27 мая, пятница
Санкт-Петербург
Войти

«Памятник всему» в «Музеоне» и медитация в «Зарядье» В России идет первый фестиваль цифрового паблик-арта Rosbank Future Cities

«Памятник всему» в «Музеоне» и медитация в «Зарядье»

С 2 июля по 1 августа одновременно в шести городах России проходит первый фестиваль цифрового паблик-арта Rosbank Future Cities — спецпроект Московской международной биеннале молодого искусства. В основной программе пять авторов и объединений. Они победили в закрытом конкурсе, в судьбе которого приняли участие несколько экспертов: арт-критики, урбанисты, художники и разработчики сервисов городской аналитики. Работы существуют в цифровом пространстве в виде AR-изображения — так организаторы и куратор исследований Garage Digital музея современного искусства «Гараж» Никита Нечаев решили объединить города. Жители Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Краснодара, Красноярска и Екатеринбурга увидят одни и те же арт-объекты с помощью технологии дополненной реальности на сайте Rosbank.futurecities.art. Мы прошли по маршруту фестиваля и рассказываем, насколько удачной оказалась попытка создать вечные произведения искусства и как они исследуют связь между аналоговым прошлым и цифровым настоящим. Это страшно и красиво.

Как все устроено

2 июля заработал официальный сайт проекта, где появится программа дискуссионной части, в которой принимает участие The Village, и расписание экскурсий (нужно будет зарегистрироваться). Чтобы полноценно пользоваться ресурсом, разрешите в настройках доступ к геопозиции и гироскопу — так система увидит вас на маршруте и покажет работу во всей красе. Каждая из них, несмотря на то что находится только в цифре, на экране смартфона, привязана к определенному месту. Контекст — одна из самых удачных частей проекта. В московском маршруте пять точек: «Красный Октябрь», парк «Музеон», набережная рядом с Крымским мостом, «Зарядье» и смотровая площадка на Воробьевых горах.

Технически все так. Заходите на сайт, на стартовой нажимаете на «Работы», открывается карта. Далее приходите на точку, нажимаете на иконку геолокации, соглашаетесь со всем, с чем просит устройство, жмете на красный куб в верхнем левом углу и ждете загрузки объекта. Чтобы увидеть его, нужно нажать на фиолетовый круг. Свой арт-экспириенс можно записать на видео или сделать фото — технология та же, что в сторис инстаграма. Файлы сохраняются не в фото, а в загрузки браузера (справа вверху).

Редакция пыталась войти в мир диджитал-арта через айфоновские восьмерку и десятку. Личный опыт зрителя зависит не только от уровня техники, но и от качества сигнала и положения солнца. Подсветка экрана сходила с ума и постоянно затемняла его, а в «Зарядье» из-за нестабильного приема помедитировать удалось в режиме глитч. Такое технологическое неравенство не пугает организаторов. На старте проекта они примерно посчитали, сколько энергии потратят на разработку приложения и сайта, и остановились на последнем. Это экологичнее, быстрее и, как ни крути, доступнее для большинства зрителей.

Несмотря на то что художники из-за не молниеносной реакции техники и вышек операторов оказались в неравных условиях, впечатление это совсем не портит. Посмотреть работу все равно можно, а порой нестабильное изображение даже выглядит нарочитым и метафоричным — и цифра, и реальность лажают. Рассказываем, что увидели мы.

Анна Таганцева-Кобзева. «Пыльца» («Красный Октябрь»)

Художница в своей практике совмещает живопись, скульптуру и поэзию, а в этой работе метафорически исследует наш цифровой след. Его здесь олицетворяет пыльца, которая разлилась по небу над храмом Христа Спасителя. Анна проводит параллель между данными о нас, которыми мы делимся при контакте с любым сервисом, и пыльцой как единицей природной информации. Интересно, что прямо в момент встречи с арт-объектом, когда вы разрешили доступ к геолокации, вы наследили еще больше. Такая добровольно-принудительная история говорит нам еще и о личных границах, которые мы сами позволяем нарушать.

Фантастические бабочки, которые летают над головой, по задумке художницы, — это природные дроны. Они наблюдают и разносят информацию в пространстве. На фоне звучит расстроенное пианино — романтический флешбэк в аналоговое прошлое, который рисует в голове красивую, но мрачную картину будущего в духе «Черного зеркала». Мы все умрем, но оставим красивый след в цифровом пространстве.

Ян Посадский. «Памятник всему» (парк «Музеон»)

Воронежский стрит-артист исследует исторический и ситуативный контекст. На этот раз — с помощью памятников: чему мы поклоняемся, что чтим, о чем забыли, а о чем будем помнить вечно благодаря цифровым технологиям. Ян в коллаборации с медиахудожником Вадимом Эпштейном показал нейросети 300 памятников от шедевра Вучетича «Родина-мать» до отказника Петра I. Итог — монументальный постамент, на котором возвышается что-то. Можно пытаться угадать один из сотни первоисточников, а лучше придумать назначение скульптуры самому.

Локация и соседство выбраны идеально и максимально раскрывают смысл работы: то, что раньше нам казалось всем, может в одночасье стать ничем — от экспонатов в парке скульптур когда-то отказались так же легко, как от памятников Ленину. Взирают на эти цифровые изваяния, которые будто скорчились от боли и несправедливости, каменные лица репрессированных при Сталине — памятник им остается у вас за спиной, когда вы радуетесь, что разглядели в нейросетевом хаосе очертания «Рабочего и колхозницы».

Звуковое сопровождение работы создал Александр Василенко, композитор и программный аудиоинженер приложения Endel, которое создает звуковой фон с помощью ИИ. В 2021-м у сервиса вышел коллаб с Граймс. В основе саундскейпа — памятники музыкальные, от гимнов реальных до дворовых, например «Районы-кварталы». Уходим красиво на следующую локацию.

Digital Object Alliance. «Невыносимая бесконечность быть подключенным к Сети» (набережная у Крымского моста)

Дуэт художниц Саши Пучковой и Ани Леоновой связал города проводами. Их цифровая инсталляция — столб, от которого в никуда уходит электросеть. Как и все работы фестиваля, эта — многослойная. Саша и Аня напоминают нам: окей, вы на пороге цифрового мира и беспроводных технологий, но, чтобы они работали, вам нужны провода. Они стали короче, их прячут под землю, но они не исчезают. Мы увидели в этом укол в сторону технологий: ваш прогресс — фикция.

Инсталляция в контексте беспроводной Москвы — еще и напоминание о социальном неравенстве между городами. В столице и миллионниках мы стали забывать, что такое небо в полоску — отсутствие электросетей над головой принято считать признаком финансового благополучия мегаполиса. Для остальной России это норма на ближайшие десятки лет, но жители регионов все равно не замечают провода. Так художницы проводят параллель с баннерной слепотой: с одной стороны, мы воспринимаем часть инфраструктуры как должное, с другой — наш мозг просто выкидывает лишние объекты, когда мы залипаем на пейзаж.

Софья Скидан. What Is Hidden Does Not Need to Be Hidden (стеклянный купол парка «Зарядье»)

В своей работе «Все, что скрыто, не обязательно должно быть скрытым» художница сочетает медитативные восточные практики и дрейф концептуалистов — путешествие по городу, когда художник смотрит на ландшафт отвлеченно. Мы располагаемся в центре холма и после загрузки объекта видим нечто, напоминающее Древо Душ из «Аватара». У сущности Софьи похожая история. Древняя ива была центром биологической сети, а здесь мы видим сгусток природных и техногенных фактур — цветы, оптоволокно, листья, асфальт и отходящие от растения не то лианы, не то провода, которые должны связать центр Земли, в котором вы находитесь, с остальным миром. В аудиосопровождении автор, словно в медитации, направляет сознание в нужную сторону. Идеальный сценарий: взглянуть на арт-объект, запомнить его детали, лечь на холме, послушать медоточивое повествование Скидан в наушниках, а после посмотреть на город как на произведение искусства.

Кирилл Макаров. «Доверие» (смотровая площадка на Воробьевых горах)

Доверяй, но проверяй — это больше не наш метод. Мы соглашаемся со всеми поп-апами, которые выдают нам приложения и городские сервисы, и даже не задумываемся, с кем делимся информацией. А если не соглашаемся, становимся для цифрового мира маргиналами: не принимаешь наши условия, значит, не существуешь и продолжаешь жить в некомфортном прошлом. Работа Макарова, кажется, об этом цифровом неравенстве, принуждении и новой норме поведения: незнакомцы из big data знают о нас больше, чем близкие друзья. Гигантская надпись «Доверие» над «Лужниками» смеется тебе в лицо, пока человек и машина обрабатывают цифровые секреты, которые хотелось бы спрятать от себя самого.

Изображения: Rosbank Future Cities

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Парк Бродского в усадьбе «Веретьево»
Парк Бродского в усадьбе «Веретьево» Пятнистые олени, природная библиотека и светские рауты
Парк Бродского в усадьбе «Веретьево»

Парк Бродского в усадьбе «Веретьево»
Пятнистые олени, природная библиотека и светские рауты

Тэги

Прочее

Новое и лучшее

Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями

Хороший, плохой, русский

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»

Первая полоса

Чем грозит отказ от Болонской системы обучения в России
Чем грозит отказ от Болонской системы обучения в России Упадок высшего образования и потеря связи с европейскими вузами
Чем грозит отказ от Болонской системы обучения в России

Чем грозит отказ от Болонской системы обучения в России
Упадок высшего образования и потеря связи с европейскими вузами

Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями
Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями Avito и новый L'Occitane
Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями

Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями
Avito и новый L'Occitane

Сколько стоит жизнь в Якутске
Сколько стоит жизнь в Якутске Квартиры в домах на сваях, замороженная рыба и комедии, которые понимают только местные
Сколько стоит жизнь в Якутске

Сколько стоит жизнь в Якутске
Квартиры в домах на сваях, замороженная рыба и комедии, которые понимают только местные

Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе
Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе Может ли она стать новым ковидом
Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе

Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе
Может ли она стать новым ковидом

«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны
«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны Главный сериал года от «Кинопоиска» — про ВИЧ, которого не было в СССР
«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны

«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны
Главный сериал года от «Кинопоиска» — про ВИЧ, которого не было в СССР

«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»
«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»
«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»

«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»

Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей
Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей В ответ обвинителя называют агентом спецслужб
Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей

Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей
В ответ обвинителя называют агентом спецслужб

Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»
Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»
Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»

Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»

Хороший, плохой, русский
Хороший, плохой, русский Реакция твиттера на предложение ввести антидискриминационные паспорта
Хороший, плохой, русский

Хороший, плохой, русский
Реакция твиттера на предложение ввести антидискриминационные паспорта

Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт
Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт
Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт

Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии
«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии
«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?
Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?
Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?

Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине
Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине Маффины в полевой кухне, танки и кружки со свастикой
Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине
Маффины в полевой кухне, танки и кружки со свастикой

Что известно о поджогах военкоматов после начала *****

И что об этом пишут в интернете

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?
Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги? И может ли налоговая узнать, где я нахожусь
Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?
И может ли налоговая узнать, где я нахожусь

Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»
Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа» «ФСИН — это наследие ГУЛАГа, система работает на уничтожение человека»
Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»

Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»
«ФСИН — это наследие ГУЛАГа, система работает на уничтожение человека»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

Что слушать про *****
Что слушать про ***** Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии
Что слушать про *****

Что слушать про *****
Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России «Важно не просто уехать, а что-то сделать»
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
«Важно не просто уехать, а что-то сделать»

Подпишитесь на рассылку