26 мая, четверг
Москва
Войти

Дары смерти: Что нужно знать о выставке Яна Фабра в Эрмитаже Кровь, панцири жуков, мертвые животные и рисунки шариковой ручкой на выставке главного романтика в современном искусстве

Дары смерти: Что нужно знать о выставке Яна Фабра в Эрмитаже

В пятницу в Эрмитаже открывается выставка «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния — воин красоты» — большая ретроспектива одного из самых известных современных художников. Проектов, подобных по масштабу (а под выставку будут задействованы залы Зимнего дворца, Нового Эрмитажа и Главного штаба), до сих пор не удостаивался ни один современный автор. Причин, по которым музей предоставляет Фабру особые права, несколько, но главная кроется в его трепетном отношении к классическому искусству, в диалоге с которым он строит большинство своих инсталляций.

Ян Фабр. Рыцарь отчаяния – воин красоты. Jan Fabre Knight of Despair / Warrior of Beauty #hermitage_museum #visit_hermitage

Фото опубликовано Эрмитаж / Hermitage Museum (@hermitage_museum)

Опыт подобных эрмитажному проектов у Фабра тоже есть. Восемь лет назад он уже делал нечто подобное в Лувре: в зале парадных портретов раскладывал надгробные плиты, среди которых полз гигантский червяк с человеческой головой, в другом — выставлял железную кровать и гроб, инкрустированные переливающимися жуками-златками, были там и чучела животных, и позолоченная скульптура и рисунки. Фабр — внук знаменитого французского энтомолога Жана-Анри Фабра, которого Виктор Гюго называл «Гомером насекомых». Это важно держать в голове при виде панцирей, скелетов, рогов и дохлых собак, чучела которых он часто использует, — чтобы понять, что все эти шокирующие неподготовленного зрителя предметы — не самоцель, но естественный способ осмысления реальности человеком, который с детства был окружен коллекциями заспиртованных тварей в колбах.

Чучела неизбежно станут самыми обсуждаемыми экспонатами. Например, сразу несколько работ из серии «Черепа», Фабр размещает в зале Снейдерса рядом с его натюрмортами, изобилующими дичью, рыбой, овощами и фруктами, как бы намекая на тлен, что стоит за ломящимися от яств столами. Но чучела — лишь малая часть того, что покажут в Эрмитаже в рамках выставки художника.

The Village составил краткий гид по творчеству Фабра и попросил ассистента куратора Анастасию Чаладзе прокомментировать отдельные работы.

«Ян Фабр: Рыцарь отчаяния — воин красоты» 

Где: Государственный Эрмитаж (Дворцовая пл., 2) 

Когда: 22 октября — 9 апреля 

Стоимость: 400 рублей 

 HERMITAGEMUSEUM.ORG

Наука и искусство

В 2011 году на Венецианской биеннале Фабр представил реплику микеланджеловской «Пьеты», в которой фигура Смерти держит на коленях тело художника с человеческим мозгом в руках. Выставка тогда наделала много шума: кому-то не понравилось заимствование канонического христианского образа, кто-то увидел в работе лишь попытку шокировать публику. В реальности идею следует объяснять тем неподдельным восторгом, который у Фабра вызывает призрак средневекового художника-ученого. При этом, учитывая, что со времен да Винчи наука шагнула вперед и реально способствовать научному прогрессу современные авторы не могут,  Фабру остается одно — идеализировать и романтизировать образ человека, познающего мир.


«Человек, который измеряет облака» (1998)

комментарий Анастасии Чаладзе:

«Это первая работа, которую видит зритель, если начинает знакомство с выставкой с Зимнего дворца: скульптура встречает людей еще во дворе, сразу за центральными воротами. На мой взгляд, этот образ отлично раскрывает Фабра как сентиментального человека и художника. Мы привыкли к тому, что современные авторы часто обращены к политической и социальной сферам жизни общества, а Фабр остается романтиком: кому-то образ человека, измеряющего облака линейкой, может показаться глупостью, но для него этот герой — символ служения своей идее и мечте».

Кровь

Одна из первых выставок Фабра, которую он показал в 1978 году, называлась «Мое тело, моя кровь, мой пейзаж» и состояла из картин, написанных кровью. Идея использовать собственное тело для работы уже не была нова, однако, возможно, именно Фабр первым сумел перенести опыт из плоскости художественного эксперимента в область осознанного высказывания, не просто намекая на собственную исключительность, но и подчеркивая жертвенную природу искусства. Помимо ранних работ кровью, в Эрмитаж привезли современную инсталляцию «Я позволяю себе истекать» — гиперреалистичный силиконовый автопортрет-манекен, который стоит, уткнувшись носом в репродукцию картины Рогира ван дер Вейдена «Портрет турнирного судьи».


«Я позволяю себе истекать» (2007) 

комментарий Анастасии Чаладзе:

«Это метафора вторжения современного художника в историю искусств. С одной стороны, результат печальный: кровотечение из носа — иллюстрация поражения современного художника перед мастерами прошлого. С другой — инсталляция будет размещена между двумя полихромными порталами с изображением сцен из жизни Христа, и это придает всей композиции новый смысл, намекая на то, что Фабр мыслит себя Спасителем от мира искусства. Это довольно смелое заявление, но в нем нет ничего принципиально нового: начиная со Средневековья, у художников было принято переносить на себя муки, чтобы испытать состояния священной истории, отказываясь от богатства и развлечений, чтобы быть ближе к состоянию персонажей, которых они изображали на своих картинах».

Мозаики из панцирей жуков

Одна из наиболее известных техник Фабра — это мозаики, которые он выкладывает из переливающихся панцирей жуков-златок. Ими он выкладывал потолки и люстры королевского дворца в Брюсселе и бесчисленное количество более компактных инсталляций и скульптур. Жуков Фабр совершенно искренне считает чуть ли не самыми совершенными живыми существами и восхищается природной логикой, сумевшей так просто и эффектно защитить этих весьма хрупких существ от опасностей.


«После пира короля»
(2016)  

комментарий АНАСТАСИИ ЧАЛАДЗЕ:

«Ванитас — феномен, который был очень популярен в XVII веке, это такое отрицательное, негативное восприятие развлечений, намек на то, что радости жизни — это пустое и надо думать о каких-то более важных вещах. В зале висит знаменитое полотно Якоба Йорданса „Бобовый король“ с изображением пира, а рядом — работа Фабра „После пира короля“, которая не является прямым комментарием, но в каком-то смысле показывает то, что происходит после праздника. Мы видим здесь пустоту, кости и мух, слетевшихся на падаль, и посреди этого одинокую собаку, которая осталась верна неизвестно чему».

Рисунки шариковой ручкой Bic

Еще одна необычная техника в коллекции Фабра — рисунки, которые он делает с помощью простых шариковых ручек Bic. Самая известная работа в этой технике — гигантское панно «Синий час» из коллекции Королевского художественного музея Бельгии. Для Эрмитажа художник нарисовал специальную серию реплик на работы Рубенса, которые во время выставки будут висеть в одном зале с оригиналами. Ценность их особенно высока, поскольку Рубенс в судьбе Фабра играет особую роль. Собственно, именно после посещения в детстве дома Рубенса в Антверпене у Фабра, по его признанию, и возник интерес к искусству.


«Появление и исчезновение Антверпена I» (2016)  

комментарий АНАСТАСИИ ЧАЛАДЗЕ:

«На самом деле разглядеть что-либо в этих работах трудно. Зрители воспринимают их просто как синие квадраты, спрашивают: „Что это с рисунками, они что, такие старые, что на них ничего не видно?“ Фабр же сознательно не захотел использовать дополнительный свет, видимо, обыгрывая название серии „Появление и исчезновение“. Хотя, если постараться, с какой-то точки можно разглядеть фигуру, узнать знакомую позу». 

Помощники

Фабр не работает один — подобно тому, как это было заведено у Рубенса, в его собственной мастерской постоянно трудится множество помощников, без помощи которых художнику было бы не под силу изготовить и сотую долю своих поражающих масштабом проектов. Значение их работы Фабр не умаляет, а, как в случае с серией рельефов из каррарского мрамора «Мои королевы», специально подчеркивает. Профильные парадные портреты изображают женщин, которые окружают художника: это помощницы в его студии, менеджеры и секретари. Фабр превозносит их до уровня королев, заигрывая с парадными портретами Ван Дейка, но при этом снижает традиционный для этого жанра пафос, надевая на своих моделей праздничные колпаки для детских праздников.


«Мои королевы» (2016)

слева: Катрин Гентская

справа: Софи Гентская

комментарий АНАСТАСИИ ЧАЛАДЗЕ:

«Серия в зале Ван Дейка выполнена специально для Эрмитажа. На выбор жанра парадного портрета Фабра натолкнула сама архитектура: наверху, в центральной кассете, есть изображения деятелей искусств, портреты которых, как ожерелье, украшают карниз и выполнены схожим образом. В этой серии есть и одна скульптура — „Моя будущая королева Бельгии Елизавета“. Юная наследница бельгийского престола изображена опять же в контрасте с парадными портретами Ван Дейка в повседневной одежде и в смешливом колпачке».

Автопортреты

К жанру автопортрета Фабр прибегает при любом удобном случае. Здесь нужно вспомнить, что он еще и прославленный режиссер, что во многом объясняет его страсть примерять на себя неожиданные, подчас комичные образы: помимо образа Христа или средневекового рыцаря, Фабру неоднократно случалось представать перед зрителями в образе жука, вампира, бандита-головореза и даже осла.


«Исчезновение
художника» (2008)

комментарий АНАСТАСИИ ЧАЛАДЗЕ:

«Это важная тема для Фабра — метаморфозы, изменения: человек корчит гримасу перед зеркалом, меняет образ, стареет. Фабр считает, что любой портрет — это метаморфоза. В зале будет представлено множество автопортретов Фабра, примеряющего на себя различные образы. Фабр изображает себя в обличье Ван Гога с отрезанным ухом, Супермена, вампира, где-то приделывает себе ослиные уши, где-то — рога: для него это постоянная игра. Изменения и метаморфозы — важная стратегия его творческого кредо».

Рыцарство

Название проекту Фабра в Эрмитаже дал его же перформанс, который художник провел в летом. Облачившись в специально изготовленные доспехи, он, подобно паломнику, обошел залы дворца, то и дело останавливаясь и целуя экспонаты. Рыцарский зал — последний в маршруте по основному музейному комплексу, здесь Фабр концентрирует все, что связано у него с рыцарством: перформанс с Мариной Абрамович, костюмы от этого перформанса, а еще доспехи, которые он делает из жуков.


Ян Фабр и Марина Абрамович «Дева/Воин» (2004)

комментарий АНАСТАСИИ ЧАЛАДЗЕ:

«Если абстрагироваться от концепции выставки, мы смотрим на то, как современный художник попал в классический музей и как между ними происходит взаимодействие. Это не интервенция. Напротив — он оставляет свои работы здесь как некий символ собственного присутствия: он стоит на страже, следит за тем, что происходит. Он ни в коем случае не пытается соревноваться с мастерами прошлого. Он остается здесь, как верный рыцарь, вторящий их идеям прекрасного, защищает и оберегает музей».


Изображения: Angelos bvba/Jan Fabre

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Архитектура Эрмитажа не должна подавлять»: Джеффри Дэйли — о правильном музейном дизайне
«Архитектура Эрмитажа не должна подавлять»: Джеффри Дэйли — о правильном музейном дизайне Бывший главный дизайнер музея Метрополитен в Нью-Йорке делится с The Village секретами мастерства
«Архитектура Эрмитажа не должна подавлять»: Джеффри Дэйли — о правильном музейном дизайне

«Архитектура Эрмитажа не должна подавлять»: Джеффри Дэйли — о правильном музейном дизайне
Бывший главный дизайнер музея Метрополитен в Нью-Йорке делится с The Village секретами мастерства

Финский модернизм в Эрмитаже: 10 лучших примеров
Финский модернизм в Эрмитаже: 10 лучших примеров Рабочий клуб Алвара Аалто, бар в отеле «Палас», церковь в Каннонкоски, кресло «Мяч» и другие экспонаты выставки «Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне»
Финский модернизм в Эрмитаже: 10 лучших примеров

Финский модернизм в Эрмитаже: 10 лучших примеров
Рабочий клуб Алвара Аалто, бар в отеле «Палас», церковь в Каннонкоски, кресло «Мяч» и другие экспонаты выставки «Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне»

Эрте в Эрмитаже: Что нужно знать о классике ар-деко и пионере унисекса
Эрте в Эрмитаже: Что нужно знать о классике ар-деко и пионере унисекса The Village составил краткий гид по выставке «Эрте — гений ар-деко: возвращение в Петербург»
Эрте в Эрмитаже: Что нужно знать о классике ар-деко и пионере унисекса

Эрте в Эрмитаже: Что нужно знать о классике ар-деко и пионере унисекса
The Village составил краткий гид по выставке «Эрте — гений ар-деко: возвращение в Петербург»

15 выставок осени в Петербурге
15 выставок осени в Петербурге Ян Фабр в Эрмитаже, «Кандинский и Россия», «Бумфест», Сальвадор Дали и другие события сезона
15 выставок осени в Петербурге

15 выставок осени в Петербурге
Ян Фабр в Эрмитаже, «Кандинский и Россия», «Бумфест», Сальвадор Дали и другие события сезона

Тэги

Люди

Места

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями

Хороший, плохой, русский

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

Первая полоса

Чем грозит отказ от Болонской системы обучения в России
Чем грозит отказ от Болонской системы обучения в России Упадок высшего образования и потеря связи с европейскими вузами
Чем грозит отказ от Болонской системы обучения в России

Чем грозит отказ от Болонской системы обучения в России
Упадок высшего образования и потеря связи с европейскими вузами

Сколько стоит жизнь в Якутске
Сколько стоит жизнь в Якутске Квартиры в домах на сваях, замороженная рыба и комедии, которые понимают только местные
Сколько стоит жизнь в Якутске

Сколько стоит жизнь в Якутске
Квартиры в домах на сваях, замороженная рыба и комедии, которые понимают только местные

Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями
Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями Avito и новый L'Occitane
Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями

Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями
Avito и новый L'Occitane

Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе
Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе Может ли она стать новым ковидом
Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе

Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе
Может ли она стать новым ковидом

«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»
«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»
«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»

«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»

«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны
«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны Главный сериал года от «Кинопоиска» — про ВИЧ, которого не было в СССР
«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны

«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны
Главный сериал года от «Кинопоиска» — про ВИЧ, которого не было в СССР

Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей
Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей В ответ обвинителя называют агентом спецслужб
Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей

Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей
В ответ обвинителя называют агентом спецслужб

Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»
Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»
Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»

Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»

Хороший, плохой, русский
Хороший, плохой, русский Реакция твиттера на предложение ввести антидискриминационные паспорта
Хороший, плохой, русский

Хороший, плохой, русский
Реакция твиттера на предложение ввести антидискриминационные паспорта

Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт
Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт
Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт

Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии
«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии
«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?
Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?
Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?

Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине
Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине Маффины в полевой кухне, танки и кружки со свастикой
Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине
Маффины в полевой кухне, танки и кружки со свастикой

Что известно о поджогах военкоматов после начала *****

И что об этом пишут в интернете

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?
Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги? И может ли налоговая узнать, где я нахожусь
Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?
И может ли налоговая узнать, где я нахожусь

Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»
Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа» «ФСИН — это наследие ГУЛАГа, система работает на уничтожение человека»
Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»

Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»
«ФСИН — это наследие ГУЛАГа, система работает на уничтожение человека»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

Что слушать про *****
Что слушать про ***** Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии
Что слушать про *****

Что слушать про *****
Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России «Важно не просто уехать, а что-то сделать»
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
«Важно не просто уехать, а что-то сделать»

Подпишитесь на рассылку