27 февраля, суббота
Москва
Войти

Как петербуржец сделал, пожалуй, лучшее медиа о классической музыке А потом ушел

Как петербуржец сделал, пожалуй, лучшее медиа о классической музыке

В 2016 году 25-летний выпускник Института философии человека Эдуард Карякин начал вести паблик Санкт-Петербургской филармонии имени Шостаковича. На тот момент у паблика было 15 тысяч подписчиков. 31 октября 2020 года, когда команда Эдуарда опубликовала свой последний пост, — уже больше 73 тысяч. Сейчас это, пожалуй, лучшее российское медиа о классической музыке.

Благодаря стилю и подаче — без казенщины и канцелярита, зато с трансляциями концертов и подкастами — классику стали слушать люди, максимально от нее далекие. Как, например, муж петербурженки Ирины Рябчук. «Теперь он с удовольствием ходит на концерты в Филармонию и даже контролирует, купила ли я билеты», — рассказывает она.

2 ноября Ирина и другие подписчики получили рассылку от новой команды паблика. В ней обещали «конкурсы от спонсоров и новые коллаборации с партнерами», «уважать и сохранять традиции и торжественность классического стиля», а также «новое визуальное оформление». Позже этот пост появился в паблике — сейчас под ним почти 400 комментариев. Подписчики в основном гневаются и печалятся.

Вот пара показательных реплик:

  • «Обидно, потому что за четыре года сообщество поднялось, его ставили в пример другим сммщикам и копирайтерам, по нему писали дипломы, восхищались результатами, читали и любили, наконец. И вот пришел другой человек (не тот, кто написал пост, а выше). И этот человек просто забрал чужую кропотливо проделанную работу, думаю, что даже за „такие себе“ деньги. И это печалит очень».
  • «Пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста, можно найти кого-нибудь такого же влюбленного в классику и честного-теплого в постах, как прошлая команда паблика? А не штампованных „уважаемых слушателей“ и „важнейших миссий искусства“? Это был лучший паблик о классике».

В интервью The Village Эдуард Карякин рассказал, что прежняя команда сама расторгла договор с Филармонией. Вот как это было.

Педагогика, kpi, классика

 — Когда и каким образом вы начали работать с пабликом Филармонии?

— В 2016 году меня, как преподавателя философии, с исследовательской точки зрения заинтересовал вопрос, что такое музыка, как ее слушать, почему она интересна людям. С помощью знакомых я нашел людей из Филармонии, и они сказали, что можно ходить на концерты в обмен на волонтерскую помощь. Мне предложили развешивать баннеры, а я сказал, что умею заниматься социальными медиа. Они согласились.

На тот момент паблик Филармонии был обычным сообществом с 15 тысячами подписчиков. Он никогда не был плохим — просто существовал в ряду многих. В нем писали довольно интересные вещи, но не очень выгодно их подавали.

На третьем курсе университета я понял, что главная проблема в нашей стране — это образование

 — Перед вами ставили какие-то задачи, kpi?

— Нет. Существовал достаточно простой демократичный договор, в котором было прописано, что мы ведем сообщество. Мы могли делать все что угодно ради того, чтобы люди приходили. Мы не отвечали за коммерческие решения, на наши посты никто не смотрел с точки зрения прибыли.

Задачу мы поставили себе сами и согласовали ее с руководством Филармонии. Она состояла в том, чтобы привлечь к бренду Филармонии более молодую аудиторию. На тот момент, как мы видели по статистике сообщества, основная аудитория была в возрасте 40+. Как выяснилось из глубинных интервью, это были дети тех, кто ходил в Филармонию десятилетиями. Старая аудитория исчезала в буквальном смысле, а новая не появлялась.

 — До работы с пабликом Филармонии вы имели какое-то отношение к классической музыке?

— Ответ на этот вопрос будет длиннее, чем вы, возможно, ожидаете. На третьем курсе университета я понял, что главная проблема в нашей стране — это образование. Мы должны научиться думать, развивать мышление и принимать разумные решения. В то время я вел разные сообщества во «ВКонтакте», занимался созданием контента для сообщества паркурщиков Parkourcity. И у меня появилась мысль, что классический маркетинг почему-то не приживается в культуре. В этой сфере не появляется конкуренция, нет никаких специализированных профессиональных студий.

Мы сформулировали принципы педагогической коммуникации. Это форма, при которой мы не предлагаем человеку готовую оценку («эта вещь — красивая, посмотрите на нее»), а пытаемся сделать так, чтобы он сам понял: эта вещь — красивая. С точки зрения Коменского (чешский педагог-гуманист XVII века, основатель педагогики. — Прим. ред.), принцип педагогики — что-то вроде принципа маяка: вместо того, чтобы давать, мы машем человеку, говорим «иди сюда». Человек сам должен принимать решение.

Это не замена образования или государственного института. Это трезвое отношение к социальным сетям. Социальные сети могут сделать одну вещь — вовлекать аудитория. Мы верили, что этот метод работает — так и получилось.

Задача состояла в том, чтобы люди сами хотели ходить на концерты. Чтобы они сами любили музыку. Чтобы они понимали, что музыка не конкурирует, не стоит в одном ряду, например, с сериалами Netflix.

Команда, негатив, «Пятерочка»

 — Изначально вы в одиночку вели паблик, а потом подключились другие люди? Сколько человек было в редакции паблика?

— Я никогда не был один, мы всегда работали с моим товарищем (Александром Пономаренко. — Прим. ред.). Его первое образование — маркетинг, а второе — культурная экспертиза (магистратура Герценовского университета). Честно, я без понятия, что такое культурная экспертиза — но его опыт нам очень помог.

Потом редакция разрослась естественным образом. Мы эксперты в коммуникации, в мысли, педагогике, а в музыке — нет. Соответственно нам следовало привлекать профессионалов, чтобы материалы были адекватными по содержанию. Это музыковеды, искусствоведы, маркетологи. Команда очень увлеченных людей, которым было в кайф делать наш продукт. Плюс стоит учитывать всех, кто работал с нами не постоянно — партнеры, люди, которые подкидывали информацию, слушатели.

Я бы очень не хотел, чтобы мы умирали за дедлайны, за какие-то собственные выдумки о том, что нужно «отрабатывать негатив».

 — Как часто вы сталкивались с негативными комментариями и сообщениями? У вас вежливые и обаятельные ответы на негатив — трудно ли они давались?

— Негатив был в трансляциях, а в обычном режиме — в комментариях к постам или в личке — такого почти не случалось. У меня очень простой подход: пишут люди, они — живые и хотят живого общения. Они не придурки, которые думают, будто с ними общается какой-то паблик. Конечно, они понимают, что отвечает реальный человек. И если ему нагрубить, он вправе ответить не грубо, но строго.

Если в общении нет жизни, ты будешь носить на себе эту маркетинговую маску, а потом приходить домой, заливаться энергетиками, сидеть, курить — и быть классическим персонажем из фильма «Кофе и сигареты». Или из анекдота про журналистов. Умирает журналист, и ему говорят: это ад, а это рай, ты можешь выбрать. Он заходит в ад и видит, что там сидят журналисты — пишут, курят. Заходит в рай — там то же самое. Он спрашивает: «А в чем разница?» Ему отвечают: «Те, что в аду, не успеют к дедлайну, а те, что в раю, успеют».

Я бы очень не хотел, чтобы мы умирали за дедлайны, за какие-то собственные выдумки о том, что нужно «отрабатывать негатив». Это мой личный взгляд — я знаю, что маркетологи меня съедят, когда это прочитают. Но я считаю, что есть реальное общение живых людей, а про негатив мне искренне смешно думать.

У нас скорее были трудности в постоянном вытачивании материалов, чтобы они не потеряли популяризирующую силу — и оставались в рамках ожидаемого. Люди ходят удобно. А удобное — это дизайн. Я сейчас разговариваю с вами из «Пятерочки» рядом с моим домом. Раньше она была жуткая: обычные тупые витрины, все грязное и неприятное. А сейчас ее починили и получился европейский магазин с маленькой кофейней. Это и есть дизайн. Вот и я хочу, чтобы люди заходили и говорили: «О, здесь со мной нормально обойдутся».

Периодически молодые ребята заходили потроллить, поприкалываться. Для меня это была супервозможность пошутить вместе с ними. Они знали, что в паблике собрана культурная интеллигенция, и думали, что им станут отвечать официально. А я отвечал нормально, и они не могли в это поверить, сосредоточиться — так терялась сила троллинга. Зачастую бывало так: пришел человек, выматерился — мы поговорили с ним в комментах. И он в итоге отвечал: «Знаете, вообще-то музыка мне понравилась». И подписывался на паблик. Для меня это была большая радость. Были сообщения в духе: «Ребята, я реально изменился, потому что со мной нормально разговаривали».

Пост редакции Эдуарда Карякина

Пост новой команды паблика

Уход, утка по-пекински, новый проект

 — Что случилось в октябре? Команда ушла сама или вас уволили?

— Важный момент: мы сами расторгли договор. Проблема ровно одна: мы не смогли донести до Филармонии, какую пользу им приносит паблик. Не будем считать, что это самоочевидно. Я просто именно так и думал, а оказалось, что все иначе. Стало понятно, что у нас не получится дальше работать.

Нам предлагали решение, на которое мы не могли пойти. Мы должны были забыть обо всем, что я вам сейчас рассказал. Забыть о читателях. Конечно, никакого указа не было. Просто в Филармонии не настолько разбираются, чтобы понимать, к чему приведут их решения. А наши аргументы их не убедили.

Ребята из команды говорят: «Честно говоря, мы думали, что это случится уже в первый месяц работы». А все продержалось так долго. Я поражен. Другое учреждение таких вольностей себе не позволило бы.

Хотя понятно, что ничего необычного мы не делали. Это же просто паблик, и он просто нормальный. Ну придумали мы подкаст. Или видео выложили с субтитрами — что, Александринка или Мариинка так не смогут? Просто нужно хотеть.

 — Известно ли вам, кто сейчас ведет паблик? Видели ли вы новые посты? Что о них думаете?

— Мне неизвестно, кто ведет, потому что я удалился из админов. Посты я, конечно, видел. Ну, блин, на мой взгляд, это просто откат на пять лет… нет, пять лет назад было лучше, потому что тогда паблик вел музыковед, и он понимал, о чем пишет, не мог себе позволить высокопарности, создание элитарного клуба. Это были обычные нормальные тексты.

Возможно, проблема в очень сильном контрасте. Он жуткий. Я бы, конечно, не делал такие материалы. Могу только сказать, что они не выполняют задачу, которую я себе ставил. А какую задачу они себе ставят сейчас, я не знаю.

Люди в комментариях пишут, что Филармония, наверное, хочет больше продаж. Я думаю, что тут нет связи с продаваемостью. Это просто внутренние решения.

 — Что вы думаете о реакции подписчиков на смену команды паблика? О петиции с призывом «не губить новые медиа Филармонии»?

— Мне правда жаль, что делают хештеги (#филармониявернитеэдуарда — хэштег, который пользователи запустили под одним из новых постов в паблике Филармонии. — Прим. ред.). Это превратный взгляд: будто можно что-то вернуть, крича об этом. Но эту боль я очень понимаю. Потому что она вызвана контрастом. Люди видели одно отношение — а теперь оно другое. И оно стало другим в момент. Вот и реакция.

Петицию я видел, но там же совсем немного подписей. Я догадываюсь, что люди сами прекрасно все понимают: когда у нас вообще работали какие-то петиции? Однако в ней есть хорошая часть, где люди топят за то, чтобы в культуре были внимательны, как рассказывают о себе.

Представьте, вас каждый день кормят уткой по-пекински, а потом дают обычную кашу. Ты вроде ее можешь есть — но ведь раньше ужинал пекинской уткой, еще и не платил за нее. Конечно, ты теперь всегда будешь хотеть утку, потому что знаешь — о господи, это же возможно! Мне кажется, самые ценные комментарии — об этом. Люди тревожатся: почему возможное ранее перестало быть таковым? После публикаций в СМИ об этой ситуации появились и злые комментарии. Но это не наши люди. Люди в Филармонии никогда не будут грубить и оскорблять.

 — Над чем вы работаете прямо сейчас?

— Прямо сейчас мы делаем Лабораторию социальных медиа в РХГА (Русская христианская гуманитарная академия. — Прим. ред.). Задача — выяснить, как с помощью педагогической коммуникации и информационного стиля (метод, разработанный Артемом Горбуновым и Максимом Ильяховым) привлекать людей к образованию. К тому, чтобы они занимались, и им это было интересно.

О других проектах Эдуарда и его студии «Суть медиа» можно прочитать здесь.

В самой Филармонии на момент публикации интервью не ответили на запрос The Village. Нашим коллегам из интернет-издания «Бумага» в учреждении отказались давать комментарии, сославшись на занятость.

Обложка: Эдуард Карякин

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Как в «Циферблате» образовалась новая российская музыкальная сцена
Как в «Циферблате» образовалась новая российская музыкальная сценаИ почему эксперимент невозможно повторить
Как в «Циферблате» образовалась новая российская музыкальная сцена

Как в «Циферблате» образовалась новая российская музыкальная сцена И почему эксперимент невозможно повторить

Как превратить советский парк в современное пространство
Как превратить советский парк в современное пространствоПоказываем на примере Приморского парка Победы в Петербурге
Как превратить советский парк в современное пространство

Как превратить советский парк в современное пространство Показываем на примере Приморского парка Победы в Петербурге

Как россияне создали приложение Endel, где теперь есть колыбельная Grimes и искусственного интеллекта
Как россияне создали приложение Endel, где теперь есть колыбельная Grimes и искусственного интеллектаИ как звучит «AI Lullaby» для X Æ A-12
Как россияне создали приложение Endel, где теперь есть колыбельная Grimes и искусственного интеллекта

Как россияне создали приложение Endel, где теперь есть колыбельная Grimes и искусственного интеллекта И как звучит «AI Lullaby» для X Æ A-12

Тэги

Сюжет

Люди

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

Что делать, если близкому поставили диагноз «рак»

Постковидное искусство: Главные выставки весны и все не в онлайне

«Музыкальный инстинкт»: Как музыка влияет на наш мозг

«СБПЧ», Земфира и Ник Кейв, кино про иранскую модельерку и история России в 14 бутылках водки

Жить по-другому: Почему формат коливингов становится все популярнее

Первая полоса

Что делать, если близкому поставили диагноз «рак»
Промо
Что делать, если близкому поставили диагноз «рак»И почему слова «все будет хорошо» не лучший способ поддержки
Что делать, если близкому поставили диагноз «рак»
Промо

Что делать, если близкому поставили диагноз «рак» И почему слова «все будет хорошо» не лучший способ поддержки

Постковидное искусство: Главные выставки весны и все не в онлайне
Постковидное искусство: Главные выставки весны и все не в онлайнеРомантизм в России и Германии, Пепперштейн, ВХУТЕМАС и еще несколько интересных событий в музеях
Постковидное искусство: Главные выставки весны и все не в онлайне

Постковидное искусство: Главные выставки весны и все не в онлайне Романтизм в России и Германии, Пепперштейн, ВХУТЕМАС и еще несколько интересных событий в музеях

«Музыкальный инстинкт»: Как музыка влияет на наш мозг
«Музыкальный инстинкт»: Как музыка влияет на наш мозгМожет ли она усилить иммунитет и развить интеллект
«Музыкальный инстинкт»: Как музыка влияет на наш мозг

«Музыкальный инстинкт»: Как музыка влияет на наш мозг Может ли она усилить иммунитет и развить интеллект

«СБПЧ», Земфира и Ник Кейв, кино про иранскую модельерку и история России в 14 бутылках водки
«СБПЧ», Земфира и Ник Кейв, кино про иранскую модельерку и история России в 14 бутылках водкиЧто слушать, читать и смотреть на этой неделе
«СБПЧ», Земфира и Ник Кейв, кино про иранскую модельерку и история России в 14 бутылках водки

«СБПЧ», Земфира и Ник Кейв, кино про иранскую модельерку и история России в 14 бутылках водки Что слушать, читать и смотреть на этой неделе

Жить по-другому: Почему формат коливингов становится все популярнее
Промо
Жить по-другому: Почему формат коливингов становится все популярнееИ как в Москве реализуют эту концепцию
Жить по-другому: Почему формат коливингов становится все популярнее
Промо

Жить по-другому: Почему формат коливингов становится все популярнее И как в Москве реализуют эту концепцию

Куда улететь на мартовские праздники за 10 тысяч рублей и дешевле
Куда улететь на мартовские праздники за 10 тысяч рублей и дешевле
Куда улететь на мартовские праздники за 10 тысяч рублей и дешевле

Куда улететь на мартовские праздники за 10 тысяч рублей и дешевле

Собрали почти 40 отличных событий недели, которые стоит посетить. Выбирайте!
Собрали почти 40 отличных событий недели, которые стоит посетить. Выбирайте!Идем на секси-секонд, разбираемся в биодинамическом вине, смотрим кино о Кабаковых
Собрали почти 40 отличных событий недели, которые стоит посетить. Выбирайте!

Собрали почти 40 отличных событий недели, которые стоит посетить. Выбирайте! Идем на секси-секонд, разбираемся в биодинамическом вине, смотрим кино о Кабаковых

Тайский ресторан Black Thai в гостинице «Украина», азиатская кухня в Lucky Duck и вечеринка в Meow Bar
Тайский ресторан Black Thai в гостинице «Украина», азиатская кухня в Lucky Duck и вечеринка в Meow Bar
Тайский ресторан Black Thai в гостинице «Украина», азиатская кухня в Lucky Duck и вечеринка в Meow Bar

Тайский ресторан Black Thai в гостинице «Украина», азиатская кухня в Lucky Duck и вечеринка в Meow Bar

Ручной доктор:
Смогут ли гаджеты заменить врача
Промо
Ручной доктор: Смогут ли гаджеты заменить врачаПочему уже сейчас умные устройства нужны не только спортсменам
Ручной доктор:
Смогут ли гаджеты заменить врача
Промо

Ручной доктор: Смогут ли гаджеты заменить врача Почему уже сейчас умные устройства нужны не только спортсменам

Все свои: Как горожане переезжают из съемных квартир и хостелов в коливинги
Все свои: Как горожане переезжают из съемных квартир и хостелов в коливингиИ что может пойти не так
Все свои: Как горожане переезжают из съемных квартир и хостелов в коливинги

Все свои: Как горожане переезжают из съемных квартир и хостелов в коливинги И что может пойти не так

Где в России можно поплавать с китами, познакомиться с шаманами и увидеть собственный Гранд-Каньон
Промо
Где в России можно поплавать с китами, познакомиться с шаманами и увидеть собственный Гранд-КаньонГид по необычным местам страны
Где в России можно поплавать с китами, познакомиться с шаманами и увидеть собственный Гранд-Каньон
Промо

Где в России можно поплавать с китами, познакомиться с шаманами и увидеть собственный Гранд-Каньон Гид по необычным местам страны

Косметичка марта: Крем Kylie Skin, «пасхальное яйцо» Babor, ароматы для внутреннего баланса Lush и другие новинки
Косметичка марта: Крем Kylie Skin, «пасхальное яйцо» Babor, ароматы для внутреннего баланса Lush и другие новинки
Косметичка марта: Крем Kylie Skin, «пасхальное яйцо» Babor, ароматы для внутреннего баланса Lush и другие новинки

Косметичка марта: Крем Kylie Skin, «пасхальное яйцо» Babor, ароматы для внутреннего баланса Lush и другие новинки

Что такое фемпоэзия
Что такое фемпоэзияИ почему это самое интересное, что происходит сейчас в российской литературе
Что такое фемпоэзия

Что такое фемпоэзия И почему это самое интересное, что происходит сейчас в российской литературе

Как понять, что с вашим сердцем что-то не так
Спецпроект
Как понять, что с вашим сердцем что-то не такИ как продлить его работу
Как понять, что с вашим сердцем что-то не так
Спецпроект

Как понять, что с вашим сердцем что-то не так И как продлить его работу

Несложные завтраки дома: Печеные яйца, французский тост, оладьи с беконом и многое другое
Несложные завтраки дома: Печеные яйца, французский тост, оладьи с беконом и многое другое
Несложные завтраки дома: Печеные яйца, французский тост, оладьи с беконом и многое другое

Несложные завтраки дома: Печеные яйца, французский тост, оладьи с беконом и многое другое

«Я часто хожу в отпуск»
«Я часто хожу в отпуск»Как успеть отдохнуть за несколько дней и куда стоит поехать сейчас
«Я часто хожу в отпуск»

«Я часто хожу в отпуск» Как успеть отдохнуть за несколько дней и куда стоит поехать сейчас

Весенний вайб:
10 бьюти-подарков, которые скрасят предстоящий сезон
Промо
Весенний вайб: 10 бьюти-подарков, которые скрасят предстоящий сезонВыбираем подарки, не выходя из дома
Весенний вайб:
10 бьюти-подарков, которые скрасят предстоящий сезон
Промо

Весенний вайб: 10 бьюти-подарков, которые скрасят предстоящий сезон Выбираем подарки, не выходя из дома

Лучшие новые рестораны, бары и бистро этой зимы
Лучшие новые рестораны, бары и бистро этой зимы Паназия, еврейские коктейли и кондитерские произведения искусства
Лучшие новые рестораны, бары и бистро этой зимы

Лучшие новые рестораны, бары и бистро этой зимы Паназия, еврейские коктейли и кондитерские произведения искусства

Как работают пункты вакцинации от COVID-19 в торговых центрах Петербурга
Как работают пункты вакцинации от COVID-19 в торговых центрах ПетербургаИ шопинг, и прививка
Как работают пункты вакцинации от COVID-19 в торговых центрах Петербурга

Как работают пункты вакцинации от COVID-19 в торговых центрах Петербурга И шопинг, и прививка

🚀 Королева мемов и 🚽 WC explorer: Эксперты оценивают профили редакторов The Village в Clubhouse
🚀 Королева мемов и 🚽 WC explorer: Эксперты оценивают профили редакторов The Village в ClubhouseИ дают советы по самопрезентации
🚀 Королева мемов и 🚽 WC explorer: Эксперты оценивают профили редакторов The Village в Clubhouse

🚀 Королева мемов и 🚽 WC explorer: Эксперты оценивают профили редакторов The Village в Clubhouse И дают советы по самопрезентации

Подпишитесь на рассылку