22 сентября, среда
Санкт-Петербург
Войти

Как театры и актеры возвращаются к жизни после коронавируса И как будут выглядеть театры, когда их разрешат открыть

Как театры и актеры возвращаются к жизни после коронавируса

Модернистское краснокирпичное здание театра на Таганке. Пустынный холл. На входе — стойка с медицинскими масками и латексными перчатками. В вестибюле скучает охранник — меряет всем входящим температуру, но посетителей немного: две съемочных группы, режиссер и несколько артистов: с 15 июля там разрешены репетиции. Все сотрудники театра сдавали тест на коронавирус — это обязательное условие для возвращения к работе. А работать нужно — с 1 августа в московских театрах разрешат показы, и к этому моменту подзаржавевшие за пару месяцев карантина театралы должны прийти в форму: даже государственному театру на Таганке нужно зарабатывать.

Текст

Юрий Белят

«Сложно просто репетировать без конкретного понимания, когда придет зритель»

На первой репетиции спектакля «Спутники» все кресла зрительного зала затянуты серебряной тканью. Режиссер Денис Хуснияров либо стоит в центральном проходе, либо сидит на корточках на первом ряду. Внимательно смотрит на сцену, очень часто прерывает действие: ищет интонации вместе с актерами, объясняет нюансы ролей.

Актеры признаются: сейчас с ними тяжело работать. Все соскучились друг по другу и никак не могут поймать рабочий настрой, все время выходят из образов — либо недоигрывают, либо переигрывают. Согласно распоряжениям Минкульта, когда театр все-таки вернется к работе, премьера спектакля пройдет при наполовину заполненном зале. Один из актеров театра Антон рассказывает, что сейчас ему бы не хватило даже аншлага: «Теперь очень хочется сыграть в „Олимпийском“ или „Лужниках“, истосковался по зрителю, появился „голод“».

Маски, социальные дистанцирование и градусники на входе: Какие ограничения введут в театрах

Билеты в театры будут продавать так, чтобы зрители сидели в шахматном порядке: на нечетный ряд четные места, а на четный ряд — нечетные места. Так же поступят и в концертных залах и филармониях. Таким образом, даже при условии продажи всех доступных билетов, залы будут заполняться лишь наполовину.

На спектакли не будут пускать без масок и перчаток, а на входе в здания планируют измерять температуру.

«Спутники» — спектакль о жизни в санитарном эшелоне во время Великой Отечественной. Параллели со странным 2020 годом найти несложно: здесь и про изоляцию, и про неопределенность и неуверенность в будущем. Сергей Трифонов, исполняющий роль комиссара поезда, признается, что мысли и переживания, связанные с коронавирусом, сильно помогли при подготовке к роли.

Самое сложное для артистов во время карантина — работать, не зная, когда начнутся выступления. «Сложно просто репетировать без конкретного понимания, когда придет зритель. Мы же для них это делаем. Это как в футболе: начались чемпионаты везде, но без зрителей, и это уже совсем не то. У нас так же. Поэтому самое сложное — ждать, когда мы выйдем „на зрителя“», — рассказывает Антон. Артисты на сцене играют, не обращая внимания на социальное дистанцирование. «Я не могу с человеком в маске репетировать, сразу пропадает большая часть восприятия партнера», — говорит один из артистов.

«На протяжении всей болезни я старалась только мычать, чтобы не напрягать лишний раз связки»

В театре «Практика» репетирует «ансамбль солистов» — так себя называет хор. Малый зал, по сути — большая черная коробка. Артистки рассаживаются полукругом, руководитель и композитор — напротив. Никаких масок — петь в них невозможно. «Де-бар-ка-дер», — выводят семь девушек. «Давайте чуть-чуть фальшивенько!», — просит руководитель хора. Само слово едва различимо, это скорее несколько очень долгих нот, в которых иногда проскакивают буквы После «дебаркадер­» дробится на отдельные резкие звуки: «Де-ба-де-да-де-дЕда-де-ба-де-да-де-дА». Руководитель задает ритм, отстукивая по железному пюпитру карандашом. Лязгающий звук смешивается с голосами, чеканящими бесконечную скороговорку.

Пока театры не работали, хор пытался репетировать онлайн, но формат видеоконференции музыкантам не подходит: «Мы сразу начали осваивать Zoom, но там есть технические ограничения — невозможно одновременно петь большим составом. Артисты брали материал, каждый записывал свою партию дома на диктофон и присылал мне, я уже давала комментарии и замечания. Потом я монтажом сводила все звуковые дорожки в одну партию», — рассказывает Ольга Власова, руководитель хора «Практики».

По словам Ольги, главное ощущение от первых очных репетиций — радость. «Все соскучились по общению. Мы сегодня когда собрались, казалось, что школьники встретились после летних каникул», — рассказала Власова. Коллег артисты не боятся — верят, что те не придут на репетицию, если будут себя плохо чувствовать. «У нас одна девочка, Катя, переболела коронавирусом, сейчас уже все хорошо! Сейчас у нее есть антитела, она ходит на репетиции вместе со всеми».

Сама Екатерина, меццо-сопрано хора, воспринимает свою болезнь как интересный опыт. Несмотря на то, что она перенесла коронавирус в легкой форме, ей пришлось столкнуться с серьезным испытанием, чтобы не подвергать опасности голос: «Когда мы поем, мы используем все тело, а не только голосовые связки. На протяжении всей болезни я старалась только мычать, чтобы не напрягать лишний раз связки. Месяц я не работала, занималась своими делами, рисовала, гуляла по лесу, учила языки. Потом пришлось быстро наверстывать, голос отдохнул, но практики не хватало».

Екатерина вспоминает, что после того, как она поправилась и убедилась, что голос не пострадал, у нее с плеч свалилась гора: «Я рада, что я переболела, у меня есть какое-то счастье, когда я прихожу к своим ученикам, или занимаюсь в большой аудитории с другими людьми, я сразу говорю, что я переболела в легкой форме, что у меня есть антитела и меня не надо бояться. У меня нет страха случайно кого-то заразить, оказавшись носителем коронавируса».

Артистка признается, что онлайн формат не может стать полноценной альтернативой реального общения: «Я безумно рада этому восстанию из дистанционного пепла. Несмотря на испытание, которое нас приучило жить по-другому, я еще больше начала ценить человеческий разговор вживую, потому что репетировать и обсуждать в Zoom и других платформах это конечно здорово, но реальное общение — это тот формат, в котором мы, артисты, отчаянно нуждаемся».

«Быть запертым в 30 квадратных метрах для человека, который весь день находился в движении и выходил на сцену, было тяжелым ментальным и физическим испытанием»

Алексей Нарутто — артист балета. Как и многие его коллеги, все это время он работал дома, поддерживал физическую форму, занимался хореографией по Zoom. Когда ограничения стали не такими жесткими, он вместе с коллегами уехал в под Кострому, на арт-площадку «Станция», готовить спектакли, писать музыку и шить костюмы.

Весь фейсбук артиста в скринах из занятий по Zoom и видео-тренировок дома. Алексей принимал участие в нескольких онлайн-постановках, в том числе, «Прощай, старый мир!» — как ее описывают, «первой полнометражной танцевальной постановке эпохи коронавируса». Вместе с другими артистами танцор пытался осмыслить, как чувствует себя человек в новом мире, уменьшившимся до размеров квартиры. Нарутто вместе с другими артистами участвует в прямых эфирах в инстаграме, устраивая онлайн гала-концерты современного танца «Священный карантин».

Для Алексея, как для танцора, тяжелее всего было перенести физическое ограничение пространства — в съемной однушке заниматься танцем тяжело: «Это невероятное ощущение, когда ты попадаешь в просторное и открытое для движения пространство. Тело чувствует себя свободнее, дышит, имеет возможность выплеснуть больше энергии. Ты действительно чувствуешь себя живым. Быть запертым в 30 квадратных метрах для человека, который почти весь день находился в активном движении и выходил на сцену, было очень тяжёлым ментальным и физическим испытанием».

Онлайн-классы и стримы, по словам Алексея, нужны были и для того, чтобы держать себя в форме и не расслабляться. «У нас были онлайн классы по зуму в театре «Балет Москва» и мы даже выпустили онлайн спектакль «Прощай, старый мир». Сам я занимался йогой и преподавал онлайн классы в школах «Цех» и Gogol School. Получилось заняться образованием, потому что онлайн формат дал возможность поучиться у педагогов театра и танца со всего мира. Приходилось выдумывать себе какую-то особую диету, потому что количество растрачиваемых джоулей упало в разы, и всеми силами стараться держать режим в этом безвременье».

Сейчас артисты готовятся к новому театральному сезону, но почти никто пока не понимает, как это будет выглядеть: заставят ли их носить маски за кулисами, будут ли измерять температуру зрителям. Некоторые верят, что скоро Минкульт изменит свое решение, и до зимы никаких спектаклей не будет. Поэтому пока что единственная защита артистов — скучающий на входе в театр охранник с термометром.


Фотографии: Юрий Белят

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Как коронавирус изменил культуру
Как коронавирус изменил культуру Музыку, театр, книжный бизнес, музеи, подкасты и другое
Как коронавирус изменил культуру

Как коронавирус изменил культуру
Музыку, театр, книжный бизнес, музеи, подкасты и другое

«Мы все — левые утописты»: Российские художники создают профсоюз и требуют гособеспечение
«Мы все — левые утописты»: Российские художники создают профсоюз и требуют гособеспечение «На смену незащищенности придет безусловный базовый доход»
«Мы все — левые утописты»: Российские художники создают профсоюз и требуют гособеспечение

«Мы все — левые утописты»: Российские художники создают профсоюз и требуют гособеспечение
«На смену незащищенности придет безусловный базовый доход»

«Наши потери — более 15 миллионов рублей»: Как московские музеи и галереи выходят из карантина
«Наши потери — более 15 миллионов рублей»: Как московские музеи и галереи выходят из карантина Социальное дистанцирование, отказ от новых выставок и продленные часы работы
«Наши потери — более 15 миллионов рублей»: Как московские музеи и галереи выходят из карантина

«Наши потери — более 15 миллионов рублей»: Как московские музеи и галереи выходят из карантина
Социальное дистанцирование, отказ от новых выставок и продленные часы работы

«Лютик»: Как Саша Москалец записала самый летний русский альбом этого года. И самый упаднический
«Лютик»: Как Саша Москалец записала самый летний русский альбом этого года. И самый упаднический «В сольном проекте у меня есть возможность выкрутить фейдер искренности на максимум»
«Лютик»: Как Саша Москалец записала самый летний русский альбом этого года. И самый упаднический

«Лютик»: Как Саша Москалец записала самый летний русский альбом этого года. И самый упаднический
«В сольном проекте у меня есть возможность выкрутить фейдер искренности на максимум»

Тэги

Сюжет

Места

Прочее

Новое и лучшее

5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения»

Большой гид по нижегородскому стрит-арту

Испорченная репутация: Почему модная индустрия перестала использовать текстиль из каннабиса?

Кира Коваленко — О войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова

26 главных событий недели

Первая полоса

5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения»
5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения» Смотрим сериал вместе с психологом
5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения»

5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения»
Смотрим сериал вместе с психологом

Большой гид по нижегородскому стрит-арту
Большой гид по нижегородскому стрит-арту Самые значимые работы одной из столиц уличного искусства
Большой гид по нижегородскому стрит-арту

Большой гид по нижегородскому стрит-арту
Самые значимые работы одной из столиц уличного искусства

Испорченная репутация: Почему модная индустрия перестала использовать текстиль из каннабиса?
Испорченная репутация: Почему модная индустрия перестала использовать текстиль из каннабиса? И только недавно вновь вернулась к этому материалу
Испорченная репутация: Почему модная индустрия перестала использовать текстиль из каннабиса?

Испорченная репутация: Почему модная индустрия перестала использовать текстиль из каннабиса?
И только недавно вновь вернулась к этому материалу

Кира Коваленко — О войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова
Кира Коваленко — О войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова Большой разговор с режиссером фильма «Разжимая кулаки»
Кира Коваленко — О войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова

Кира Коваленко — О войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова
Большой разговор с режиссером фильма «Разжимая кулаки»

26 главных событий недели
26 главных событий недели Луна, Dakooka, «Сплин», фестиваль корейского кино, вечеринка Popoff Kitchen и Seaside Bazaar
26 главных событий недели

26 главных событий недели
Луна, Dakooka, «Сплин», фестиваль корейского кино, вечеринка Popoff Kitchen и Seaside Bazaar

На кота, маникюр и психотерапию: Какие необычные выплаты можно получить в российских компаниях
На кота, маникюр и психотерапию: Какие необычные выплаты можно получить в российских компаниях
На кота, маникюр и психотерапию: Какие необычные выплаты можно получить в российских компаниях

На кота, маникюр и психотерапию: Какие необычные выплаты можно получить в российских компаниях

Минималистичная двухкомнатная квартира на Котельнической набережной
Минималистичная двухкомнатная квартира на Котельнической набережной
Минималистичная двухкомнатная квартира на Котельнической набережной

Минималистичная двухкомнатная квартира на Котельнической набережной

Зачем торговым сетям собственные бренды продуктов
Спецпроект
Зачем торговым сетям собственные бренды продуктов И почему такие товары стоят дешевле аналогичных
Зачем торговым сетям собственные бренды продуктов
Спецпроект

Зачем торговым сетям собственные бренды продуктов
И почему такие товары стоят дешевле аналогичных

Пивозавры

Пивозавры«В большом городе каждый третий — пивозавр»

Пивозавры

Пивозавры «В большом городе каждый третий — пивозавр»

«Разжимая кулаки»: Долгожданный фильм Киры Коваленко — выпускницы мастерской Сокурова
«Разжимая кулаки»: Долгожданный фильм Киры Коваленко — выпускницы мастерской Сокурова Теплая драма о молодой осетинке, скованной цепью с семьей
«Разжимая кулаки»: Долгожданный фильм Киры Коваленко — выпускницы мастерской Сокурова

«Разжимая кулаки»: Долгожданный фильм Киры Коваленко — выпускницы мастерской Сокурова
Теплая драма о молодой осетинке, скованной цепью с семьей

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики» Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons

Нападения на журналистов, фальсификации и досрочное празднование победы единороссов: Как прошли выборы в Госдуму-2021
Нападения на журналистов, фальсификации и досрочное празднование победы единороссов: Как прошли выборы в Госдуму-2021
Нападения на журналистов, фальсификации и досрочное празднование победы единороссов: Как прошли выборы в Госдуму-2021

Нападения на журналистов, фальсификации и досрочное празднование победы единороссов: Как прошли выборы в Госдуму-2021

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре

Важная встреча: Как устроить свидание с собой
Спецпроект
Важная встреча: Как устроить свидание с собой И какой аромат для этого выбрать
Важная встреча: Как устроить свидание с собой
Спецпроект

Важная встреча: Как устроить свидание с собой
И какой аромат для этого выбрать

«Есть подозрения, что вы торгуете наркотиками»: Как москвичке угрожали волгоградские полицейские
«Есть подозрения, что вы торгуете наркотиками»: Как москвичке угрожали волгоградские полицейские И что делать, если вас удерживают люди в штатском
«Есть подозрения, что вы торгуете наркотиками»: Как москвичке угрожали волгоградские полицейские

«Есть подозрения, что вы торгуете наркотиками»: Как москвичке угрожали волгоградские полицейские
И что делать, если вас удерживают люди в штатском

Мой дом, мои правила:
Как осознанно обустроить свое жилье
Спецпроект
Мой дом, мои правила: Как осознанно обустроить свое жилье И стараться не вредить природе
Мой дом, мои правила:
Как осознанно обустроить свое жилье
Спецпроект

Мой дом, мои правила: Как осознанно обустроить свое жилье
И стараться не вредить природе

«Папа и Пингвин»: Сказки о внутренней свободе, написанные в минском СИЗО
«Папа и Пингвин»: Сказки о внутренней свободе, написанные в минском СИЗО
«Папа и Пингвин»: Сказки о внутренней свободе, написанные в минском СИЗО

«Папа и Пингвин»: Сказки о внутренней свободе, написанные в минском СИЗО

Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education 
и другие релизы недели
Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели Что слушать, смотреть и читать прямо сейчас
Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education 
и другие релизы недели

Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели
Что слушать, смотреть и читать прямо сейчас

До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?
До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того? Когда-нибудь она станет частью велопути из Москвы в Петербург
До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?

До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?
Когда-нибудь она станет частью велопути из Москвы в Петербург

Кто такая Маша Платонова
Кто такая Маша Платонова Студентку Вышки и дизайнерку Максима Каца обвиняют в склонении к массовым беспорядкам
Кто такая Маша Платонова

Кто такая Маша Платонова
Студентку Вышки и дизайнерку Максима Каца обвиняют в склонении к массовым беспорядкам

Подпишитесь на рассылку