1 июля, пятница
Москва
Войти

Гречка: От Кингисеппа до Москвы за полгода 17-летняя артистка из «ВКонтакте» уверенно набирает популярность. Кто она такая?

Гречка: От Кингисеппа до Москвы за полгода

«Пожалуйста, не подпевайте так громко, я сбиваюсь», — артистка у микрофона просит битком набитый зал клуба Powerhouse. Ей 17 лет, и она заметно волнуется — это ее первый концерт в Москве, сразу обернувшийся аншлагом: передние ряды слэмятся даже под самые лиричные песни. Кто-то умудряется провернуть стейдждайв — длинноволосый подросток быстро пикирует в толпу с крохотной сцены и, побрыкавшись несколько секунд, плашмя падает на деревянный пол.

Так выглядит выступление Гречки — зарождающейся звезды поколения «ВКонтакте». Свое сценическое имя 17-летняя Настя Иванова из Кингисеппа придумала просто: ела гречку, когда думала, как назваться. На сцену она выходит в скромном сером свитере из секонда, глаза скрывают солнцезащитные очки (то ли сценический образ, то ли способ снизить градус волнения), в руках — электроакустическая гитара за 3 тысячи рублей. «Вообще на Avito ее продавали за пять, но Саша Ионов помог сторговаться», — рассказывает Гречка, когда мы встречаемся незадолго до концерта в фастфуд-точке возле Ленинградского вокзала. Это не только ее дебют в Москве, но и первый визит в столицу.

Фотографии

Виктор Юльев

Ионов — создатель «Ионотеки», петербургского клуба с дешевым алкоголем и бесплатными концертами по будням, важнейшей андеграундной точки на карте России. Он же — продюсер альбома «Звезды только ночью», после которого на Гречку обратила внимание не только постоянная аудитория «Ионотеки», но и редакторы журналов и подписчики крупных пабликов с инди-музыкой во «ВКонтакте» вроде «Родного звука», где артистку нелепо связали с «самым громким субкультурным трендом — 2017 — винишко-тян» (Гречка тут не при чем, да и такая классификация едва ли вообще бывает уместной).

Дебютный альбом вышел чуть меньше месяца назад, в декабре прошлого года. Записывался он осенью «на три микрофона», а еще в середине августа Настя жила с мамой в Кингисеппе, небольшом городке в Ленинградской области. Поступив в колледж, она переехала в Петербург к началу учебного года. На вопрос про специальность Гречка реагирует немного смущенно: «Мастер ЖКХ чего-то там, очень долгое название… Сразу скажу: в колледж я поступила не потому, что тупая. Просто не знала, что выбрать, и решила хотя бы туда пойти, чтобы быть в каком-то постоянном темпе, не потерять себя. Зато практично: дома туалет сломался — я починила». Вскоре после переезда в Петербург, где она снимает квартиру с подругой, она оказалась в «Ионотеке». Клуб на Лиговском очаровал ее с первого раза: «Мне ужасно понравилось это место — такое молодежное, у меня в городе такого нету». Уже вскоре она познакомилась с его владельцем, который, послушав ее домашние записи, взял артистку на свой лейбл Ionoff Music и пообещал сделать из нее звезду.


Сразу скажу: в колледж я поступила не потому, что тупая. Просто не знала, что выбрать, и решила хотя бы туда пойти, чтобы быть в каком-то постоянном темпе, не потерять себя. Зато практично: дома туалет сломался — я починила


Альбом «Звезды только ночью» целиком состоит из песен про молодость и любовь (неразделенную, как это часто бывает в 16 лет) с честными строчками вроде «Вечер субботы, я иду гулять. / Оделась я по топу, / накрасилась, как *****, / Для мамы я с подружкой, на самом деле нет», пропетых сильным, местами нарочито хриплым голосом поверх простых аккордов. Гвозди ее программы — номера про наркотики (песни с прямолинейными названиями вроде «Скоростной марафон», в которой находится место Бобу Марли, и «Подружки-наркоманки»), а также кавер на «Люби меня, люби» группы «Отпетые мошенники» с переписанными куплетами. Это напоминает формулу успеха харьковской группы «Пошлая Молли», покорившей молодежь во «ВКонтакте» скоростными треками про фен и адаптированной песней из 90-х еще в начале прошлого года. «Я тоже начала находить сходства [с «Пошлой Молли»], — соглашается Гречка. — Помню, в пятом классе, когда я была мелкой, мы танцевали на дискотеках под группу „Рефлекс“. Когда у „Пошлой Молли“ вышел альбом и я услышала, что они сделали с „Нон-стоп“, подумала: „Почему я не могу брать песни и так их переделывать? Это же так круто!“» Певица уже успела получить косвенное благословение молодых рок-звезд: на грядущем петербургском концерте «Пошлой Молли» она играет на разогреве.

Настя подчеркивает, что запрещенные вещества она сама никогда не пробовала, а образ жизни из ее песен, темы которых вряд ли бы понравились Роскомнадзору, остался в прошлом. Например, песню «Мама, прости» она написала в 14–15 лет. «В тот период я вела себя, можно сказать, развязно, не слушала маму… — вспоминает Гречка. — Сейчас я выросла. Я могу пойти погулять с друзьями, потусоваться в „Ионотеке“, но это никуда не заходит — я не напиваюсь, ничего не употребляю, не хожу на вписки». К наркотикам она относится скорее отрицательно, заявляя, что она «не любит наркоманов», и даже называя их «спидозниками». «Наркотики — это жестоко. Они всем делают плохо, создают хаос вокруг себя… „Скоростной марафон“ — это о девочках, которые готовы лечь с парнями за пакетик спидов, я лично видела такую картину. Кстати, альбом называется „Звезды только ночью“, потому что звезды правда бывают только ночью, а не всегда, как у моих „подружек-наркоманок“». Похожим образом строчка «На моем теле три портака, не дура ли я?» из песни «Всю грусть» реальна только наполовину: Гречка охотно рассказывает о своих татуировках и показывает тетраэдр на пальце (символизирует «открытость миру») и надпись «Моя любовь», разбитую на два предплечья («Хочу, чтобы все, чего я касаюсь, было любимым»), но это не спонтанное решение, принятое на вписке, а осознанный выбор: «Я не была пьяной, просто все это очень подходит мне».

Несмотря на свое негативное отношение к запрещенным веществам, Гречка выступает за другую форму социального равенства — гендерную: «Если мальчики со всеми спят, то им говорят, что они крутые, а если так делает девочка, то она сразу оказывается шлюхой. Но, кстати, я в последнее время в своей компании не замечала, что девочку называют шкурой, потому что она спит со всеми. Видимо, теперь я ищу более открытых людей. Толерантность — это круто».

В родном Кингисеппе, как рассказывает Гречка, клубов нет, а местная молодежь ходит в кальянную. Поэтому после того, как в 12 лет Насте Ивановой подарили акустическую гитару, она начала играть на улицах и в супермаркетах. Публично она исполняла только каверы, а своим творчеством делилась в форме черновиков в небольшом паблике во «ВКонтакте», стараясь не сбавлять темпы, даже когда у нее отключали интернет (в таких случаях она записывалась на диктофон). О качестве речи, конечно, не шло — на одной из демо-записей «Исчезай, улетай» отчетливо слышен шум стиральной машины, а небрежный гитарный бой звенит громче голоса — и это та самая лоу-файная эстетика, которую ценят в «Ионотеке», а в западных музыкальных изданиях называют bedroom pop. За день до нашей встречи ее версию песни «Люби меня, люби» поставили на петербургском радио, и она искренне рада: «Люди в машине едут, слушают меня! А [еще не так давно] я сидела дома возле машинки, записывала песни. Вообще, у меня был большой взрыв комментариев [во «ВКонтакте»]: „Ну зачем ты записала альбом! Мы так любим твои черновички“. Но я не прекращаю делать такие демки — как вернусь домой, скину что-нибудь новое».

Продюсерские решения Ионова добавили песням Гречки концертного драйва, не лишив их подпольного звучания: появились бас-партия (которую для альбомной записи он сыграл лично) и барабаны, на живом выступлении звучащие чуть ли не как хаусовая бас-бочка с хай-хэтом, то и дело отправляя толпу в танец под ровный ритм. Гречка признается, что на втором альбоме ей хотелось бы добавить «чего-то электронного», и ее тяга к эклектике не кажется удивительной: среди любимых русскоязычных артистов у нее Хаски, Ic3peak, «Пошлая Молли» и независимые поп-группы: «Мы» и «Мальбэк» с Сюзанной. Англоязычные группы она перечислять даже не готова: «Слишком много всего».

В Ленобласти остался не только более бурный образ жизни, но и политические амбиции Гречки — не так давно она мечтала стать депутатом и даже была активисткой «Молодой гвардии», но в какой-то момент разочаровалась: «Я хотела поговорить о чем-то, но мне отвечали: „Насть, тебе пока рано, тебе 16, иди листовки расклеивай…“ Считаю, что в политике не должно быть возрастного ограничения — в наше время дети развиваются быстрее». Сейчас, когда ее творческая карьера пошла вверх, она не хочет «в это влезать» и вежливо отказывается рассказывать об отношении к власти.

Концерт заканчивается кавером на «Гражданскую оборону» — песня «Все идет по плану» традиционно завершает выступления Гречки, и, кажется, в этом может быть скрыт суеверный смысл: молодая артистка явно гордится своими небольшими, но стремительными музыкальными победами и говорит, что ей еще 17, но она уже «круто проводит время». Дорогу между двумя столицами ей оплатили организаторы концерта, новый (на этот раз — сольный) концерт в Москве уже назначен, ее песня дебютировала в радиоэфире, и, если появится возможность, она даже готова поехать в турне («У нас хорошие отношения с преподавателями, можно договориться»), а нелюбимые ей наркопотребители и сплетники (невидимые герои песни «Вы жалкие», выкрикивающие «ты дура тупая и шкура простая!») остались в Кингисеппе.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«На лапшичку фо-бо денег не остается»: Как зарабатывают на жизнь российские музыканты
«На лапшичку фо-бо денег не остается»: Как зарабатывают на жизнь российские музыканты Участники фестиваля «Боль» объясняют, может ли андеграунд в России быть прибыльным
«На лапшичку фо-бо денег не остается»: Как зарабатывают на жизнь российские музыканты

«На лапшичку фо-бо денег не остается»: Как зарабатывают на жизнь российские музыканты
Участники фестиваля «Боль» объясняют, может ли андеграунд в России быть прибыльным

Степан Казарьян: «За день до фестиваля „Боль“ меня позвали в органы»
Степан Казарьян: «За день до фестиваля „Боль“ меня позвали в органы» Организатор главного смотра отечественного андеграунда — о взятках, Дуде и фо-бо
Степан Казарьян: «За день до фестиваля „Боль“ меня позвали в органы»

Степан Казарьян: «За день до фестиваля „Боль“ меня позвали в органы»
Организатор главного смотра отечественного андеграунда — о взятках, Дуде и фо-бо

«Наш великий поэт — Оксимирон»: Артем Рондарев о том, почему хип-хоп не заменит нам шансон
«Наш великий поэт — Оксимирон»: Артем Рондарев о том, почему хип-хоп не заменит нам шансон А также о невозможности панка, Бейонсе и Алле Пугачевой
«Наш великий поэт — Оксимирон»: Артем Рондарев о том, почему хип-хоп не заменит нам шансон

«Наш великий поэт — Оксимирон»: Артем Рондарев о том, почему хип-хоп не заменит нам шансон
А также о невозможности панка, Бейонсе и Алле Пугачевой

25 самых ожидаемых альбомов 2018 года
25 самых ожидаемых альбомов 2018 года От «Пошлой Молли» и рэпера Фейса до Канье Уэста и My Bloody Valentine
25 самых ожидаемых альбомов 2018 года

25 самых ожидаемых альбомов 2018 года
От «Пошлой Молли» и рэпера Фейса до Канье Уэста и My Bloody Valentine

Тэги

Сюжет

Люди

Прочее

Новое и лучшее

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»

«Идея была моя, но сделал это не я»

Первая полоса

За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды
За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды Мы с ними поговорили
За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды

За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды
Мы с ними поговорили

The Village становится платным
The Village становится платным Как продолжить читать нас
The Village становится платным

The Village становится платным
Как продолжить читать нас

«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию
«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию
«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию

«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

«С точки зрения искусства это убийство»
«С точки зрения искусства это убийство» Реакция режиссеров, актеров и критиков на закрытие «Гоголь-центра»
«С точки зрения искусства это убийство»

«С точки зрения искусства это убийство»
Реакция режиссеров, актеров и критиков на закрытие «Гоголь-центра»

«Идея была моя, но сделал это не я»
«Идея была моя, но сделал это не я» Как интернет реагирует на комиков, пошутивших про изнасилование
«Идея была моя, но сделал это не я»

«Идея была моя, но сделал это не я»
Как интернет реагирует на комиков, пошутивших про изнасилование

Слово редакции
Слово редакции Ридерки и ридеры проекта — об идее опен-колла, выборе текстов и роли литературы в мире, где идет *****
Слово редакции

Слово редакции
Ридерки и ридеры проекта — об идее опен-колла, выборе текстов и роли литературы в мире, где идет *****

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»
«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове» Михаил Бородин — о фильме «Продукты 24» и рабстве в России
«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»
Михаил Бородин — о фильме «Продукты 24» и рабстве в России

Мошенники рассылают письма от имени The Village
Мошенники рассылают письма от имени The Village Рассказываем, что об этом известно
Мошенники рассылают письма от имени The Village

Мошенники рассылают письма от имени The Village
Рассказываем, что об этом известно

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды
«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды За моду взялись «настоящие патриоты»
«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды
За моду взялись «настоящие патриоты»

Десять лет колонии за пять предложений в соцсети
Десять лет колонии за пять предложений в соцсети Как на адвоката Дмитрия Талантова завели уголовку за дискредитацию российской армии
Десять лет колонии за пять предложений в соцсети

Десять лет колонии за пять предложений в соцсети
Как на адвоката Дмитрия Талантова завели уголовку за дискредитацию российской армии

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»
«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности» Реакция твиттера на праздник, который ввел Путин
«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»
Реакция твиттера на праздник, который ввел Путин

Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России
Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России Леонид Стерник — о том, какое вино мы будем пить теперь и стоит ли делать запасы
Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России

Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России
Леонид Стерник — о том, какое вино мы будем пить теперь и стоит ли делать запасы

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость» Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?
ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?
ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?

ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?

Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****
Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время ***** Исследование социологини Кати Дегтяревой
Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****

Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****
Исследование социологини Кати Дегтяревой

«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»
«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут» Юрист Арсений Левинсон — об альтернативной службе
«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»

«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»
Юрист Арсений Левинсон — об альтернативной службе

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»
«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум» И готовы ли платить дальше
«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»
И готовы ли платить дальше

Подпишитесь на рассылку