Текст

алиса таёжная

В прокат выходит долгожданный фильм братьев Коэн «Да здравствует Цезарь!» — язвительная сатира на Голливуд начала 50-х и самое зрительское кино дуэта за несколько лет. The Village разбирается, чем вдохновлялись создатели и из чего состоит главная премьера февраля. 

«Да здравствует Цезарь!»

РЕЖИССЁРы: Итан Коэн, Джоэл Коэн

В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ: Джош Бролин, Джордж Клуни, Олден Эренрайк, Скарлетт Йоханссон,
Тильда Суинтон, Ченнинг Татум

СЦЕНАРИЙ: Джоэл Коэн, Итан Коэн

 

 

 Фильмы о Голливуде

Фильмы о том, как снимаются фильмы, — отдельный и интересный поджанр в истории кино, и голливудским режиссёрам не отказать в самоиронии. Можно вспомнить пропавший без вести для российских зрителей замечательный «День саранчи» по Натаниэлу Вэсту, олтменовского «Игрока» о продюсере, получающем угрозы от одного из забракованных сценаристов, или канонический «Бульвар Сансет» Билли Уайлдера, который трудно переплюнуть даже 60 лет спустя. К тому же в новом фильме сами Коэны возвращаются к своей точке триумфа — именно саркастичный «Бартон Финк» о терзаниях бродвейского драматурга в Голливуде принёс им 25 лет назад главный приз в Каннах и большой европейский успей.

НАВЕРХ

 

 Братья Коэн

Хитовые фильмы Итана и Джоэла Коэнов знают наизусть, не самые успешные будто бы провалились в бездонную яму. Тем временем даже к неудачным и недооценённым их фильмам приятно вернуться и понять, как комедия конца 80-х или детектив из 90-х влияет на их режиссёрский почерк сейчас. «Воспитывая Аризону» и «Невыносимая жестокость» — наверное, самые недоласканные дети Коэнов, глядя на которых свежим взглядом, обнаруживаешь бодрое и непосредственное кино, снятое без страха сделать ошибку.

НАВЕРХ

 Голливудский чёрный список сценаристов

Коллизия с голливудскими сценаристами, которых ни студии, ни режиссёры ни во что не ставят, — центральная в «Да здравствует Цезарь!» и, как все нюансы сюжета, имеет под собой реальную почву. В рамках борьбы с коммунистической заразой голливудские студии отдавали под суд и порывали всякие деловые отношения с авторами, которые были замечены в симпатии левым идеям. Об этом подробно рассказывается, например, в только что вышедшем байопике «Трамбо» о легендарном сценаристе «Спартака», про это же отличный фильм с Робертом де Ниро «Виновен по подозрению» и документальный фильм 1976 года «Голливуд в суде». Над распространённой практикой преследуемых авторов писать для Голливуда под прикрытием лучших друзей шутит Мартин Ритт в комедии с Вуди Алленом «Подставное лицо».

НАВЕРХ

 

 Старые мюзиклы

Ченнинг Татум танцует морячка, Скарлетт Йоханссон улыбается, выныривая из бассейна, — Коэны вспоминают музыкальное кино, которое было главной силой проката послевоенного Голливуда. Если «Поющие под дождём» или «Джентльмены предпочитают блондинок» вами уже просмотрены, окунитесь в мир вопиющего идиотизма так называемых water ballet movies. «Миллион долларов для русалки» или «Дочь Нептуна» вернут веру в человечество или как минимум успокоят нервы вечером трудного дня.

НАВЕРХ

 Джордж Клуни

Клуни в который раз — после «О, где же ты, брат?» и «После прочтения сжечь» получает у Коэнов гомерически смешную главную роль: алкоголика, дебошира, ловеласа и по-хорошему большого придурка, которому удаётся вышибать слезу пафосной речью. При этом мы помним, что Джордж Клуни начинал на телевидении, долгое время был разбивающим сердца врачом из «Скорой помощи» и поиздевался над этой бесконечной ролью в «Друзьях».

НАВЕРХ

 

 Ченнинг Татум

Бывший спортсмен в половине популярных американских видов спорта и танцор стриптиза Ченнинг Татум не только незабываем в обоих фильмах «Супер Майк», он ещё умеет и  посмеяться над собой. Его суперсерьёзное лицо борца за всё хорошее против всего плохого делает «Восхождение Юпитер» самым сильным guilty pleasure за последние несколько лет.

НАВЕРХ

 Скарлетт Йоханссон

Когда-то голливудский вундеркинд, Скарлетт за нулевые выросла в одну из самых сильных голливудских артисток. В своих ролях Йоханссон уже была героиней классического Голливуда — например, замечательно сыграла роковую женщину в выдающемся неонуаре Брайана Де Пальмы «Чёрная орхидея».  

НАВЕРХ

 

 Эдди Мэнникс

Главный герой «Да здравствует Цезарь!» — продюсер и фиксер Эдди Мэнникс, реально существовавший невозмутимый антикризисный менеджер MGM. Именно он закрывал скандалы на студии, спасал кинозвёзд от навязчивых и часто правдивых слухов и в конце жизни страдал от повторяющихся сердечных приступов. Мэнникса уже играл в кино Боб Хоскинс в фильме «Голливудленд» — о таинственной смерти актёра, исполняющего роль Супермена.

НАВЕРХ

 Внутренняя кухня Голливуда

О том, как устроена жизнь в Голливуде, написаны десятки мемуаров — как актёрcких, так и продюсерских. О последнем поколении великих американских режиссёров язвительно, подробно, смешно и очень живо написано, например, в книге известного продюсера Джулии Филлинс «You’ll Never Eat Lunch In This Town Again». Из неё, в частности, мы узнаём про безумные дозы наркотиков, на которых снималось каноническое кино 70-х, детали непрекращающегося соперничества Скорсезе и Спилберга и грешки всеми любимых кинозвёзд, слетевших с тормозов.

НАВЕРХ

 

 Золотые стандарты жанрового кино

«Да здравствует Цезарь!» стебётся над жанровым кино классического Голливуда: пафосными античными драмами о встрече с Христом, танцевальными мелодрамами, невразумительными вестернами и уже упомянутыми зрелищными водными фильмами и мюзиклами. Чтобы понять, о чём речь, и разобраться с эволюцией всем известных сюжетов в жанровом кино, стоит взяться за американскую классику с 1946 по 1956 год. Начать можно с «Юлия Цезаря» или «Quo Vadis» — из них становится понятно, над какими самыми уязвимыми местами фабрики звёзд постебались братья Коэн.

НАВЕРХ

Фотографии: кадры из фильма «Да здравствует Цезарь!»