2 июля, суббота
Москва
Войти

«Я стал более легким»: Чему учат на московских театральных курсах Рассказывают преподаватели и студенты лаборатории Валерия Караваева, кружков в Центре Мейерхольда и Gogol School

«Я стал более легким»: Чему учат на московских театральных курсах

В последние несколько лет в Москве появилось несколько заметных театральных школ для непрофессионалов. The Village поговорил с преподавателями и студентами таких театральных курсов, чтобы узнать, чему там учат и зачем менеджерам, финансистам и архитекторам актерское мастерство. 

Лаборатория Валерия Караваева

СТОИМОСТЬ: от 14 900 рублей до 16 900 рублей за 12 занятий

Авторский курс актера и режиссера Валерия Караваева, рассчитанный на 12 занятий. В основе метода — система Михаила Чехова, Вячеслава Кокорина и самого Караваева


Валерий Караваев

автор и ведущий лаборатории, актер «Практики», режиссер проектов Google

Я верю, что человеку присущ инстинкт театральности. Талант актера — самый естественный и свойственный человеку. Так или иначе он сопровождает нас всю жизнь: сама способность коммуницировать с другими людьми связана с актерскими способностями. И вот этот избыток творческой энергии, если ее никак не реализовывать, накапливается, и человека как будто бы начинает жечь внутренний огонь. Чтобы выплеснуть эту энергию, люди и приходят к нам.  

Часто театральные школы мотивируют заниматься у них как бы из ситуации нужды, как будто туда должны идти люди, у которых что-то не так. К примеру, человек зажат или у него что-то не получается, и для того, чтобы получилось, нужно приобрести какие-то навыки — актерская школа обязательно в этом поможет. Безусловно поможет, но этим дело не ограничивается. 

Наша лаборатория существует фактически два года, и у нее два основных направления — краткосрочные курсы и мини-театр, который сформировался из студентов первых наборов. 

Если говорить о методе, то за основу берется система Вячеслава Кокорина, которая во многом строится на системе Михаила Чехова. Если по Станиславскому главное — это действие, то у Кокорина — восприятие. Мы в школе руководствуемся принципом «ничего не играть». Мы стараемся создать такое пространство, где студент перестает что-то изображать и вести себя неестественно, а свободно существует, будучи самим собой. 

Десять занятий мы копим материал для спектакля и ставим его все вместе — это не режиссерская постановка. Я скорее как повивальная бабка — помогаю актерам разразиться идеями. За основу берем тексты разных авторов — от Вырыпаева до Набокова. Этим летом ставили вырыпаевскую пьесу «UFO», автор — большой друг нашей лаборатории.


Владимир Афонин

управляющий директор сети «Федерация йоги», студент лаборатории Валерия Караваева

Когда много работаешь и руководишь большой компанией, хочется какой-то яркой жизни, спонтанности и творчества. Я пришел к Валере летом на интенсив по пьесе Ивана Вырыпаева «UFO». Это был очень серьезный тренинг: занятия по три часа после работы до позднего вечера, нас чуть ли не с охраной выставляли. Но это как раз тот случай, когда времени не замечаешь, просто живешь. 

У нас подобралась удивительная группа, мы открылись друг другу уже на втором занятии, потому что иначе никак. 

Мы работали с вниманием, воображением и телом. Задания были самые разные. Например, мы придумывали персонажей и рассказывали истории от их лица. У меня был домовой, который спасал людей от лишних мыслей, чтобы они не заморачивались и все не усложняли. 

Нам рассказывали о классической театральной школе, о методе Станиславского, о Мейерхольде и Чехове. Теории на занятиях было не больше одной пятой, и мы ее сразу отрабатывали.

Напрашивается куча восторженных слов, потому что для меня каждое занятие — это восторг. Возвращаясь домой, с удовольствием прокручивал все в голове. Лаборатория помогла мне избавиться от напряжения, я стал более легким. 

Все это очень вдохновляет. Когда ставили спектакль — финал, занавес, — ощущение счастья. Было сложно поверить, что мы за 12 занятий сможем подготовить такую серьезную штуку. 


Gogol School 

Стоимость: 11 тысяч рублей в месяц (8 занятий)

Экспериментальная актерская лаборатория актеров «Гоголь-центра», а также курсы вокала, пластики и современного искусства.


Илья Ромашко

сооснователь Gogol School, актер «Гоголь-центра» 

В какой-то момент я поверил, что непрофессиональные с общепринятой точки зрения люди могут загореться идеей, выйти на сцену и сделать работу высокого качества. Актерское мастерство — это не диплом и технические навыки, это степень внутренней свободы и раскрепощения. Ремесленные навыки могут пригодиться, только если человеку есть что сказать. 

У наших студентов вечно свербит – огоньки и искорки внутри не дают покоя. На первый взгляд, каждый из них достиг определенного успеха в профессии, будь он банкир, юрист или менеджер. Но внутри что-то ноет, рвет и просит выхода. Это единственный критерий, по которому мы отбираем. Нет искорки — до свидания. 

Мы работаем с каждым конкретным студентом и его потребностями. В первую очередь мы выстраиваем отношения человека с самим собой и, как следствие, с миром. Работаем с телом, голосом, эмоциональным аппаратом. Нужно не только уметь чувствовать, но и не стесняться эти чувства выражать. 

Мы не готовим к поступлению в театральные вузы. Не готовим актеров-ремесленников, для которых кино и театр — способ заработка. 

Бренд «Гоголь-центра» накладывает ответственность: мы можем экспериментировать, ошибаться, исправлять и бесконечно пробовать, но не халтурить. 

Все преподаватели школы — актеры «Гоголь-центра», и это важно. Мы все из одной лодки, а значит, на одной волне. В каждой группе свои методы, но все преподаватели понимают, куда ведут студентов. 

Экспериментальность нашей школы заключается в самой ее идее — сделать работу высокого уровня с людьми без профессиональных навыков. Я верю, что через два-три года из наших студентов может получиться полноценная труппа. 

А пока студенты только пробуют сцену и зрителя. Этим летом мы выступили в «Музеоне» с перформансом хореографа Иры Га и на Artplay с перформансом, поставленным Юрием Муравицким. Ранее вошли в программу «Ночи музеев в Манеже» с собственным спектаклем. У нас всегда проходят промежуточные показы в стенах нашей школы.


Дарья Дурнева

архитектор-дизайнер в NB-Studio, студентка Gogol School 

Актрисой я становиться никогда не собиралась, работу свою люблю. В Gogol School мне понравилась основная идея, как я ее поняла: занятия театром для познания себя и окружающих. 

Перед отбором думала: «Вот зачем мне это все надо? У меня есть любимая профессия, творческая, куда я прусь». После отбора по дороге домой ревела, была уверена, что меня не возьмут. Но взяли почему-то.

У нас получилась прекрасная группа: и ребята, и преподаватели — все со своим подходом, интересом. С кем-то легче, с кем-то сложнее. В любом состоянии — уставшая или после долгого перелета — я с радостью ехала на занятия.  

Наверное, хорошо пойти учиться чему-то новому, когда в жизни ты уже устаканился. Удивительно, как начинает сопротивляться мозг, когда у тебя что-то не получается, а нужно работать сразу и телом, и словом, и эмоциями.  

Мы делаем много интересных упражнений. Как-то нам дали задание — показать что хочешь. Я тогда придумала довольно личный этюд, но стеснялась его показывать. В итоге выступила и почувствовала, что на самом деле все могу, надо просто пробовать. 

Я шла сюда, чтобы раскрепоститься, стать свободнее, и это постепенно происходит. Произошли изменения, напрямую не связанные с актерским мастерством. Я стала принимать себя всякой, а не только самой лучшей и прекрасной. Еще, делая этюды, я поняла, как мне нравится сценография. Теперь пробую себя в этом.


Кружки при Центре им. Мейерхольда

Стоимость: 4 000 рублей за 8 занятий в кружке сцендвижения

Резиденты ЦИМа — драматурги, хореографы, композиторы — учат всех желающих создавать перформансы, рассказывать истории и выступать в жанре стендап-комедии. 


Виталий Боровик

ведущий кружка сценического движения, артист театра «Ленком», хореограф

В кружке мы учимся раскрепощать свое тело, чтобы оно было инструментом для выражения мыслей, желаний, эмоций — всего того, что можно назвать внутренним миром. Для многих это непривычно — люди привыкли выражаться словами. Мы не учим какой-то конкретной технике, мы синтезируем разные (современный танец, физический театр, перформанс и другие), чтобы каждый мог найти собственный способ донесения мысли. Мы не просто танцуем — мы пытаемся через театр понять, кто мы и в каком мире живем, и выразить это через свое тело. К примеру, мы делаем упражнения на взаимодействие с партнером, потом анализируем их и, исходя из своих ощущений, ставим импровизации. 

В конце прошлого года мы показали в ЦИМе спектакль. Я предложил студентам выбрать любой отрывок из прозы Даниила Хармса, который совпадал бы по смыслу с тем, что волнует их самих. В ходе работы мы пытались выявить и решить те проблемы, которые были актуальны для участников в тот момент. 


Анна Марголина

финансист в банке, студентка кружка сценического движения

Моя работа в банке далека от творчества и занятий сцендвижением, но мне это очень нравится. К театру меня тянуло с детства. Недавно я решила попробовать выйти из роли пассивного зрителя и понять, как создается эта магия.  

С первого занятия в кружке меня затянуло. Мы делали парные импровизации, и было удивительно, что между незнакомыми людьми, которые впервые встретились два часа назад, возникают целые истории с развитием сюжета, причем возникают без слов. 

На занятиях мы двигались от простых тренингов к сложным, постепенно добавляя в работу тексты Хармса. Настоящим событием стала наша первая общая импровизация, которую мы делали минут сорок. Помню, в тот раз мы читали тексты по несколько человек на одном стуле, строили геометрические конструкции с участием партнеров, в какой-то момент я даже обнаружила себя читающей рэп и разговаривающей лишь поговорками. Для итогового перформанса нужно было разобрать свой текст, понять отношение к нему и выразить это движениями. 

В итоге мы делали два показа в ЦИМе, и второй раз был волшебным: в импровизации мы были единым целым, понимали и развивали инициативы друг друга. И самое важное для меня — то, что эта общая магия из занятий перетекает и в жизнь. Мы все подружились и теперь работаем над новой постановкой.


Театр-мюзикл MESS

Стоимость: 9 500 рублей в месяц

Театральная студия, музыкальный театр и курсы английского для тех, кто всегда мечтал петь на Бродвее.


Надежда Софинская

директор и художественный руководитель театра МЕSS

MESS открылся в 2004 году как спецкурс языковой школы, основной идеей которого было изучение языка через актерскую игру. Но с появлением новых дисциплин он превратился в полноценный музыкальный театр на английском языке. 

Я не знаю другого такого места в Москве, где сочетали бы и пение, и танцы, и театр, и английский, так что проект уникальный. Мы берем профессиональные бродвейские мюзиклы и несколько раз в год выступаем с ними. 

Занятия идут по трем основным дисциплинам: актерское мастерство на английском, вокал (ансамблевый и индивидуальный) и хореография. На вокале студенты разучивают материал по партиям, которые затем сводятся между собой и с солистами. Мы учим все на слух, без нот, так что для тех из нас, у кого нет музыкального образования, это особый челлендж. 

Мы учим и танцы — от классической школы балета до джаз-модерна и контемпорари. В одном мюзикле могут сочетаться совершенно разные стили. На занятиях по драме, как и в любом актерском вузе, сначала занимаемся сценречью, артикуляцией, ставим этюды, много работаем с пластикой тела, развиваем способности в работе с партнерами по сцене, а уже потом начинаем непосредственно репетиции мюзикла. 

Основной язык проекта — английский, поэтому многие студенты раньше отсеивались на кастинге из-за недостаточного уровня владения языком, без которого невозможно заниматься с преподавателем-носителем. А с этого года мы ввели английский язык как дисциплину, так что это больше не проблема. 

Среди наших студентов — химики, программисты, экономисты, журналисты, но не актеры, поэтому большую часть времени занимает образовательный процесс. Приятный бонус — это выступление перед зрителями на настоящей сцене: со светом, микрофонами, декорациями и костюмами, чтобы почувствовать себя, как актеры на Бродвее. Этой осенью мы ставим мюзикл Godspell на сцене Московского театра кукол. Надо понимать, что студенты не сразу выходят на сцену. Сначала участвуют в массовке и только через пару лет исполняют главные роли. Хотя многое зависит от старания и дисциплины.


Михаил Гринберг

менеджер по работе с клиентами в научном издательстве, студент MESS

Я с детства участвовал в разных творческих мероприятиях, восемь лет учился в музыкальной школе и даже собирался поступать на дирижера, но поступил в итоге на химика-технолога.

В MESS я попал больше пяти лет назад, когда учился на последних курсах, а сейчас вся моя жизнь по большей части крутится вокруг него. Вплоть до того, что со своей девушкой и всеми нынешними друзьями я познакомился здесь. 

MESS — не обычные курсы, это вообще не курсы, а почти вторая работа. Театральные школы в своей массе предлагают обучение на какой-то период с конечным результатом, а тут просто начинается новая жизнь. У нас человек либо отсеивается на первых порах, либо остается надолго. Посещать занятия иногда приходится по четыре раза в неделю. Можете совершенно забыть про субботу, а в отдельных случаях мы репетировали и по воскресеньям. 

Вопрос даже не в том, как театр совмещать с работой, а скорее как работу совмещать с театром. Зато в итоге получается «универсальный боец»: все-таки нужно петь как сольно, так и в хорах, танцевать, играть, да еще и на английском без акцента. Здесь ты начинаешь чувствовать язык. Когда перед тобой садится режиссер и требует в деталях описать ему все мотивации твоего персонажа на английском, хочешь не хочешь, но пробьешь языковой барьер. 

Я, наверное, отношусь к тому типу людей, которые просто не могут жить без сцены. Каждое выступление — это такое локальное чудо. Если я не выступаю на сцене, мне становится плохо.


Фотографии: обложка - GOGOL school, 1 – Лаборатория Валерия Караваева, 2 – GOGOL school, 3 – Центр им. Мейерхольда, 4 – Театр-мюзикл MESS

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Теории и практики: Редакция The Village идёт учиться
Теории и практики: Редакция The Village идёт учиться Диджеинг, макияж, шитьё, рисование и другие умения, которые мы освоили (или не освоили) за месяц
Теории и практики: Редакция The Village идёт учиться

Теории и практики: Редакция The Village идёт учиться
Диджеинг, макияж, шитьё, рисование и другие умения, которые мы освоили (или не освоили) за месяц

Народный Хеллоуин: Что не так со спектаклем «Черный русский»
Народный Хеллоуин: Что не так со спектаклем «Черный русский» Длинные косы и шипованные каблуки на премьере ожидаемой постановки Максима Диденко
Народный Хеллоуин: Что не так со спектаклем «Черный русский»

Народный Хеллоуин: Что не так со спектаклем «Черный русский»
Длинные косы и шипованные каблуки на премьере ожидаемой постановки Максима Диденко

«За отказ говорить не могут сделать ничего»: Что нужно знать, если вас останавливает полиция
«За отказ говорить не могут сделать ничего»: Что нужно знать, если вас останавливает полиция Полицейский и адвокат рассказывают, как действовать, если вас неожиданно решили досмотреть
«За отказ говорить не могут сделать ничего»: Что нужно знать, если вас останавливает полиция

«За отказ говорить не могут сделать ничего»: Что нужно знать, если вас останавливает полиция
Полицейский и адвокат рассказывают, как действовать, если вас неожиданно решили досмотреть

Владелица Saperavi Cafe и «Вай Мэ!» Хатуна Колбая — о скандалах вокруг ее заведений
Владелица Saperavi Cafe и «Вай Мэ!» Хатуна Колбая — о скандалах вокруг ее заведений А также о планах на будущее и о том, почему рэпер Тимати победит все московские бургерные
Владелица Saperavi Cafe и «Вай Мэ!» Хатуна Колбая — о скандалах вокруг ее заведений

Владелица Saperavi Cafe и «Вай Мэ!» Хатуна Колбая — о скандалах вокруг ее заведений
А также о планах на будущее и о том, почему рэпер Тимати победит все московские бургерные

Тэги

Сюжет

Прочее

Новое и лучшее

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»

«Идея была моя, но сделал это не я»

Первая полоса

The Village становится платным
The Village становится платным Как продолжить читать нас
The Village становится платным

The Village становится платным
Как продолжить читать нас

Слово редакции
Слово редакции Ридерки и ридеры проекта — об идее опен-колла, выборе текстов и роли литературы в мире, где идет *****
Слово редакции

Слово редакции
Ридерки и ридеры проекта — об идее опен-колла, выборе текстов и роли литературы в мире, где идет *****

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»
«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове» Михаил Бородин — о фильме «Продукты 24» и рабстве в России
«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»
Михаил Бородин — о фильме «Продукты 24» и рабстве в России

Мошенники рассылают письма от имени The Village
Мошенники рассылают письма от имени The Village Рассказываем, что об этом известно
Мошенники рассылают письма от имени The Village

Мошенники рассылают письма от имени The Village
Рассказываем, что об этом известно

«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию
«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию
«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию

«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

«С точки зрения искусства это убийство»
«С точки зрения искусства это убийство» Реакция режиссеров, актеров и критиков на закрытие «Гоголь-центра»
«С точки зрения искусства это убийство»

«С точки зрения искусства это убийство»
Реакция режиссеров, актеров и критиков на закрытие «Гоголь-центра»

«Идея была моя, но сделал это не я»
«Идея была моя, но сделал это не я» Как интернет реагирует на комиков, пошутивших про изнасилование
«Идея была моя, но сделал это не я»

«Идея была моя, но сделал это не я»
Как интернет реагирует на комиков, пошутивших про изнасилование

За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды
За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды Мы с ними поговорили
За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды

За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды
Мы с ними поговорили

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды
«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды За моду взялись «настоящие патриоты»
«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды
За моду взялись «настоящие патриоты»

Десять лет колонии за пять предложений в соцсети
Десять лет колонии за пять предложений в соцсети Как на адвоката Дмитрия Талантова завели уголовку за дискредитацию российской армии
Десять лет колонии за пять предложений в соцсети

Десять лет колонии за пять предложений в соцсети
Как на адвоката Дмитрия Талантова завели уголовку за дискредитацию российской армии

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»
«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности» Реакция твиттера на праздник, который ввел Путин
«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»
Реакция твиттера на праздник, который ввел Путин

Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России
Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России Леонид Стерник — о том, какое вино мы будем пить теперь и стоит ли делать запасы
Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России

Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России
Леонид Стерник — о том, какое вино мы будем пить теперь и стоит ли делать запасы

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость» Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?
ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?
ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?

ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?

Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****
Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время ***** Исследование социологини Кати Дегтяревой
Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****

Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****
Исследование социологини Кати Дегтяревой

«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»
«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут» Юрист Арсений Левинсон — об альтернативной службе
«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»

«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»
Юрист Арсений Левинсон — об альтернативной службе

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»
«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум» И готовы ли платить дальше
«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»
И готовы ли платить дальше

Подпишитесь на рассылку