New Nature: Как смотреть новую выставку Recycle Group Виртуальные жизнь (и смерть) в петербургском «Манеже»

В ЦВЗ «Манеж» открылась выставка Recycle Group Андрея Блохина и Георгия Кузнецова. Крупнейший в своей карьере персональный проект New Nature лауреаты Премии Кандинского и участники Российского павильона 57-й Венецианской биеннале создавали несколько лет. Концепция за это время менялась, возникали новые идеи и работы (часть из них привезли из Парижа и Лондона, другие придумали с нуля), а магистральной стали темы виртуальной жизни и, как водится, смерти.
The Village выбрал несколько показательных работ и составил гид по центральным сюжетам масштабного проекта.

Переработка вещей и идей
«Ноль», 2021
Название для своей арт-группы Андрей Блохин и Георгий Кузнецов выбрали в 2008 году после одноименной выставки в московском центре современного искусства «МАРС». Тогда художники употребили понятие «переработка» почти в исходном значении, изготовив экспонаты из полиэтилена и пластика. Эту базовую технологию они используют до сих пор: почти все объекты на выставке в «Манеже» при желании можно было бы рассортировать и сдать в «Раздельный сбор». Впрочем, за годы концепт серьезно усложнился: теперь Блохин и Кузнецов чаще перерабатывают идеи и смыслы, чем пластик и строительную арматуру. Например, прямо на входе посетителей встречает «Ноль» — арка, сделанная из железного каркаса и компьютерных серверов, отражающаяся в зеркальных панелях, которыми выстлан пол. И этот объект — одновременно и метафора врат в загробный мир, и, собственно, «ноль» — знак, без которого невозможен язык программирования.

Искусство через камеру смартфоны
«Скрытая папка», 2021
Проект в «Манеже» — это выставка, которую невозможно толком оценить, если у вас нет смартфона. Во-первых, здесь совсем нет никаких сопроводительных текстов на стенах, вместо них — QR-коды, ведущие на сайт с подробными описаниями инсталляций. Во-вторых, часть объектов существуют лишь в дополненной реальности (чтобы увидеть их — нужно скачать специальное приложение). Наконец, в один из павильонов посетителей не допускают вовсе: единственный способ заглянуть внутрь просторного прямоугольного параллелепипеда из полупрозрачного пластика — отдать сотруднику музея свой смартфон, его прикрепят к игрушечному паровозику и отправят в трехминутное путешествие по павильону. И это — тот случай, когда наблюдать за собственными эмоциями, вызванными необходимостью пусть и на несколько минут потерять связь с виртуальным миром, куда интереснее, чем потом смотреть записанное таким необычным образов видео.

Соцсети и виртуальная жизнь
Bloked content, 2017
Профили в соцсетях — что-то вроде виртуальных душ, созданных с помощью двоичного кода. А взаимодействуя с ними, можно заставить человека радоваться, ну или наоборот, страдать. Доказывая эти сентенции, Recycle Group выстроили в «Манеже» павильоны для «предсказаний»: чтобы получить свое, нужно дать компьютреу доступ к своему профилю в одной из популярных соцсетей, а дальше искусственный интеллект сам создаст для вас целый поток картинок, вызывающих приятные (позитивный сценарий) или неприятные (негативный сценарий) эмоции.
Еще нагляднее работает инсталляция Bloked content — та самая, которую показывали в Венеции. Белые абстрактные конструкции в одном из залов в режиме дополненной реальности превращаются в скульптуры людей, забаненых в соцсетях или «уничтоженных», если использовать терминологию художников.

Героические барельефы будущего
«Открытый код», 2021
Барельефы — другой излюбленный арт-группой жанр. Традиционные героические сюжеты прошлого у Recycle Group, впрочем, сменяют футуристические сюжеты настоящего и будущего. Например, в проекте Conversion, показанном на 56-й Венецианской биеннале, дуэт проводил паралели между новыми технологиями и религией (среди прочего там были апостолы из полиуретана и крест, напоминающий иконку Facebook). В «Манеже» героические барельефы тоже есть, но воспевают они невидимую битву в соцсетях: в роли богов здесь боты, в роли титанов — люди.

Пластиковый рай
«Лес истекших ссылок», 2021
Постапокалипсические видения — самая эффектная часть выставки. Почти все пространство второго этажа занимает «Лес истекших ссылок» — гигантская инсталляция, представляющая собой заросли пластиковых деревьев, на листьях которых размещены истекшие, а значит потерявшие всякую ценность, ссылки. По периметру зала развешены лайтбоксы с видами космических пейзажей, а в самой глубине расположен «Сад расходящихся камней», утроенный по принципам традиционного садового искусства Японии, но с пластиковыми камнями, которые самостоятельно перемещаются по песку. Ничего жуткого или трагического в этом зрелище нет. Неофит, воспитанный на фантастике ХХ века, увидит здесь скорее элегический эпилог проекта в духе сюжетов Брэдбери, а тот кто уже успел проникнуться эстетикой Recycle Group — может счесть пластиковый сад и вовсе виртуальным раем, предназначеном для тех, кто прожил праведную виртуальную жизнь.
Фотографии: ЦВЗ «Манеж»