Как Shortparis стала лучшей концертной группой страны Музыкальный журналист Никита Величко — о группе, которая всегда будет против
![Как Shortparis стала лучшей концертной группой страны](https://img.the-village.ru/poiOalc3-FG7yLdeEIOf_6Bi_JS6bnEUy3Cyd2GPvtE/rs:fill:620:415/q:88/plain/post-image_featured/11h45YFa7Y80375bjRO5Gg.jpg)
Интервьюер и интервьюируемый не всегда в первые часы знакомства видят друг друга голыми. Мы с Николаем, лидером и вокалистом группы Shortparis, стоим в раздевалке физкультурно-оздоровительного центра РЖД. Интервью там он назначил в ответ на мою просьбу провести его в типичном для Николая месте. Для меня обстоятельства тем более экстремальные, что перед разговором мы идем в бассейн, а я начал учиться плавать только два месяца назад. Все это, как позже скажет Николай, послужит для него поводом разоткровенничаться.
Точно так же Shortparis сбивают меня с толку на их концертах. Вот «Эрарта» прошлой осенью: вдруг посреди зала вырастают два участника группы с поперек положенными гитарами и начинают выпиливать на них что-то авангардное. Или недавний случай — тоже в начале концерта в «Авроре»: на фоне видеоряда с движущимися глазами неподвижно стоят две девушки в трусах с поднятыми рубашками; тишина, только иногда кто-то произносит слово «с-с-страшно». И так полчаса: публика смеется, устает, пытается проникнуться, не понимает, уходит, ждет. А потом на нее обваливается шквал энергии в сочетании с танцами на сцене, выходами Николая в зал и использованием пространства как дополнительного инструмента. Все это и побудило меня написать про Shortparis. Попробовать разобраться, по каким законам работает этот механизм, являющийся, строго говоря, рок-группой, девять из десяти которых сегодня — скучные, неизобретательные и довольствующиеся малым — короче говоря, полные антиподы Shortparis.
![](https://cdn.the-village.ru/the-village.ru/post_image-image/U4d_B02e8Z78KItfGqiWWw.png)
Текст
![](https://cdn.the-village.ru/the-village.ru/post_image-image/myhwNCiihWa9yAz17ZlAyQ.png)
Фотографии
![](https://cdn.the-village.ru/the-village.ru/post_image-image/SUyHpsK9Ub0q3g5qiUdlsQ.jpg)
На концерте в Любляне один словенец показывал Николаю факи — он попытался наступить тому ногой на лицо, но промахнулся и свалился в зал. «Я думал, что сейчас меня будут пинать ногами. А меня обняли, стали целовать макушку, хохотать радостно»
Николай — режиссер: ему явно льстит, когда я спрашиваю, чувствует ли он нечто общее с представителями этой профессии. «В музыке я оказался случайно — может быть, это звучит нагло, потому что я не снимал полнометражное кино и не ставил спектакли, но мне кажется, что у меня получилось бы в десятки раз лучше, чем то, чем я занимаюсь как артист». Он выразительно описывает свои походы в бассейн, где «мачообразные мужчины, с животиками или без, занимают все пространство, эпатажно прыгая и плавая без остановки туда-обратно — ну, такая дрочка, в общем», тогда как Николай созерцательно, по-японски балансирует — «бессмысленное эстетство». Или представляет, как замечательно будет сфотографироваться в местных интерьерах — но в итоге съемка по просьбе группы пройдет в Эрмитаже, где во избежание проблем музыканты мимикрируют под провинциальных туристов.
![](https://cdn.the-village.ru/the-village.ru/post_image-image/wsyNN7atqCPaqfoFzBAzsg.jpg)
Первое отличие Shortparis от всех остальных — протест против повторяемости сценического действия, отношение к концерту как к независимой от сочинения музыки сфере деятельности. В эпоху, когда сущность альбома сужается до списка треков на стриминг-сервисе, именно такая невиртуальность пробуждает дополнительный интерес. Откуда возникла эта идея? «Почему вы пошли учиться плавать?» — спрашивает меня Николай. Я честно отвечаю, что почувствовал нечто вроде физиологической потребности занять себя дополнительной физической нагрузкой. «Вот и тут все возникает из гребаных потребностей. Как ваше тело однажды сказало: „Хозяин, брось меня в воду, поплывем“ — так и здесь. Хотя для меня самое интересное — это репетиция, на которой мы сочиняем новый материал». Позднее Николай расскажет, что в европейском туре читал книгу о лиминальности и перформативных практиках, и его очень привлекла мысль о нарушении зоны комфорта зрителей. На одном концерте он упирался в лоб остолбеневшему от такого опыта слушателю, а на другом, в Любляне, словенец показывал ему факи — и Николай попытался наступить тому ногой на лицо, но промахнулся и свалился в зал. «Я думал, что сейчас меня будут пинать ногами. А меня обняли, стали целовать макушку, хохотать радостно, — вспоминает Николай. — Я знаю, что мне могут по ***** [лицу] дать, и это один из запрограммированных сценариев. Который пока почему-то не сработал».
Второе отличие — очень серьезное отношение не к себе, но к своему делу. Shortparis репетируют четыре раза в неделю, их прошлое восприятие этого процесса Николай характеризует как «мистическое и околорелигиозное». Он и сейчас называет свою деятельность в Shortparis служением: «Даже если я не прав и это все фейк, когда ты служишь, ты допускаешь, что ядром в этом самопожертвовании является нечто большее, чем ты, нечто красивое и прекрасное. И даже самопожертвование эту ошибку не перекрывает».
![](https://cdn.the-village.ru/the-village.ru/post_image-image/zTG1HMw5sms9kdFlxVlsaw.jpg)
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.