18 мая, среда
Москва
Войти

«Дураки»: Как Юлия Накарякова записала самый легкий и честный альбом этой осени Помогли карты Таро, слушатели и умение делегировать

«Дураки»: Как Юлия Накарякова записала самый легкий и честный альбом этой осени

На прошлой неделе вышел альбом «Дураки» — вторая сольная запись Юлии Накаряковой, ранее игравшей в группе «Лемондэй». Это разительно отличающиеся от предыдущего творчества песни, полные легкости, нежности и печали. Артем Макарский встретился с исполнительницей и узнал, что альбом на самом деле дался ей очень сложно, но не обошлось и без иронии с весельем.

«Я думала раньше, что самое сложное для меня — написать песню. Потому что это может растянуться на годы. А сейчас я думаю, что самое сложное — всё. Ничего простого нет», — говорит Юлия Накарякова, сидя на кухне своей квартиры на севере Петербурга. Только что вышедший альбом «Дураки» она делала в течение всего этого года, о чем рассказывала на своей странице — в том числе потому, что альбом ей помогали записывать сами слушатели. В итоге чувство ответственности и трудности с записью незаметно становятся главными темами нашего разговора.

Слушать альбом на других площадках 

Скарлатти и сложности

«Сложность этого альбома была не только в том, что очень много всего пришлось делать — и придумывать, и собирать. Но это еще был и длинный пандемийный период, когда нужно было просто начать его делать. Мне было не по себе, я боялась вообще подойти к инструменту, боялась, что ничего не получится, этот страх вгонял меня в апатию. Это было неосознанно, я думала: надо писать альбом, но я так люблю свою работу, пойду-ка лучше поработаю. Но сейчас такое уже вряд ли будет — я окончательно поняла, что в такие моменты ты просто садишься и делаешь». Юля говорит о том, что в итоге после долгого написания альбома урывками она решила заранее забивать даты на студии и уже к таким дедлайнам ответственно доделывать все необходимое, например аранжировки.

Студийное время стоит денег, и на это Накарякова не только тратила собственные сбережения, во многом отказывая себе в течение полугода, но и попросила помощи у слушателей. Как говорит она сама, без этой помощи альбом бы не состоялся. Решиться на краудфандинг было несложно. «Мне было важно, чтобы материал вышел, потому что я уверена в том, что он может быть полезен не только мне. И как раз для того, чтобы это сделать, мне пришлось свое эго из этой истории исключить: „Это нужно этому проекту, а он, возможно, нужен вам“».

Сидя над расшифровкой этого интервью, я думаю о том, что определяет нужность песни, и о том, что любая песня может оказаться нужной, если приходится по сердцу слушателю. Песни с «Дураков» сразу оказываются где-то там, их легко впустить в себя, легко запомнить — и еще легче понять их смысл: неспроста в некоторых из них весь текст — это пара строчек. Легко писать сложные вещи, а вот простые — куда сложнее. Кажется, Накарякова это очень хорошо понимает.

При этом слушателя, который знаком с ее творчеством еще со времен группы «Лемондэй», «Дураки» поначалу могут ввергнуть в растерянность, и предыдущий ее сольный альбом, «Здравствуй!», кажется отличным переходным звеном между тем, что она делала раньше, и тем, что делает сейчас. На место необычной поп-музыки, синти-попа с практически панковской энергией пришел отточенный и довольно изысканный арт-поп: при этом, когда я говорю с Юлей о том, что альбом кажется мне более акустическим, она отвечает, что электроники здесь нет всего в двух треках. Что ж, впечатление тоже бывает обманчивым, но оно не появилось из ниоткуда. Это ощущение большего ухода в клавишные и струнные возникает еще и из-за новой работы Накаряковой, связанной с академической музыкой. Благодаря ей она вдохновлялась не самыми очевидными источниками: в песне «Жарко» звучание рабочего барабана отсылает к Равелю, а в «Разоблачи» мелодия появилась благодаря многократному прослушиванию клавесиновых сонат Скарлатти. Впрочем, «музыкальные ассоциации никогда не бывают буквальными» — цитаты в первую очередь заметны ей самой, а у слушателя могут и не откликнуться. Как она сама говорит: «Я уже столько раз слушала эти песни, что мне очень сложно представить, как это слушается со стороны».

Совместная работа и усталость

Обсуждение академической музыки в какой-то момент выливается в разговор о Гленне Гульде — в недавно вышедшей в «Издательстве Яромира Хладика» тоненькой книге приведено его интервью, данное самому себе. Гульд был известен своим резким отношением к концертной индустрии — Накарякова разделяет его посыл и пока не планирует играть концерты с новым альбомом. Сам же канадский пианист не просто отказался от выступлений, но и приложил все усилия, чтобы его студийные записи звучали идеально, чтобы любой мог представить себя прямо напротив Гульда, без желания пойти на концерт. Сейчас, может, это и не самая неочевидная мысль, но в свое время он был первопроходцем.

И здесь прослеживается еще одна параллель: рассказы Юли о студийной работе показывают, что и для нее это был трудоемкий, сложный процесс. «Когда ты один, то приглашенные музыканты не упрощают работу. Ты с ними договариваешься, разрабатываешь и придумываешь партии. И на это уходит много ресурса. Мне помогла моя подруга Лейла Алиева, она придумала большую часть струнных партий, потому что у нее гармоническое мышление развито чуть лучше, чем у меня. Вообще, друзья мне сильно помогли, но это все равно было процентов 30 от всей работы — хотя надо сказать, что для меня это значимый опыт в сочинении музыки».

Темы делегирования и совместной работы не раз возникают в ходе нашей беседы — о записи с кем-то еще Накарякова говорит, что ее обычно приходится долго заставлять: исключение — только песни с Варей Краминовой из «Хадн дадн», потому что у нее «легкая рука». Какое-то время мы говорим и о проекте «Юлия Накарякова и гуру лоу-фая», с которым она пыталась записать часть песен с альбома, — из-за постоянных перестановок в группе она решила продолжить сольную работу, а распаду коллектива посвятила песню «Предатели». Никаких громких заявлений за этим не стоит — само слово Юля называет озорным и шуточным, а вот песню, наоборот, довольно мрачной. На этом стыке разных эмоций, кажется, и строятся «Дураки».

Стоит отметить, что один из бывших участников «Гуру лоу-фая» Даниил Гражданкин придумывал партии и для этого альбома, однако практически весь остальной состав получился женским. Накарякова упоминает виолончелистку Олю Монастырскую, скрипачку Екатерину Глазову, гобоистку Надежду Ильину, арфистку Кристину Казарян, а на флейте сыграла упомянутая выше Лейла Алиева. Хотя Юле было бы интересно создать полноценную группу, ни о каком оркестре речи не идет. При этом опыт группы не повлиял на желание разделять ответственность и делегировать в сольном творчестве: «У меня такое ощущение, что я бы делегировала все, что только могла бы. Если бы был человек, который мог съездить к музыкантам и записать их, это было бы великолепно. Мне все это очень нравится, но я сильно устала от таких вещей».

Усталость вообще упоминается довольно часто — например, одна из лучших песен альбома, «Никогда», осталась с клавишными и хором голосов, с которым Юле помог ее друг, композитор Алексей Сластников, потому что она «понимала, что уже не в состоянии ничего делать». «На „Разоблачи“ у меня тоже особо не было сил — я придумала такой ритмический кусок в духе Animal Collective».

Карты Таро и непривычность

Сложность, усталость, ответственность — можно подумать, что «Дураки», несмотря на название, очень серьезная музыка. Но это не так: «Дураки» — легкая, временами совсем невесомая пластинка, притом что часто здесь поется о сложных вещах. Вместе с изменениями исполнительницы меняется и лирический герой песен, в котором воплощена «смесь разных голосов, мнений людей, находящихся в отношениях». Возможно, эта отстраненность и придает альбому иное, совсем не тяжелое настроение. Накарякова добавляет: «Не могу об этом думать без иронии, но этот альбом от всего, что было раньше, отличает очень женский посыл. И это классно, хотя и непривычно».

«Непривычность» — слово, которое хорошо подходит «Дуракам». Казалось бы, нельзя сказать, что на русском выходило мало простых и доступных песен под клавишные, но у Накаряковой присутствует совсем иная интонация, иной фокус, который все меняет. Она и сама это чувствует — ей нравится, что названия песен на альбоме, например «Куда мне идти», звучат как переводы зарубежных песен на мелодиевских пластинках, как было с The Doors, чья «Light My Fire» превратилась в «Зажги мой огонь». Хитрость в том, что никакого перевода не существует, это и есть оригинал — и на подобных парадоксах и держится ее музыка.

Юля признается, что предыдущий альбом, «Здравствуй!», был выпущен со слегка наплевательским, «аутсайдерским», как она говорит, отношением, на этот ей хотелось бы обратить внимание куда сильнее. Ключ к пониманию этого альбома — в обложке, вдохновленной картой Таро «Дурак», и в посыле заглавной песни. «Она о том, что не страшно показаться дураком, если ты честен в своих чувствах, если ты не боишься выглядеть уязвимым, глупым или попросту несчастным. Образ дурака для меня именно об этом, — говорит Накарякова. — И поскольку альбом получился очень сконцентрированным на отношениях, это отыгрывается в обложке — такое зеркальное отражение, в котором оба человека не глядя идут навстречу друг другу».

Может быть, кто-то идет навстречу этому альбому прямо сейчас. Тот, кому нужно услышать, что быть уязвимым или глупым — совсем не страшно. Кому хочется перестать бояться и кого может вдохновить история той, кто решил, что лучший вариант бороться со страхом — это взять и сделать. Может быть, это вы?

Фотографии: Лена Стрыгина

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Как Tequilajazzz стала великой русской группой? Разбираемся вместе с ее лидером Евгением Федоровым
Как Tequilajazzz стала великой русской группой? Разбираемся вместе с ее лидером Евгением Федоровым «Не пытаться делать что-то модное, а делать сразу вечное»
Как Tequilajazzz стала великой русской группой? Разбираемся вместе с ее лидером Евгением Федоровым

Как Tequilajazzz стала великой русской группой? Разбираемся вместе с ее лидером Евгением Федоровым
«Не пытаться делать что-то модное, а делать сразу вечное»

Нидерландская инди-сцена, о которой мы ничего не знаем
Нидерландская инди-сцена, о которой мы ничего не знаем 5 новых групп, которые стоят во главе местного андерграунда
Нидерландская инди-сцена, о которой мы ничего не знаем

Нидерландская инди-сцена, о которой мы ничего не знаем
5 новых групп, которые стоят во главе местного андерграунда

Тэги

Сюжет

Люди

Прочее

Новое и лучшее

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России

Я запустила флешмоб о расизме в России и получила 1,5 тысячи историй за несколько дней

В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

«Абсолютно горизонтальная история»: Как жители Петербурга и Нарвы помогают украинским беженцам

Первая полоса

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

Что слушать про *****
Что слушать про ***** Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии
Что слушать про *****

Что слушать про *****
Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России «Важно не просто уехать, а что-то сделать»
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
«Важно не просто уехать, а что-то сделать»

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена
В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена Почему сейчас?
В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена

В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена
Почему сейчас?

Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться
Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться Объясняют психолог и психиатр
Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться

Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться
Объясняют психолог и психиатр

Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»
Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»
Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»

Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»

Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов
Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов
Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов

Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов

Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры
Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры
Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры

Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России
«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России И что будет, если ее правда объявят
«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России
И что будет, если ее правда объявят

Итоги опен-колла «Между нами» — совместного проекта The Village и «Незнания»
Итоги опен-колла «Между нами» — совместного проекта The Village и «Незнания»
Итоги опен-колла «Между нами» — совместного проекта The Village и «Незнания»

Итоги опен-колла «Между нами» — совместного проекта The Village и «Незнания»

В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией
В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией
В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией

В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией

В частных кинотеатрах Москвы и Питера показывают спираченного «Бэтмена»
В частных кинотеатрах Москвы и Питера показывают спираченного «Бэтмена» Редакторы The Village попытались записаться на показы
В частных кинотеатрах Москвы и Питера показывают спираченного «Бэтмена»

В частных кинотеатрах Москвы и Питера показывают спираченного «Бэтмена»
Редакторы The Village попытались записаться на показы

Я запустила флешмоб о расизме в России и получила 1,5 тысячи историй за несколько дней
Я запустила флешмоб о расизме в России и получила 1,5 тысячи историй за несколько дней
Я запустила флешмоб о расизме в России и получила 1,5 тысячи историй за несколько дней

Я запустила флешмоб о расизме в России и получила 1,5 тысячи историй за несколько дней

«Абсолютно горизонтальная история»: Как жители Петербурга и Нарвы помогают украинским беженцам
«Абсолютно горизонтальная история»: Как жители Петербурга и Нарвы помогают украинским беженцам Которые едут в Европу
«Абсолютно горизонтальная история»: Как жители Петербурга и Нарвы помогают украинским беженцам

«Абсолютно горизонтальная история»: Как жители Петербурга и Нарвы помогают украинским беженцам
Которые едут в Европу

Как дела, как дела? Это новый автозак
Как дела, как дела? Это новый автозак Реакция твиттера на будущие «комфортные» автозаки
Как дела, как дела? Это новый автозак

Как дела, как дела? Это новый автозак
Реакция твиттера на будущие «комфортные» автозаки

«Поездка на дачу отменяется»
«Поездка на дачу отменяется» Собрали кадры с майским снегопадом в Москве
«Поездка на дачу отменяется»

«Поездка на дачу отменяется»
Собрали кадры с майским снегопадом в Москве

Джонатан Франзен: «Я был бы рад просто оказаться в русском лесу»
Джонатан Франзен: «Я был бы рад просто оказаться в русском лесу» Великий американский писатель — о своем новом романе, автофикшене и Дэвиде Фостере Уоллесе
Джонатан Франзен: «Я был бы рад просто оказаться в русском лесу»

Джонатан Франзен: «Я был бы рад просто оказаться в русском лесу»
Великий американский писатель — о своем новом романе, автофикшене и Дэвиде Фостере Уоллесе

Подпишитесь на рассылку