момента. «All My Heroes Are Cornballs» — уже шестой его альбом, но известность к нему пришла только с прошлым «Veteran», где он читал под инструменталы, напоминающие скорее о сольном Томе Йорке, и говорил о том, что поскорей бы умер Моррисси. Для него нет тем, которые он не хотел бы затрагивать, тут он много говорит об интернет-культуре (в первую очередь выступая против самых токсичных ее представителей), ПТСР (он служил в Кувейте и Ираке) и постоянно спрашивает слушателя: «Вы думаете, вы знаете меня?»

Безусловно, не знаем, но это не мешает восхищаться его умением не только красивого и уместного неймдроппинга, но и в целом его работой с текстом. Пегги очень уместно встраивается в ряд умных рэперов, живущих настоящим — например, Clipping или Ho99o9, — но при этом его музыка куда нежнее и доступнее стороннему слушателю, что роднит его скорее с выпустившей в этом году дебютный альбом группой Injury Reserve. Когда Jpegmafia поет (здесь он делает это впервые), то вспоминаются чуть ли не Brockhampton — и явно не в пользу последних. Когда Pitchfork пишет про него, что его музыка якобы слишком «онлайн», это не может вызвать ничего, кроме усмешки: если человек живет здесь и сейчас, то лучше носить его на руках, а не снисходительно похлопывать по плечу.

Слушать в VK

Men I Trust — «Oncle Jazz»

Третий альбом канадцев Men I Trust длится час десять минут, и на нем 24 песни — достаточно амбициозно для людей, прославившихся при помощи рекомендательных алгоритмов YouTube. В отличие от, допустим, музыканта MorMor, группе удалось сделать достаточно цельную запись, что особенно важно, учитывая, что треть песен с альбома выходили как синглы. Если описать «Oncle Jazz» вкратце, то это слегка анемичная и одурманивающая попытка воссоздать атмосферу старого софисти-попа и AOR, то есть самая медленная и мечтательная музыка в мире — в мире Men I Trust нет ни бурь, ни резких изменений.

Такой подход к музыке может объясняться еще и тем, что какое-то время назад группа в полном составе переехала из Монреаля в маленький городок — и в их музыке тоже есть что-то, что отличает динамичные миллионники от более тихих мест. «Oncle Jazz» — это альбом уютный, милый, но такой, что эти слова явно нельзя использовать как ругательства: уже подступающей поганой осенней поре именно такие песни и нужны; кому, как не канадцам, это знать.

Слушать

Charli XCX — «Charli» / Пост Мэлоун — «Hollywood’s Bleeding»

Один записал основную часть альбома за три дня. Другая шла к новой записи как минимум три года. Один стоит на обложке так, будто его нарисовал какой-то последователь Дюрера. Другая иронизирует над понятием «поп-икона» и выглядит на обложке как Богородица. Один уже три недели подряд держит оборону на первом месте чарта Billboard, другая ненадолго вошла в топ-50 — при этом оба записывают передовую поп-музыку момента. При этом нельзя сказать, у кого на самом деле получается лучше.

Пост Мэлоун, один из самых ненавидимых интернетом современных певцов, может сколько угодно прикрываться любовью к классическом року, записываться с рэперами, включать на вечеринках My Chemical Romance — все это не скроет в нем человека вне жанровых рамок, который предпочитает мелодию всему остальному. В «Hollywood’s Bleeding» видно, что в первую очередь большая часть этих песен игралась на гитаре, а только потом уже обрастала деталями. Которые отвлекают, но, кстати, не сильно, от того, что это очень грустный альбом о славе и о том, что она делает с людьми вокруг. Мэлоун не боится быть смешным — будь это бахвальство в треке «Saint-Tropez» или строчка «ты говорила, что умрешь за меня, у меня есть плохое предчувствие, что ты мне врала». В этой банальности и штампах нет ничего плохого, потому что за ними все равно видны искренние чувства растерянности и непонимания — и в том числе поэтому это блестящий альбом; впрочем, то, что большинство песен с него вы сможете напеть и через неделю, тоже важный фактор. «Hollywood’s Bleeding» хоть и записан быстро, но кажется невероятно цельным, таким, который может понравиться даже самым упертым ненавистникам музыканта — хотя бы за счет того, что серьезные темы здесь граничат с самоиронией.

Слушать в VK

У Charli XCX самоиронии тоже достаточно: на виниле с ее новым альбомом вы увидите наклейку «лучшая пластинка, что вы купите в своей жизни!» На «Charli» тоже можно найти много личных вещей: о расставании с близким человеком, о давлении окружающих, о том, в чем сложно признаться себе самой. Предыдущий альбом певицы, «XCX World», не вышел — представители лейбла просто положили его на полку, испугавшись его излишней передовой музыки. «Charli» — в каком-то смысле альбом больших компромиссов и большой поддержки: самыми слабыми здесь кажутся песни, на которых Чарли остается одна — и ей как будто бы хочется уравновесить исповедальные тексты с очень средней поп-музыкой.

Гостей здесь, впрочем, предостаточно, но и от смелости каждого зависит дерзость трека — Трой Шивон помогает записать идеальную поп-песню для радио и телевидения, но настоящий шедевр здесь все же «Gone», записанная совместно с Christine & the Queens, битва двух невероятно харизматичных женщин. Самые радикальные треки «Click» и «Shake It» напоминают о ее прошлых микстейпах «Number One Angel» и «Pop 2» — но их как будто бы недостаточно. «Charli» кажется компромиссом между большой поп-музыкой и поп-авангардом — несколько странно слышать такую пластинку от артистки, которая выступала против любых полумер.

Слушать в VK

«Интурист» — «Экономика»

Евгений Горбунов, кажется, неостановим в мире русской музыки — только в этом году он успешно посотрудничал с группой «Союз», спродюсировал шансон-дуэт Петара Мартича и Анны Зосимовой, успешно продолжает играть в составе «ГШ», а теперь выпускает новый альбом своей группы «Интурист», которая, как недавно выяснилось по последним зарубежным концертам, может выступать и без него. В студии — совсем другое дело: очевидно, что основная творческая энергия идет именно от него. Но если предыдущий альбом «Командировка» казался записью Горбунова с гостевыми музыкантами, то «Экономика» — это альбом именно группы, не в последнюю очередь это видно по тому, что «Интурист» записывались вживую: это очень дерзкая, эмоциональная пластинка.

Евгений Горбунов: «Я рожден быть дедом»

Читать

В то время как комментаторы в интернете пытаются вспомнить новые группы Московской рок-лаборатории и Ленинградского рок-клуба для очередного сравнения, «Экономику» скорее хочется сопоставлять (по духу, а не напрямую) с нью-йоркской авант-джазовой сценой 80-х и 90-х. В этой музыке столько же свободы, смеси импровизации и четкого плана, и ноу-вейв здесь также идет рука об руку с джазом. В какой-то момент студийные импровизационные инструментальные композиции на «Экономике» начинают напоминать позднего Майлза Дэвиса, смешного, записанного с драм-машиной, но все еще мастерского — и это напоминание уже стоит очень дорого. Когда вы последний раз вспоминали о Майлзе, слушая русскую музыку? А слушая новую музыку вообще?

Слушать в VK

Kindness — «Something Like A War»

Относительно недавно стало известно о том, что Kindness теперь предпочитает при описании себя местоимения «they/them» — и альбом «Something Like A War», безусловно, рассматривает вопрос гендерной идентичности. Но не только — это высказывание и на тему расовой принадлежности, и того, что считать домом, но при этом аккуратное и очень тонкое, в котором все темы рассматриваются в достаточной мере и ни одна не перетягивает одеяло на себя. Это, в конце концов, и альбом о феминности — название ему дал документальный фильм о том, как правительство Индии путем стерилизации и небезопасных абортов попыталось решить демографическую политику в стране, а количество гостей-женщин говорит само за себя.

Нечто похожее вот уже второй альбом подряд проделывает друг Kindness Дев Хайнс, более известный как Blood Orange, поэтому сравнений не избежать. Но все же у двух музыкантов несколько разные темы, на которые они хотят высказаться, и разные бэкграунды: «Something Like A War» больше стремится к диско и хаусу, на танцполы Нью-Йорка 80-х, где трагедия и веселье всегда были вместе. Это альбом, в котором восхваление и радость слегка смешаны с какой-то небольшой и, вероятно, необходимой грустью, возможно, не очень визионерский и передовой, но в очередной раз оправдывающий псевдоним Адама Бейнбриджа: доброты по отношению к миру здесь более чем предостаточно.

Слушать в VK

Vivian Girls — «Memory»

По легенде, Vivian Girls распались после того, как альбом 2011 года разнесли в издании Pitchfork — но, скорее всего, каждая из участниц хотела заниматься чем-то своим: по отношению к первым двум пластинкам «Share The Joy» казался попыткой найти новые силы там, где их могло не быть. Тем убедительнее звучат первые же аккорды на «Memory»: у людей, взахлеб слушавших музыку в начале десятилетия, вполне могли и мурашки пойти от рева гитар (как, например, произошло с автором этого текста). Не зря другая, вернувшаяся из небытия, гитарная группа, American Football, поет про мышечную память — Vivian Girls играют не просто так, как будто не было восьми лет разницы, а как будто вообще ничего не было, будто это самый убедительный дебютный альбом за долгое время. И тем не менее это правда возвращение: все участницы Vivian Girls занимались все это время чем-то своим, и звук за восемь лет незначительно, но изменился — он стал мощнее, увереннее, жестче. «Memory» — это не открытка из прошлого, а скорее письмо себе будущему — чтобы через много лет послушать и вновь испытать ощущения, каких давно не испытывал.

слушать в vk

Girl Band — «Talkies»

В группе Girl Band нет ни одной девушки, их вокалист Дара Кили как-то раз выступал в Москве со сломанной ногой, а сам он предпочитает год рехаба после года туров и записи — довольно радикально следуя рабочей этике Генри Роллинза «год вдоха / год выдоха». На их новом альбоме «The Talkies» есть песня, текст которой состоит только из палиндромов (и посвящен боязни этого лингвистического явления), есть песня, основанная на ирландском фольклоре и много чего еще, но для понимания этой музыки контекст как раз не особо и нужен. Girl Band в своем исступлении похожи на тот период The Fall, когда их музыка руководствовалась в первую очередь эмоцио, а не рацио — и была невероятно красива в этом своем бесконтактном бое с самой собой.«Talkies» кажется более доступной по отношению к слушателю пластинкой, в каком-то смысле поп-альбомом (только поп-музыка в понимании Girl Band), но она не лишена ни былой ярости, ни злости, а вся заумь ушла на второй план и, скорее, где-то там, в текстах. В то время как молодая поросль в виде ирландцев Fontaines D.C. предлагает чуть более простой взгляд на наследие The Fall, а ирландцы Black Midi берут хитроумным гитарным измором, Girl Band находят золотую середину между простой удалью и эрудированной насупленностью — и, в общем-то, уделывают всех. Ирландская музыкальная армия может гордиться своими сыновьями.

слушать в vk


Обложка: Independent