3 августа, вторник
Санкт-Петербург
Войти

Куратор Ларс Ниттве — о том, как сделать музей современного искусства популярным The Village поговорил с бывшим директором Tate Modern, Moderna Museet и музея M+

Куратор Ларс Ниттве — о том, как сделать музей современного искусства популярным

Ларс Ниттве — шведский директор музеев, куратор и арт-критик, который был директором таких знаковых для мира современного искусства институций, как Tate Modern в Лондоне, Moderna Museet в Стокгольме и музея современного искусства Louisiana близ Копенгагена. До недавнего времени он работал исполнительным директором гонконгского музея M+, который должен открыться в 2019 году и стать важной точкой на карте искусства Азии. Работа на Востоке позволила Ниттве приобрести важный опыт взаимодействия с неевропейским контекстом, понять который со стороны сложно. Некоторые детали восточного контекста можно применить и к ситуации в России. По просьбе The Village критик Саша Шестакова встретилась с Ниттве в Москве, куда он приехал читать лекцию для магистерской программы Политехнического музея и Высшей школы экономики «Прикладная культурология».


О неевропейской оптике

Мне потребовалось некоторое время, чтобы понять, что Гонконг — единственное не националистичное место в Азии, кроме, пожалуй Японии. Когда ты приходишь в восточные музеи, ты можешь узнать только о местном искусстве, но не можешь, скажем, узнать об отношениях между корейским и китайским искусством. Благодаря отсутствию национализма в Гонконге мы можем показывать диалог между различными азиатскими странами и вписывать азиатские истории в глобальные. Мы стараемся посмотреть на мир с другого угла.

Существуют связи между искусством Китая, Японии, Кореи и так далее, но азиатские художники также связаны и с западной культурой. Связи гораздо сложнее, чем просто влияние и реакция на него. Это больше похоже на то, как выглядит интернет-система. История всех этих отношений и связей всегда писалась лишь с одной точки зрения — в Лондоне, Нью-Йорке, Стокгольме и так далее. В коллекции Tate Modern представлены всего два художника из Гонконга.

Вообще сам конструкт «искусства» очень западный. Он не был особо воспринят в Азии до последнего времени. Сейчас он стал глобальным, однако этого не было каких-то 30 лет назад. В Азии многие люди могут одновременно работать дизайнерами и быть художниками; свободно переключаться между различными ролями, не теряя уважения из-за того, что они делают рекламу или фильмы одновременно с искусством. Когда я общался с некоторыми японскими художниками, работающими дизайнерами, они говорили: «Мы знаем, что у нас две роли одновременно, но мы очень стыдимся этого». Они думают, что делают что-то не то. Мы (в музее M+. — Прим. ред.) в каком-то смысле освобождаем их. Мы также знаем, что сейчас во всём мире происходит размывание этих границ.

О гонконгском искусстве

Мы находимся в непростой постколониальной ситуации: гонконгцы во многом чувствуют, что они были освобождены от одного колониалиста (Великобритании) и тут же были колонизированы другим (Китаем). Существует некоторое подозрение как к европейцам, так и к китайцам. Мы постоянно должны были находить политический баланс в этой ситуации.

Развитие арт-сцены в Гонконге очень похоже на развитие арт-сцены в Лос-Анджелесе в конце 1970-х — начале 1980-х. Для обоих художественных ситуаций характерно, что если ты решил стать художником пять лет назад в Гонконге или 25 лет назад в Лос-Анджелесе, ты знал, что всем будет плевать на то, что ты делаешь, у тебя не будет поддерживающих институций. И ты будешь постоянно в тени: в случае Гонконга — это тень континентального Китая, а в случае Лос-Анджелеса — Нью-Йорка. Если ты становишься известным, то ты считаешься китайским или нью-йоркским художником.

Гонконгское искусство очень сильно отличается от китайского искусства. Одна из его основных характеристик — в том, что его нельзя никак охарактеризовать. Гонконгцы никогда не думали о рынке и коллекционерах и никогда не пытались создать тренды или тенденции. Они просто всегда что-то делали. Эта ситуация даёт художников, чьи работы совмещают в себе различные стратегии. При этом эти работы глубоко личностные, что крайне привлекательно в наши дни, потому что сейчас мы не очень заинтересованы в трендах.

Если ты художник и работаешь в Гонконге, на тебя влияет завышенная арендная плата. Работы часто бывают небольшими и концептуальными, потому что найти студию или пространство для работы просто невозможно.

Об арт-критике

Я считаю, что роль арт-критики постепенно меняется с развитием социальных сетей. Раньше возможность говорить и быть услышанными была лишь у немногих, теперь она есть у всех. Был интересный момент, когда во множестве мест работали очень образованные и очень влиятельные арт-критики, которые писали в крупнейшие газеты. У них было большое влияние на успех выставки и художника. Сейчас каждый может быть арт-критиком в социальных сетях, и профессиональная критика уже больше не имеет такого сильного влияния. При этом исчезла возможность учиться через арт-критику.

Когда я был арт-критиком в начале 80-х — сначала в одной из крупных стокгольмских газет, а позднее в журнале Artforum, — я делал несколько вещей. Конечно, я давал некое ценностное суждение о выставке, но вместе с этим я и предоставлял читателю информацию и потенциальные направления мысли о произведениях искусства. Критик также мог дать дополнительный контекст к работам, представить публике зарубежного или просто малоизвестного художника. Ситуация в Гонконге такова, что в местных изданиях не остаётся мест для арт-критики. Нет медийной платформы, где можно было бы обсуждать искусство.

В M+ мы совместно с местным союзом журналистов основали приз для авторов, пишущих о культуре. Дело в том, что в крупных медиа журналисты, которые пишут о культуре, чаще всего очень молоды и не особо пользуются уважением коллег в газете. Присуждая им приз, мы стараемся показать, что они на самом деле важны. Как будущая крупная институция, мы должны быть очень аккуратны в общении с журналистами, потому что может показаться, что мы пытаемся их подкупить, а пишущие об искусстве люди должны быть независимыми.

О публике

В Гонконге очень немногие люди интересуются искусством, потому что у них не было шанса о нём что-то узнать. В английских колониях почти никогда не было выставочных пространств или музеев, потому что выставка всегда может стать массовым феноменом. Англичане поддерживали классический балет и музыку, то есть то, чем могла наслаждаться небольшая элитарная группа.

Каждый раз, когда мы что-то делаем, мы стараемся вести себя по отношению к публике максимально демократично, давая людям ощущение, что они имеют право находиться в этом пространстве, что всё это сделано для них, а не для кого-то другого. При этом мы не допускаем компромиссов в отношении содержания. Люди с радостью приходят. Мне кажется, им любопытно.

Гонконгская ярмарка Art Basel, по статистике, самая популярная из всех международных арт-ярмарок — многие люди платят огромные деньги просто чтобы прийти туда и посмотреть на искусство, хотя они ничего не покупают. Демократический подход касается множества вещей: от архитектуры здания до людей, которых встречает посетитель на входе, и того, как они выглядят. Когда ты работаешь в музее, ты создаёшь место встречи искусства и публики. Тебе нужно сделать так, чтобы художники почувствовали осознанность своего видения. Важно то, как мы показываем работы, в каком контексте, как мы говорим о них и так далее. С другой стороны, зритель должен чувствовать, что с ним не говорят на языке art-lingo, а действительно пытаются общаться.

У Tate Modern во время моей работы там было в два раза больше посетителей, чем ожидали эксперты. Когда мы изучили, кто приходил в музей, мы выяснили, что многие из пришедших никогда не были до этого в музее. Они узнали о Tate Modern не через медиа, а благодаря сарафанному радио. Успех музея связан с тем, что посетители чувствуют себя желанными.

О России

Илья Кабаков — мой хороший друг. Я помогал ему делать его проект в Швеции, один из самых крупных проектов того периода, когда он уже уехал из СССР, но ещё не переехал в Америку. Я знаю Павла Пепперштейна, я знаю работы Виктора Пивоварова и так далее. Я очень люблю русский авангард и сделал много для того, чтобы увеличить коллекцию авангарда в стокгольмском Moderna Museet. До того как я приехал в Москву, я знал только некоторые музеи по их репутации. Оставим в стороне «Гараж», потому что это отличный, но всё же очень особый случай. У вас прекрасные музеи с прекрасными коллекциями. Они сейчас находятся в интересном переходном периоде, когда надо освободиться от старых способов работы и постараться заново осознать себя со всех точек зрения.


фотографии: обложка, 1 — Polytechnic Museum/ Flickr.com

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Виктор Пивоваров в «Гараже»: Что нужно знать о творчестве московского соцартиста
Виктор Пивоваров в «Гараже»: Что нужно знать о творчестве московского соцартиста Детское, мистическое и чувственное — на выставке «След улитки»
Виктор Пивоваров в «Гараже»: Что нужно знать о творчестве московского соцартиста

Виктор Пивоваров в «Гараже»: Что нужно знать о творчестве московского соцартиста
Детское, мистическое и чувственное — на выставке «След улитки»

«Стыд, позор, абсурд, нелепость»: Граффитчики комментируют работы группы «Сеть»
«Стыд, позор, абсурд, нелепость»: Граффитчики комментируют работы группы «Сеть» Московские стрит-артисты оценивают патриотические граффити с точки зрения искусства
«Стыд, позор, абсурд, нелепость»: Граффитчики комментируют работы группы «Сеть»

«Стыд, позор, абсурд, нелепость»: Граффитчики комментируют работы группы «Сеть»
Московские стрит-артисты оценивают патриотические граффити с точки зрения искусства

Как я из генетика стал художником
Как я из генетика стал художником The Village поговорил с художником Ильёй Федотовым-Фёдоровым о том, как прийти к искусству из науки и журналистики
Как я из генетика стал художником

Как я из генетика стал художником
The Village поговорил с художником Ильёй Федотовым-Фёдоровым о том, как прийти к искусству из науки и журналистики

Художницы Екатерина Коваленко и Вера Баркалова — о том, возможен ли мир с собственным телом
Художницы Екатерина Коваленко и Вера Баркалова — о том, возможен ли мир с собственным телом The Village пообщался с авторами тотальной инсталляции Atopos
Художницы Екатерина Коваленко и Вера Баркалова — о том, возможен ли мир с собственным телом

Художницы Екатерина Коваленко и Вера Баркалова — о том, возможен ли мир с собственным телом
The Village пообщался с авторами тотальной инсталляции Atopos

Тэги

Сюжет

Люди

Прочее

Новое и лучшее

«Привет, меня сегодня залили перцем во время сбора подписей»

Гуляем вокруг «Белорусской» с Moa Pillar и Ушко

Как объяснить бармену, какой коктейль вы хотите выпить. Пошаговое руководство

Что смотреть в августе на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах

Открытое море: Как «Сила ветра» сделала яхтинг доступным любому

Первая полоса

«Привет, меня сегодня залили перцем во время сбора подписей»
«Привет, меня сегодня залили перцем во время сбора подписей» Как в Петербурге готовятся к выборам 19 сентября
«Привет, меня сегодня залили перцем во время сбора подписей»

«Привет, меня сегодня залили перцем во время сбора подписей»
Как в Петербурге готовятся к выборам 19 сентября

Гуляем вокруг «Белорусской» с Moa Pillar и Ушко
Гуляем вокруг «Белорусской» с Moa Pillar и Ушко Говорим о секретном парке, электронной музыке и сексе
Гуляем вокруг «Белорусской» с Moa Pillar и Ушко

Гуляем вокруг «Белорусской» с Moa Pillar и Ушко
Говорим о секретном парке, электронной музыке и сексе

Как объяснить бармену, какой коктейль вы хотите выпить. Пошаговое руководство
Как объяснить бармену, какой коктейль вы хотите выпить. Пошаговое руководство
Как объяснить бармену, какой коктейль вы хотите выпить. Пошаговое руководство

Как объяснить бармену, какой коктейль вы хотите выпить. Пошаговое руководство

Что смотреть в августе на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах
Что смотреть в августе на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах «Кафедра», «Девять совсем незнакомых людей» и «Мистер Корман»
Что смотреть в августе на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах

Что смотреть в августе на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах
«Кафедра», «Девять совсем незнакомых людей» и «Мистер Корман»

Открытое море: Как «Сила ветра» сделала яхтинг доступным любому
Открытое море: Как «Сила ветра» сделала яхтинг доступным любому От тренировок для друзей до международных регат
Открытое море: Как «Сила ветра» сделала яхтинг доступным любому

Открытое море: Как «Сила ветра» сделала яхтинг доступным любому
От тренировок для друзей до международных регат

22 главных события этой недели
22 главных события этой недели Концерт OQJAV, опера «Лакме», ретроспектива Сокурова и открытый турнир по петанку
22 главных события этой недели

22 главных события этой недели
Концерт OQJAV, опера «Лакме», ретроспектива Сокурова и открытый турнир по петанку

Арбуз, дыня и смородина: Что покупать на рынке в августе
Арбуз, дыня и смородина: Что покупать на рынке в августе А еще райские яблочки, «брызги шампанского» и молодой зеленый фундук
Арбуз, дыня и смородина: Что покупать на рынке в августе

Арбуз, дыня и смородина: Что покупать на рынке в августе
А еще райские яблочки, «брызги шампанского» и молодой зеленый фундук

Что покупать в совместной коллекции H&M и Toga Archives
Что покупать в совместной коллекции H&M и Toga Archives
Что покупать в совместной коллекции H&M и Toga Archives

Что покупать в совместной коллекции H&M и Toga Archives

10 новых детских книг для конца лета
10 новых детских книг для конца лета На море, на дачу, в деревню к бабушке
10 новых детских книг для конца лета

10 новых детских книг для конца лета
На море, на дачу, в деревню к бабушке

В дорогу и не только: Детские подкасты для любого случая
В дорогу и не только: Детские подкасты для любого случая Подборка редакции «Гусьгусь»
В дорогу и не только: Детские подкасты для любого случая

В дорогу и не только: Детские подкасты для любого случая
Подборка редакции «Гусьгусь»

От брюк до транспортира: Как подготовить ребенка к школе
Промо
От брюк до транспортира: Как подготовить ребенка к школе И ничего не забыть
От брюк до транспортира: Как подготовить ребенка к школе
Промо

От брюк до транспортира: Как подготовить ребенка к школе
И ничего не забыть

Счастлива как никогда: Билли Айлиш повзрослела — и это прекрасно
Счастлива как никогда: Билли Айлиш повзрослела — и это прекрасно Артем Макарский — о главном альбоме этого года
Счастлива как никогда: Билли Айлиш повзрослела — и это прекрасно

Счастлива как никогда: Билли Айлиш повзрослела — и это прекрасно
Артем Макарский — о главном альбоме этого года

«Основной инстинкт»

«Основной инстинкт»Как Пол Верховен снял второсортный фильм с актерами первой величины и обманул всех

«Основной инстинкт»

«Основной инстинкт» Как Пол Верховен снял второсортный фильм с актерами первой величины и обманул всех

Детские страхи: Как помочь ребенку
Детские страхи: Как помочь ребенку Отрывок из книги Натальи Ремиш
Детские страхи: Как помочь ребенку

Детские страхи: Как помочь ребенку
Отрывок из книги Натальи Ремиш

Альтернатива Билли Айлиш, музыкальный док от Apple и книга о пользе смеха
Альтернатива Билли Айлиш, музыкальный док от Apple и книга о пользе смеха Что слушать, читать и смотреть прямо сейчас
Альтернатива Билли Айлиш, музыкальный док от Apple и книга о пользе смеха

Альтернатива Билли Айлиш, музыкальный док от Apple и книга о пользе смеха
Что слушать, читать и смотреть прямо сейчас

Pizza Club на улице Чайковского, «Бассейн» Екатерины Бокучавы и видовой бар в Никольских рядах
Pizza Club на улице Чайковского, «Бассейн» Екатерины Бокучавы и видовой бар в Никольских рядах
Pizza Club на улице Чайковского, «Бассейн» Екатерины Бокучавы и видовой бар в Никольских рядах

Pizza Club на улице Чайковского, «Бассейн» Екатерины Бокучавы и видовой бар в Никольских рядах

Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»
Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V» Составили список таких стран
Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»

Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»
Составили список таких стран

«У меня будто сердце разорвалось, а у людей тут обед»
«У меня будто сердце разорвалось, а у людей тут обед» Журналисты «Проекта», «Открытых медиа» и активистка — о статусе иноагента
«У меня будто сердце разорвалось, а у людей тут обед»

«У меня будто сердце разорвалось, а у людей тут обед»
Журналисты «Проекта», «Открытых медиа» и активистка — о статусе иноагента

Кавказские Минеральные Воды: Что смотреть на главном курорте наших бабушек
Кавказские Минеральные Воды: Что смотреть на главном курорте наших бабушек Лучшие образцы санаториев, грязелечебниц и бюветов
Кавказские Минеральные Воды: Что смотреть на главном курорте наших бабушек

Кавказские Минеральные Воды: Что смотреть на главном курорте наших бабушек
Лучшие образцы санаториев, грязелечебниц и бюветов

«Это я — Эдичка» переиздали впервые за 20 лет. Перечитываем дебютный роман Лимонова
«Это я — Эдичка» переиздали впервые за 20 лет. Перечитываем дебютный роман Лимонова Самую покупаемую книгу этого лета
«Это я — Эдичка» переиздали впервые за 20 лет. Перечитываем дебютный роман Лимонова

«Это я — Эдичка» переиздали впервые за 20 лет. Перечитываем дебютный роман Лимонова
Самую покупаемую книгу этого лета

Подпишитесь на рассылку