«Никогда не сниму ничего подобного»: Операторы советуют любимое кино Профессионалы — о вдохновляющих их фильмах и телешоу

The Village запускает серию материалов, в которых профессионалы киноиндустрии будут советовать фильмы и сериалы, вдохновляющие их самих. В этом выпуске о важном для них кино рассказывают отечественные операторы.

Интервью
Алексей Родионов
«Иди и смотри», «Орландо», «Мусульманин», «Адмирал», «Generation П»
Из новых фильмов мне очень понравился «Выживший», потому что там совершенство исполнения сочетается со смыслом, который передан не через философские высказывания, а через действия героев. «Безумный Макс: Дорога ярости» — кино в чистом виде, хотя и с очень примитивным сюжетом. Совершенное зрелище, в которое ты вовлечён эмоционально, потому что используются архетипы, привлекающие и взрослого, и ребёнка. Ещё я бы назвал «Шпионский мост» Стивена Спилберга, «Молодость» Паоло Соррентино и «Любовь» Гаспара Ноэ.
Мне нравится, как говорит о своей работе Эммануэль Любецки. Его предыдущий фильм «Бёрдмэн» тоже очень хорош. Он всегда представляет свою команду, говорит, что ничего бы без них не сделал. Вся его команда — настоящие профессионалы, вовлечённые в процесс и испытывающие от этого драйв. Кино — это ведь коллективное творчество. Оператор крана, например, должен знать текст, который произносит актёр, чувствовать и играть вместе с ним. Без такой команды, будь ты хоть семи пядей во лбу, ничего не сделаешь.
фрагмент фильма «Бёрдмэн», оператор — Эммануэль Любецки
Евгений Ермоленко
«Любовь с акцентом», «Чемпионы», «Ёлки 1914», «Без границ»
В силу профессии приходится профессионально следить за коллегами, поэтому проще называть имена, чем фильмы. Разумеется, давно отслеживаю Эммануэля Любецки — ещё со времён «Сонной лощины» и особенно после фильмов, которые он сделал вместе с Терренсом Маликом («Древо жизни», «Рыцарь кубков». — Прим. ред.). И, конечно, три его последних «Оскара» (за фильмы «Гравитация», «Бёрдмэн», «Выживший». — Прим. ред.).
Мой любимчик — Роджер Дикинс и почти все снятые им картины братьев Коэн, например. Да и без Коэнов — в этом году вышла его прекрасная лента «Убийца», которая тоже была номинирована на «Оскар» за операторскую работу. Дикинс — гиперпрофессионал. Другое важное имя — Роберт Ричардсон со времён «Прирождённых убийц», из последнего снявший «Омерзительную восьмёрку» Квентина Тарантино.
фрагмент фильма «Авиатор», оператор — Роберт Ричардсон
Среди российских операторов сейчас всего два таких локомотива. Первый — Михаил Кричман (фильмы «Левиафан», «Елена», «Изгнание». — Прим. ред.). Каждая его работа — это повод для обсуждения в операторских кругах, всё очень цельно и ёмко. Мне лично нравится Алексей Родионов, я отсматриваю его со времён «Орландо». Из наших, наверно, всё. В стране такой период безвременья, что упал уровень задач.
фрагмент фильма «Левиафан», оператор — Павел Кричман
Павел Капинос
«Открытое пространство», «Духless 2», «Хардкор»
«Страсти по Андрею»
оператор — Вадим Юсов
Возможно, самая главная картина в фильмографии Вадима Ивановича Юсова — легендарного киномастера, гуру и тяжеловеса советской операторской школы. Фильм, который он неоднократно показывал нам на занятиях по операторскому мастерству. Огромная чёрно-белая фреска о средневековой России и сегодня не утеряла мощи своего воздействия. Здесь во многом заслуга Юсова, совершившего рывок от поэтического и чуть наивного изображения «Иванова детства» и «Я шагаю по Москве» к грандиозному и увесистому историческому повествованию, в котором так ярко и гармонично реализуется их великий союз с Андреем Тарковским.
«Искупление»
оператор — Шеймас МакГарви
Когда я смотрел «Искупление» в кинотеатре, меня не покидало досадное чувство, что я никогда не сниму ничего подобного. МакГарви настолько виртуозно контролирует естественный свет, настолько мастерски имитирует его искусственным, что это вызывает абсолютное восхищение. Прекрасный пример редкой школы серьёзной работы со светом в наше время. «Анна Каренина» — ещё одна ступень в этом направлении.
«Джон Уик»
оператор — Джонатан Села
Из-за сложного графика большую часть новых картин я успеваю посмотреть только в самолётах, но неидеальное качество картинки на этот раз не помешало разглядеть уже, видимо, не совсем новый молодой талант. Джонатану Села всего 37, но у парня внушительный список картин, реклам и музыкальных клипов. Лихая работа со светом, цветом, движением камеры, съёмка почти на 360 градусов впечатляют.
«Рыцарь кубков»
оператор — Эммануэль Любецки
Про трижды теперь оскароносного оператора слышала даже таджикская няня моих детей Шахзода, так что в двух словах: для любителей полифоничного, тягучего и медитативного маликовского кино ещё один подарок — логическое развитие стиля «Древа жизни». Сверхширокая оптика плывёт в бесконечном потоке бытия, где в кадре красивым оказывается всё — от пустого неба до серых стен киностудий. Смотреть на это можно бесконечно.
фрагмент фильма «Рыцарь кубков», оператор — Эммануэль Любецки
«Свой среди чужих, чужой среди своих»
оператор — Павел Лебешев
Главный затейник и хулиган советской операторской школы, неутомимый экспериментатор Лебешев говаривал: «Дайте мне вафельное полотенце, и я сниму кино». Но однажды он поймал удачу за хвост, встретив на своём пути начинающего режиссёра Михалкова. «Свой среди чужих» я могу смотреть сколько угодно раз и всегда замечаю в нём что-то новое. Павел Тимофеевич дополнительно дозированно засвечивает негатив, снимает с рук проходы на фишай, мешает чёрно-белую советскую военную плёнку с дефицитным кодаком, работает в почти полной темноте, рискуя получить брак по экспозиции, или неделями дожидается особого состояния природы по свету. Его усилия не прошли даром, картина до сих пор смотрится невероятно свежо и современно.
«Меченосец»
оператор — Марат Адельшин
На мой взгляд, один из лучших операторских дебютов в новейшей российской истории в полнометражном кино. Злые языки упрекали картину в формализме и бессодержательности, но, на мой взгляд, Марат использовал все возможности редкого у нас жанра комикса-триллера. Яркая операторская работа только украшает картину. Замечательный выдумщик, талантливый эпигон, неутомимый стилизатор и король парадоксальных визуальных решений, Марат ухитряется выжать из каждой сцены максимум зрелищности.
«Семь»
оператор — Дариус Конджи
Суперзвезда французской операторской школы Конджи находит идеальное сочетание режиссёра и материала — и получается «Семь», одна из лучших картин 90-х годов. Как и в случае с Лебешевым, «Семь» никогда не надоест пересматривать. Изобразительно это очень плотно сбитый фильм, рассказанный на первый взгляд довольно несложным, но абсолютно убедительным киноязыком — Конджи и Финчер всегда держат меня в напряжении, как в первый раз.
«Отряд самоубийц»
оператор — Роман Васьянов
Баловень судьбы, неутомимый трудяга и одарённый профессионал — вундеркинд современной российской операторской школы Рома Васьянов семимильными прыжками прорывается на мировой киноолимп, всё-таки не забывая о своих корнях. Выпускник мастерской Вадима Юсова, он начал формироваться как профессионал на его занятиях и никогда от этого не отрекался. Достигнув предела в русском кинопространстве, сняв замечательных «Стиляг», Васьянов рискнул на Западе и проделал огромный путь от хроник рядовых копов в почти документальном «Патруле» до размаха постановочных баталий, подкреплённых портретами самого Брэда Питта, в «Ярости». Освоившись в качестве мейнстримного студийного оператора, Рома продолжает сотрудничать с режиссёром Дэвидом Эйром. Трейлер «Отряда самоубийц» уже наделал шуму в кругах российских кинематографистов, разделив их на восторженных обожателей роминых успехов и немногочисленных завистников. Ясно одно — это будет что-то, никем из наших ранее не досягаемое, так что ждём выхода картины и скрещиваем пальцы.
Фрагмент фильма «Стиляги», оператор — Роман Васьянов
Олег Лукичев
«Марс», «Юрьев день», «Измена», Garpastum
Сериалы
«Настоящий детектив» (первый сезон)
оператор — Адам Аркпоу
Более атмосферного, завораживающего, сделанного вне телевизионных правил сериала с невероятно интересными героями я не видел. Несколько минут показывать статичный кадр с одним или двумя актёрами и не бояться, что зрителю будет скучно, дорогого стоит. А зрителю, то есть мне, совсем не скучно.
«Малыш Кенкен»
оператор — Гийоме Дефонтен
Сериал, снятый Брюно Дюмоном на побережье в Булони. Режиссёру удалось создать свой пустынный мир со странными и забавными персонажами, где ни один на самом деле не является актёром, а также смешать детектив и комедию — вот главные достоинства шоу.
«Убить скуку»
оператор — Ваня Чернюл
Один из авторов сценария и исполнитель главной роли — Джейсон Шварцман, любимец Уэса Андерсона. Уже понятно, что скучно не будет. Лёгкая комедия о писателе-неудачнике, которому в жизни не хватает впечатлений. Он выдаёт себя за детектива и начинает расследовать мелкие дела. Прекрасно снятый, лёгкий, солнечный и воздушный сериал.
Фильмы
«Под покровом небес»
оператор — Витторио Стораро
Для меня этот фильм, снятый Бернардо Бертолуччи в Марокко вместе с гениальным оператором Витторио Стораро, самый красивый в истории кино. Запоминающееся изображение полностью гармонирует со смыслом, не перетягивая на себя одеяло, а лишь оттеняет происходящее с героями на экране. А последние полчаса фильма вообще бессловесные.
«Зеркало»
оператор — Георгий Рерберг
Ещё один фильм следующего моего любимого оператора, уже русского — Георгия Рерберга. Фильм — поэзия, без ясного сюжета и сценария, но от этого не теряющий волшебства. То, как снята главная героиня Маргариты Тереховой, не поддаётся описанию, нужно просто смотреть, любоваться и смотреть ещё и ещё.
фрагмент фильма «Зеркало», оператор — Георгий Рерберг
«2046» и «Чунгкингский экспресс»
оператор — Кристофер Дойл
Вонг Кар-Вай — самый зыбкий и чувственный режиссёр мирового кинематографа, сотрудничающий с ещё одним невероятным оператором — Кристофером Дойлом. Вместе они достигают фантастических высот в абсолютно разных фильмах. Кажется, что эти ленты делали разные люди, но общее у картин одно — они про самое прекрасное чувство на свете, про любовь.
«Свой среди чужих, чужой среди своих»
оператор — Павел Лебешев
Советский вестерн, снятый Павлом Лебешевым лихо, энергично и очень художественно. Фильм о мужской дружбе в самом настоящем смысле этого слова.
фрагмент фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих», оператор — Павел Лебешев
Обложка: кадр из фильма «Бёрдмэн»