25 мая, среда
Москва
Войти

Смотрим фильм про Мартина Маржелу вместе с кинокритиком и фэшн-журналисткой

Смотрим фильм про Мартина Маржелу вместе с кинокритиком и фэшн-журналисткой

Если обходиться без превосходных степеней и сосредоточиться на фактах, Мартин Маржела — последовательный революционер. Он придумал царство белого цвета, сделал актуальным ресайкл, ввел тренд на показы коллекций на складах и парковках, приглашал на подиум моделей, которые никогда не были моделями, прятал их лица, перешивал вещи из других вещей, делал топы из целлофановых пакетов и жакеты из блюдец. И старался не идти на компромиссы. В 2009 году после 20 лет Маржела ушел из модного дома под собственным именем, не дав ни одного большого интервью о себе и ни разу не светив лицо медиа. Те, кому положено знать, какой он, и так в курсе. Те, кого он не допустил, могут смотреть на его творения, а не на него самого. В этом году в России вышел фильм Райнера Хольцемера «Маржела: Своими словами», в котором дизайнер открыл все, кроме лица.

Мы посмотрели фильм вместе с кинокритиком Алисой Таёжной и нашей редакторкой раздела «Стиль» Таней Решетник. Алиса объяснила, чем интересна сама документалка, а следом Таня рассказала о главных достижениях бельгийского модельера.

«Маржела: Своими словами»

Martin Margiela: In His Own Words


Режиссер

Райнер Хольцемер

«Маржела: Своими словами» — тот редкий случай, когда фильм о фэшн-дизайнере будет интересен и тем, кто вовсе не следит за модой: не трепещет перед лейблами, не изучал историю костюма и никогда не слышал слово «деконструктивизм». Даже если вы не знаете, как правильно произносить «Maison Martin Margiela», это может быть фильм для вас. Он не снобский и даже не совсем про моду — он про творчество, дисциплину, воспитание, бескомпромиссность и выделение очевидного.

Показывая первые рисунки и эскизы детских коллекций, комментируя старые показы и любимые объекты, вспоминая учебу и коллег, Маржела обнажает не просто творческий метод фэшн-дизайнера, а делится приемами человеческой наблюдательности. Закрытые париками, очками или материей лица не взялись из ниоткуда. Белый и серый цвет в коллекциях и тапочки-таби имеют свои корни. Поиск силуэта — это поиск стиля для свободных, ищущих и готовых к артистическим жестам людей. Там, где другие дизайнеры предпочитали строгую форму, Маржела оставлял необработанные края. Там, где другие хотели новизны и законченности, Маржела перешивал старое и не прятал торчащие нитки.

В доке подробно рассказывается об антверпенской шестерке и учебе в европейской школе искусств, независимом кино и поиске моделей, работе на Hermès и начале конца в компании Diesel, важных соратниках и невидимых ассистентах. Среди говорящих голов (как их избежать) — только неслучайные люди: от наставника Жан-Поля Готье и Кэти Хорин из The New York Times до правой руки Маржелы в поздний период — никакого пустословия. Но самое главное — руки мастера в кадре. Руки, которые когда-то шили костюмы для кукол и делали эскизы цветными карандашами, собирали кимоно из полотенец и рисовали линии на обтянутой тканью обуви, красили студию в белый цвет и разрезали старые театральные костюмы. Руки, которые изменили историю моды тогда, когда все жадно ждали перемен.

Смотреть?

Да

6 составляющих творчества Мартина Маржелы

В фильме вместо самого модельера мы видим знаковые работы модного дома — истинное лицо Маржелы, которое он хотел явить миру. Мы собрали шесть главных фэшн-достижений бельгийца.

Таби

Таби Maison Margiela

57 000 рублей

Ботинки-таби — пожалуй, самая узнаваемая вещь модного дома и одновременно бестселлер бренда. Ботильоны-копытца идентифицируют даже те, кто не следит за творчеством Маржелы.

Источником вдохновения при создании необычной модели для Маржелы стали воспоминания из первой поездки в Токио, где он увидел рабочих в мягких таби из хлопка — традиционной японской обуви. Мартин установил классические таби на каблук и покрыл плотной кожей. Первые таби дизайнер представил еще в своей дебютной коллекции 1988 года — модели выходили на покрытый белоснежной тканью подиум в «дьявольской» обуви с окрашенной красным подошвой, которая оставляла череду ярких следов-копытец.

Спустя более десяти лет после ухода Маржелы с поста креативного директора Maison Margiela таби по-прежнему остаются хитом бренда, а в свежих коллекциях появляются все новые версии этой обуви с раздвоенным носом: балетки, сандалии, лоферы, кеды и так далее. Кстати, для таби марка выпускает даже специальные носки с раздвоенным мыском.

Перчатки

Выпускник Королевской академии изящных искусств и главный представитель деконструктивизма в дизайне одежды, Маржела действует как настоящий художник — в основу коллекций и отдельных вещей ложатся образы из прошлого и случайные предметы, found objects от мира моды.

Яркий пример — перчатки. Для Маржелы это не готовый предмет гардероба, а инструмент для работы, который можно многократно воспроизводить и трансформировать. Бесконечно реплицируя кожаные перчатки, дизайнер создает знаменитый жакет-перчатку из коллекции Artisanal 2001 года. В последующих коллекциях и в коллаборации с H&M Маржела представляет клатч-перчатку, сумку с ручкой — кожаной перчаткой и одежду с аппликациями в виде черных перчаток.

Другие работы с нетипичными материалами включали одежду из пластиковых мешков или проволочных вешалок, костюмы, сшитые из старой одежды в духе апсайклинга, и украшения из цветного льда, которые окрашивали одежду по мере таяния.

Волосы

Заколка для волос MM6 Maison Margiela

26 647 рублей

При создании коллекций Маржела работает не столько с тканями, сколько с человеческим телом и родственными субстанциями. Отец Мартина был парикмахером, а позже занялся созданием париков. Дизайнер с детства наблюдал за работой мастеров в парикмахерской, а отрезанные волосы стали важным элементом в коллекциях Maison Margiela.

Отделив пряди от самого человека — подобно срезанным локонам волос на полу отцовской парикмахерской, — модельер превратил их в самостоятельный материал. Так появились жакеты и сумки из париков и украшения в виде заколок с длинными прядями волос. Самый знаменитый жакет из светлых длинных волос, впервые вышедший в коллекции Artisanal осень-зима 2005/2006, а позже перевыпущенный в сезоне весна-лето 2009, сегодня хранится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

Цифры и четыре стежка

Клатч MM6 Maison Margiela

17 150 рублей

Каждую вещь бренда сопровождает белая бирка с набором цифр, пришитая к одежде четырьмя белыми нитками, которые видны с лицевой стороны. Эта задумка дизайнера продолжала идею анонимности и безликости — предполагалось, что закрепленную таким образом бирку легче спороть, превратив вещь в безымянную.

Набор цифр на бирке — нехитрый шифр, обозначающий линию или коллекцию бренда. Полноценная нумерация появилась только в 1997 году. Все номера от 0 до 23 присваивались линейкам Maison Martin Margiela не в хронологическом порядке. Среди самых популярных серий — 0, переработанная вручную женская одежда Artisanal и 10, переработанная вручную мужская одежда Artisanal; 1 — женская коллекция; 4 — капсульные коллекции и реплики вещей из предыдущих коллекций или других временных эпох; 6 — базовая женская коллекция; 10 — базовая мужская коллекция; 11 — аксессуары для женщин и мужчин; 22 — женская обувь; 3 — парфюмерия.

Одеяло

Сумка-одеяло Maison Margiela

107 900 рублей

Придерживаясь принципов деконструкции, Маржела уделяет большое внимание крою и структуре одежды. Для дизайнера характерны вывернутые наружу швы, подчеркнутые элементы кроя (например, акцентированная линия плеч на жакетах, пиджаках и пальто, встречающаяся во многих коллекциях модного дома), асимметричное строение одежды и использование нетрадиционных элементов вроде уже названных вешалок и локонов. Еще один излюбленный прием модельера — оверсайз. Эта тенденция намечается в коллекциях модного дома только в 2000-х, но вскоре оборачивается безусловным хитом бренда — белым пуховиком-одеялом (осень-зима 1999/2000), который, подобно настоящему одеялу, можно заправить в пододеяльник.

Пуховик-одеяло из коллекции 1999/2000

В последующие годы Maison Martin Margiela представит множество версий «уличного одеяла», светлый пуховик войдет в коллаборацию с масс-маркетом H&M, а похожий материал появится в коллекциях аксессуаров модного дома.

Белый цвет

Обувь Maison Margiela

35 460 рублей

Белый — ключевой цвет не только в коллекциях модного дома, но и во вселенной Мартина Маржелы. Белое все: штаб-квартира, униформа сотрудников, мебель на показах, бирки на вещах и белые стены в бутиках бренда. Этот цвет становится для дизайнера символом чистоты и многообразия. По одной из версий, все началось с первой мастерской Маржелы: денег на новую мебель не хватало, и разномастный улов с блошиных рынков и из комиссионок выглядел странно, и тогда модельер выкрасил все в белый.

Боди Maison Margiela

38 326 рублей

Впоследствии дизайнер регулярно обращался к белому цвету, работая над новыми коллекциями. Белая матовая краска покрывает одежду и аксессуары — иногда брызгами и разводами, чаще — полностью. А в весенне-летней коллекции 1992 года Маржела выпустил на подиум моделей, покрыв белым их руки.

Фотографии: обложка – «Пионер» / Beat Film Festival, Maison Margiela

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

11 сериалов лета
11 сериалов лета
11 сериалов лета

11 сериалов лета

10 фильмов лета
10 фильмов лета
10 фильмов лета

10 фильмов лета

9 игр лета
9 игр лета Новые «Рэтчет и Кланк», гольф с Марио, экшен по Dungeons & Dragons и конкурент «Цивилизации»
9 игр лета

9 игр лета
Новые «Рэтчет и Кланк», гольф с Марио, экшен по Dungeons & Dragons и конкурент «Цивилизации»

Тэги

Сюжет

Бренды

Новое и лучшее

Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями

Хороший, плохой, русский

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

Первая полоса

Сколько стоит жизнь в Якутске
Сколько стоит жизнь в Якутске Квартиры в домах на сваях, замороженная рыба и комедии, которые понимают только местные
Сколько стоит жизнь в Якутске

Сколько стоит жизнь в Якутске
Квартиры в домах на сваях, замороженная рыба и комедии, которые понимают только местные

Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе
Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе Может ли она стать новым ковидом
Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе

Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе
Может ли она стать новым ковидом

«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»
«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»
«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»

«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»

Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями
Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями Avito и новый L'Occitane
Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями

Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями
Avito и новый L'Occitane

«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны
«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны Главный сериал года от «Кинопоиска» — про ВИЧ, которого не было в СССР
«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны

«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны
Главный сериал года от «Кинопоиска» — про ВИЧ, которого не было в СССР

Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей
Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей В ответ обвинителя называют агентом спецслужб
Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей

Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей
В ответ обвинителя называют агентом спецслужб

Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»
Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»
Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»

Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»

Хороший, плохой, русский
Хороший, плохой, русский Реакция твиттера на предложение ввести антидискриминационные паспорта
Хороший, плохой, русский

Хороший, плохой, русский
Реакция твиттера на предложение ввести антидискриминационные паспорта

Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт
Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт
Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт

Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии
«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии
«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?
Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?
Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?

Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине
Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине Маффины в полевой кухне, танки и кружки со свастикой
Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине
Маффины в полевой кухне, танки и кружки со свастикой

Что известно о поджогах военкоматов после начала *****

И что об этом пишут в интернете

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?
Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги? И может ли налоговая узнать, где я нахожусь
Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?
И может ли налоговая узнать, где я нахожусь

Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»
Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа» «ФСИН — это наследие ГУЛАГа, система работает на уничтожение человека»
Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»

Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»
«ФСИН — это наследие ГУЛАГа, система работает на уничтожение человека»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

Что слушать про *****
Что слушать про ***** Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии
Что слушать про *****

Что слушать про *****
Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России «Важно не просто уехать, а что-то сделать»
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
«Важно не просто уехать, а что-то сделать»

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

Подпишитесь на рассылку