GoGo Penguin: Как играть электронику, используя ударные и фортепиано The Village пообщался с одной из главных джазовых групп мира последних лет

GoGo Penguin: Как играть электронику, используя ударные и фортепиано

26 июля на московском фестивале Chess& Jazz выступит трио из Манчестера GoGo Penguin. Одни из главных инноваторов на мировой джазовой сцене впервые приезжают в Россию в рамках Года музыки Великобритании и России. Втроем Роб Тернер, Крис Иллингворт и Ник Блэка умудряются добиваться такого вариативного и полнотелого звучания, что иной раз задаешься вопросом, а действительно ли их трое? Впрочем, достаточно сходить на живое выступление, чтобы все сомнения рассеялись. The Village пообщался с контрабасистом GoGo Penguin Ником Блэка о любви к Тому Йорку и Cinematic Orchestra, роли политики в джазе и о том, как заставить бас звучать ярко и не теряться на фоне других инструментов.

Текст: Павел Яблонский

Текст

ПаВЕЛ Яблонский

— Начнем с предсказуемого вопроса — вы когда-нибудь были в России?

— Нет, никто из нас сюда не приезжал. В прошлом году наш менеджер спросил, куда мы хотим отправиться в следующем году, — мы попросили организовать концерты в тех местах, где до этого не выступали. Разумеется, Россия была в их числе.

— У вас есть какие-либо ожидания насчет концерта в Москве?

— Я бы не сказал, что мы чего-то ждем, но мы знаем, что у нас есть много фанатов в России. К нам много раз подходили люди после концертов в Европе и говорили, что приехали на наше выступление из Москвы или Петербурга. Впрочем, это всего лишь несколько человек, так, может, нас никто и не ждет в России. (Смеется.)

— Многие музыкальные критики пишут, что в ваших композициях четко прослеживается влияние классической музыки, в том числе и из России.

— Наш пианист Крис и барабанщик Роб изучали классическую музыку в Royal College of Music в Манчестере. Они оба очень любят пятую симфонию Шостаковича, так, что даже я в какой-то момент ей проникся, несмотря на мой джазовый бэкграунд. В целом на наших альбомах много элементов академической музыки — Криса я бы вообще назвал скорее классическим пианистом, нежели джазовым.

— В последние годы Великобританию накрыла волна нового джаза. Ребята вроде Шабаки Хатчингса и Мозеса Бойда стали популярными среди молодежи. Как думаете, в чем причина?

— Я бы не сказал, что джаз вообще куда-либо уходил, однако соглашусь, что в последнее время этот жанр получает куда больше внимания, чем обычно.

— Вы чувствуете себя частью это волны?

— Боюсь, что нет: мы всегда стояли немного особняком. Все те музыканты, которых вы только что упомянули, живут в Лондоне — они постоянно играют друг с другом, у них своя особая сцена. У нас же в Манчестере все немного по-другому… Мы вообще не относили себя ни к одной из существующих сцен, просто собрали группу, и все пошло-поехало. Нет, конечно, есть манчестерский лейбл Gondwana Records, на котором выходили и наши альбомы (в 2016 году GoGo Penguin перешли на знаменитый джазовый лейбл Blue Note. — Прим. ред.), однако его нельзя назвать сценой в полноценном смысле. Ребятам из Лондона я могу только пожелать удачи — они молодцы, не боятся переходить границы между жанрами, работают в разных направлениях.

— Как сильно на GoGo Penguin повлияли Red Snapper, Hidden Orchestra, Cinematic Orchestra — музыканты, которые смешивали джаз и электронику 10–15 лет назад?

— Очень сильно! Я сам впервые начал играть на контрабасе примерно в то время, когда эти группы были на пике популярности. Многие из них работали на стыке трип-хопа и драм-н-бэйс, добавляя в свои композиции акустический бас. Слушая их, понимаешь, откуда берутся сэмплы, да и в целом начинаешь интересоваться джазом больше. Мы часто ходили на их концерты.

Ну а про Cinematic Orchestra и говорить нечего — многие из них живут в Манчестере, так что они часто играли в манчестерских джазовых клубах прямо на неделе. Первые две пластинки — «Motion» и «Every Day» — я заслушивал до дыр.

— Пару месяцев назад я ходил на концерт The Necks (джазовое трио из Австралии. — Прим. ред.) — как и обычно, все выступление было построено вокруг импровизации. Было классно, но при всем уважении, у меня сложилось впечатление, что контрабас частенько заглушали другие участники группы. Вы когда-нибудь сталкивались с такой проблемой в GoGo Penguin?

— Хм, интересно, об этом меня еще никто раньше не спрашивал. Мне кажется, одна из наших главных идей состоит в том, что у нас нет ярко выраженного лидера — все являются полноправными участниками группы. На альбоме «V2.0» у нас есть композиция «Murmuration» (стая скворцов — с англ.) — мы назвали ее так не только потому, что нам нравится, как звучит само слово, но и чтобы показать, что наша музыка похожа на стаю скворцов — никогда не знаешь, в какую сторону она полетит и какая из птиц вырвется вперед. Так и с GoGo Penguin — каждый из нас может то солировать, то, наоборот, уходить в тень. По крайней мере, к этому мы стремимся — насколько у нас это получается, уже другой вопрос.

— Как вы добиваетесь того, что контрабас в ваших песнях звучит так громко и отчетливо? Его слышно, даже если слушать вашу музыку через колонки ноутбука!

— Мы потратили на это кучу времени с нашим звукоинженером Джозефом Райзером — четвертым, неофициальным участником группы. Джо ездит с нами на все концерты, участвует в репетициях и написании песен — он великолепен! Так вот, с самого начала перед нами стояла задача — сделать так, чтобы контрабас было слышно. Мы ведь не играем традиционный джаз, а давайте будем честны — на девяти из десяти джазовых концертов вы вообще не услышите бас, только верхний регистр пианино. И это очень распространенная проблема. Так что мы много экспериментировали, пробовали разные схемы и настройки и в конце концов нашли способ заставить бас звучать «жирно» и «ворсисто». Для этого мы используем отдельный педалборд, два звукоснимателя и микрофон — прямо сейчас мы весьма довольны результатом.

— Возвращаясь к The Necks — их выступления почти полностью состоят из импровизаций, а что насчет вас? GoGo Penguin часто импровизируют на сцене?

— Про нас почему-то часто пишут, что мы якобы выступаем без импровизаций, но очевидно, что те, кто так говорит, просто не разбирается или не слушал нашу музыку. Конечно, все зависит от того, что вы имеете в виду под импровизацией: мне кажется, многие воспринимают это только в ключе старого джаза — вот все затихают, и барабанщик или контрабасист выходят на передний план со своими соло. Такое у нас тоже попадается — например, в середине композиции «Strid» с нашего последнего альбома есть длиннющее соло на контрабасе, и это все тоже полная импровизация. Но все же чаще мы импровизируем коллективно — на каждом концерте немного по-разному взаимодействуем друг с другом, так, что та же самая композиция может зазвучать иначе.

— Вы когда-нибудь задумывались о коллаборациях? Хотели бы записать что-нибудь вместе с певцом или певицей?

— Вы знаете, нет. Мы не против этой идеи, но мы до сих пор чувствуем себя сплоченной единицей — нам есть что сказать и втроем. Если же нам пришлось бы работать с певцом… У нас есть приятель — Дауди Мацико, который нас разогревал на нескольких турах. Нам очень нравится его музыка, если мы и решим записать что-то с вокалом, то сначала позовем его. Но, повторюсь, пока мы даже ни разу не обсуждали это всерьез. Если же кто-то из наших кумиров вдруг предложит записать что-то вместе, например Том Йорк, то мы не будем долго думать.

— Кстати, вы уже слушали его последний альбом? Как вам?

— Еще нет. Как раз собирался его послушать в нашем туре. Но я уже посмотрел фильм Пола Томаса Андерсона на Netflix — очень классно. А что вы думаете про его альбом?

— Мне показалось, что он намного более целостный, чем его предыдущие работы. Звучит немного тревожно, но все же не настолько, как, например, последний альбом «Xiu Xiu». В общем, классная пластинка.

— Мне вообще очень нравятся сольные вещи Тома Йорка. На них всегда больше электроники и экспериментов. Конечно, у него есть как сильные, так и слабые треки, но в целом я очень люблю звук, который создает Том Йорк.

— У вас нет задачи запечатлеть в композициях отдельное событие, политическое или социальное? Повлиял ли на вас, например, Брексит?

— Мы стараемся не быть слишком политизированными. Скорее, нам хочется быть неким противоядием в мире, где столько желчи и яда. Нам хочется дать людям возможность прочувствовать эмоцию, желательно светлую, а лезть в политику, где все так запутанно и напряжно — явно не наш удел. Конечно, мы знаем о Брексите, но нас больше интересует музыка.

— Все участники GoGo Penguin обладают разным музыкальным бэкграундом. Что вас объединяет сейчас? Нет ли у вас чувства, что с годами грань между вашими музыкальными предпочтениями размылась — ведь вы наверняка прослушали вместе огромное количество музыки?

— Ну, во-первых, есть электроника — музыка, которая объединяет всех нас. А так — мы все слушаем разную музыку. Я, например, все еще слушаю много инди-рока, тех же The Smiths — понятно, что Крису такое не понравится. А сам Крис и наш звукоинженер Джо периодически слушают метал — жанр, который я никогда не понимал.

— Пару лет назад вы написали еще один саундтрек к фильму Годфри Реджио — «Кояанискатси» (оригинальную музыку писал Филип Гласс в 1982 году. — Прим. ред). Вы не задумывались о том, чтобы написать саундтрек к какому-нибудь новому фильму?

— Вообще, да, было бы интересно однажды этим заняться. «Кояанискатси» был очень важным маркером для нас самих — полтора часа играть такую интенсивную музыку, почти без остановок. Это было классным достижением, мы до сих пор очень им гордимся.

Если бы у вас была возможность выбрать режиссера для совместной работы — кого бы вы позвали?

— Хороший вопрос! Было бы классно что-нибудь сделать с Дэвидом Линчем… Или с Дэнни Бойлом. Мне очень нравится Стэнли Кубрик, но, к сожалению, он уже давно не с нами.

Ну, пока мы можем просто посмотреть один из его фильмов под вашу музыку! Увидимся в Москве!

— Да-да, мы очень ждем концерта в России!


Фотографии: обложка, 1, 3 – Emily Dennison & Manox / Blue Note Records, 2 – United Talent Agency

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Кис-кис» — о «Нашествии», старых фанатах и о том, как сделать поп-панк толерантным
«Кис-кис» — о «Нашествии», старых фанатах и о том, как сделать поп-панк толерантным «Поедем по Невскому на огромной розовой вагине. Или даже на розовом танке!»
«Кис-кис» — о «Нашествии», старых фанатах и о том, как сделать поп-панк толерантным

«Кис-кис» — о «Нашествии», старых фанатах и о том, как сделать поп-панк толерантным
«Поедем по Невскому на огромной розовой вагине. Или даже на розовом танке!»

Большой гид по летним музыкальным фестивалям
Большой гид по летним музыкальным фестивалям Primal Scream в Тульской области, Мамонов на заводе, Джеймс Блейк во Дворце пионеров, ЛСП в «Лужниках» и Монеточка везде
Большой гид по летним музыкальным фестивалям

Большой гид по летним музыкальным фестивалям
Primal Scream в Тульской области, Мамонов на заводе, Джеймс Блейк во Дворце пионеров, ЛСП в «Лужниках» и Монеточка везде

15 русскоязычных фильмов, прогремевших на фестивалях
15 русскоязычных фильмов, прогремевших на фестивалях От «Аритмии» до «Левиафана»
15 русскоязычных фильмов, прогремевших на фестивалях

15 русскоязычных фильмов, прогремевших на фестивалях
От «Аритмии» до «Левиафана»

«Позоры»: «Когда меня называют адекватной феминисткой, я стараюсь стать неадекватной»
«Позоры»: «Когда меня называют адекватной феминисткой, я стараюсь стать неадекватной» Как Лена Кузнецова из групп «Позоры» и «Вхоре» делает (женский) панк угрозой
«Позоры»: «Когда меня называют адекватной феминисткой, я стараюсь стать неадекватной»

«Позоры»: «Когда меня называют адекватной феминисткой, я стараюсь стать неадекватной»
Как Лена Кузнецова из групп «Позоры» и «Вхоре» делает (женский) панк угрозой

Тэги

Сюжет

Событие

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

Кто такая Маша Платонова

До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?

Стоит ли идти на выборы и почему?

Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Первая полоса

Кто такая Маша Платонова
Кто такая Маша Платонова Студентку Вышки и дизайнерку Максима Каца обвиняют в склонении к массовым беспорядкам
Кто такая Маша Платонова

Кто такая Маша Платонова
Студентку Вышки и дизайнерку Максима Каца обвиняют в склонении к массовым беспорядкам

До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?
До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того? Когда-нибудь она станет частью велопути из Москвы в Петербург
До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?

До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?
Когда-нибудь она станет частью велопути из Москвы в Петербург

Стоит ли идти на выборы и почему?

Объясняют политолог, социолог и общественный деятель

Стоит ли идти на выборы и почему?
Объясняют политолог, социолог и общественный деятель

Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели
Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели Что слушать, смотреть и читать прямо сейчас
Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели

Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели
Что слушать, смотреть и читать прямо сейчас

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Выпил — за руль не садись
Спецпроект
Выпил — за руль не садись Как устроена профессия «трезвый водитель»
Выпил — за руль не садись
Спецпроект

Выпил — за руль не садись
Как устроена профессия «трезвый водитель»

Российский ресторанный фестиваль, открытие «Публики» на Старой Басманной и бистро «Вольность» на Ленинском проспекте
Российский ресторанный фестиваль, открытие «Публики» на Старой Басманной и бистро «Вольность» на Ленинском проспекте
Российский ресторанный фестиваль, открытие «Публики» на Старой Басманной и бистро «Вольность» на Ленинском проспекте

Российский ресторанный фестиваль, открытие «Публики» на Старой Басманной и бистро «Вольность» на Ленинском проспекте

Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве
Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве «Супер секси секонд», рейв-медитация и еще 30 ивентов
Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве

Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве
«Супер секси секонд», рейв-медитация и еще 30 ивентов

«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года
«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года С Тимоти Шаламе и Оскаром Айзеком и музыкой Ханса Циммера
«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года

«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года
С Тимоти Шаламе и Оскаром Айзеком и музыкой Ханса Циммера

Стол к окну, микрозелень на подоконник
Спецпроект
Стол к окну, микрозелень на подоконник 13 советов, как работать из дома экологично
Стол к окну, микрозелень на подоконник
Спецпроект

Стол к окну, микрозелень на подоконник
13 советов, как работать из дома экологично

В Петербурге нашли еще одну массовую карусель на выборах. На этот раз — в Военмехе

«Оденьтесь, пожалуйста, неброско»

В Петербурге нашли еще одну массовую карусель на выборах. На этот раз — в Военмехе
«Оденьтесь, пожалуйста, неброско»

«Дневники Цугуа»: Португальский артхаус, снятый супружеской парой на 16-миллиметровую пленку
«Дневники Цугуа»: Португальский артхаус, снятый супружеской парой на 16-миллиметровую пленку Прямиком с Каннского кинофестиваля
«Дневники Цугуа»: Португальский артхаус, снятый супружеской парой на 16-миллиметровую пленку

«Дневники Цугуа»: Португальский артхаус, снятый супружеской парой на 16-миллиметровую пленку
Прямиком с Каннского кинофестиваля

Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти?
Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти? «Моя война — это выбрать красный или белый цвет»
Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти?

Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти?
«Моя война — это выбрать красный или белый цвет»

«Церковь — открытый, гостеприимный дом»:
Основатели кафе «Aнтипа» при храме — о бытии, латте и собаках
«Церковь — открытый, гостеприимный дом»: Основатели кафе «Aнтипа» при храме — о бытии, латте и собаках
«Церковь — открытый, гостеприимный дом»:
Основатели кафе «Aнтипа» при храме — о бытии, латте и собаках

«Церковь — открытый, гостеприимный дом»: Основатели кафе «Aнтипа» при храме — о бытии, латте и собаках

7 глупых вопросов о Вертинском
7 глупых вопросов о Вертинском Как выглядел шансон до него и что общего между Вертинским и современным рэпом
7 глупых вопросов о Вертинском

7 глупых вопросов о Вертинском
Как выглядел шансон до него и что общего между Вертинским и современным рэпом

Пока кредит не разлучит вас
Спецпроект
Пока кредит не разлучит вас Сможете ли вы решить финансовые проблемы в семье и не развестись
Пока кредит не разлучит вас
Спецпроект

Пока кредит не разлучит вас
Сможете ли вы решить финансовые проблемы в семье и не развестись

Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень
Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень
Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень

Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики» Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре

«Дачное место»: зачем ехать 
в Можайский район

«Дачное место»: зачем ехать в Можайский район

«Дачное место»: зачем ехать 
в Можайский район

«Дачное место»: зачем ехать в Можайский район

Подпишитесь на рассылку