25 ноября, среда
Санкт-Петербург
Войти
Музыка19 октября 2020

Как в «Циферблате» образовалась новая российская музыкальная сцена И почему эксперимент невозможно повторить

Как в «Циферблате» образовалась новая российская музыкальная сцена

«Хадн дадн», Кирилл Рихтер, «Созвездие Отрезок», «Велоцветочница», «Ходасевич», Zu Ye Fa — все эти музыкальные группы и маленькие городские бизнесы появились благодаря антикафе «Циферблат». Музыканты и будущие предприниматели работали там управляющими и помощниками — делали так, чтобы всем посетителям было комфортно, и нередко смены перетекали в джемы и мини-концерты. Впервые за долгое время у московской молодежи появилось место, где можно не только тусоваться и сочинять музыку, но и зарабатывать на жизнь.

Все они работали у Вани Митина — основателя сети. Сейчас он  отошел от оперативного руководства и за выходцами из «Циферблата» не следит: «У ребят слишком большая конкуренция с Четом Бейкером. Я слушаю только то, что мне по-настоящему нравится. Хотя, конечно, ребят очень люблю — это мои друзья». При этом в его словах проскальзывает обида: «Эта милая искренняя вещь, в которой зайчики пьют маршмеллоу и поют песенки, мне стоила кучи телохранителей — я пять лет жил, будучи должен разным людям несколько миллионов рублей суммарно».

Музыканты, вышедшие из «Циферблата», оказались на редкость продуктивными. Транзитом через камерные концерты они добрались до летних фестивалей, клубов и даже концертных залов: «Хадн дадн» выступают на «Боли», «Сад имени Федора» — на Пикнике «Афиши», а Кирилл Рихтер и вовсе в Альберт-холле. 

The Village рассказывает историю музыкальной сцены «Циферблата» — как музыканты боролись с комплексами, объединялись в группы и создавали субкультуру в мире, где субкультуры умерли.

История Вани Митина

Где была вся московская интеллектуальная тусовка начала 2000-х? «Гоголь», «Вермель», «Китайский летчик Джао Да», конечно же, «О.Г.И.». Именно с них и начинал Ваня Митин — будущий основатель сети антикафе «Циферблат». В те годы Митин, как было принято, выпивал с арт-директорами, пытался стать музыкантом, но вскоре во всем этом разочаровался и решил создать свое заведение, где не будет иерархий, а платить нужно не за кофе, а за время, проведенное в заведении.

«Но его песни не стала петь вся страна, и вскоре мир российской музыки стал раздражать Митина»

«Угар, бухач, игры в иерархию — вот ты сидишь за одним столом с арт-директором или крутым музыкантом, это поднимает тебя вверх по ступеням андеграундной тусовки, — вспоминает Митин тусовку нулевых, частью которой он был. — Я вертелся в пучине сложных отношений, играл в эту игру, однако в какой-то момент меня стало это раздражать. Мне не хватало искренности, нежного отношения людей друг к другу».

Иван Митин в 2006 году после концерта в «О.Г.И.»

Его родители были из неформальной среды: папа — бывший хиппи, а мама — журналист,также  успевшая поработать менеджером Псоя Короленко. Среда постмодернистская: смешение высокого и низкого, торжество концепций и постоянная, неизбежная ирония. Оказавшись в тусовке уже в 16 лет, Митин довольно быстро сделал свою группу «Контрабанда», с которой даже выступал на Пикнике «Афиши» и иногда получал бесплатные напитки в барах. «Я хотел написать хит, как у „Пятницы“ — спеть возле костра пару песен, чтобы на следующий день их уже знала вся страна», — вспоминает Митин. Но его песни не стала петь вся страна, и вскоре мир российской музыки стал раздражать Митина. Он засел дома: решил выучить английский и покорить Запад — типичная история для русских групп конца нулевых, но и здесь не вышло. Потом были эксперименты с литературой: Митин написал повесть «Гопник» — о человеке, который попадает на зону и пытается разобраться в себе. Признания публики снова не было.

Прекратив гнаться за славой, он запустил проект «Стихи в кармане» — вместе с друзьями печатал и ламинировал поэтические тексты и оставлял их в парках и беседках. С участниками акции Митин встречался в кафе, однако это было не очень удобно — остальные посетители не всегда одобряли шумную компанию. Плюс постоянно подходили официанты и просили что-нибудь заказать. Тогда Митин решил открыть собственное пространство.

Так появился «Дом на дереве» — небольшая мансарда на Покровке для друзей и единомышленников. В ней Митин нашел свое призвание: «Я осознавал, что не занимаюсь музыкой, не пишу рассказы или романы, как хотел, но создаю нужное пространство и в этом сейчас самореализуюсь».

«Дом на дереве» работал по системе «плати сколько хочешь» — в среднем было принято оставлять около 50 рублей за проведенный час. Здесь пили чай, читали стихи, бренчали на укулеле, давали спонтанные любительские концерты. Митин не принимал активного участия в музыкальной программе, дистанцировался от нее, как от вещи, которая его травмировала: «Я так и не стал тем, кем мечтал, на что положил много времени и сил».

Сережа Макаров, Варвара Васильева, Варя Краминова, Никита Чернат и Никита Оборотов

Музыкальная сцена начиналось, конечно, с каверов — с самого начала в «Доме на дереве» пели Земфиру Антон Дворцевой и Варя Краминова, которые через несколько лет будут выступать на «Боли» с группами «Созвездие Отрезок» и «Хадн дадн». Позже в «Циферблате» появилась еще дюжина музыкантов, которые потом будут в лайнапах многих российских фестивалей: Кирилл Рихтер, «Сад имени Федора», Zu Ye Fa, «Терпение».

Поняв, что посетители «Дома…» уже не помещаются в небольшой мансарде (а также что платят за проведенное время далеко не все гости), Митин решил открыть свой первый «Циферблат» — вместе с женой Индирой Алымкуловой и их друзьями Валерием Ковалевым и Алексеем Чуриковым. Историю подробно описывал «Секрет фирмы»: «Все вместе они потратили 750 тысяч рублей: Чуриков и Ковалев вложили в проект накопленные средства, а остальную сумму Митин и Алымкулова одолжили у ее родителей».

Один из «Циферблатов»

Новая искренность: Как был устроен «Циферблат»

Вместо официантов в «Циферблатах» были помощники. По сути, работа та же: варить и приносить кофе, протирать столики, пополнять запасы печенья. Но отношение к ним было другое: часто их называли «хозяевами дома». «Усредненный посетитель „Циферблата“ — это студент гуманитарного вуза. Те, кто здесь работал, должны были уметь поддержать разговор на гуманитарную тему и стремиться к интеллектуальному совершенству. За работу помощником не так много платили. Но подобное тянулось к подобному по определенному принципу — помощниками не оказывались случайные люди», — рассказывает Сережа Дмитриев из групп «Терпение» и «Сад имени Федора». Сам он устроился в «Циферблат» в 2015 году — работа давала карманные деньги, а также ее было удобно совмещать с музыкой.

Впрочем,  «Дом на дереве» и вовсе работал в формате открытого/закрытого клуба. Все были и посетителями, и работниками одновременно: «Туда можно было спокойно попасть, показав, что ты не какой-то отморозок, ну и сойтись интересами с кем-то», — вспоминает Антон Дворцевой, сегодня солист «Созвездия Отрезок». В «Дом на дереве» он пришел на первом курсе востоковедения «Вышки», где не мог найти понимающих его людей. Место сразу покорило Дворцевого — там он постепенно начал исполнять песни на фортепиано. Сначала каверы, чуть позже — свои.

«Нельзя сказать, что сообщество „Циферблата“ было оплотом оппозиции, но я просил бесплатно пускать в „Циферблат“ всех белоленточников» 

«Для меня период „Дома на дереве“ совпал с моментом, когда я резко перестала угорать в ночных клубах. Я тусила в „Солянке“, „Кризисе жанра“ — вокруг меня было много хипстеров в плохом смысле этого слова. Бесцельно существующие люди, прожигающие свою молодость, даже без претензии на то, чтобы считаться интеллигентами. Концерты „Копов в огне“, Mujuice — все это было классно, но у людей вокруг почти не было никаких стремлений, кроме как повеселиться. Я поняла, что я другой природы человек — мне хочется добра, а не треша и тусовок», — вспоминает Индира Алымкулова, будущая соосновательница «Циферблатов». Она оказалась в «Доме на дереве» благодаря знакомой.

Вначале «Дом…» показался Индире снобским местом, но потом она даже бросила журфак МГУ, чтобы посвятить себя ему — последующие «Циферблаты» они открывали уже вместе с Митиным, с которым вскоре поженились. «Идеальным посетителем „Циферблата“ был критично мыслящий человек, обладающий чувством юмора, но не пытающийся что-то из себя строить», — подытоживает Индира.

Солист группы «Созвездие Отрезок» Искандер Еримбетов познакомился с циферблатчиками еще позже, в 2015 году. Он коснулся цифербратства, но никогда не чувствовал себя его частью: «Все это немного напоминало секту в хорошем смысле этого слова. Не хочется использовать слово „аутсайдер“, но все же это тусовка творческих андердогов».

Расцвет сети пришелся на начало 2010-х — тогда Иван Митин, до этого довольно аполитичный, влился в оппозиционное движение: «Нельзя сказать, что сообщество „Циферблата“ было оплотом оппозиции, но мы тогда носили гречку абаевцам, я просил бесплатно пускать в „Циферблат“ всех белоленточников во время Болотной». Митин признается, что у него были некоторые амбиции «направить аудиторию „Циферблата“ на борьбу с кровавым режимом» и стать оппозиционным лидером.

Кончилось все в один момент, когда Митин встретил прогуливающихся Собчак и Яшина: «Я к ним подхожу, мол, чуваки, я сделал „Циферблат“ и в целом за то, что сейчас происходит. Может, я могу как-то помочь, давайте что-то придумаем. Я им представился как человек, готовый предложить свой ресурс. Однако на все это последовала насмешливо-снобистская реакция, которая меня освежила».

Группа Mulyarov Quin

Цифербратство и революция 12-го года

В какой-то момент комьюнити, образовавшееся вокруг Митина, начали называть цифербратством. В нем постепенно сложилась символическая иерархия — то, против чего так боролся Митин, но что неизбежно случается в любом сообществе.

Пространство стало напоминать секту и ему самому. «Циферблат» стал застывать во времени и стиле — вокруг него образовалась компания людей, которые начали считать себя «настоящими циферблатчиками» в противовес новым посетителям: «Все эти ангельские эльфы и милые добрые ребята, которые еще недавно, прижимаясь, боязливо пили какао в углу, нашли себе круг общения, напитались энергией и стали агрессивно отстаивать свои интересы и личные границы», — с сарказмом вспоминает Митин.

В 2012 году между Митиным и частью сооснователей случился открытый конфликт. В команде появился управляющий, увлеченный эзотерикой — друг одного из первых инвесторов: «Больной на голову чувак, который заморачивался по Кастанеде, святым духам. Он постоянно бил копытом: давай, мол, энергию подключим, и будет вообще все ништяк в „Циферблате“», — так описывает бывшего партнера Митин.

«Эзотерик предлагал брать людей на работу по цвету глаз, а смены помощников выстраивали, полагаясь на гороскоп»

Индира Алымкулова говорит, что эзотерик предлагал брать людей на работу по цвету глаз, а смены помощников выстраивали, полагаясь на гороскоп. Все это не понравилось не только посетителям, но и первоначальным партнерам: «Эти странные люди видели мир „в энергетическом свете“ и увольняли людей с формулировкой „ты женщина-волчица, у тебя злые глаза“», — рассказывал Ковалев журналу «Секрет фирмы».

Митин пытался как-то решить накопившиеся проблемы: «Мне надоел снобизм и некомпетентность людей, которые только что катались во дворе на самокатиках, а сейчас якобы стали начальниками. И здесь уже я как мудак поступил: начал тушить огонь другим огнем, пустил этого чувака решать вопросы».

Оппозиционно настроенная часть команды полностью перешла в «Циферблат» на Пятницкой. Среди посетителей отделившегося места было много завсегдатаев «Циферблатов», в том числе Антон Дворцевой и даже брат Митина — Даня Муляров. «Они там скооперировались, писали открытые письма, что типа Ваня [сошел с ума]», — вспоминает Митин.

В ту пору сеть «Циферблатов» была на грани развала, однако через несколько недель Митин и Алымкулова все же прогнали эзотерика из проекта. Сразу после этого Митину стали звонить с угрозами: «Мы тебя убьем, ресторан сожжем, давай, сука, миллион». Длилось все это около месяца — Митину пришлось нанять телохранителя, а также «нанимать каких-то ребять — на стрелки ходить». Кто именно стоял за всем этим — неизвестно, однако Митин предполагает, что это могло быть связано с отстранением эзотерика.

Спустя некоторое время «Циферблат» на Пятницкой отделился от основной сети. Заведение переименовали в «Пятницу», а заниматься им стал Валерий Ковалев — один из сооснователей первой команды.

Группа «Полынь»: Рита Меджович и Влада Авонави

Перемирие и долги

Постепенно старая команда возвращалась — кто в недавно открывшийся «Циферблат» на Пушкинской, кто на Покровку. Бунтовщики и руководство вскоре помирились, однако вся эта история сильно потрясла Митина: «Никто не оценивает количество затрат, которые я понес. Огромное количество недоверия ко мне со стороны близких друзей, с которых все это начиналось, строилось на том, что я якобы заработал кучу бабла на этой душевности и искренности. А я вообще ничего не заработал на „Циферблатах“. Вся эта милая искренняя вещь, в которой зайчики пьют маршмеллоу и поют песенки, мне стоила телохранителей.  А еще я пять лет жил, будучи должен разным людям больше пяти миллиона рублей суммарно. Часть долгов была связана с франшизами: „Циферблат“ в Питере, в который я инвестировал всю прибыль, отжал один чувак и переименовал — это стало антикафе „Радиола“», — рассказывает Митин. Характерен и случай с филиалом в Нижнем Новгороде — там инвесторы перестали платить зарплату сотрудникам, а долг за аренду достиг миллиона рублей. Выплачивать его также пришлось Митину.

Митин выкупил долю одного из первых инвесторов в «Циферблате» на Покровке — однако после этого кафе уже не приносило никакого дохода. В первоначальном виде «Циферблат» уже никогда не срастется, а сам Митин займется международными франшизами, а потом и «Болотов.Дачей».

«Говоря о ней, нельзя выделить какую-то определенную черту или принадлежность к жанру»

Музыкальная сцена «Циферблата»

Несмотря на постепенный отход от дел Митина, циферблатская тусовка продолжила существовать. К 2014 году тут начинает зарождаться своя музыкальная сцена — вместо тихих каверов на Beirut на укулеле в свободных пространствах звучат полноценные группы и даже проходят собственные фестивали.

Сцена «Циферблата» — понятие весьма абстрактное. Говоря о ней, нельзя выделить определенную черту или принадлежность к жанру. Индира Алымкулова, соосновательница сети, считает, что главная функция «Циферблата» — это создание комфортной среды, в которой взрослеющему человеку удается не потерять себя: «Когда человек еще ребенок, у него нет шелухи, он еще не настолько травмирован внешним миром, чтобы вечно притворяться агрессивным или закрытым. Мне кажется, очень сложно и важно дать человеку такие обстоятельства для взросления, чтобы он смог остаться собой, сохранить детскую любознательность и непосредственность. Для какого-то количества людей „Циферблат“ и стал таким местом. Конечно, это влияет и на то, как они себя дальше ведут по жизни».

Любой из музыкантов «Циферблата» знал, что всегда на его концерт — не важно, в самом кафе или на другой московской площадке, —  придут приятели. Именно поэтому, по мнению Сережи Дмитриева, в этой тусовке и выросло столько музыкантов: «Добиться значимости внутри уже существующего лояльного круга проще, чем в большом социуме».

Рита Меджович из «Сада имени Федора» рассказывает, что в этом сообществе было принято говорить друг с другом открыто и признаваться в грусти. «Циферблатские группы — не важно, прославились они или нет, — никогда маниакально не стремились к известности, не желали стать кем-то и влиться в какую-то другую тусовку. Ведь все и так чувствуют, что в этом маленьком мире „Циферблата“ есть куча близких людей, которым небезразлично, что с ними происходит».

В «Циферблатах» взяться за инструмент мог кто угодно. Во многом становление музыкальной сцены связано с именем Даши Виноградовой — управляющей «Циферблатом» на Покровке в 2013–2015 году. «Границы между музыкантами и гостями не было вообще, ролевые модели были полностью разрушены. Самый любимый перформанс — сначала пригласить всех на заумный концерт барочной музыки, а потом есть суп, который сварил солист-скрипач», — рассказывает Виноградова.

Выступали в «Циферблатах» совершенно разные группы: от барочных ансамблей с лютней и клавесином до симфонических оркестров. Форматы тоже сильно варьировались: иногда это были запланированные вечера, на которые нужно было купить билет, а иногда — спонтанные флешмобы. «Второй формат мне был даже ближе — кто-то внезапно садится за фортепиано и поет так, что все забывают, куда и зачем пришли. Часто в похожем стиле играли Антон Дворцевой и Варя Краминова», — говорит Виноградова.

Так начинал и Кирилл Рихтер — один из главных представителей российской неоклассики, а несколько лет назад — частый посетитель «Циферблатов». Именно там он впервые сыграл на пианино на публике, случайно зайдя в кафе: «Было сразу понятно, что Кирилл далеко пойдет, — вспоминает Ваня Митин. — Я замечал, как замолкает зал, все обращают внимание на него и хлопают. И музыкально, и по реакции людей я понимал, что этот чувак точно выстрелит».

Выступающие ныне на фестивалях «Хадн дадн», «Сад имени Федора» и другие группы образовались чуть позже. Хоть их участники и начинали играть в «Циферблатах», известность они приобрели уже на закате того цифербратства, выступая в Powerhouse, «16 тоннах» и других столичных клубах.

«Я не хочу приписывать себе успехи Вари Краминовой и других, — говорит Индира, — это полностью ее стиль жизни, ее подход. Вот она такой пришла в „Дом на дереве“, и ей удалось, слава богу, сохранить это в себе при взрослении. Есть ощущение, что «Циферблат» многим помог раскрыть себя и сохранить. Но кому-то, конечно, и вовсе потерять!».

Группа «Созвездие Отрезок»

Комплекс циферблатчика: Что стало с выходцами из тусовки

Тусовка «Циферблата» стала распадаться только к концу 2010-х: ее участники взрослеют, музыканты больше не работают помощниками, кто-то выступает с концертами. Для многих потеря среды «Циферблата» была достаточно болезненной: трудно давался выход из зоны комфорта, где все ценят и одобряют. Зато другим удалось перенести этот творческий опыт на дальнейшую жизнь.

«Не могу сказать, что „Циферблат“ выпускает профессионалов в каком-то деле, но он точно выпускает людей, которые умеют классно взаимодействовать с жизнью, миром, другими людьми, закрывая таким образом какие-то прорехи в скиллах. Я до сих пор стараюсь распылять свой циферблатский бэкграунд и надеюсь, что это помогает», — признается Рита Меджович, которая работает в промоутерской группе Fields.

«Все куда-то разбежались-разбрелись, выросли. Но „Циферблат“ в свое время оказался своего рода кузней — местом, где все это сковалось, слепилось, собралось», — подытоживает Федя Фокин.

Воспитанные в «Циферлатах» молодые люди и сами впоследствии сделали много запоминающихся проектов: блокноты Falafel Books, книжный магазин «Ходасевич», тусовки Sadcontest и «Додслет», магазин «Велоцветочница», рюкзаки Black Milk Records и, разумеется, «Болотов.Дача» — пожалуй, главное ответвление и продолжение «Циферблатов».

Музыканты, вышедшие оттуда, продолжают играть, многие стали известными. Ваня Митин сейчас делает Chateau Chapiteau в Грузии — эдакое королевство для творческих людей в совсем уж уэс-андерсоновском стиле.

Иван Митин в Грузии, где он делает Chateau Chapiteau

Когда мы с ним говорим о «Циферблатах», он как будто отстраняется от своей роли во всем этом: «Для меня эта страница закрыта. Внутренне я уже давно пережил смерть этих проектов», — говорит он. В его словах чувствуется обида: в каком-то смысле он создал идеальное место, которого ему не хватало в юношестве. «Я костьми лег, чтобы сформировать эту среду», — признается он. Только вот сам он от нее отстранился: конфликты, дрязги, финансы, вновь зарождающаяся иерархия — макет оказался сильнее, и взрослый мир опять победил. Но выдумщик Митин вновь борется с ним, на этот раз на территории Грузии.

По всему миру все еще работает много «Циферблатов». В Москве их два — на Пушкинской и на Кузнецком мосту. Каждый может зайти туда за чашкой чая и печеньем.

Фотографии: обложка – The Village, 1 – архив Ивана Митина, 2 – Варя Краминова, 3 – «Циферблат», 4 – Mulyarov Quin, 5 – Анатолий Яцков, 6 – Полынь, 7 – Терпение, 8 – Слава Замыслов, 9 – Кирилл Зиндер / «Хадн дадн» / Lyaoakyn records, 10 – Chateau Chapiteau

Share
1
скопировать ссылку

Читайте также:

Режиссер «Китобоя» Филипп Юрьев — о Чукотке, пацанских правилах жизни и магическом реализме
Режиссер «Китобоя» Филипп Юрьев — о Чукотке, пацанских правилах жизни и магическом реализме
Режиссер «Китобоя» Филипп Юрьев — о Чукотке, пацанских правилах жизни и магическом реализме

Режиссер «Китобоя» Филипп Юрьев — о Чукотке, пацанских правилах жизни и магическом реализме

Арсений Морозов — о 30-летии, утопической России без 2014 года и новом альбоме Арсения Крестителя
Арсений Морозов — о 30-летии, утопической России без 2014 года и новом альбоме Арсения Крестителя
Арсений Морозов — о 30-летии, утопической России без 2014 года и новом альбоме Арсения Крестителя

Арсений Морозов — о 30-летии, утопической России без 2014 года и новом альбоме Арсения Крестителя

Enique: От постхардкора до R'n'B и обратно
Enique: От постхардкора до R'n'B и обратноОб эмо-эстетике, взрослении и дружбе с группой «Буерак»
Enique: От постхардкора до R'n'B и обратно

Enique: От постхардкора до R'n'B и обратно Об эмо-эстетике, взрослении и дружбе с группой «Буерак»

Режиссер «Китобоя» Филипп Юрьев — о Чукотке, пацанских правилах жизни и магическом реализме
Режиссер «Китобоя» Филипп Юрьев — о Чукотке, пацанских правилах жизни и магическом реализме
Режиссер «Китобоя» Филипп Юрьев — о Чукотке, пацанских правилах жизни и магическом реализме

Режиссер «Китобоя» Филипп Юрьев — о Чукотке, пацанских правилах жизни и магическом реализме

Арсений Морозов — о 30-летии, утопической России без 2014 года и новом альбоме Арсения Крестителя
Арсений Морозов — о 30-летии, утопической России без 2014 года и новом альбоме Арсения Крестителя
Арсений Морозов — о 30-летии, утопической России без 2014 года и новом альбоме Арсения Крестителя

Арсений Морозов — о 30-летии, утопической России без 2014 года и новом альбоме Арсения Крестителя

Enique: От постхардкора до R'n'B и обратно
Enique: От постхардкора до R'n'B и обратноОб эмо-эстетике, взрослении и дружбе с группой «Буерак»
Enique: От постхардкора до R'n'B и обратно

Enique: От постхардкора до R'n'B и обратно Об эмо-эстетике, взрослении и дружбе с группой «Буерак»

Комментарии

1 комментарий
Показать

Эх, молодость моя. Ещё нужна статья про билингву и оги

Тэги

Сюжет

Люди

Места

Прочее

Новое и лучшее

Можно ли уволить сотрудника за посты в соцсетях?

Кудри в городе: Как кудрявые девушки создают собственное комьюнити, косметику и парикмахерские в Москве

Как студентам и стартаперам-новичкам выстрелить

От 10 до 90 тысяч: Как устроить шопинг при любом бюджете

Надо ли вам пить витамин D?

Первая полоса

Можно ли уволить сотрудника за посты в соцсетях?
Можно ли уволить сотрудника за посты в соцсетях?И как отстаивать свои права любителям провокационных твитов и фотографий
Можно ли уволить сотрудника за посты в соцсетях?

Можно ли уволить сотрудника за посты в соцсетях? И как отстаивать свои права любителям провокационных твитов и фотографий

Кудри в городе: Как кудрявые девушки создают собственное комьюнити, косметику и парикмахерские в Москве
Кудри в городе: Как кудрявые девушки создают собственное комьюнити, косметику и парикмахерские в Москве
Кудри в городе: Как кудрявые девушки создают собственное комьюнити, косметику и парикмахерские в Москве

Кудри в городе: Как кудрявые девушки создают собственное комьюнити, косметику и парикмахерские в Москве

Как студентам и стартаперам-новичкам выстрелить
Промо
Как студентам и стартаперам-новичкам выстрелитьИ попасть в элиту мирового бизнеса
Как студентам и стартаперам-новичкам выстрелить
Промо

Как студентам и стартаперам-новичкам выстрелить И попасть в элиту мирового бизнеса

От 10 до 90 тысяч:
Как устроить шопинг при любом бюджете
Спецпроект
От 10 до 90 тысяч: Как устроить шопинг при любом бюджетеИ почему вложение в одежду может быть удачным вариантом
От 10 до 90 тысяч:
Как устроить шопинг при любом бюджете
Спецпроект

От 10 до 90 тысяч: Как устроить шопинг при любом бюджете И почему вложение в одежду может быть удачным вариантом

Надо ли вам пить витамин D?
Надо ли вам пить витамин D?И откуда сегодня такая мода на него?
Надо ли вам пить витамин D?

Надо ли вам пить витамин D? И откуда сегодня такая мода на него?

Как открыть галерею без грантов и спонсоров — история петербургского проекта «Стыд»
Как открыть галерею без грантов и спонсоров — история петербургского проекта «Стыд»«Это не выставки — это иммерсивные спектакли на минималках»
Как открыть галерею без грантов и спонсоров — история петербургского проекта «Стыд»

Как открыть галерею без грантов и спонсоров — история петербургского проекта «Стыд» «Это не выставки — это иммерсивные спектакли на минималках»

«Как мы путешествуем в доме на колесах»
«Как мы путешествуем в доме на колесах»
«Как мы путешествуем в доме на колесах»

«Как мы путешествуем в доме на колесах»

13 теплых курток на зиму
13 теплых курток на зиму
13 теплых курток на зиму

13 теплых курток на зиму

Люди, которые постоянно кашляют, — о стигматизации и проблемах во время пандемии
Люди, которые постоянно кашляют, — о стигматизации и проблемах во время пандемии«Обычное покашливание я даже не замечаю»
Люди, которые постоянно кашляют, — о стигматизации и проблемах во время пандемии

Люди, которые постоянно кашляют, — о стигматизации и проблемах во время пандемии «Обычное покашливание я даже не замечаю»

Большое интервью с Cream Soda
Большое интервью с Cream SodaОб альбоме с Федуком, доходах со стримингов и хорошем вкусе
Большое интервью с Cream Soda

Большое интервью с Cream Soda Об альбоме с Федуком, доходах со стримингов и хорошем вкусе

Правда ли мы больше устаем от удаленки
Спецпроект
Правда ли мы больше устаем от удаленкиИ какую роль здесь играют видеозвонки
Правда ли мы больше устаем от удаленки
Спецпроект

Правда ли мы больше устаем от удаленки И какую роль здесь играют видеозвонки

Что делать, если ваши доходы упали
Что делать, если ваши доходы упалиКак пересмотреть свой бюджет, договориться о скидках по аренде и рефинансировании кредитов
Что делать, если ваши доходы упали

Что делать, если ваши доходы упали Как пересмотреть свой бюджет, договориться о скидках по аренде и рефинансировании кредитов

Что делать, если вам изменили
Что делать, если вам изменилиОтрывок из книги психолога Марины Травковой
Что делать, если вам изменили

Что делать, если вам изменили Отрывок из книги психолога Марины Травковой

От первой любви до дуэта длиной в 20 лет
Промо
От первой любви до дуэта длиной в 20 летС кем Майя Плисецкая танцевала свои лучшие партии
От первой любви до дуэта длиной в 20 лет
Промо

От первой любви до дуэта длиной в 20 лет С кем Майя Плисецкая танцевала свои лучшие партии

«Сейчас шахматы — это жесткий мир спортивной борьбы»: Шахматист Ян Непомнящий смотрит «Ход королевы»
«Сейчас шахматы — это жесткий мир спортивной борьбы»: Шахматист Ян Непомнящий смотрит «Ход королевы»Почему шахматисты такие странные, но такие крутые?
«Сейчас шахматы — это жесткий мир спортивной борьбы»: Шахматист Ян Непомнящий смотрит «Ход королевы»

«Сейчас шахматы — это жесткий мир спортивной борьбы»: Шахматист Ян Непомнящий смотрит «Ход королевы» Почему шахматисты такие странные, но такие крутые?

«Я — Грета»: Интимный док о жизни главной экоактивистки планеты
«Я — Грета»: Интимный док о жизни главной экоактивистки планеты
«Я — Грета»: Интимный док о жизни главной экоактивистки планеты

«Я — Грета»: Интимный док о жизни главной экоактивистки планеты

Студенты требуют скидок на онлайн-обучение. Что делают вузы и частные школы?
Студенты требуют скидок на онлайн-обучение. Что делают вузы и частные школы?И как сейчас можно добиться компенсации за дистанционку
Студенты требуют скидок на онлайн-обучение. Что делают вузы и частные школы?

Студенты требуют скидок на онлайн-обучение. Что делают вузы и частные школы? И как сейчас можно добиться компенсации за дистанционку

Видеоигры — отражение мира
Спецпроект
Видеоигры — отражение мираКак PlayStation стала культовой консолью
Видеоигры — отражение мира
Спецпроект

Видеоигры — отражение мира Как PlayStation стала культовой консолью

Сразу две новые пиццерии в квартале писателей, бельгийский паб Waterzooi и винный бар Merula в доме Палкина на Невском
Сразу две новые пиццерии в квартале писателей, бельгийский паб Waterzooi и винный бар Merula в доме Палкина на Невском
Сразу две новые пиццерии в квартале писателей, бельгийский паб Waterzooi и винный бар Merula в доме Палкина на Невском

Сразу две новые пиццерии в квартале писателей, бельгийский паб Waterzooi и винный бар Merula в доме Палкина на Невском

В центре Петербурга отремонтировали лицей со 160-летней историей. Получилось красиво
В центре Петербурга отремонтировали лицей со 160-летней историей. Получилось красиво Современные интерьеры, Железный человек и роботы
В центре Петербурга отремонтировали лицей со 160-летней историей. Получилось красиво

В центре Петербурга отремонтировали лицей со 160-летней историей. Получилось красиво Современные интерьеры, Железный человек и роботы

Подпишитесь на рассылку