«Памятник всему» в «Музеоне» и медитация в «Зарядье» В России идет первый фестиваль цифрового паблик-арта Rosbank Future Cities

«Памятник всему» в «Музеоне» и медитация в «Зарядье»

С 2 июля по 1 августа одновременно в шести городах России проходит первый фестиваль цифрового паблик-арта Rosbank Future Cities — спецпроект Московской международной биеннале молодого искусства. В основной программе пять авторов и объединений. Они победили в закрытом конкурсе, в судьбе которого приняли участие несколько экспертов: арт-критики, урбанисты, художники и разработчики сервисов городской аналитики. Работы существуют в цифровом пространстве в виде AR-изображения — так организаторы и куратор исследований Garage Digital музея современного искусства «Гараж» Никита Нечаев решили объединить города. Жители Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Краснодара, Красноярска и Екатеринбурга увидят одни и те же арт-объекты с помощью технологии дополненной реальности на сайте Rosbank.futurecities.art. Мы прошли по маршруту фестиваля и рассказываем, насколько удачной оказалась попытка создать вечные произведения искусства и как они исследуют связь между аналоговым прошлым и цифровым настоящим. Это страшно и красиво.

Как все устроено

2 июля заработал официальный сайт проекта, где появится программа дискуссионной части, в которой принимает участие The Village, и расписание экскурсий (нужно будет зарегистрироваться). Чтобы полноценно пользоваться ресурсом, разрешите в настройках доступ к геопозиции и гироскопу — так система увидит вас на маршруте и покажет работу во всей красе. Каждая из них, несмотря на то что находится только в цифре, на экране смартфона, привязана к определенному месту. Контекст — одна из самых удачных частей проекта. В московском маршруте пять точек: «Красный Октябрь», парк «Музеон», набережная рядом с Крымским мостом, «Зарядье» и смотровая площадка на Воробьевых горах.

Технически все так. Заходите на сайт, на стартовой нажимаете на «Работы», открывается карта. Далее приходите на точку, нажимаете на иконку геолокации, соглашаетесь со всем, с чем просит устройство, жмете на красный куб в верхнем левом углу и ждете загрузки объекта. Чтобы увидеть его, нужно нажать на фиолетовый круг. Свой арт-экспириенс можно записать на видео или сделать фото — технология та же, что в сторис инстаграма. Файлы сохраняются не в фото, а в загрузки браузера (справа вверху).

Редакция пыталась войти в мир диджитал-арта через айфоновские восьмерку и десятку. Личный опыт зрителя зависит не только от уровня техники, но и от качества сигнала и положения солнца. Подсветка экрана сходила с ума и постоянно затемняла его, а в «Зарядье» из-за нестабильного приема помедитировать удалось в режиме глитч. Такое технологическое неравенство не пугает организаторов. На старте проекта они примерно посчитали, сколько энергии потратят на разработку приложения и сайта, и остановились на последнем. Это экологичнее, быстрее и, как ни крути, доступнее для большинства зрителей.

Несмотря на то что художники из-за не молниеносной реакции техники и вышек операторов оказались в неравных условиях, впечатление это совсем не портит. Посмотреть работу все равно можно, а порой нестабильное изображение даже выглядит нарочитым и метафоричным — и цифра, и реальность лажают. Рассказываем, что увидели мы.

Анна Таганцева-Кобзева. «Пыльца» («Красный Октябрь»)

Художница в своей практике совмещает живопись, скульптуру и поэзию, а в этой работе метафорически исследует наш цифровой след. Его здесь олицетворяет пыльца, которая разлилась по небу над храмом Христа Спасителя. Анна проводит параллель между данными о нас, которыми мы делимся при контакте с любым сервисом, и пыльцой как единицей природной информации. Интересно, что прямо в момент встречи с арт-объектом, когда вы разрешили доступ к геолокации, вы наследили еще больше. Такая добровольно-принудительная история говорит нам еще и о личных границах, которые мы сами позволяем нарушать.

Фантастические бабочки, которые летают над головой, по задумке художницы, — это природные дроны. Они наблюдают и разносят информацию в пространстве. На фоне звучит расстроенное пианино — романтический флешбэк в аналоговое прошлое, который рисует в голове красивую, но мрачную картину будущего в духе «Черного зеркала». Мы все умрем, но оставим красивый след в цифровом пространстве.

Ян Посадский. «Памятник всему» (парк «Музеон»)

Воронежский стрит-артист исследует исторический и ситуативный контекст. На этот раз — с помощью памятников: чему мы поклоняемся, что чтим, о чем забыли, а о чем будем помнить вечно благодаря цифровым технологиям. Ян в коллаборации с медиахудожником Вадимом Эпштейном показал нейросети 300 памятников от шедевра Вучетича «Родина-мать» до отказника Петра I. Итог — монументальный постамент, на котором возвышается что-то. Можно пытаться угадать один из сотни первоисточников, а лучше придумать назначение скульптуры самому.

Локация и соседство выбраны идеально и максимально раскрывают смысл работы: то, что раньше нам казалось всем, может в одночасье стать ничем — от экспонатов в парке скульптур когда-то отказались так же легко, как от памятников Ленину. Взирают на эти цифровые изваяния, которые будто скорчились от боли и несправедливости, каменные лица репрессированных при Сталине — памятник им остается у вас за спиной, когда вы радуетесь, что разглядели в нейросетевом хаосе очертания «Рабочего и колхозницы».

Звуковое сопровождение работы создал Александр Василенко, композитор и программный аудиоинженер приложения Endel, которое создает звуковой фон с помощью ИИ. В 2021-м у сервиса вышел коллаб с Граймс. В основе саундскейпа — памятники музыкальные, от гимнов реальных до дворовых, например «Районы-кварталы». Уходим красиво на следующую локацию.

Digital Object Alliance. «Невыносимая бесконечность быть подключенным к Сети» (набережная у Крымского моста)

Дуэт художниц Саши Пучковой и Ани Леоновой связал города проводами. Их цифровая инсталляция — столб, от которого в никуда уходит электросеть. Как и все работы фестиваля, эта — многослойная. Саша и Аня напоминают нам: окей, вы на пороге цифрового мира и беспроводных технологий, но, чтобы они работали, вам нужны провода. Они стали короче, их прячут под землю, но они не исчезают. Мы увидели в этом укол в сторону технологий: ваш прогресс — фикция.

Инсталляция в контексте беспроводной Москвы — еще и напоминание о социальном неравенстве между городами. В столице и миллионниках мы стали забывать, что такое небо в полоску — отсутствие электросетей над головой принято считать признаком финансового благополучия мегаполиса. Для остальной России это норма на ближайшие десятки лет, но жители регионов все равно не замечают провода. Так художницы проводят параллель с баннерной слепотой: с одной стороны, мы воспринимаем часть инфраструктуры как должное, с другой — наш мозг просто выкидывает лишние объекты, когда мы залипаем на пейзаж.

Софья Скидан. What Is Hidden Does Not Need to Be Hidden (стеклянный купол парка «Зарядье»)

В своей работе «Все, что скрыто, не обязательно должно быть скрытым» художница сочетает медитативные восточные практики и дрейф концептуалистов — путешествие по городу, когда художник смотрит на ландшафт отвлеченно. Мы располагаемся в центре холма и после загрузки объекта видим нечто, напоминающее Древо Душ из «Аватара». У сущности Софьи похожая история. Древняя ива была центром биологической сети, а здесь мы видим сгусток природных и техногенных фактур — цветы, оптоволокно, листья, асфальт и отходящие от растения не то лианы, не то провода, которые должны связать центр Земли, в котором вы находитесь, с остальным миром. В аудиосопровождении автор, словно в медитации, направляет сознание в нужную сторону. Идеальный сценарий: взглянуть на арт-объект, запомнить его детали, лечь на холме, послушать медоточивое повествование Скидан в наушниках, а после посмотреть на город как на произведение искусства.

Кирилл Макаров. «Доверие» (смотровая площадка на Воробьевых горах)

Доверяй, но проверяй — это больше не наш метод. Мы соглашаемся со всеми поп-апами, которые выдают нам приложения и городские сервисы, и даже не задумываемся, с кем делимся информацией. А если не соглашаемся, становимся для цифрового мира маргиналами: не принимаешь наши условия, значит, не существуешь и продолжаешь жить в некомфортном прошлом. Работа Макарова, кажется, об этом цифровом неравенстве, принуждении и новой норме поведения: незнакомцы из big data знают о нас больше, чем близкие друзья. Гигантская надпись «Доверие» над «Лужниками» смеется тебе в лицо, пока человек и машина обрабатывают цифровые секреты, которые хотелось бы спрятать от себя самого.

Изображения: Rosbank Future Cities

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Парк Бродского в усадьбе «Веретьево»
Парк Бродского в усадьбе «Веретьево» Пятнистые олени, природная библиотека и светские рауты
Парк Бродского в усадьбе «Веретьево»

Парк Бродского в усадьбе «Веретьево»
Пятнистые олени, природная библиотека и светские рауты

Тэги

Прочее

Новое и лучшее

Кто такая Маша Платонова

До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?

Стоит ли идти на выборы и почему?

Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Первая полоса

Кто такая Маша Платонова
Кто такая Маша Платонова Студентку Вышки и дизайнерку Максима Каца обвиняют в склонении к массовым беспорядкам
Кто такая Маша Платонова

Кто такая Маша Платонова
Студентку Вышки и дизайнерку Максима Каца обвиняют в склонении к массовым беспорядкам

До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?
До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того? Когда-нибудь она станет частью велопути из Москвы в Петербург
До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?

До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?
Когда-нибудь она станет частью велопути из Москвы в Петербург

Стоит ли идти на выборы и почему?

Объясняют политолог, социолог и общественный деятель

Стоит ли идти на выборы и почему?
Объясняют политолог, социолог и общественный деятель

Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели
Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели Что слушать, смотреть и читать прямо сейчас
Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели

Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели
Что слушать, смотреть и читать прямо сейчас

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Выпил — за руль не садись
Спецпроект
Выпил — за руль не садись Как устроена профессия «трезвый водитель»
Выпил — за руль не садись
Спецпроект

Выпил — за руль не садись
Как устроена профессия «трезвый водитель»

Российский ресторанный фестиваль, открытие «Публики» на Старой Басманной и бистро «Вольность» на Ленинском проспекте
Российский ресторанный фестиваль, открытие «Публики» на Старой Басманной и бистро «Вольность» на Ленинском проспекте
Российский ресторанный фестиваль, открытие «Публики» на Старой Басманной и бистро «Вольность» на Ленинском проспекте

Российский ресторанный фестиваль, открытие «Публики» на Старой Басманной и бистро «Вольность» на Ленинском проспекте

Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве
Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве «Супер секси секонд», рейв-медитация и еще 30 ивентов
Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве

Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве
«Супер секси секонд», рейв-медитация и еще 30 ивентов

«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года
«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года С Тимоти Шаламе и Оскаром Айзеком и музыкой Ханса Циммера
«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года

«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года
С Тимоти Шаламе и Оскаром Айзеком и музыкой Ханса Циммера

Стол к окну, микрозелень на подоконник
Спецпроект
Стол к окну, микрозелень на подоконник 13 советов, как работать из дома экологично
Стол к окну, микрозелень на подоконник
Спецпроект

Стол к окну, микрозелень на подоконник
13 советов, как работать из дома экологично

В Петербурге нашли еще одну массовую карусель на выборах. На этот раз — в Военмехе

«Оденьтесь, пожалуйста, неброско»

В Петербурге нашли еще одну массовую карусель на выборах. На этот раз — в Военмехе
«Оденьтесь, пожалуйста, неброско»

«Дневники Цугуа»: Португальский артхаус, снятый супружеской парой на 16-миллиметровую пленку
«Дневники Цугуа»: Португальский артхаус, снятый супружеской парой на 16-миллиметровую пленку Прямиком с Каннского кинофестиваля
«Дневники Цугуа»: Португальский артхаус, снятый супружеской парой на 16-миллиметровую пленку

«Дневники Цугуа»: Португальский артхаус, снятый супружеской парой на 16-миллиметровую пленку
Прямиком с Каннского кинофестиваля

Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти?
Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти? «Моя война — это выбрать красный или белый цвет»
Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти?

Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти?
«Моя война — это выбрать красный или белый цвет»

«Церковь — открытый, гостеприимный дом»:
Основатели кафе «Aнтипа» при храме — о бытии, латте и собаках
«Церковь — открытый, гостеприимный дом»: Основатели кафе «Aнтипа» при храме — о бытии, латте и собаках
«Церковь — открытый, гостеприимный дом»:
Основатели кафе «Aнтипа» при храме — о бытии, латте и собаках

«Церковь — открытый, гостеприимный дом»: Основатели кафе «Aнтипа» при храме — о бытии, латте и собаках

7 глупых вопросов о Вертинском
7 глупых вопросов о Вертинском Как выглядел шансон до него и что общего между Вертинским и современным рэпом
7 глупых вопросов о Вертинском

7 глупых вопросов о Вертинском
Как выглядел шансон до него и что общего между Вертинским и современным рэпом

Пока кредит не разлучит вас
Спецпроект
Пока кредит не разлучит вас Сможете ли вы решить финансовые проблемы в семье и не развестись
Пока кредит не разлучит вас
Спецпроект

Пока кредит не разлучит вас
Сможете ли вы решить финансовые проблемы в семье и не развестись

Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень
Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень
Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень

Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики» Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре

«Дачное место»: зачем ехать 
в Можайский район

«Дачное место»: зачем ехать в Можайский район

«Дачное место»: зачем ехать 
в Можайский район

«Дачное место»: зачем ехать в Можайский район

Подпишитесь на рассылку