С начала пандемии The Village следит за тем, как меняется индустрия развлечений из-за коронавируса. Рассказываем, что нам удалось узнать.

Как коронавирус продвинул российский театр в будущее

Театральная индустрия переживает в пандемию основательный кризис. С одной стороны, начался прекрасный новый мир. Театры щедро делятся видеозаписями и транслируют спектакли без зрителей, зато на гигантскую онлайн-аудиторию. Независимые художники придумывают инстаграм-спектакли, AR-акции и скайп-воркшопы по танцам без касаний в таком количестве, будто только коронавируса и ждали. С другой стороны, это ад — везде гигантские дефициты бюджетов, актеров и службы отправляют в отпуска за свой счет, негосударственным площадкам нечем платить аренду.

О том, как коронавирус проявляет давние изменения в театрах и требует новых и новых, рассказывает критик и художница Ольга Тараканова.

Как покупать книги на карантине

«Покупать книги стали даже больше», — говорили мне в книжном магазине «Букинист» в Замоскворечье еще 21 марта. За неделю до этого в городе закрыли музеи и театры, потом пришла очередь клубов, баров, ресторанов, кафе и всего остального. В том числе книжных.

Одним из первых на карантин ушел детский книжный магазин «Маршак». «Все очень хреново и будет хуже, — говорит сооснователь магазина Сергей Карпов. — Но мы стараемся кризис рассматривать как возможность, чтобы совсем не сойти с ума».

Мы составили список независимых московских книжных магазинов, которые ушли на работу в онлайн, — сейчас их по возможности важно поддержать, чтобы нам было куда ходить, когда кризис закончится. Также книги можно покупать на сайтах издательств («Индивидуум», Ad Marginem, «Слово» и другие) — скорее всего, на них будет сделана скидка.

Как живут российские подкасты во время карантина

Только-только вставшая на ноги индустрия подкастов в России под ударом: денег стало меньше, новые проекты пришлось поставить на паузу. К тому же подкастеры, как и все остальные, эвакуировались из редакций, офисов и студий. Кто-то к этому привык, как, например, Даша Данилова — автор одного из первых подкастов о коронавирусе под названием «Взаперти». Другим запись в домашних условиях дается сложнее, особенно если у подкаста несколько ведущих или гостей. Мы поговорили с разными подкастерами о том, как меняется их индустрия в условиях эпидемии.

Чем московские музеи занимаются во время карантина

Музеи приняли на себя удар первыми. «Гараж» закрылся из-за коронавируса еще 16 марта, а уже на следующий день министерство культуры закрыло все подведомственные ему музеи и театры. Поэтому, видимо, они и подготовились к вынужденному карантину лучше всех — 26 марта московский комитет по туризму запустил сайт #москвастобой, где ежедневно выкладывают видеоэкскурсии по главным городским музеям и самому городу. The Village попросил сотрудников Пушкинского музея и «Гаража» рассказать о том, чем они занимаются во время карантина, и выяснил, какие онлайн-программы подготовили другие московские музеи.

Музыканты — о жизни при коронавирусе

Музыкальная индустрия — одна из наиболее уязвимых перед пандемией коронавируса. Запрет на проведение массовых мероприятий исключил возможность основного заработка для промоутеров, музыкантов, владельцев клубов и других участников бизнеса. Дело не только в переносах фестивалей и отменах туров звезд калибра Билли Айлиш. Для многих музыкантов концерты — единственный источник дохода, и отмена туров по мере вступления запрета на публичные мероприятия в разных городах России для них может оказаться фатальной.

Выживают все в новой реальности по-разному: интернет-концерты дали Баста, «Би-2» и Леонид Федоров; промоутеры System 108 организовали инициативу для электронной сцены — донат-стриминги Support Your Local Talents; лейбл «ГОСТ звук» завел аккаунт на сервисе пожертвований Patreon; фестиваль «Боль» проводит стрим-марафон «Карантин — это боль»; агентство Doing Great Agency запустило платформу онлайн-концертов.

Чем бы (и когда) это все ни закончилось, уже сейчас понятно, что музыкальная индустрия изменится раз и навсегда. Что остается делать обычным слушателям? Поддерживать музыкантов: покупать мерч и музыку, делать пожертвования, не пропускать онлайн-мероприятия, по возможности не просить возврата денег за билет на перенесенный или отмененный концерт и слушать музыку в стриминг-сервисах.

Мы поговорили с музыкантами о том, что их ждет впереди.

Культура в кризисе из-за коронавируса. Проект #RussianCultureVsCOVID19 предлагает найти выход

Первой реакцией на пандемию коронавируса в российской культурной сфере стал проект #RussianCultureVsCOVID19. RCVC19 — это непрерывный стрим отмен, переносов, переходов в онлайн со всего мира, хештег для аналогичных историй местных практиков, база инструкций и экспертных комментариев, наконец, команда, которая готова координировать работу культурных институций с онлайн-сервисами. RCVC19 запустили пять человек, которые вообще-то занимаются театром. Это не случайно: именно театральная индустрия переживает в пандемию один из самых основательных кризисов и в то же время заряжается на обновление. The Village публикует интервью критика и художницы Ольги Таракановой с командой RCVC19.

Как покупать пластинки во время пандемии

Московские музыканты и клубы были среди первых, по кому ударило распространение коронавируса. Небольшой клуб «Успех» на «Красносельской» закрыл свои двери за несколько дней до введения запрета мероприятий с более чем 50 людьми и за пару недель до того, как мэр Сергей Собянин объявил полноценный карантин. Назначенный на июль фестиваль «Боль» на прошлой неделе провел онлайн-марафон в поддержку музыкантов, чьи туры сорвались из-за пандемии, — на нем собрали больше 350 тысяч рублей.

Расположенный рядом с «Успехом» магазин виниловых пластинок Maximum Vinyl также закрылся еще 18 марта. Теперь он работает только на доставку. Учитывая, что «Почта России» продолжает работать даже при режиме самоизоляции, многие магазины пошли по тому же пути.

Пока непонятно, когда у нас снова появится возможность покопаться в бесконечных рядах пластинок старейшего в стране магазина «Трансильвания» или скромного Dig. Откроются ли они заново? Пока непонятно. Сейчас их можно только немного поддержать — если у вас есть такая возможность. Ниже — список московских магазинов, продающих виниловые пластинки (и не только) во время эпидемии.


Фотографии: обложка, 2 – LIGHTFIELD STUDIOS stock.adobe.com, 1 – Münchner Kammerspiele, 3 – Виктор Юльев, 4 – Przemek Klos stock.adobe.com