HMOT, сооснователь Klammklang — о российской электронике, неолиберализме и пении птиц «Какого черта кто-то считает, что может отнять у нас право мечтать?»

HMOT, сооснователь Klammklang — о российской электронике, неолиберализме и пении птиц

В этом месяце у электронного музыканта Стаса Шарифуллина, более известного как HMOT, вышел первый полноформатный альбом — «This Music Greets Death». В попытке лучше понять эту запись музыкальный журналист Артем Макарский созвонился с Шарифуллиным и обсудил с ним не только альбом, но и мир, в котором мы живем: патриархальную идею успеха, пение птиц и то, почему в России заниматься музыкой интереснее, чем в Берлине.

Слушать альбом на других площадках

«Про любую другую музыку я могу говорить годами. А про свою тяжело. Скольким людям я постоянно твержу, что они классные, скольких артистов мы выпускаем на лейбле — а когда речь заходит о моих работах, я вообще не понимаю, как к этому подступиться», — так в середине нашего объемного диалога в зуме говорит мне Стас Шарифуллин. Он в этом не одинок — я слушаю из раза в раз его новый альбом «This Music Greets Death» и тоже не знаю, с какой стороны к нему подойти.

Это объяснимо. «This Music Greets Death» — его первый полноформатный альбом, при том что музыкой HMOT занимается долго — первый трек с новой пластинки он сделал еще в 2014 году. Объяснить в двух словах, чем примечателен Стас и его музыка, тоже не получится. Однако название его страницы на Bandcamp — hmotology — слегка помогает: его музыку можно рассматривать как научную дисциплину, к которой, как известно, тоже можно подходить по-разному — либо со стороны теории, либо со стороны практики. Сейчас наступил второй этап — в какой-то момент разговора Шарифуллин признается, что прежнее его творчество было завязано на желании все контролировать, «чтобы все было четко» — но теперь находится на ступени, когда многие вещи может отпустить в свободное плавание. Из аспиранта HMOT годы спустя стал старшим преподавателем — в том числе и в буквальном смысле.

Помимо музыки и художественных инициатив Шарифуллин занимается преподаванием: в Школе дизайна НИУ ВШЭ он курирует магистерскую программу по саунд-арту и исследованиям звука — но о своей учебной деятельности он говорит в том числе как о арт-практике: «У меня некоторые лекции — чистый перфоманс. Студенты сидят с огромными глазами и не понимают, почему мы сейчас смотрим аниме или на какие-то лютые схемы». Результат уже сейчас дает свои плоды — работы студентов направления готовятся к выходу на лейбле Klammklang, совместном проекте Юлии и Стаса Шарифуллиных. Их партнерство проявляется и на «This Music Greets Death» — в последнем треке на альбоме, «Son 0», можно услышать не только голос поэта Руперта Клерво, но и импровизации Юлии.

«Этот альбом написал себя сам. Вокруг него собралось очень много людей»

Совместные работы на альбоме HMOT — очень важная его часть. Эксперименты Николая Козлова, также известного как ᕦ(ò_óˇ)ᕤ, легли в основу трека «Fake Feathers». Александра Захаренко, она же Perila, записала голосовую импровизацию для «Climb Higher» — и Шарифуллин признается, что не знает, кто еще мог бы сделать что-то подобное. Препарированную музыкальную шкатулку, играющую «Лебединое озеро» в заглавном треке, Стасу подарил его друг Сергей Демин, у которого в прошлом году вышел альбом на том же Klammklang. HMOT подмечает в разговоре, что совместные работы часто служат привлечением внимания к альбому — но в его случае музыканты были важны ему как люди, в той или иной степени присутствующие в его жизни.

Один из них, Зуркас Тепла, помог Шарифуллину в сложный период — и Стас говорит, что его появление на альбоме является наиболее ценным. Изначально первый альбом HMOT Зуркас планировал издать на своем лейбле CANT и предложил собрать его из неизданного — но из отобранных из огромного архива треков Шарифуллину нравились только несколько, остальные казались ему нерелевантными тому, что он делал на тот момент. Немного погодя, он решил дописать к ним новые и постепенно ушел от идеи, которую предлагал товарищ: по словам Стаса, у альбома должен был быть запутанный сюжет, который бы связывал все между собой. К сожалению, оба участника событий не могут вспомнить ни одну деталь этой истории.

Зато эта история дает к нему ключ: Зуркас в нашем коротком разговоре об изначальном сюжете альбома говорит о достоинствах «This Music Greets Death»: по его мнению, это бестелесная, словно бы лишенная автора и нарратива музыка. Сам Шарифуллин тоже говорит, что для него в альбоме есть и сюжет, и высказывание. Правда сам он не мешает никому своим объяснением, отпуская запись к слушателю: «Я не хочу, чтобы мои интерпретации повлияли на людей».

Действительно, «This Music Greets Death» куда легче воспринимать, если перестать думать о фигуре автора и о том, как и почему сделана эта музыка. Лучше не задавать вопросов, а просто включиться в прослушивание. Тогда в этой музыке обнаружится легкость, цельность, а также слегка парадоксальное разнообразие. Благодаря хитроумному мастерингу Руперта Клерво композиции воспринимаются как нечто единое — и лишь на повторном прослушивании начинаешь замечать, что у каждого трека разный подход и звучание. Шарифуллин называет альбом шоукейсом разных техник и записью о музыке — и подтверждает слова Зуркаса об отсутствии автора: «Этот альбом написал себя сам. Вокруг него собралось очень много людей». Для описания такого творческого подхода Стас использует слово «налипыши» — в своей музыке он демонстрирует все то, что к нему пришло за какое-то время. «Я ищу разные классные звуки и потом создаю из них коллаж».

То же можно сказать и про людей. Помимо упомянутых ранее музыкантов это, например, художница Карина Садреева-Нуриева, нарисовавшая обложку (Карина оказалась соседкой Шарифуллина по мастерским арт-резиденции Музея «Гараж»). Клип на первый трек «Revolution 0» сняла режиссерка и музыкантка Элина Большенкова, подруга Стаса, которая изначально хотела сделать видео своей дипломной работой — в итоге оно попало в национальный конкурс фестиваля MIEFF. Это объединение с близкими по духу людьми — неотъемлемая часть альбома: то, что он на самом деле не коллективный, а сольный, это тоже в духе «This Music Greets Death».

«По сравнению с моими остальными работами это очень светлый альбом»

Шарифуллин говорит о противоречиях, заложенных в альбом. «По сравнению с моими остальными работами это очень светлый альбом, но по сравнению с остальной музыкой в мире — достаточно мрачный. Мне хотелось сыграть на контрасте. Жесткое название и веселая обложка. Смешные мелодии и неприятные звуки. Замороченный саунд-дизайн и стандартные звуки Ableton». К этому свету и иронии Шарифуллин пришел далеко не сразу — и на вопрос о том, почему альбом выходит после долгого творческого перерыва (по крайней мере, если мерить выпущенными записями), я получаю довольно серьезный ответ. «Мне кажется, что как и многие люди, которые занимаются музыкой, я попал в фантазию других людей. Наш неолиберальный мир и патриархальная идея об успехе говорят нам о том, что нужно работать, делать больше, раскручивать себя, заниматься пиаром — и тогда ты будешь счастлив. В итоге мы просто начинаем воспроизводить эти паттерны и теряем саму суть. Когда я вижу вопрос „Я музыкант. Что делать?“, я думаю: послушайте птиц, вспомните, на чем вы играли в детстве, подумайте, какие звуки вам хотелось бы сейчас услышать. Я думаю о практиках такого рода, а не инструкциях о том, как завести себе Spotify и сделать логотип в инстаграме. Все эти истории, мне кажется, очень часто подавляют желание что-то делать».

Для HMOT дело было не только в том, как старается выстроить себя музыкальная индустрия в России — но и во внутренних установках, которые в какой-то момент дали сбой. «В какой-то момент я перестал понимать, зачем я все это делаю. До этого у меня были устремления: „Я хочу сыграть в Berghain“, „Я хочу издаться на зарубежном лейбле“, „Я хочу поехать в тур по Европе“. Потом одно случилось, второе, третье, пятое, десятое — и ты понимаешь, что ты играешь в Berghain, а тебя никто не слушает. Из толпы в триста человек человека два с интересом наблюдают за тем, что ты делаешь. И тут ты понимаешь, что это все не про музыку и никогда не было про музыку. И что ты никак не разделяешь ценности людей, которые находятся с тобой в одном пространстве».

«Кто сказал, что то, что происходит здесь — не трансгрессивно?»

HMOT меняет пространство вокруг себя и идет против старых установок: «This Music Greets Death» вышел на небольшом, но симпатичном словацком лейбле Warm Winters Ltd. Во время нашего разговора мы много говорим о том, насколько интересной становится электроника в России — и что в известности она уступает в первую очередь из-за того, что у зарубежных артистов — точнее, у их лейблов — больше пиар-мощностей и бюджета на раскрутку. Действительно, только на Klammklang за последние несколько месяцев вышли два отличных альбома — «Obkhod» Margenrot и «Excercice d'écoute non-humaine» Дианы Романовой, близится выход альбома «oo Flips» Никиты Бугаева. Фестиваль Fields из местных музыкантов собирает превосходный лайн-ап своей мини-версии из-за переноса основной части на следующий год. Возникает вопрос, а нужно ли вообще сравнивать российскую электронную сцену с отдельными зарубежными?

«Мне кажется, что современный мир движется к тому, чтобы разрушить зависимые, точнее, созависимые отношения между рабом и господином, между центром и периферией. Все эти бинарные оппозиции абсолютно придуманные и легко поворачиваются в обратную сторону. Вдруг не мы на периферии, а наоборот — это мы находимся в центре? Кто сказал, что то, что происходит здесь — не интересно? Кто сказал, что то, что происходит здесь — не трансгрессивно? В Берлине чувствуется абсолютная фрустрация, там настолько высокий уровень конкуренции, что люди вообще забыли, зачем когда-то начали заниматься музыкой. А в России я чувствую гораздо больше потенциала к политическому действию — в античном смысле этого слова, то есть к возможности что-то поменять».

«This Music Greets Death» — это музыка, записанная в центре событий, как личных для автора, так и мира вокруг него. Это музыка свободная, не оглядывающаяся ни на то, кто, что и как про нее напишет, ни на то, что сейчас делать модно, важно и нужно. Собственно, название взято из поэмы о другой свободной музыке — о джазе. Это, в конце концов, музыка-заявление. Как говорит в какой-то момент Стас, «Сейчас можно говорить что угодно — что это левацкие сопли, утопические грезы и так далее. Но с другой стороны — какого хера кто-то считает, что может отнять у нас право мечтать?»

Это музыка о праве мечтать — и о том, как это право в ней воплощается. Этих вещей у нас отнять никак не получится. Потому что, и правда что, — какого хера?

Фотографии: Klammklang

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Большая история Melon Music: Как Тюмень стала новой столицей российского рэпа
Большая история Melon Music: Как Тюмень стала новой столицей российского рэпа
Большая история Melon Music: Как Тюмень стала новой столицей российского рэпа

Большая история Melon Music: Как Тюмень стала новой столицей российского рэпа

Бережно к себе: Лана Дель Рей расставляет приоритеты на новом альбоме «Blue Banisters»
Бережно к себе: Лана Дель Рей расставляет приоритеты на новом альбоме «Blue Banisters» Артем Макарский — о том, как изменилась певица
Бережно к себе: Лана Дель Рей расставляет приоритеты на новом альбоме «Blue Banisters»

Бережно к себе: Лана Дель Рей расставляет приоритеты на новом альбоме «Blue Banisters»
Артем Макарский — о том, как изменилась певица

Тэги

Сюжет

Люди

Бренды

Новое и лучшее

Чем заняться в Москве с 6 по 12 декабря?

Главные сериалы этой зимы

Как уместить все на 20 квадратных метрах: Микроапартаменты в апарт-отеле у «Ботанического сада»

В Москве прошел сильнейший снегопад за всю послевоенную историю

Чек-лист: 7 признаков, что вы питаетесь правильнее, чем кажется

Первая полоса

Чем заняться в Москве с 6 по 12 декабря?
Чем заняться в Москве с 6 по 12 декабря? Концерт Sons Of Kemet, закрытие Non/fiction и фестиваль мультфильмов
Чем заняться в Москве с 6 по 12 декабря?

Чем заняться в Москве с 6 по 12 декабря?
Концерт Sons Of Kemet, закрытие Non/fiction и фестиваль мультфильмов

Главные сериалы этой зимы

Главные сериалы этой зимы«Эйфория», «Как я встретила вашего папу» и продолжение «Секса в большом городе»

Главные сериалы этой зимы

Главные сериалы этой зимы «Эйфория», «Как я встретила вашего папу» и продолжение «Секса в большом городе»

Как уместить все на 20 квадратных метрах: Микроапартаменты в апарт-отеле у «Ботанического сада»
Как уместить все на 20 квадратных метрах: Микроапартаменты в апарт-отеле у «Ботанического сада»
Как уместить все на 20 квадратных метрах: Микроапартаменты в апарт-отеле у «Ботанического сада»

Как уместить все на 20 квадратных метрах: Микроапартаменты в апарт-отеле у «Ботанического сада»

В Москве прошел сильнейший снегопад за всю послевоенную историю
В Москве прошел сильнейший снегопад за всю послевоенную историю
В Москве прошел сильнейший снегопад за всю послевоенную историю

В Москве прошел сильнейший снегопад за всю послевоенную историю

Чек-лист: 7 признаков, что вы питаетесь правильнее, чем кажется
Промо
Чек-лист: 7 признаков, что вы питаетесь правильнее, чем кажется
Чек-лист: 7 признаков, что вы питаетесь правильнее, чем кажется
Промо

Чек-лист: 7 признаков, что вы питаетесь правильнее, чем кажется

8 фильмов о дизайнерах: От Баленсиаги до Маржелы
8 фильмов о дизайнерах: От Баленсиаги до Маржелы А также ключевые изобретения их героев
8 фильмов о дизайнерах: От Баленсиаги до Маржелы

8 фильмов о дизайнерах: От Баленсиаги до Маржелы
А также ключевые изобретения их героев

Основательницы кофейни «Энергия» Настя Годунова и Ванда Василевская — о совместном проекте, кофе и добрососедстве
Основательницы кофейни «Энергия» Настя Годунова и Ванда Василевская — о совместном проекте, кофе и добрососедстве
Основательницы кофейни «Энергия» Настя Годунова и Ванда Василевская — о совместном проекте, кофе и добрососедстве

Основательницы кофейни «Энергия» Настя Годунова и Ванда Василевская — о совместном проекте, кофе и добрососедстве

Когда стоит соглашаться на меньшую зарплату
Когда стоит соглашаться на меньшую зарплату И можно ли принимать предложение о работе только ради денег
Когда стоит соглашаться на меньшую зарплату

Когда стоит соглашаться на меньшую зарплату
И можно ли принимать предложение о работе только ради денег

Какие продукты покупать и что из них готовить зимой: Рассказывают шеф-повара
Какие продукты покупать и что из них готовить зимой: Рассказывают шеф-повара
Какие продукты покупать и что из них готовить зимой: Рассказывают шеф-повара

Какие продукты покупать и что из них готовить зимой: Рассказывают шеф-повара

«Славяне и татары»: Интервью с арт-группой, которая уже 15 лет изучает Евразию
«Славяне и татары»: Интервью с арт-группой, которая уже 15 лет изучает Евразию «Что может быть тупее рассола? Но через него можно выйти на тему Просвещения»
«Славяне и татары»: Интервью с арт-группой, которая уже 15 лет изучает Евразию

«Славяне и татары»: Интервью с арт-группой, которая уже 15 лет изучает Евразию
«Что может быть тупее рассола? Но через него можно выйти на тему Просвещения»

Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике
Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике Что слушать, читать и смотреть в выходные
Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике

Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике
Что слушать, читать и смотреть в выходные

Как перестать выбрасывать еду
Как перестать выбрасывать еду
Как перестать выбрасывать еду

Как перестать выбрасывать еду

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел
Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел Григорий Охотин — о том, как его проект за десять лет вырастил гражданское общество в России
Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел
Григорий Охотин — о том, как его проект за десять лет вырастил гражданское общество в России

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов
Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов И действительно ли покупатели обращают на них внимание
Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов
И действительно ли покупатели обращают на них внимание

Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат
Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат Активистки Дарья Серенко и Софья Сно рассказали о работе в штабе правозащитницы
Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат

Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат
Активистки Дарья Серенко и Софья Сно рассказали о работе в штабе правозащитницы

Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта
Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта Леди Гага, Адам Драйвер и Джаред Лето, которого не узнать
Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта

Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта
Леди Гага, Адам Драйвер и Джаред Лето, которого не узнать

Советы горожан, которые взяли ипотеку
Спецпроект
Советы горожан, которые взяли ипотеку Брать на максимальный срок и не экономить на себе
Советы горожан, которые взяли ипотеку
Спецпроект

Советы горожан, которые взяли ипотеку
Брать на максимальный срок и не экономить на себе

«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца
«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца Мультикаст суперзвезд, недовольство наследников и бесподобная Леди Гага
«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца

«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца
Мультикаст суперзвезд, недовольство наследников и бесподобная Леди Гага

Кто водит москвичей по крышам
Спецпроект
Кто водит москвичей по крышам И как любовь к фотографии превратилась в растущий ивент-бизнес
Кто водит москвичей по крышам
Спецпроект

Кто водит москвичей по крышам
И как любовь к фотографии превратилась в растущий ивент-бизнес

Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве
Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве Рассказываем, что смотреть в декабре взрослым и детям
Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве

Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве
Рассказываем, что смотреть в декабре взрослым и детям

Подпишитесь на рассылку