Современная органная музыка: Почему это круто и как начать в ней разбираться Рассказывает куратор фестиваля Sound Up Клэр М. Сингер

Органные концерты в Москве пользуются большой популярностью: помимо классических концертных площадок, орган слушают в католическом соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской, лютеранском Кафедральном соборе Святых Петра и Павла в Старосадском переулке и старейшей церкви христиан-баптистов в Малом Трехсвятительском переулке. Купить билет в день концерта обычно сложно — их разбирают заранее, а очередь из желающих послушать орган в аутентичной атмосфере часто тянется на весь квартал.
На волне популярности жанра организаторы концертов Sound Up пригласили для сотрудничества британский фестиваль Organ Reframed, участники которого по-новому трактуют звуковые возможности традиционного инструмента. Концерт для органа, струнных и электроники, написанные современными композиторами, состоится 10 ноября в соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, поскольку именно там находится один из самых больших органов в России, который позволяет стилистически безупречно исполнять органную музыку различных эпох.
The Village попросил куратора фестиваля Sound Up: Organ Reframed Клэр М. Сингер составить плейлист из современной органной музыки и рассказать о том, как его слушать и понимать.
György Ligeti — Volumina für Orgel
performed by Dominik Susteck
«Volumina» Дьёрдя Лигети — без сомнения, самое логичное начало этого плейлиста. Композитор написал эту работу в 1962 году, она ознаменовала революцию в органной музыке: и в звуке, и в нотации. До сих пор она остается знаковым произведением и важным ориентиром в современном органном репертуаре и его развитии.
Работа начинается с открытия всех регистров и нажатия каждой клавиши клавиатуры, и, как вы можете представить, органисту для осуществления этих манипуляций нужны как минимум два ассистента. Во время подготовки к этой премьере мотор органа в Гётеборге загорелся! Премьера должна была состояться в Бременском кафедральном соборе, но, когда церковный совет услышал об инциденте с возгоранием, он отменил выступление, а вместо этого проиграл запись произведения, которую все же успели сделать в Гётеборге. Обновленную версию сделали только спустя шесть лет.
Даже партитура «Volumina» — отдельное произведение искусства. В ней Лигети обозначает изменение тона и длительности с помощью толстых черных и волнистых линий, изображая ими краткие вспышки отдельных нот. Выключение органа в момент, когда воздух в трубах все еще находится в движении, создает поразительный эффект: воздух покидает трубы особенно медленно, и так до последнего вздоха.
«Volumina» невероятно важна, так как привнесла в органный репертуар новый мир тембральных звуков. Это очень перекликается с тем, что делает Organ Reframed.
Anna von Hausswolff — Mountains Crave (City Slang)
Анна создает масштабные звуковые ландшафты, которые лично меня трогают до глубины души. Эта композиция с ее второго альбома «Ceremony». Раньше она писала для электронного органа и только в первый день записи «Ceremony» впервые попробовала играть на настоящем органе. Этот удивительный опыт подвиг ее написать еще два альбома для классического инструмента.

Phillip Glass — Music for Organ Satyagraha: Act III Finale
performed by Christopher Bowers-Broadbent
Это одно из моих любимых органных произведений.
Fennesz — La Petite Chapelle: Morning (Touch)
Запись Феннеша с серии экспериментальных концертов Spire в Кафедральном соборе Сан-Пьер в Женеве. Единственное исполнение этого произведения с участием органа, гитары и электроники.
Claire M Singer — Solas (Touch)
«Solas» из одноименного дебютного альбома я написала специально для органа Henry Willis 1877 года английской церкви Юнион-Чепел, виолончели и электроники. Его построили специально для того пространства, где он расположен. Плюс ко всему этот орган — один из немногих инструментов, где полностью восстановлен водный гидравлический насос, который используется как альтернатива электрическому мотору и имеет механическую трактуру. Это значит, что органист полностью контролирует количество воздуха, которое поступает в трубы. И этот точный контроль может создавать нежные, деликатные и почти неслышные гармонии — именно это я исследую в своем произведении.
Nico Muhly — The Revd Mustard his Installation Prelude (Bedroom Community)
рerformed by James McVinnie
Органист Джеймс Маквинни — это авангард современной органной музыки. Я выбрала трек из его альбома «Cycles», в который вошли 13 органных композиций Нико Мьюли.
Philip Jeck — The Crypt (Touch)
Единственное исполнение Филипом этой композиции для органа, вертушки и электроники. Запись лайва была сделана в Кафедральном соборе Сан-Пьер в Женеве.
Irene Buckley — The Passion of Joan of Arc
Я впервые вживую услышала Ирен в 2013 году, когда мы пригласили ее сыграть свою партитуру для «Страстей Жанны д’Арк» Карла Дрейера для органа, электроники и сопрано. Юнион-Чепел стала подходящим местом для этой разрывающей сердце классики, которая прозвучала еще более эмоционально в сопровождении ее музыки. Позже мы попросили Ирен и ее сестру Линду написать для Organ Reframed музыку к готическому шедевру Мурнау «Носферату» (орган, электроника, виолончель и альт). Это произведение открыло фестиваль Organ Reframed в 2016 году.
Sound Up: Organ Reframed
Программа концерта
Nico Muhly — Fast Cycles
Craig Armstrong — Painted in White
Claire M Singer — The Molendinar
Mark Fell — Time Diagram for Organ and Strings
Johann Sebastian Bach — Passacaglia & Fugue in C Minor, BWV 582
Philip Glass — Mad Rush
Catherine Lamb — Cumulus Totalitas
Claire M Singer — Fragments of Light
Весь плейлист доступен по ссылке
когда
10 ноября, 21:00
Сколько
Вход от 2 000 рублей