18 января, вторник
ЮГ
ЮГ
Войти

«Горный Патруль»: Как сделать катание на лыжах безопасным и приятным Руководитель аварийно-спасательной службы на «Роза Хутор» рассказывает о правилах и нюансах горнолыжного катания

«Горный Патруль»: Как сделать катание на лыжах безопасным и приятным

Горнолыжный сезон в горах Сочи начнется в полную силу буквально на днях — 21 декабря откроются трассы на «Роза Хутор» (2 декабря открылся «Горки Город», «Алпика» и «Газпром» работают с 14декабря). В преддверии полноценного открытия зимнего сезона мы узнали, как организована  аварийно-спасательная служба «Горный Патруль». Как сделать катание на лыжах безопасным и приятным нам рассказал ее руководитель —Константин Тябин.

— Константин, расскажите, пожалуйста, как следует правильно начинать сезон катания?

—  Давайте начнем с тех, кто делает на лыжах первые шаги. Если вы только решили встать на горные лыжи или сноуборд, то возьмите инструктора. Освоить правильную технику катания, которая позволит избежать травм, гораздо легче с нуля, чем потом пытаться исправлять уже «накатанные» ошибки. Покататься с инструктором будет полезно и тем, кто уже имеет опыт. Можно провести буквально пару занятий и откорректировать мелкие огрехи. Конечно, лыжники и сноубордисты со стажем стараются поддерживать форму в течение летнего сезона. Но в любом случае, в повседневной жизни мы редко задействуем те мышцы, которые нужны для катания. Так что не надо сразу начинать сезон с тех же скоростей и с тех же трасс, на которых закончили прошлый. Мышечная память сохраняется, но работать она начинает не сразу, поэтому проведите пару дней на более легких трассах.

—  Какова роль снаряжения в безопасности катающихся? Что оно должно включать в себя?

— Конечно, грамотное подобранное снаряжение играет большую роль в безопасности. Лыжи и сноуборды подбираются индивидуально, это зависит от манеры катания, от веса. С таким вопросом помогут в прокате или в магазинах оборудования. Мы рекомендуем кататься в шлеме. Правило простое: «Голова – не парный орган» (улыбается). Желательно носить и защиту. Конечно, все это лишь рекомендации, строгих правил или законов по обязательному использованию экипировки нет, многое зависит от сознательности. Если человек задумывается о собственной безопасности и безопасности окружающих, то он будет придерживаться подобных правил.

— Существуют ли не рекомендованные правила, а обязательные условия безопасного катания?

— Массовый горнолыжный спорт в нашей стране начал развиваться лишь несколько лет назад. Поэтому культура катания пока оставляет желать лучшего. Иногда смотришь на склон и видишь броуновское движение. И здесь необходимо информирование. Существуют 10 рекомендованных правил Международной федерации горнолыжного спорта FIS, с которыми мы активно знакомим гостей нашего курорта. Они касаются выбора скорости движения, которая должна соответствовать способностям катающегося, остановок на склоне, которые производятся только вынуждено, а остановившемуся необходимо встать лицом к склону, выбору траектории движения, которую должен контролировать лыжник, едущий сзади и так далее. Все эти правила можно прочитать в наших кабинках, на картах курорта, в социальных сетях или на сайте.

— Каково наказание, при несоблюдении правил безопасного катания?

— Никакого наказания российское законодательство не предусматривает. Здесь все остается на совести человека, который должен понимать, что он может причинить вред не только себе, но и окружающим. Естественно, курорт не может просто надеяться на сознательность всех гостей. Поэтому на «Роза Хутор» организованы специальные патрули, они постоянно мониторят трассу. Если сотрудники патруля, их работает восемь человек в смену, видят, что кто-то катается очень агрессивно, подвергая риску окружающих, они могут подъехать к гостю, поговорить с ним. Более строго мы действуем с любителями выпить. Если патруль понимает, что человек буквально не может стоять на лыжах, то его просто уводят с трассы с помощью охраны.

— Как не обеспечивай безопасность, но горнолыжный спорт все-таки – занятие экстремальное. А значит, случаются травмы. Какие происходят чаще всего и в чем их причина?

— Причиной многих травм является само катание, собственно, как и во многих других видах спорта. У лыжников чаще всего случаются травмы коленных суставов, у сноубордистов - лучезапястного сустава, предплечья, спины. В основном они происходят просто по стечению обстоятельств, не застрахован никто. Тот самый пресловутый несчастный случай, который может произойти с каждым. Но бывает и другой вариант событий, когда люди страдают по собственной вине. В прошлом году, парочка отважных, молодых сноубордистов, несмотря на все запрещающие знаки, ограждения, благополучно преодолев сетки, выехала за пределы трассы в лавиноопасный участок. Ребята добрались до места, где поняли, что спуститься дальше не могут, но и подниматься вверх нельзя. В итоге, обратились в нашу службу спасения. Учитывая, что сноубордисты сидели на скале, а покров был таков, что можно было вызвать сход лавин, пришлось их эвакуировать с помощью вертолета. В операции было задействовано почти 15 спасателей, нашего курорта и Южного регионального спасательного отряда, обошлась она больше чем в полмиллиона рублей. И самое главное, что все это горе-сноубордисты натворили сознательно, даже не подумав, что подвергают риску не только свои жизни, но и остальных гостей курорта, и спасателей. Удивительно, что в подобных случаях, нарушители чаще всего говорят: «Мы не заметили знак!». Но как можно не увидеть растяжку в метр шириной - непонятно. При этом, наказания никакого они не понесли, в российском законодательстве это не предусмотрено. Например, в Японии, если лыжник выехал за пределы трасс, патруль курорта попросту не имеет права заниматься его спасением, работают федеральные службы. В Канаде вдоль трасс стоят предупреждающие знаки, что в зоне за ними работа спасателя будет оплачиваться в размере от 500 долларов. Если бы у нас действовали подобные меры, возможно, многие экстремалы более внимательно относились и к своей безопасности, и к безопасности окружающих.

— Что представляет из себя служба спасения курорта ?

— Для организации безопасности на курорте есть два пути решения вопроса: создание собственной службы спасения, либо заключение договора с какой-то аттестованной организацией. Одна из основ эффективной работы спасателей – знание территории, трасс, внетрассовых зон. Естественно, что те, кто постоянно работают на курорте, владеют этой информацией гораздо лучше. Лучшее налажено и взаимодействие с другими службами в одном коллективе, а человеческий фактор – очень важен. На «Розе Хутор» есть и собственная противолавинная служба с возможностью делать прогнозы. Конечно, работа службы спасателей курорта – это высокая степень ответственности, за все операции отвечаем именно мы, но это и более эффективно. На «Роза Хутор» создано профессиональное аварийно-спасательное формирование «Горный патруль», которое проходит аттестацию в МЧС. Учитывая количество трасс, пропускную способность курорта, у нас работает 34 спасателя, 6 оперативных дежурных, 16 патрульных. Как и «государственные» спасатели, наши сотрудники раз в три года подтверждают свою квалификацию. Все они не только прошли специальное обучение в МЧС, но имеют огромный опыт работы в горах, катания на лыжах. Естественно, умеют оказывать первую помощь, владеют навыками промышленного альпинизма. Среди наших сотрудников – спасатель международного класса Артем Кухарин, первый «Снежный барс России», покоривший за год восемь самых высоких вершин страны – Алексей Букинич, я сам отработал 16 лет в реанимационной бригаде скорой помощи. Так что, команда – надежная. Текучки практически нет, специалисты все проверенные. Быть спасателем – это призвание, такая профессия требует полной самоотдачи. Человек должен иметь огромное желание помогать людям даже с риском для собственной жизни.

— Как устроена работа службы спасения?

— В зимний период служба работает круглосуточно. В ночное время комплекс готовится к приему гостей, трудится техника, ратраки, системы оснежения. Поэтому спасатели тоже должны быть всегда наготове. У нас есть контрольно-спасательные пункты, всего их 6, за каждым спасателем закреплен определенный участок. Ночью трассы готовятся ратраками, затем мы получаем данные лавинной службы, если лавинщики говорят, что спуски можно открывать, то каждый спасатель проезжает свой закрепленный участок, смотрит качество и рекомендует к открытию. Следующий проезд – выставление предупреждающих знаков. В течение дня спасатели проводят мониторинг состояния трасс, объезды проходят практически каждые полчаса. Также выставляются дополнительные знаки, которые могут быть необходимы в различных случаях. Вся информация о курорте поступает к оперативному дежурному, в зимний период они работают круглосуточно. Если дежурный получает сообщение о пострадавшем, то он передает его на ближайший контрольный пункт, откуда спасатели выезжают на место происшествия. Спасатели имеют право оказать первую помощь, провести эвакуацию, а далее мы передаем пострадавшего бригаде медиков из скорой помощи, которые постоянно дежурят на курорте. Врачи уже принимают решение о необходимости госпитализации.

У спасателей есть все необходимое для быстрого реагирования: автомобиль повышенной проходимости, шесть снегоходов, два квадроцикла, один из них эксплуатируется в зимнее время, ставится на гусеницы, багги, специальные прицепы – сани для эвакуации, которые цепляются к снегоходу, их также шесть штук. Естественно, есть акья — специальные носилки, с помощью которых спасатели проводят эвакуацию, спускаясь на лыжах.

— Как спасатели готовятся к сезону?

— Мы проводим тренировки. Одни из самых важных – эвакуация с канатных дорог. Это производственно-опасный объект, поэтому, все, что касается подъемников регламентируется и контролируется Ростехнадзором. Для организации эвакуации с канаток необходимо постоянно поддерживать навыки промышленного альпинизма. Это достаточно сложный процесс, чтобы провести все грамотно и слажено, быстро и безопасно, необходимо готовиться. Поэтому тренировки проходят регулярно. Летом раз в четыре дня, в межсезонье – ежедневно. Отрабатывается подъем по опоре, выход на канат, эвакуация из кабины, спуск. Спасатели должны быть всегда готовы к абсолютно разным ситуациям. Даже самым необычным.

— Например?

— Когда не было южного сектора уехала компания из трех человек, с нами связались, была ночь, эвакуировать сразу мы их не могли, поэтому объяснили как обустроиться на ночевку, как разжечь костер. Утром, когда спустились, нашли ребят целыми, невредимыми. Костер они действительно развели, грелись. Только для того, чтобы разжечь, бумаги у них не оказалось, использовали все наличные деньги.

— что делать обычному человеку, не спасателю, если он увидел происшествие на трассе? Как быть и как действовать?

— Прежде всего спокойно и поэтапно. Остановиться, выставить на трассе лыжи крестом, чтобы никто не наехал. Узнать у пострадавших нужна ли помощь. И, конечно же, вызвать спасателей. Сделать это можно по телефону, указанному на ски-пасссе (+7 (862) 240-89-11 — прим. ред.,). Далее необходимо указать дежурному свое месторасположение, трассы на курорте промаркированы, или отправить фотографию. И, конечно же, посмотреть, чем можно помочь до приезда спасателей.

Фотографии: пресс-служба курорта.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«РазДельный сбор» в Сочи: Уменьшай, перерабатывай, используй повторно
«РазДельный сбор» в Сочи: Уменьшай, перерабатывай, используй повторно Узнали, что такое раздельный сбор и кто им занимается в городе и Красной поляне
«РазДельный сбор» в Сочи: Уменьшай, перерабатывай, используй повторно

«РазДельный сбор» в Сочи: Уменьшай, перерабатывай, используй повторно
Узнали, что такое раздельный сбор и кто им занимается в городе и Красной поляне

Как устроен бизнес «Чёрных инструкторов»: Связи, погони, штрафы
Как устроен бизнес «Чёрных инструкторов»: Связи, погони, штрафы Стоит ли обращаться к нелегальным преподавателям
Как устроен бизнес «Чёрных инструкторов»: Связи, погони, штрафы

Как устроен бизнес «Чёрных инструкторов»: Связи, погони, штрафы
Стоит ли обращаться к нелегальным преподавателям

Анатолий Луцык стал новым вице-мэром Сочи

В Сочи назначили нового вице-мэра

Анатолий Луцык стал новым вице-мэром Сочи
В Сочи назначили нового вице-мэра

Тэги

Сюжет

Люди

Событие

Места

Прочее

Новое и лучшее

Краснодар во времени

Бизнес-ланч в Сочи: куда пойти в обеденный перерыв

«Джимми Чу»: традиционная и авторская паназиатская кухня в Геленджике

К столу «Подано»

Путеводитель по всероссийскому фестивалю завтраков BreakFest

Первая полоса

Краснодар во времени
Краснодар во времени Как выглядел город в прошлом столетии
Краснодар во времени

Краснодар во времени
Как выглядел город в прошлом столетии

Бизнес-ланч в Сочи: куда пойти в обеденный перерыв
Бизнес-ланч в Сочи: куда пойти в обеденный перерыв
Бизнес-ланч в Сочи: куда пойти в обеденный перерыв

Бизнес-ланч в Сочи: куда пойти в обеденный перерыв

«Джимми Чу»: традиционная и авторская паназиатская кухня в Геленджике
«Джимми Чу»: традиционная и авторская паназиатская кухня в Геленджике Новый ресторан сети Madyar в ЖК «Акватория»
«Джимми Чу»: традиционная и авторская паназиатская кухня в Геленджике

«Джимми Чу»: традиционная и авторская паназиатская кухня в Геленджике
Новый ресторан сети Madyar в ЖК «Акватория»

К столу «Подано»
Промо
К столу «Подано» Новый сервис доставки ресторанных блюд от сети «Мадьяр»
К столу «Подано»
Промо

К столу «Подано»
Новый сервис доставки ресторанных блюд от сети «Мадьяр»

Путеводитель по всероссийскому фестивалю завтраков BreakFest
Путеводитель по всероссийскому фестивалю завтраков BreakFest Чем завтракать в Сочи, Ростове-на-Дону, Москве и Санкт-Петербурге
Путеводитель по всероссийскому фестивалю завтраков BreakFest

Путеводитель по всероссийскому фестивалю завтраков BreakFest
Чем завтракать в Сочи, Ростове-на-Дону, Москве и Санкт-Петербурге

Как и на чем добраться до Красной Поляны
Как и на чем добраться до Красной Поляны Машиной, автобусом, поездом и даже вертолетом
Как и на чем добраться до Красной Поляны

Как и на чем добраться до Красной Поляны
Машиной, автобусом, поездом и даже вертолетом

Какой ски-пасс выбрать в сезоне 2022
Какой ски-пасс выбрать в сезоне 2022 Предложения трех горнолыжных курортов Сочи в одном месте
Какой ски-пасс выбрать в сезоне 2022

Какой ски-пасс выбрать в сезоне 2022
Предложения трех горнолыжных курортов Сочи в одном месте

«Мы хотим стать рестораном, в котором просто хорошо безотносительно времени дня и состава компании»
Промо
«Мы хотим стать рестораном, в котором просто хорошо безотносительно времени дня и состава компании» Шеф-повар MONS Дмитрий Маковецкий об итальянской классике, спонтанных импровизациях и любимых блюдах
«Мы хотим стать рестораном, в котором просто хорошо безотносительно времени дня и состава компании»
Промо

«Мы хотим стать рестораном, в котором просто хорошо безотносительно времени дня и состава компании»
Шеф-повар MONS Дмитрий Маковецкий об итальянской классике, спонтанных импровизациях и любимых блюдах

«Чашка кофе может спасти кому-то жизнь»
«Чашка кофе может спасти кому-то жизнь» Кто в Сочи занимается благотворительностью, и как можно помочь тем, кто нуждается
«Чашка кофе может спасти кому-то жизнь»

«Чашка кофе может спасти кому-то жизнь»
Кто в Сочи занимается благотворительностью, и как можно помочь тем, кто нуждается

Ставки сделаны
Промо
Ставки сделаны Илья Захаров о меню по правилам одной руки, десерте с дополненной реальностью и особо редких сортах виски
Ставки сделаны
Промо

Ставки сделаны
Илья Захаров о меню по правилам одной руки, десерте с дополненной реальностью и особо редких сортах виски

Зимние новинки в ресторанах Сочи
Зимние новинки в ресторанах Сочи Что попробовать в новогодние праздники
Зимние новинки в ресторанах Сочи

Зимние новинки в ресторанах Сочи
Что попробовать в новогодние праздники

С легким паром: Банные комплексы Красной Поляны
С легким паром: Банные комплексы Красной Поляны Парение по-белому, по-черному и черным по-белому с видом на горы
С легким паром: Банные комплексы Красной Поляны

С легким паром: Банные комплексы Красной Поляны
Парение по-белому, по-черному и черным по-белому с видом на горы

Где есть и пить в Красной Поляне
Где есть и пить в Красной Поляне От пабов до ресторанов высокой кухни
Где есть и пить в Красной Поляне

Где есть и пить в Красной Поляне
От пабов до ресторанов высокой кухни

SPA по-русски: как получить удовольствие от парения в бане
ПРОМО
SPA по-русски: как получить удовольствие от парения в бане Медово-солевое, классическое, парение в четыре руки и другие процедуры
SPA по-русски: как получить удовольствие от парения в бане
ПРОМО

SPA по-русски: как получить удовольствие от парения в бане
Медово-солевое, классическое, парение в четыре руки и другие процедуры

Где есть и пить в Центральном Сочи
Где есть и пить в Центральном Сочи Достойные заведения на разный бюджет
Где есть и пить в Центральном Сочи

Где есть и пить в Центральном Сочи
Достойные заведения на разный бюджет

Новое место на Красной поляне: ресторан MONS
Новое место на Красной поляне: ресторан MONS Уверенный comfort food с акцентом на итальянскую классику
Новое место на Красной поляне: ресторан MONS

Новое место на Красной поляне: ресторан MONS
Уверенный comfort food с акцентом на итальянскую классику

Чем заняться в Скайпарке
Промо
Чем заняться в Скайпарке Приключения на высоте для всех и каждого
Чем заняться в Скайпарке
Промо

Чем заняться в Скайпарке
Приключения на высоте для всех и каждого

Нитевые методы APTOS
Промо
Нитевые методы APTOS Все о процедуре до и после
Нитевые методы APTOS
Промо

Нитевые методы APTOS
Все о процедуре до и после

Вопрос времени
Спецпроект
Вопрос времени Omega — изысканный бренд для тех, кто ценит свое время
Вопрос времени
Спецпроект

Вопрос времени
Omega — изысканный бренд для тех, кто ценит свое время

Где пить кофе в Сочи и Красной Поляне
Где пить кофе в Сочи и Красной Поляне Классический зерновой и авторские вариации
Где пить кофе в Сочи и Красной Поляне

Где пить кофе в Сочи и Красной Поляне
Классический зерновой и авторские вариации

Подпишитесь на рассылку