«Космическая Одиссея 2001», «Нас не догонят» и «Как женить холостяка» Рассказываем о новинках проката

Текст: Алиса Таёжная

«Космическая Одиссея 2001»

Прекрасная причина посмотреть главный фильм о космосе на большом экране

Режиссер: Стэнли Кубрик

В ролях: Кир Дуллеа, Гэри Локвуд, Уильям Сильвестр

В 1968-м, когда гонка вооружений между США и СССР была главной повесткой настоящего и будущего, Стэнли Кубрик снимает «Космическую Одиссею» — эпос об одиночестве человека в мире механизмов и бесконечности, где ответы на главные вопросы мироздания все еще необходимо искать самостоятельно. Космический корабль отправляется к Юпитеру, когда на Земле обнаруживается прямоугольная черная глыба, парящая в воздухе. Много столетий прежде именно появление такого же монолита запустило эволюцию, когда прямоходящие обезьяны сделали неожиданный скачок в развитии и научились применять во благо простые предметы вокруг себя. В начале ХХI века монолит обнаружен снова и создает шум от соприкосновения с солнечным светом. Проводники зрителя в межгалактическом путешествии — трое исследователей на корабле в компании сверхразумного компьютера HAL 9000, по степени развития превосходящего большинство человеческих современников.

Старый фильм чаще всего лучше новых двух, в случае же Кубрика — и десятков. Зрители в России не имели возможности погружения в «Космическую Одиссею» с большого экрана, а сеансы Кубрика — это именно погружение, требующее и правильного кинозала, и аккуратного изображения. Понятно, что о фильме, которому исполнилось 50 лет, было сказано и написано больше, чем Кубрик когда-либо загадывал. Понятно, что «Одиссее» не нужны примерно ничьи рекомендации: зачем смотреть ее, что читать вокруг более или менее очевидно. Если Кубрик — пока закрытая книга, то это идеальная точка входа. Если вы горячо любите или, наоборот, не помните этот фильм, давно хотели разобраться, о чем весь ажиотаж, или не дай бог смотрели «Космическую Одиссею» только с монитора компьютера, — не обкрадывайте себя и идите на киносеанс. Посмотрите на мир 2001-го, о котором фантазировали в конце 1960-х и предвосхитили наше настоящее время. Побудьте с героями, блуждающими в поисках зарождения человека в сферических кораблях и бесконечном звездном небе.


Смотреть? Да

«Нас не догонят»

Морализаторская драма о карточной игре со Стейси Мартин и звездой «Пророка» Одияра

Режиссер: Мари Монж

В ролях: Тахар Рахим, Стэйси Мартин, Брюно Волкович

Официантка Элла (Стейси Мартин) носится по парижскому кафе как угорелая и ничего не успевает — на ней половина столиков, кухня, бесконечные гости и неусыпный взгляд отца-хозяина. Вечером в кафе заходит кудрявый Абель (Тахар Рахим) и, слегка заигрывая, напрашивается на работу. Всего один день испытательного срока, на словах — много опыта на кухнях, в отелях и кафе и очень быстрая голова. Кажется, Абель действительно быстро считывает гостей, понимает, что нужно людям и хорошо запоминает заказы. Непривычно быстро доверившись постороннему, Элла проводит с ним одну рабочую смену, а в конце, зазевавшись и наливая обоим выпить, видит, как Абель убегает в темноту с выручкой за день. Элла не теряется и догоняет его — и Абель показывает ей, куда уходят деньги: на ночную игру в закрытых клубах, которые устроены опаснее, справедливее и немного хитрее, чем казино. Первый выигрыш становится роковой иглой: Абель присосался к Элле и не отпустит ее легко. Он давно знает, что азартен, ей предстоит это только открыть, но новая зависимость будет тянуть на дно теперь обоих — неслучайно в оригинале французская драма дебютантки называется «Игроки».

И одна из лучших находок Триера, и восхитительный актер Одияра должны были рано или поздно загореться в фильме, который все ждут. «Нас не догонят» таким фильмом, к сожалению, не стал: все вводные данные — от интриги на бумаге до актерской харизмы — работают в описании куда лучше, чем в воплощении. Не хочется во всем винить режиссера-дебютантку Мари Монж, но придется —потенциально сильная драма обернулась не очень внятной историей про созависимость и отчаянный бег на месте. Здесь потерянные люди с одинаковыми выражениями лиц мечутся среди игральных столов, правила игры объясняются пресным закадровым голосом, мотивации героев получается считать за пару секунд — интриги нет, глубины тоже. Вчера еще приличные вроде бы люди, сегодня — посетители ломбардов и алкоголики: драматургия фильма обидно разваливается на «до» и «после» с клишированными приметами депрессивной жизни. Не «Казино», не «Убийство китайского букмекера», не «Карты, деньги, два ствола», не недавний «Отыграйся» и точно не Дарденны — а что-то серо-бурое между. «Нас не догонит» не получается ни посоветовать, ни как следует обругать: объяснить игроманию, передать азарт, заразить адреналином выигрыша и отчаянием проигрыша у истории не получается. Можно снова зацепиться за Мартин и Рахима, как это, вероятно, сделала и режиссер, но, пребывая в кадре весь фильм, оба так и не смогли показать все, что по-настоящему умеют.


Смотреть? Возможно

«Как женить холостяка»

Мизантропичная недокомедия про мертвые души — Киану Ривз и Вайнона Райдер на постере

Режиссер: Виктор Левин

В ролях: Киану Ривз, Вайнона Райдер

В аэропорту по пути в захолустье Сан-Ибиспо Фрэнк и Линдси (Киану Ривз и Вайнона Райдер) сцепятся с первой минуты: за совсем коротким и невразумительным разговорчиком ради вежливости следуют пассивно-агрессивные выводы о привычках и манерах друг друга. Как выяснится, двое не просто едут на одно и то же неприятное событие — унылую закатную свадьбу по всем правилам скромной и обаятельной буржуазии. Их объединяет жених Кит: для него — сводный брат, для нее — бывший парень (расстались шесть лет назад), с которым все еще не сведены счеты. Сперва Фрэнк и Линдси едут вместе, потом их селят в смежный номер и сажают за отдельный столик на свадебной репетиции, а потом и церемонии. Безо всяких путей к отступлению, уставшие, запертые друг с другом, язвительные по любому поводу — от возраста до сексуальных предпочтений гостей, — двое обмениваются колкостями, ядовито флиртуют и наконец соглашаются на ни к чему не обязывающий секс посреди чистого поля. В таком мезальянсе есть одно хорошее свойство — друг перед другом обоим хотя бы не нужно скрывать нарциссизм, безответственность и феноменальную эгоцентричность.

Ромком про вынужденные отношения двух пренеприятнейших людей — обидно непопулярный жанр, в котором пробовать себя актерам и сценаристам должно быть веселее всего. Две легенды 90-х — волоокая брюнетка, символ молодежного нонконформизма, и тот самый серфер и Нео в одном лице — отрабатывают спектакль, где рысь в поле, виноградники и чужая свадьба — нарисованные пунктиром условности для двух слишком больших артистов и персонажей. И эта пара действительно работает: к месту и гипертрофированные кривляния Райдер, и неуклюжая беспристрастность Ривза. Вот только их препирательства и недомолвки утомляют уже через 20 минут: дело ли в дубляже (есть большое подозрение, что многие вещи невозможно переозвучить лучше, чем они были написаны в оригинале), в затянутых разговорах или в самом жанре «встреча мудаков», для которого необходимы большая изобретательность и еще большее человеколюбие. Стоит привыкнуть к нервирующей парочке, как в следующей сцене они дергаются как на шарнирах. Получится примериться к ритму — пятиминутная бомбардировка неуместными репликами опять собьет с толку. Шутки разной степени удачности толпятся в очереди и упаковывают Райдер и Ривза в куда более мелких типов, чем те, кого они способны сыграть, — напрасная трата талантов и жирная точка в юношеском идеализме, который они когда-то воплощали.


Смотреть? Нет


Обложка: «Каро-Премьер»

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

24 сериала осени
24 сериала осени Продолжение «Коня БоДжека», сериал «Романовы» от создателя «Безумцев», а также воссоединение Мишеля Гондри и Джима Керри
24 сериала осени

24 сериала осени
Продолжение «Коня БоДжека», сериал «Романовы» от создателя «Безумцев», а также воссоединение Мишеля Гондри и Джима Керри

10 лучших фильмов Гаса Ван Сента
10 лучших фильмов Гаса Ван Сента «Умница Уилл Хантинг» далеко не на первом месте
10 лучших фильмов Гаса Ван Сента

10 лучших фильмов Гаса Ван Сента
«Умница Уилл Хантинг» далеко не на первом месте

5 причин сходить на Synthposium
5 причин сходить на Synthposium Концерты, вечеринки, синтезаторы и лекции
5 причин сходить на Synthposium

5 причин сходить на Synthposium
Концерты, вечеринки, синтезаторы и лекции

15 (и еще 70) альбомов осени
15 (и еще 70) альбомов осени Новые записи MØ, «Интурист», Тим Хекер и других
15 (и еще 70) альбомов осени

15 (и еще 70) альбомов осени
Новые записи MØ, «Интурист», Тим Хекер и других

Тэги

Сюжет

Прочее

Новое и лучшее

10 лучших ресторанов осени в Петербурге

Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря

Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы

«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?

Как провести первую неделю зимы в Москве

Первая полоса

10 лучших ресторанов осени в Петербурге
10 лучших ресторанов осени в Петербурге Возвращение кафе «Рубинштейн» и бара Mishka, All Grain, Numero Zero и Mercado del Sol
10 лучших ресторанов осени в Петербурге

10 лучших ресторанов осени в Петербурге
Возвращение кафе «Рубинштейн» и бара Mishka, All Grain, Numero Zero и Mercado del Sol

Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря
Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря
Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря

Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря

Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Спецпроект
Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Спецпроект

Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы

«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?
«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?
«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?

«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?

Как провести первую неделю зимы в Москве
Как провести первую неделю зимы в Москве День рождения Powerhouse, фестиваль японского кино и Boiler Room
Как провести первую неделю зимы в Москве

Как провести первую неделю зимы в Москве
День рождения Powerhouse, фестиваль японского кино и Boiler Room

Где ужинать прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют рестораны, кафе и бистро для отличного вечера
Где ужинать прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют рестораны, кафе и бистро для отличного вечера
Где ужинать прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют рестораны, кафе и бистро для отличного вечера

Где ужинать прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют рестораны, кафе и бистро для отличного вечера

Что покупать и куда идти на non/fiction№23?
Что покупать и куда идти на non/fiction№23? Главные книги и события московской книжной ярмарки
Что покупать и куда идти на non/fiction№23?

Что покупать и куда идти на non/fiction№23?
Главные книги и события московской книжной ярмарки

Кто такие слэш-люди
Спецпроект
Кто такие слэш-люди Певица Ella и блогер Лиза Гусевская — о том, как они совмещают несколько профессий
Кто такие слэш-люди
Спецпроект

Кто такие слэш-люди
Певица Ella и блогер Лиза Гусевская — о том, как они совмещают несколько профессий

Люди, которые победили депрессию

Люди, которые победили депрессию

Люди, которые победили депрессию

Люди, которые победили депрессию

Деловой квартал на Неве: Что нужно знать о «Невской Ратуше»
Промо
Деловой квартал на Неве: Что нужно знать о «Невской Ратуше»
Деловой квартал на Неве: Что нужно знать о «Невской Ратуше»
Промо

Деловой квартал на Неве: Что нужно знать о «Невской Ратуше»

9 новых и лучших ресторанов, кафе и баров этой осени
9 новых и лучших ресторанов, кафе и баров этой осени
9 новых и лучших ресторанов, кафе и баров этой осени

9 новых и лучших ресторанов, кафе и баров этой осени

Автомобильный дзен
Промо
Автомобильный дзен Как онлайн-подписка на автомобили решает проблемы современных водителей
Автомобильный дзен
Промо

Автомобильный дзен
Как онлайн-подписка на автомобили решает проблемы современных водителей

По-честному: Почему бренды все чаще отказываются от скидок и распродаж в «черную пятницу»?
По-честному: Почему бренды все чаще отказываются от скидок и распродаж в «черную пятницу»?
По-честному: Почему бренды все чаще отказываются от скидок и распродаж в «черную пятницу»?

По-честному: Почему бренды все чаще отказываются от скидок и распродаж в «черную пятницу»?

«Прошлой ночью в Сохо» — остроумный триллер Эдгара Райта
«Прошлой ночью в Сохо» — остроумный триллер Эдгара Райта Свингующий Лондон, зловещие сны и слишком близкое прошлое
«Прошлой ночью в Сохо» — остроумный триллер Эдгара Райта

«Прошлой ночью в Сохо» — остроумный триллер Эдгара Райта
Свингующий Лондон, зловещие сны и слишком близкое прошлое

Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды
Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды 28 ноября не стало дизайнера Off-White и креативного директора Louis Vuitton
Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды

Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды
28 ноября не стало дизайнера Off-White и креативного директора Louis Vuitton

Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»?
Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»? И как таким людям удается найти работу
Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»?

Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»?
И как таким людям удается найти работу

«На близком расстоянии» — редкий пример удачного фильма о локдауне. Мы поговорили с его режиссером Григорием Добрыгиным
«На близком расстоянии» — редкий пример удачного фильма о локдауне. Мы поговорили с его режиссером Григорием Добрыгиным
«На близком расстоянии» — редкий пример удачного фильма о локдауне. Мы поговорили с его режиссером Григорием Добрыгиным

«На близком расстоянии» — редкий пример удачного фильма о локдауне. Мы поговорили с его режиссером Григорием Добрыгиным

Face ID: 9 студий, где делают отличный массаж лица
Face ID: 9 студий, где делают отличный массаж лица
Face ID: 9 студий, где делают отличный массаж лица

Face ID: 9 студий, где делают отличный массаж лица

От Альп до флакона:
Спецпроект
От Альп до флакона: Какой путь проходит сырье для косметики
От Альп до флакона:
Спецпроект

От Альп до флакона:
Какой путь проходит сырье для косметики

«На ножах», новый сезон «Великой» и роман Тарантино
«На ножах», новый сезон «Великой» и роман Тарантино Чем заняться на выходных
«На ножах», новый сезон «Великой» и роман Тарантино

«На ножах», новый сезон «Великой» и роман Тарантино
Чем заняться на выходных

Подпишитесь на рассылку