Лиза Громова — о хоре, «Озерах» и дебютном альбоме «Я предложила сделать что-то среднее между Кендриком Ламаром и Лорд. Из этого ничего не вышло»

Лиза Громова — о хоре, «Озерах» и дебютном альбоме

8 июня вышел первый сольный альбом бывшей вокалистки группы «Озера» Лизы Громовой. Запись, которая получила название «Прелесть», спродюсировал Александр Пьяных из группы «Мальбэк». The Village встретился с Громовой и поговорил с ней о новом альбоме, сравнениях с Монеточкой и любви к группе «Тату».

«В 2018 году я хочу выпустить альбом года, без шуток, — говорила Лиза Громова о своем грядущем дебюте. — Мы поспорили с другом, чей альбом будет круче, и я хочу его вздрючить». За день до выхода альбома, который в итоге получил название «Прелесть», Громова шутит: «Меня со званием альбома года опередила Монеточка, а друг на свой сольный альбом забил». И добавляет: «Так что мы оба проиграли».

Вообще, сравнения с екатеринбургской певицей ей не нравятся: «Это очень глупо». «Люди услышали один мой трек и из-за того, что ее альбом вышел раньше, подумали, что у меня будет музыка в этом ключе. Но мой альбом — агрессивный, — утверждает Громова, — я немного разозлилась из-за материала на «Медузе», потому что строчки в статье про то, что вот есть еще Лиза Громова и другие, спровоцировали людей на то, что они придумали внутреннюю конкуренцию между нами. Вышла песня, которая похожа на ее альбом! А еще ее так же зовут! Давайте сделаем голосование в твиттере „Какая Лиза круче“. Это ****** [конец]». Громова считает, что из-за этого у музыкантов портятся дружеские отношения. «Мы не выходим на ринг, не боремся. Мы не делим эту сцену, а делимся ею», — добавляет она.

Человек, который провел голосование, так разозлившее Лизу, — Николай Редькин, редактор сайта The Flow. Он же ввел термин «российский неопоп десятых», к которому отнес Громову. Тремя отправными моментами этого жанра, по мнению Редькина, стали знакомство вокалиста группы «Пасош» Петара Мартича с Громовой (после этого появилась группа «Озера»), женитьба Романа Варнина из «Мальбэка» на певице Сюзанне и встреча Лизы Монеточки с Виктором БЦХ Исаевым. Это небольшая группа людей — Исаев, Мартич и Варнин знакомы много лет, — и Громова уже успела поработать с двумя из них.

«С „Озерами“ я ворвалась на музыкальную сцену, чего я не могла представить себе несколько лет назад. Тогда мне казалось, что музыка — это не мое. А эта группа толкнула меня на путь истинный», — говорит Громова. Это правда: «Озера», несмотря на полуанонимность, почти полное отсутствие концертов и прочее, были популярны и у слушателей, и у критиков. Впрочем, в марте 2018 года Мартич и Громова объявили о роспуске группы. «У нас возникли разногласия. Ко мне и так приковано слишком много внимания, периодически мне хочется от него избавиться. А Лизе, наоборот, хочется получить то, чего она заслуживает, поэтому она займется своей сольной карьерой с кем-то еще», — рассказывал Мартич в интервью The Village. «Кем-то еще» оказался Роман Варнин: с группой «Мальбэк» Громова поработала в 2017 году, когда на альбоме «Плакса» вышла их совместная песня «Глаза».

«Когда я поняла, что „Озера“ распадаются, я очень расстроилась: мне хотелось заниматься музыкой дальше, но было не с кем. Навязываться к тем, кто мне нравится, я стеснялась, — вспоминает Лиза сейчас. — Но в какой-то момент Рома [Варнин] скинул мне демку этой песни, записанную за год до выхода „Плаксы“. Мне понравилось, там мой голос звучит более чувственно, чем в „Озерах“. Я сразу перезвонила Роме, сказала, что мне очень понравилось и что, кажется, „Озера“ распадаются. Он ответил, что мы безоговорочно должны начать что-то делать вместе». Так и началась работа над ее сольным альбомом.

Продюсером записи стал Александр Пьяных, третий участник «Мальбэка», сама Лиза утверждает, что писать музыку для своих песен она не умеет. Впервые они с Лизой сели за обсуждение альбома в ноябре 2017 года. «Когда я пришла к Саше, то предложила сделать ему что-то среднее между Кендриком Ламаром и Лорд. Из этого ничего не вышло, — признается Громова. — Петь таким шершавым, медовым голосом под тяжелые басы и семплы оказалось очень сложно». Работа в студии в принципе давалась Лизе нелегко, такого опыта у нее не было — «Озера» записывались дома, на коленке. «Ты лежишь в кровати, Петя скидывает демку, думаешь: „Окей, запишу песню на диктофон айфона“. И дальше ты можешь делать все что угодно: пукнуть в подушку, поперхнуться, потом опять все перезаписать. А тут ты приходишь в студию, на тебя надевают наушники, запирают в маленькой комнатке без воздуха. И ты думаешь: „Нет, нет, нет, я этого не хотела!“ Уходит много времени на то, чтобы понять, как тебе лучше петь. Я весь альбом записала сидя, хотя обычно люди записываются стоя».

Много времени ушло на то, чтобы понять, какая музыка нужна именно Лизе. Она в первую очередь певица, но петь может не под все: «Мы с Сашей очень долго привыкали друг к другу, записали очень много демок песен, не все вошли в альбом. Мы пытались выяснить, какая музыка мне подходит, какие звуки нужны, это довольно сложно». Работу усложняли и разъезды «Мальбэка» по стране.


А потом я поняла, что делаю поп-продукт и многим может быть непонятен мой язык. Он кажется красивым и простым, но я встречала много людей, которые говорили: «Что значит „жить по плану, но без надежды“? Мне реально непонятно!»


В студии Лиза работала по наитию. «Пока Саша придумывал музыку, я пила вино, слушала, и в какой-то момент в голове начинали выстраиваться мелодии. Я их напевала на диктофон — мычала, по сути, потом из этого мыка понимала, как можно развить песню в вокальном плане. Потом начинала набрасывать тексты. Иногда бывало, что в голове заедала фраза, я клала ее на музыку, и в итоге из этого получалась песня».

По словам Громовой, все песни были написаны с чистого листа — никаких заготовок со времен «Озер» у нее не осталось. Она изначально понимала, что это будет поп-музыка, поэтому пыталась упростить песни. В «Озерах» песни, по ее словам, намеренно выходили нагруженными смыслами и образами: недаром любимый рэпер Громовой — Хаски. Переход от сложного к простому давался нелегко. «Первая песня, написанная для альбома, — „Облака“. Если прислушаться к тексту и подаче, то можно понять, что там остались отголоски „Озер“. А потом я поняла, что делаю поп-продукт и многим может быть непонятен мой язык. Он кажется красивым и простым, но я встречала очень много людей, которые говорили: „Мне реально непонятно, что значит «жить по плану, но без надежды»“. И я решила упростить тексты. А для меня упрощать — очень сложно! На альбоме я не делала суперуклона в тексты, идею или концепцию. Мне было интересно понять, как я могу работать с новым звуком и могу ли раскрыть заново свой голос».

Звонкий голос Лизы — это то, на что обращаешь внимание в первую очередь, когда слушаешь ее сольные записи или песни «Озер». «В детстве я любила переворачивать коробку для деревянных кубиков, вставать на нее, брать держатель для душа и петь в него песни „Руки вверх!“, „Иванушек International“ и все из „Фабрики звезд“. Это настолько надоело моим родителям, что в четыре года они повели меня в музыкальную школу на Таганке», — вспоминает Лиза. Туда она проходила 11 лет — и окончила с красным дипломом по классу дирижирования. «И на пианино могу сыграть, и на гитарке полабать», — говорит Лиза. Это многое ей дало: она успела поучаствовать и в озвучке, и попеть на бэк-вокале, и поиграть в театре. В МХТ имени Чехова Громова пела в «Лесе», который ставил Кирилл Серебренников, а также в «Пределе любви» Паскаля Рамбера.

Первую песню собственного сочинения Лиза написала в 12 лет. Ее можно найти во «ВКонтакте», она называется «Собака — эти сны». «Я записывала ее на „Нокию“, это было очень смешно. Там голос, хоть и не похож на мой, но уже не детский — грубый, голосистый. Текст звучит так, словно его написала 40-летняя разочаровавшаяся в жизни женщина». До «Озер» она продолжала писать песни, но в стол — их набралось еще штук десять. «Но я всегда воспринимала голос как скилл, певицей становиться не собиралась», — утверждает Громова.


«Тату» — лучший отечественный поп-проект, альбом «200 по встречной» я переслушиваю как минимум раз в неделю. Меня это не отпускает


Лиза не сразу соглашается с тем, что ее голос звучит, как многие отмечают, по-пионерски. Но добавляет: «Может быть, это пошло с хора. Потому что там мы пели Анну Герман, еще что-то. Но тебе же не ставили голос как у нее. Мы зачастую даже не слышали оригиналы тех песен, которые пели, нам просто приносили ноты, и все». Герман она слушает до сих пор, но любимой считает песню, известную в исполнении другой советской певицы — Ирины Отиевой. «Я ее дирижировала на своем выпускном экзамене, — „Последняя поэма“ из фильма „Вам и не снилось“. Напевала ее, когда мы сочиняли одну из песен „Озер“».

Все это, конечно, слышно и на альбоме. Но уже в меньшей степени — желание заново открыть свой голос было одной из главных целей при работе над записью. На альбоме Лиза поет басом, фальцетом, меняет тон, там появляются этнические мотивы — как в припеве песни «Облака», где много раз повторяется «я тебя предам». «Я пела в хоре, есть много людей, которые делают одну историю, а основного солиста нет. Так я и пела в „Озерах“ — ровно, без прикрас, стесняясь как-то обращаться со своим голосом. Я просто не понимала, как это делать. А во время записи альбома мы сидели с Сюзанной, она слышала, как я что-то напеваю, пришла и предложила взять повыше. Я сказала, что я не могу, что это не в рамках моего диапазона. На что Сюзанна ответила: „Забудь про слова «не могу», просто сделай“. И я начала пробовать. Что-то не подходило: я, например, поняла, что не могу петь высоко в полный голос, только фальцетом. Привыкать к тому, что я могу петь и так, было очень сложно».

Альбом не полон цитат, но несколько все же есть. В «Не слышу» Лиза цитирует «Тату» в тексте («дальше без шуток, дальше нас двое»), в «Перегрызут» — музыкально, там есть семпл из «Нас не догонят». Еще есть отсылка к «Кино» в «Шаге» («наша память работает без выходных, мы с рождения сотканы из тысячи слов»). Насколько Громовой важна русская поп-музыка нулевых и просто старая музыка? «„Тату“ — лучший отечественный поп-проект, альбом „200 по встречной“ я переслушиваю как минимум раз в неделю. Меня это не отпускает. Когда вышел последний выпуск детского „Голоса“ и там команда Басты перепела „Нас не догонят“, меня перекрыло, и я поняла, что хочу сделать что-то в таком же духе. Я просто написала текст для „Не слышу“ и поняла, что там вокальная партия такая же, как в «Нас не догонят», и вставила строчку оттуда. Семпл в „Перегрызут“ оттуда появился тоже скорее случайно». С «Кино» другая история: «В марте или апреле я послушала их дискографию, и меня так сильно цепанула „Мы хотим танцевать“, что я ходила и несколько дней слушала только ее. Стало понятно, что структура этой песни и то, как Цой там все выстроил, какой посыл сделал, — это очень круто. И мне захотелось сделать в небэнговой песне глубокую отсылку, которая работала бы на подсознательном уровне».

Лизу вдохновляли и наблюдения из жизни. «Песня „Перегрызут“ — про одни из моих отношений. Человек, о котором там поется, хотел жить без правил. И припев построен на слове „если“. Это такой манифест его ухода от правил: мол, если ты не будешь следовать правилам, тебя перегрызут. В данном случае перегрызу я, но я стараюсь не марать руки сама, лучше натравлю собак, а то еще зубы сломаю». Да, анималистичность из ее текстов, как бы она ни хотела их упростить, никуда не делась. «А это никогда не уйдет. Вот у рэперов есть определенная манера читки, а у меня — определенная манера разговаривать. Мне образы легче выстраивать через животных, чем от своего лица».

Что до альбома года, то Лиза, учившаяся на журфаке, не расстроится, если с ним ничего не получится. «А зачем расстраиваться? Нужно либо пробовать дальше, либо искать себя еще в чем-то. Но я запрограммировала себя на то, что все получится — потому что все получится. На On Air меня спрашивали о том, как я вижу себя через год. Я не знаю. Надеюсь, что у меня хотя бы собака появится. А остальное не важно».

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«На лапшичку фо-бо денег не остается»: Как зарабатывают на жизнь российские музыканты
«На лапшичку фо-бо денег не остается»: Как зарабатывают на жизнь российские музыканты Участники фестиваля «Боль» объясняют, может ли андеграунд в России быть прибыльным
«На лапшичку фо-бо денег не остается»: Как зарабатывают на жизнь российские музыканты

«На лапшичку фо-бо денег не остается»: Как зарабатывают на жизнь российские музыканты
Участники фестиваля «Боль» объясняют, может ли андеграунд в России быть прибыльным

25 самых ожидаемых альбомов 2018 года
25 самых ожидаемых альбомов 2018 года От «Пошлой Молли» и рэпера Фейса до Канье Уэста и My Bloody Valentine
25 самых ожидаемых альбомов 2018 года

25 самых ожидаемых альбомов 2018 года
От «Пошлой Молли» и рэпера Фейса до Канье Уэста и My Bloody Valentine

Гречка: От Кингисеппа до Москвы за полгода
Гречка: От Кингисеппа до Москвы за полгода 17-летняя артистка из «ВКонтакте» уверенно набирает популярность. Кто она такая?
Гречка: От Кингисеппа до Москвы за полгода

Гречка: От Кингисеппа до Москвы за полгода
17-летняя артистка из «ВКонтакте» уверенно набирает популярность. Кто она такая?

«Озера»: «В 2018 году все — клише»
«Озера»: «В 2018 году все — клише» Первое и последнее интервью с московским дуэтом — без масок
«Озера»: «В 2018 году все — клише»

«Озера»: «В 2018 году все — клише»
Первое и последнее интервью с московским дуэтом — без масок

Тэги

Сюжет

Люди

Прочее

Новое и лучшее

Гуляем по Трубной с композитором Игорем Яковенко

Гуляем вокруг Пяти углов с «Арсением Крестителем»

Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром

Вторая неделя лета: Десятки классных событий в Москве

Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России

Первая полоса

Гуляем по Трубной с композитором Игорем Яковенко
Гуляем по Трубной с композитором Игорем Яковенко Говорим о притонах, джазе и «Отпетых мошенниках»
Гуляем по Трубной с композитором Игорем Яковенко

Гуляем по Трубной с композитором Игорем Яковенко
Говорим о притонах, джазе и «Отпетых мошенниках»

Гуляем вокруг Пяти углов с «Арсением Крестителем»
Гуляем вокруг Пяти углов с «Арсением Крестителем» Говорим о гаражном роке, культе тела и 90-х
Гуляем вокруг Пяти углов с «Арсением Крестителем»

Гуляем вокруг Пяти углов с «Арсением Крестителем»
Говорим о гаражном роке, культе тела и 90-х

Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром
Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром
Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром

Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром

Вторая неделя лета: Десятки классных событий в Москве
Вторая неделя лета: Десятки классных событий в Москве «Пика-Пика», Beat Film Festival и открытие двора в Powerhouse
Вторая неделя лета: Десятки классных событий в Москве

Вторая неделя лета: Десятки классных событий в Москве
«Пика-Пика», Beat Film Festival и открытие двора в Powerhouse

Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России
Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России
Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России

Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России

Куда пойти гулять в День России
Куда пойти гулять в День России Маршруты от политзэков
Куда пойти гулять в День России

Куда пойти гулять в День России
Маршруты от политзэков

Как все поменять, если работа больше не радует
Как все поменять, если работа больше не радует
Как все поменять, если работа больше не радует

Как все поменять, если работа больше не радует

Как ходить на распродажи осознанно
Спецпроект
Как ходить на распродажи осознанно И почему лимит на покупки — хорошая идея
Как ходить на распродажи осознанно
Спецпроект

Как ходить на распродажи осознанно
И почему лимит на покупки — хорошая идея

Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность
Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность Что слушать, смотреть и читать в эти выходные
Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность

Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность
Что слушать, смотреть и читать в эти выходные

В какие города России поехать этим летом
В какие города России поехать этим летом И сколько будет стоить путешествие
В какие города России поехать этим летом

В какие города России поехать этим летом
И сколько будет стоить путешествие

Долгожданный «Жирок» в Хамовниках, еще одна брассерия на Покровке и Сингапур в Merlion Dine & Cocktails
Долгожданный «Жирок» в Хамовниках, еще одна брассерия на Покровке и Сингапур в Merlion Dine & Cocktails
Долгожданный «Жирок» в Хамовниках, еще одна брассерия на Покровке и Сингапур в Merlion Dine & Cocktails

Долгожданный «Жирок» в Хамовниках, еще одна брассерия на Покровке и Сингапур в Merlion Dine & Cocktails

Как работает Система быстрых платежей и почему вам нужно к ней подключиться
Промо
Как работает Система быстрых платежей и почему вам нужно к ней подключиться Безопасные переводы без комиссии
Как работает Система быстрых платежей и почему вам нужно к ней подключиться
Промо

Как работает Система быстрых платежей и почему вам нужно к ней подключиться
Безопасные переводы без комиссии

Смотрим фильм про Мартина Маржелу вместе с кинокритиком и фэшн-журналисткой
Смотрим фильм про Мартина Маржелу вместе с кинокритиком и фэшн-журналисткой
Смотрим фильм про Мартина Маржелу вместе с кинокритиком и фэшн-журналисткой

Смотрим фильм про Мартина Маржелу вместе с кинокритиком и фэшн-журналисткой

Выставка Гронского: Одинаковые фотографии ускользающей России
Выставка Гронского: Одинаковые фотографии ускользающей России
Выставка Гронского: Одинаковые фотографии ускользающей России

Выставка Гронского: Одинаковые фотографии ускользающей России

Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения»
Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения» Черкесские блэк-металлисты, удмуртские рейверы и лезгинский бард
Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения»

Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения»
Черкесские блэк-металлисты, удмуртские рейверы и лезгинский бард

«Монти Механик» — о саундтреке для Идова, метамодерне и уходе с работы
«Монти Механик» — о саундтреке для Идова, метамодерне и уходе с работы А также о новом альбоме, который может отпугнуть старых фанатов
«Монти Механик» — о саундтреке для Идова, метамодерне и уходе с работы

«Монти Механик» — о саундтреке для Идова, метамодерне и уходе с работы
А также о новом альбоме, который может отпугнуть старых фанатов

Где покупать красивые бокалы для вина, лимонада и коктейлей
Где покупать красивые бокалы для вина, лимонада и коктейлей
Где покупать красивые бокалы для вина, лимонада и коктейлей

Где покупать красивые бокалы для вина, лимонада и коктейлей

Как очистить воздух с помощью граффити
Спецпроект
Как очистить воздух с помощью граффити И что такое фотокаталитический пигмент
Как очистить воздух с помощью граффити
Спецпроект

Как очистить воздух с помощью граффити
И что такое фотокаталитический пигмент

«Ratchet & Clank: Сквозь миры»: Что нужно знать о новом эксклюзиве PlayStation
Промо
«Ratchet & Clank: Сквозь миры»: Что нужно знать о новом эксклюзиве PlayStation Мгновенные перемещения между мирами, сумасшедшее оружие и третий персонаж
«Ratchet & Clank: Сквозь миры»: Что нужно знать о новом эксклюзиве PlayStation
Промо

«Ratchet & Clank: Сквозь миры»: Что нужно знать о новом эксклюзиве PlayStation
Мгновенные перемещения между мирами, сумасшедшее оружие и третий персонаж

Гуляем по Кузьмоловскому — поселку под Петербургом, в котором ввели режим повышенной готовности
Гуляем по Кузьмоловскому — поселку под Петербургом, в котором ввели режим повышенной готовности Из-за угрозы радиации
Гуляем по Кузьмоловскому — поселку под Петербургом, в котором ввели режим повышенной готовности

Гуляем по Кузьмоловскому — поселку под Петербургом, в котором ввели режим повышенной готовности
Из-за угрозы радиации

Подпишитесь на рассылку