26 сентября, воскресенье
Москва
Войти

«Арх-Москва» подводит итоги Государство — главный заказчик, «Сити» — основная постройка постсоветской Москвы, дальше — в космос

«Арх-Москва» подводит итоги

Ковид остановил практически все и заставил нас — пусть и насильственно —всмотреться в себя и в то, что вокруг нас. Что мы натворили? Что делаем сейчас? Что дальше? Странно не задаваться этими вопросами, когда мир встал на паузу. Главной московской архитектурной выставке «Арх-Москва», открывшейся 8 октября в Гостином дворе, это явно пошло на пользу. Ее главная тема в этом году — «Архитектура — искусство», но сложно не заметить другой магистральный мотив — подведение итогов (избежать этого совсем в любом случае бы не получилось, все-таки это юбилейная 25-я выставка).

«Арх-Москва»


Когда

8 — 11 октября

Где

Гостиный двор

Сколько

бесплатно

«Москва — значимо!»

На вопрос «Что мы натворили?» отвечает проект «Москва — значимо!», занимающий добрую часть основного атриума Гостинки, теперь именуемой арт-кварталом. 30 стендов — 30 самых значимых построек Москвы за 30 постсоветских лет, выбранные 30 экспертами. Никаких оценок, только даты постройки, имена архитекторов и по паре фотографий — цветной Александра Гронского и черно-белой Михаила Розанова. «Без положительной или отрицательной оценки, — говорит основатель выставки и автор идеи проекта Василий Бычков. — Посетители сами могут высказать свое мнение».

От «Сити» (1 место) до театра Et Cetera (30), от «Зарядье» (2) до жилого дома «Яйцо», от «Триумф-Паласа» (15) до «Фабрики Станиславского» (21): «Полный набор архитектурных свидетельств эпохи, начавшейся с распадом СССР». Плюс немного статистики, довольно печальной. Из всех зданий, попавших в лонг-лист, 83 здания — жилые (и явно не социальные), 83 — офисные, еще 27 — торговые. Культуре осталось всего 19 мест, паркам и скверам — 23. Ресторанам и кафе — 17. Понятно, что постсоветская Москва — возможно, самый капиталистический город на планете, мы это знали, но теперь этому есть прямые подтверждения — по крайней мере, в архитектуре.

Но это только то, что на поверхности. Другой итог — не 30, но 10 собянинских лет — увидеть не так просто. Нужен контекст: «Арх-Москва» почти все нулевые была в странном статусе — вокруг цвел лужковский стиль, а в ЦДХ при этом каждый год собирались архитекторы-оппозиционеры. Не то чтобы Сергей Чобан или семейство Ассов в то время сидели без дела, нет, но их неомодернизм явно был не в фаворе у казавшегося вечным мэра Москвы Юрия Лужкова.

Тогда выставка существовала во многом за счет стендов строительных компаний, занимавших часть ЦДХ, где тогда и проходила выставка. Богатели и сами архитекторы, которые начали позволять выкупать себе большие стенды. К началу десятых, уже после прихода к власти мэра Собянина, ситуация изменилась. «Теперь отчеты об этой выставке больше не должны появляться на культурных полосах газет, — писал о выставке 2012 года архитектурный критик „Коммерсанта“ Григорий Ревзин. — Это не культурное, а хозяйственное событие. 90 % выставки — это стройматериалы, мебель, сантехника, ткани и светильники».

К 2020 году ситуация изменилась. Выставка теперь проходит под патронажем правительства Москвы и Москомархитектуры (в которой работает главным архитектором города Сергей Кузнецов, бывший партнер Сергея Чобана — некогда архитектурного оппозиционера) — и они явно дают знать, кто теперь в городе хозяин. Часть экспозиции отдана выставочным проектам московских властей — «Реновации стандартов», для которой бюро АБТБ, Citizenstudio, AI Architects и Saga перепридумывали один из кварталов, где сносятся хрущевки, без учета существующих градостроительных стандартов. Смело — учитывая, что архитекторы (это не шутка) в массе своей ненавидят российские градостроительные стандарты. Такими же лихими и тоже без учета стандартов — вряд ли о них что-то известно бюро Захи Хадид — были и конкурсные проекты реновируемых кварталов. Однако вместо них власти все равно строят все те же брежневские микрорайоны по стандартам, только с небоскребами. Но макеты получились красивые — спасибо и на том.

Следом за «Реновацией стандартов» — стенд Мосинжпроекта, посвященный Большой кольцевой линии метро. Популярный у студентов — там раздают бесплатные шоперы с логотипом БКЛ. Не то чтобы эти два стенда занимают сильно много места, но их расположение — почти по центру сразу после входа — намекает на перемену сил в московской архитектуре: теперь и главный архитектор, и главный заказчик в городе — сами власти.

Два стенда по краям — «Архитектура Next!» и «Арх-Каталог» посвящены молодым и уже состоявшимся архитекторам. Состоявшиеся по-разному отчитываются о проделанной работе. Кто-то шутит — архитекторы Ассы повесили на своем стенде только табличку с надписью «Карантин». Кто-то играется — стенд бюро Wowhaus с гигантским карточным замком с рубашкой, стилизованной под эскизы их проектов.

В «Архитектуре Next!» куратор Юрия Шишалова из журнала «Проект Россия» своевременно предложила молодым архитекторам подумать над тем, «на каком фундаменте ценностей наша новая жизнь построена и насколько обоснованны и прочны ее стены-границы». «Проект — о том, каковы сегодняшние ценности молодого поколения архитекторов; каким образом их творчество реагирует на новые реалии, а бизнес-стратегии — приспосабливаются к новым запросам; каким им видится будущее архитектуры», — пишет она.

«Реновация стандартов»

Довольно заманчивым. В этом сегменте «Арх-Москвы» архитекторы явно дали понять, что не чужды искусству: рядом с фотографиями или рендерами довольно скромных реализованных и нереализованных проектов молодых бюро — амбициозные инсталляции. У московского бюро Logic (магазин «Секция» в ГУМе) — что-то вроде телефонной будки с винтовой лестницей и звуковой инсталляцией. У екатеринбургского OSA, авторов симпатичных неомодернистских ЖК и почти классицистического вычислительного центра РЖД, — вариация на тему, кажется, замка из одеял.

Менее впечатляющим визуально, но более информативным получился другой проект Шишаловой — «Наши там — они тут», ставший частью скромной (по понятным причинам) международной части выставки. Выросший из разговора на прошлой «Арх-Москве», этот проект показывает, что построили за последние пять лет наши архитекторы — за границей, а заграничные — в России. Визуально — как в детективном кино: карта с ниточками, ведущим к рендерам или фотографиям зданий. Тоже своего рода подведение итогов: они у нас не строят почти нигде, кроме Москвы (зато много общественных пространств), а мы у них — где угодно, кроме столиц и, почему-то, стран за пределами Европы и США. Есть к чему стремиться — с обеих сторон. «Кураторы открывают на карте „белые пятна“ с запросом на качественную архитектуру — независимо от национальности. Те места, где хотелось бы, чтобы наши всегда были — тут как тут».

Что до «Архитектуры — искусства», то главную тему выставки лучше всего раскрыл проект «Архитектура в искусстве» Полины Могилиной из галереи «Триумф». Несколько живописных работ и одна скульптура (поплывшие макеты храма, хрущевки и завода из свинца Дмитрия Булныгина) на контрасте: с одной стороны — увядающая заводская эстетика Павла Отдельнова, с другой — комиксная «Нео-Москва» новгородки Алисы Королевой. «Маленький фокус в рамках отдельной темы, которая достойна большой-большой выставки», — говорит Могилина.

Алексей Пономарев

Архитекторы, в свою очередь, тоже не отстают. Распластавшаяся то ли рептилией, то ли лежачим небоскребом, то ли скалой, собранная из тысячи палочек инсталляция «Переживание» Рубена Аракеляна и Айка Навасардяна из бюро Wall — «рефлексия архитектора через архитектурные смыслы» — почти одушевленная рукотворная вещь. Она вполне могла бы оказаться на премии «Инновация», где большинство номинантов этого года тоже не против поработать руками.

«Я очень рад, что мы, художники, научили вас, архитекторов, таким хорошим словам, как „инсталляция“, — с интонацией сказочника призывает художник Александр Пономарев. — Но призываю вас использовать его более деликатно». Имеет право. Пономарев вместе с архитектором Алексеем Козырем сделал настоящую инсталляцию: «Экопульсар» — и маяк, и аппарат для межпланетных перелетов одновременно. «Наш проект связан именно с тем, что вы сейчас ощущаете. Мы сидим в масках, у нас бесконечные революции, у нас бесконечные проблемы, у нас проблемы с океаном. Поэтому нужно придумывать, как переселяться в другие миры. „Экопульсар“ — это маяк четырех стихий, для преодоления пространства. Поэтому я приглашаю вас полететь отсюда».

Ну или не полететь. А просто притормозить — к тому же, как я говорил, за нас это уже сделал коронавирус. Последняя инсталляция перед залом «Город», где выступал Пономарев, была сделана одним из прошлогодних победителей «Арх-Москвы» — бюро «Мегабудка». Заставленный горшками с цветами и даже целыми деревьями пятачок, почти джунгли в центре Гостиного двора. Сверху — неоновая растяжка: «Никакой архитектуры». Рядом — стенд с коробочкой с мылом с логотипом «Бюро». Ну да, так лучше.

Фотографии: Зыков Кирилл / Агентство «Москва»

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Пожалуй, самый необычный детский сад в России
Пожалуй, самый необычный детский сад в России
Пожалуй, самый необычный детский сад в России

Пожалуй, самый необычный детский сад в России

Как устроена башня Нормана Фостера в Екатеринбурге
Как устроена башня Нормана Фостера в Екатеринбурге
Как устроена башня Нормана Фостера в Екатеринбурге

Как устроена башня Нормана Фостера в Екатеринбурге

Сериалы, кино, книги, выставки и концерты: Все планы на осень
Сериалы, кино, книги, выставки и концерты: Все планы на осень
Сериалы, кино, книги, выставки и концерты: Все планы на осень

Сериалы, кино, книги, выставки и концерты: Все планы на осень

Тэги

Сюжет

Событие

Новое и лучшее

Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события

Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен

Первая полоса

Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события
Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события Ресторанный фестиваль, спектакль-рейв и девичник в «Доме культур»
Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события

Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события
Ресторанный фестиваль, спектакль-рейв и девичник в «Доме культур»

Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны
Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны
Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны

Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану
Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану Что слушать, читать и смотреть на этой неделе
Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану
Что слушать, читать и смотреть на этой неделе

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Промо
Выпустить нитки и сделать декоративные дырки Как носить вещи осознанно и продлевать их срок службы
Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Промо

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Как носить вещи осознанно и продлевать их срок службы

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен
Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен Даркнет, 228 статья и учеба в Америке
Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен
Даркнет, 228 статья и учеба в Америке

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти
Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти «Это наш гомеопатический домик»
Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти
«Это наш гомеопатический домик»

Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
Спецпроект
Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты И все эти чудеса в России
Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
Спецпроект

Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
И все эти чудеса в России

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре

Гуляем с «Позорами» по Басманному району
Гуляем с «Позорами» по Басманному району Говорим о лучших репточках, пении вагиной и томском пиве
Гуляем с «Позорами» по Басманному району

Гуляем с «Позорами» по Басманному району
Говорим о лучших репточках, пении вагиной и томском пиве

Чек-лист: Как собраться в поход
Спецпроект
Чек-лист: Как собраться в поход
Чек-лист: Как собраться в поход
Спецпроект

Чек-лист: Как собраться в поход

«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева
«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева Электронные музыканты осваивают мир инструментов: «Мы не умеем играть, но мы играем»
«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева

«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева
Электронные музыканты осваивают мир инструментов: «Мы не умеем играть, но мы играем»

Придерживаться принципа «сначала заплати себе»
Придерживаться принципа «сначала заплати себе» Чтобы откладывать деньги
Придерживаться принципа «сначала заплати себе»

Придерживаться принципа «сначала заплати себе»
Чтобы откладывать деньги

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики» Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons

Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка»  Рюсукэ Хамагути
Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка» Рюсукэ Хамагути От обладателя Гран-при на Берлинале
Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка»  Рюсукэ Хамагути

Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка» Рюсукэ Хамагути
От обладателя Гран-при на Берлинале

«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя
«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя Обсуждаем ее со специалистом по фэнтези
«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя

«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя
Обсуждаем ее со специалистом по фэнтези

«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже»
«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже» Заменивший серьезной корпоративной сотруднице практичную машину
«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже»

«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже»
Заменивший серьезной корпоративной сотруднице практичную машину

«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней
«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней В роли карточного игрока с ПТСР — восхитительный Оскар Айзек
«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней

«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней
В роли карточного игрока с ПТСР — восхитительный Оскар Айзек

Большой гид по нижегородскому стрит-арту
Большой гид по нижегородскому стрит-арту Самые значимые работы одной из столиц уличного искусства
Большой гид по нижегородскому стрит-арту

Большой гид по нижегородскому стрит-арту
Самые значимые работы одной из столиц уличного искусства

5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения»
5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения» Смотрим сериал вместе с психологом
5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения»

5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения»
Смотрим сериал вместе с психологом

Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова
Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова Большой разговор с режиссером фильма «Разжимая кулаки»
Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова

Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова
Большой разговор с режиссером фильма «Разжимая кулаки»

Подпишитесь на рассылку